Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа д.Бурмистрово им. В.С. Чумака»
Искитимского района Новосибирской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2022 – 2023 учебный год
к дополнительной общеобразовательной программе
«Волшебный крючок»
(название дополнительной общеобразовательной программы)
Форма реализации программы – очная;
Год обучения – первый;
Возраст обучающихся – 7 – 15 лет.
Составитель: Балаганская
Елена Владимировна
2023 – 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Волшебный крючок» является художественно–эстетической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – групповой, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами вязания крючком. Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]: под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение,2014. - 111с. – (Стандарты второго поколения).
Особенностью программы является то, что на основе минимальных полученных знаний обучающиеся включаются в творческую деятельность и уже имеют возможность самостоятельно в творческом процессе изготавливать сувениры и игрушки, вязаные изделия. Программа «Волшебный крючок» предназначена для детей 7- 15 лет, интересующихся декоративно – прикладным искусством. Данный курс обучения направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки по вязанию крючком и нацелен на развитие творческих способностей детей средствами вязания.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 66 часов, 2ч в неделю.
Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире, развитие интереса к рукоделию, раскрытие творческого потенциала, организация досуга.
Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы:
Образовательные:
- научить четко, выполнять основные приемы вязания;
- обучить свободному пользованию схемами из журналов по вязанию;
- обучить экономному отношению к используемым материалам;
- научить применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развивать творческие способности;
- развивать фантазию, эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества,
эстетическое отношение к действительности;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение;
- умение доводить начатое дело до конца;
- формировать культуру взаимоотношений.
Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа)
Формы занятий:
Обучение по программе предполагает групповые, фронтальные, индивидуальные, коллективные формы занятий:
- Фронтальная, в зависимости от изучаемой темы;
- Индивидуальная – каждый ребенок работает над созданием своего изделия;
- Коллективная –оформление выставки и демонстрация изделий
Тематический план
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | В ТОМ ЧИСЛЕ |
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Безопасность жизнедеятельности | 1 | 1 | |
3. | Введение в курс | 1 | 1 | |
4. | Материаловедение | 1 | 1 | |
5. | Простые приемы работы с пряжей | 8 | 1 | 7 |
6. | Основные приемы вязания крючком | 9 | 1 | 8 |
7. | Вязание узорного полотна | 10 | | 10 |
8. | Сувениры | 15 | | 15 |
9. | Игрушки «Амигуруми» | 17 | | 17 |
10. | Творческие выставки. | 2 | | 2 |
11. | Итоговое занятие. | 1 | | 1 |
| Итого: | 66 | 6 | 60 |
Содержание
ТЕМА 1. Вводное занятие |
Теория | Ознакомительная беседа: рассказ о «Кудеснике»; беседа об объединении «Волшебный крючок»; цели и задачи первого года обучения; |
Практика | Заполнение анкеты «Расскажи о себе». Тест «Какое у тебя воображение». Игры на знакомство. |
ТЕМА 2. Безопасность жизнедеятельности |
Теория | Техника безопасной работы на занятии. Беседа + презентация «Поведение в экстремальных ситуациях». |
Практика | Познавательно-игровая программа «Светофорик». |
| ТЕМА 3. Введение в курс. |
Теория | Виды декоративно-прикладного искусства. История возникновения вязания. Значение вязания в современной жизни. Выразительные средства вязания. |
Практика | 1. Просмотр иллюстраций, журналов. 2. Просмотр выставки. |
| ТЕМА 4. Материаловедение. |
Теория | Происхождение и свойства ниток. Инструменты, используемые в ручном вязании. Строение крючка. Хранение материалов. Инструктаж по охране зрения и осанки. |
Практика | Определение вида пряжи. Определение свойства пряжи. Наматывание ниток в клубки. Комплекс гимнастики для глаз. Игра «Внимательны ли вы». |
| ТЕМА 5. Простые приемы работы с пряжей. |
Теория | Сведения о витом шнуре, кистях, помпоне. |
Практика | Изготовление шнура. Изготовление кисти. Изготовление помпона. Изготовление игрушек из помпонов. |
Теория | ТЕМА 6. Основные приемы вязания крючком. Организация рабочего места, гигиена труда. Правильное положение кистей рук при вязании крючком. Цепочка из воздушных петель. Полустолбик. Столбик без накида. Столбик с накидом. Пышный столбик. Рачий шаг. Условные обозначения. Знакомство со схемой. Раппорт. |
Практика | Выполнение цепочки из воздушных петель. Выполнение полустолбика на цепочке. Выполнение столбика без накида на цепочке. Выполнение столбика с накидом на цепочке предыдущего ряда. Выполнение пышного столбика. Выполнение «рачьего шага». Поворот изделия. Вывязывание первого столбика. Вывязывание последнего столбика. Петли для подъема. |
| ТЕМА 7.Вязание узорного полотна |
Теория | Изменение фактуры вязаного полотна. Правила вязания круга. Чтение схем. |
Практика | Прибавление и убавление петель. Схематическое изображение связанных полотен. Вывязывание полотна круглой формы. Схема вязания круга. Вязание прихваток по схемам. |
| ТЕМА 8. Сувениры. |
Теория | Сведения об истории сувенира и его назначении. Информация «О личном и общезначимом сувенире». |
Практика | Вязание изделий: «Солнышко», «Сердечко» и другие. зарисовка схем; подбор пряжи; выкройка изделия; расчет петель; вывязывание двух кругов по выкройке; вывязывание лапок по выкройке; сшивание деталей туловища; пришивание лапок; вшивание ротика; пришивание глаз; выставка готовых изделий. Вязание изделий: кошелек, чехол для мобильного телефона рисунок модели; подбор ниток; расчет петель; вывязывание изделий; сборка. Оформление изделий. |
| ТЕМА 9.Игрушки «Амигуруми» |
Теория | Сведения об игрушках «амигуруми». Приемы вязания игрушек «амигуруми». Вязание по описанию. Способы сборки изделий. |
Практика | Вывязывание игрушек: подбор ниток; разбор выполнения изделий; вывязывание деталей по описанию; сборка деталей. Оформление изделий. |
| ТЕМА 10. Творческие выставки |
Теория | Организация выставки лучших работ учащихся. Персональная выставка. Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов, награждение. |
Практика | Подготовка работ. Оформление выставки. |
| ТЕМА 11. Итоговое занятие |
Теория | Награждение учащихся по результатам года. Рекомендации для дальнейшего обучения. Задания на лето. |
8.Ожидаемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волшебный крючок» учащиеся приобретают:
На первом году обучения
Знания:
правила техники безопасности и личной гигиены при работе;
историю ручного вязания;
основ материаловедения: классификацию и свойства волокон;
основные приемы набора петель и вязания крючком;
основных приемов вязания крючком и техники выполнения деталей разной формы;
условные обозначения, понятие «раппорт»;
чтение схем, особенности построения схем.
Умения:
соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами, иглами и т.д.;
правильно читать условные обозначения;
подбирать материалы для вязания;
выполнять основные узоры, геометрические фигуры, различные игрушки и сувениры;
свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту;
свободно пользоваться схемами по вязанию;
Навыки:
Формы и способы проверки результата
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Педагогический контроль знаний, умений и навыков, учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
Входящий контроль: собеседование, анкетирование, опрос.
Промежуточный контроль:
тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса;
фронтальная и индивидуальная беседа;
выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
решение ситуационных задач, направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике;
игровые формы контроля (дидактические игры);
промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
календарнО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Волшебный крючок»
на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия |
Теория | Практика |
1 | | Вводное занятие | 1 | | Фронтальная |
2 | | Безопасность жизнедеятельности | 1 | 1 | Индивидуально-фронтальная |
3 | | Введение в курс | 1 | 1 | Индивидуально-фронтальная |
4 | | Материаловедение | 1 | 1 | Индивидуально-фронтальная |
5 | | Простые приемы работы с пряжей | | 1 | Комбинированная |
6 | | Сведения о витом шнуре, кистях, помпоне. | 1 | | Индивидуально-фронтальная |
7 | | Изготовление шнура. | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
8 | | Изготовление кисти. | | 1 | индивидуальная |
9 | | Изготовление помпона. | | 1 | индивидуальная |
10 | | Изготовление игрушек из помпонов. | | 1 | индивидуальная |
11 | | Изготовление игрушек из помпонов. | | 1 | индивидуальная |
12 | | Изготовление игрушек из помпонов. | | 1 | индивидуальная |
13 | | Основные приемы вязания крючком 9ч | 2 | | Индивидуально-фронтальная |
14 | | Цепочка из воздушных петель. | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
15 | | Полустолбик. | | 1 | индивидуальная |
16 | | Столбик без накида. | | 1 | Индивидуальная |
17 | | Столбик с накидом. | | 1 | индивидуальная |
18 | | Цепочка из воздушных петель. | | 1 | индивидуальная |
19 | | Условные обозначения. | | 1 | индивидуальная |
20 | | Знакомство со схемой. Поворот изделия. Вывязывание первого столбика. | 1 | | Индивидуально-фронтальная |
21 | | Вывязывание последнего столбика. Петли для подъема. | | 1 | Индивидуальная |
22 | | Вязание узорного полотна 10ч | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
23 | | Изменение фактуры вязаного полотна. Правила вязания круга. Чтение схем. | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
24 | | Изменение фактуры вязаного полотна. | | 1 | Индивидуальная |
25 | | Правила вязания круга. Чтение схем. | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
26 | | Прибавление и убавление петель. | | 1 | |
27 | | Схематическое изображение связанных полотен. | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
28 | | Вывязывание полотна круглой формы. Схема вязания круга. | | 1 | Индивидуальная |
29 | | Вязание прихваток по схемам. | | 1 | Индивидуальная |
30 | | Вязание прихваток по схемам. | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
31 | | Вязание прихваток по схемам. | | 1 | Индивидуальная |
32 | | Сувениры 15 | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
33 | | Сведения об истории сувенира и его назначении. | 1 | | Индивидуально-фронтальная |
34 | | Информация «О личном и общезначимом сувенире». | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
35 | | Вязание изделий: «Солнышко», «Сердечко» и другие. зарисовка схем; подбор пряжи; выкройка изделия; расчет петель; | | 1 | Индивидуальная |
36 | | Вывязывание двух кругов по выкройке | | 1 | Индивидуальная |
37 | | Вывязывание двух кругов по выкройке | | 1 | Индивидуальная |
38 | | Вывязывание двух кругов по выкройке | | 1 | Индивидуальная |
39 | | Выставка готовых изделий. | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
40 | | Вязание изделий: кошелек, чехол для мобильного телефона | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
41 | | Вязание изделий: кошелек, чехол для мобильного телефона | | 1 | Индивидуальная |
42 | | Вязание изделий: кошелек, чехол для мобильного телефона | | 1 | Индивидуальная |
43 | | Вязание изделий: кошелек, чехол для мобильного телефона | | 1 | Индивидуальная |
44 | | Оформление изделий. | | 1 | Индивидуальная |
45 | | Оформление изделий. | | 1 | Индивидуальная |
46 | | Оформление изделий. | | 1 | Индивидуальная |
47 | | Игрушки «Амигуруми» 17 | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
48 | | Сведения об игрушках «Амигуруми». Приемы вязания игрушек «Амигуруми». | 1 | 1 | Индивидуально-фронтальная |
49 | | Вязание по описанию. Способы сборки изделий. | | 1 | Индивидуальная |
50 | | Вывязывание деталей по описанию | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
51 | | Вывязывание деталей по описанию | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
52 | | Вывязывание деталей по описанию | | 1 | Индивидуальная |
53 | | Сборка деталей. | | 1 | Индивидуальная |
54 | | Вывязывание игрушек: | | 1 | Индивидуальная |
55 | | Вывязывание игрушек: | | 1 | Индивидуальная |
56 | | Вывязывание игрушек: | | 1 | Индивидуальная |
57 | | Вывязывание игрушек: | | 1 | Индивидуальная |
58 | | Вывязывание игрушек: | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
59 | | Сборка деталей. | | 1 | Индивидуальная |
60 | | Сборка деталей. | | 1 | Индивидуальная |
61 | | Оформление изделий. | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
62 | | Оформление изделий. | | 1 | Индивидуальная |
63 | | Оформление изделий. | | 1 | Индивидуальная |
64 | | Творческие выставки. | | 1 | Коллективная |
65 | | Подготовка работ. Оформление выставки. | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
66 | | Проведение выставки. Подведение Итогов. | | 1 | Индивидуально-фронтальная |
2