Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Репинская средняя общеобразовательная школа»
Гайского городского округа
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Школа общения»
(для учащихся 1-4 классов)
срок реализации: 4 год
2024 - 2025 уч. год
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Формы работы:
Беседы
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
Рассказ ы педагога и детей
Чтение художественных произведений
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
Сочинение историй
Наблюдения
Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
Дискуссии
Исследования
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки
Тренинги общения
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Режим занятий: Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Формы учета оценки планируемых результатов:
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
Анкетирование учащихся и родителей
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Название разделов, тем | Всего часов | Задачи занятий |
Теоретическая часть | Практическая часть |
1. | Учимся вместе | 1 ч. | | Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями. Диагностика уровня воспитанности |
2. | Кто я | 1 ч. | | Осознание ребёнком своих социальных ролей |
3-6. | Как я выгляжу | 2 ч. | 2 ч. | Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведение девочек и мальчиков. |
7. | Расскажу о себе | 1 ч. | | Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни |
8. | Моё поведение | 1 ч. | | Дать понятие о « комплемент», о его значении для человека, умение делать комплементы друг другу, понять свой характер. |
9. | Чем богат человек | 1 ч. | | Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении людям, своей стране. |
10-11. | Мои чувства | 1 ч. | 1 ч. | Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие эмпатии. |
12. | Мое настроение | | 1 ч. | Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека. |
13. | Этика в моей жизни | 1 ч. | | Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики. |
14-15. | Мой школьный этикет | 1 ч. | 1 ч. | Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно ролевая игра « Я на уроке». |
16-17. | Зачем быть вежливым | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость -самая нужная и необходимая привычка человека. |
18-19. | Сказка о вежливости | 2 ч. | | Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». |
20. | Добро и зло в сказках | 1 ч. | | Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди. |
21. | Твои поступки и твои родители | 1 ч. | | Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям. |
22-23. | Обязанности ученика в школе и дома | 1 ч. | 1 ч. | Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. |
24. | Ты и твоё здоровье | 1 ч. | | Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита. |
25. | Праздничный этикет | 1 ч. | | Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости. |
26-27. | Правила поведения в общественных местах | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». |
28-29. | Наш класс | 2 ч. | | Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе. |
30. | Мои родители - самые лучшие | 1 ч. | | Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние близких людей. |
31-32. | Учимся общаться | 1 ч. | 1 ч. | Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры. |
33. | Все мы разные | 1 ч. | | Объяснения понятия «толерантность». Самоуважение и уважение по отношению к другим людям |
34. | Я умею общаться. | | 1 ч. | Обобщить знания по курсу. Ролевые игры. |
Всего часов | 24 | 10 | |
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Название разделов, тем | Всего часов | Задачи занятий |
Теоретическая часть | Практическая часть |
1. | Учимся жить вместе | 1 ч. | | Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями. Диагностика уровня воспитанности. |
2-3. | Я среди людей. | 1 ч. | 1 ч. | Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». |
4. | Кто я и как выгляжу. | 1 ч. | | Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена. |
5. | Я – личность | 1 ч. | | Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний, и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. |
6-7. | Я и мои роли. | 1 ч. | 1 ч. | Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице. |
8. | Добро и зло в сказках | 1 ч. | | Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом. |
9. | Что мешает общению | 1 ч. | | Основные барьеры общения и причины их устранения. |
10. | Мое настроение | | 1 ч. | Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека. |
11. | Отзывчивость и доброта. | 1 ч. | | Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? |
12. | Праздники в жизни человека. | 1 ч. | | Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Как вести себя в общественном месте |
13. | Отношение к старшим | 1 ч. | | Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. |
14-15. | Зачем быть вежливым | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость -самая нужная и необходимая привычка человека. |
16. | Плохо одному. | 1 ч. | | Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. |
17-18. | Речевой этикет | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. |
19. | Товарищи и друзья | 1 ч. | | Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Верность и бескорыстие в дружбе. |
20-21. | Умение общаться. | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Ролевые игры. |
22. | Что в имени твоём? | 1 ч. | | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. |
23. | Ты – это я | 1 ч. | | Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними |
24-25. | Другой человек. Толерантность | 1 ч. | 1 ч. | Обобщение представлений детей о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека. Ролевые игры. |
26. | Настроение другого человека | | 1 ч. | Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей. |
27. | Я понимаю тебя | 1 ч. | | Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких. |
28. | Наша семья. | 1 ч. | | Осознание понятия «семья» , что семья – это люди, связанные МЫ –чувством и ответственностью друг за друга. |
29. | Наш класс | 1 ч. | | Укрепить Мы- чувство в классе, осознание понятия «МЫ» |
30-31. | Мы договариваемся. | 1 ч. | 1 ч. | Подкрепление стремление детей договариваться, выработать соглашение класса « Мы договорились, что …» |
32-33. | Я-ТЫ-МЫ. | 1 ч. | 1 ч. | Закрепить основные идеи курса: Я- индивидуальность, ТЫ – это Я( все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям). |
34. | Я умею общаться. | | 1 ч. | Обобщить знания по курсу. Ролевые игры. |
Всего часов | 23 | 11 | |
Тематическое планирование
«Час общения»
3 класс
№ п/п | Название разделов, тем | Всего часов | Задачи занятий | Дата план | Дата факт |
Теоретическая часть | Практическая часть |
1. | Учимся жить вместе | 1 ч. | | Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями. Диагностика уровня воспитанности. | 09.09 | |
2. | Азбука этики. Основные понятия этики. | 1 ч. | | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. | 16.09 | |
3-4. | Как я выгляжу. | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. | 23.09 30.09 | |
5-6. | Я – личность. Мои роли | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли. | 07.10 14.12 | |
7. | Отношение к старшим | 1 ч. | | Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. | 21.10 | |
8-9. | Нравственные сказки | 2 ч. | | Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие. | 11.11 18.11 | |
10. | Наш класс | 1 ч. | | Укрепить Мы- чувство в классе, осознание понятия «МЫ» | 25.11 | |
11. | Человек и его имя. | 1 ч. | | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок. | 02.12 | |
12-13. | Я и мои друзья. | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра | 09.12 16.12 | |
14-15. | Верность слову. | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.) | 23.12 13.01 | |
16. | Речевой этикет | 1 ч. | | Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Изучить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза). | 20.01 | |
17. | Умение общаться. | | 1 ч. | Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Ролевые игры. | 27.01 | |
18-19. | Этикет в общественных местах. | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». | 03.02 10.02 | |
20-21. | Культура общения. | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения». | 17.02 24.02 | |
22. | Отзывчивость и доброта. | 1 ч. | | Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? | 02.03 | |
23-24 | Я познаю себя и других | 1ч. | 1 ч. | Обобщение представлений детей о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека. Ролевые игры | 09.03 16.03 | |
25-26. | Формы моральной оценки и самооценки. | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Решение нравственных задач. | 06.04 13.04 | |
27. | Как человек принимает решение. | 1 ч. | | Осознание, что не всякое решение целесообразно. Осознанный выбор | 20.04 | |
28. | Эмоции и поведение. | | 1 ч. | Понятие "эмоции". Влияние эмоций на поведение и выявление особенностей общения. | 27.04 | |
29. | Я учусь быть самостоятельным. | 1 ч. | | Понятие «алгоритм», «ученик», «учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным. | 04.05 | |
30. | Праздничный этикет. | 1 ч. | | Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике. | 11.05 | |
31-32. | Я в различных жизненных ситуациях | 1 ч | 1 ч. | Поведение в разных ситуациях. Проработка адекватного зрелого поведения. | 16.05 25.05 | |
33. | Барьеры общения. | 1 ч. | | Выяснение причин что мешает общению, нахождение способов налаживания межличностного общения. | 27.05 | |
34. | Я умею общаться | | 1 ч. | Обобщить знания по курсу. Ролевые игры. | 29.05 | |
Всего часов | 22 | 12 | | |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Название разделов, тем | Всего часов | Задачи занятий |
Теоретическая часть | Практическая часть |
1. | Учимся жить вместе | 1 ч. | | Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями. Диагностика уровня воспитанности |
2-3. | Культура поведения и такт | 1 ч. | 1 ч. | Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо» |
4-5. | Культура общения | 1 ч. | 1 ч. | Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми. |
6-7. | Речевой этикет | 1 ч. | 1 ч. | Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе. |
8. | Чувство, настроение и характер. | 1 ч. | | Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других |
9-10. | Школьный этикет | 1 ч. | 1 ч. | Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе». |
11-12. | Поступки человека и его характер | 1 ч. | 1 ч. | Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера. |
13. | Нравственные отношения в коллективе | 1 ч. | | Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские). Правила морали. |
14. | Приветствие и знакомства | 1 ч. | | Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно. |
15. | Поведение в Умобщественных местах | | 1 ч. | Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. |
16-17. | Нравственное отношение в семье | 2 ч. | | Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. |
18. | Я отвечаю за свои поступки | 1 ч. | | Дать понятия «ответственность», «ответственный», «безответствен ный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение. |
19. | Как решить конфликт | | 1 ч. | Дать понятия «конфликт», «терпимость», « характер» . Ролевые игры по решению конфликтных ситуаций. |
20. | Сильный человек | 1 ч. | | Дать понятия «дух», «душа»,»самосознание», «сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение ключевыми словами. |
21-22. | Как влиять на поведение другого человека | 1 ч. | 1 ч. | Понятия «аргумент», « убеждать»: понимание важности убедительного аргументирования своего мнения |
23-24. | Решительное поведение | 1 ч. | 1 ч. | Понятия « решительный», «решительность»: решительное поведение свойственно самостоятельному человеку. Прорабатывания ситуации успеха. |
25-26. | Я в различных жизненных ситуациях | 1 ч. | 1 ч. | Поведение в разных ситуациях. Проработка адекватного зрелого поведения. |
27. | Барьеры общения | 1 ч. | | Выяснение причин что мешает общению, нахождение способов налаживания межличностного общения. |
28. | Стили общения | 1 ч. | | Определение основных стилей общения и их характеристика. |
29. | Этикетные диалоги, речевые привычки | 1 ч. | | Определение понятие «монолог», «диалог». Речевые привычки, ненормативная лексика в речи. |
30. | Умею ли я слушать. | | 1 ч. | Развитие умения слушать. Метод активного слушания. |
31. | Доверие в общении | 1 ч. | | Важность доверия в жизни человека. Доверие как фактор гармоничного и продуктивного диалога. |
32-33. | Толерантность в общении. | 1 ч. | 1 ч. | Понятие «толерантность». Самоуважение и терпимое отношение к людям. |
34. | Я умею общаться | | 1 ч. | Обобщить знания по курсу. Ролевые игры. |
Всего часов | 21 | 13 | |
ЛИТЕРАТУРА
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.
Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с., ил.
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
«Завуч начальной школы», №5, 2004.
Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.
Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности. //Начальная школа// № 6 - 2008.
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
Хухлаева Ольга: Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 класс). Рабочие тетради 1,2,3,4 класс.-Генезис, 2014.
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.