2
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Семикаракорского района
МБОУ Задоно-Кагальницкая СОШ
РАССМОТРЕНО: педагогическим советом МБОУ Задоно – Кагальницкой СОШ Протокол №2 от 31.08.2023 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ____________ Л.Н. Тютерева 31.08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ Задоно – Кагальницкой СОШ __________Ю.В. Лисичкина Приказ № 165 от 31.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «История Донского края»
для обучающихся 5-9 классов
Составитель: Галушкина О.И.
(Ф.И.О.)
педагог дополнительного образования
(название предмета)
ст. Задоно-Кагальницкая 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-9-х классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе образовательного стандарта основного общего образования по региональной истории Ростовской области, авторской программы О.Г. Веряскиной, О.Г.Витюк по истории Донского края 5-9 класс для образовательных учреждений и интегрированной образовательной программы дополнительного образования детей 1-11классы Н.В. Буровой, Д.В.Бурова «Традиции родного края. История и культура казачества
Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 24 июня 2023 года;
Приказом Мннпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении ФГОС НОО» с изменениями от 8 ноября 2022 года;
Приказом Мннпросвещения России от 31.05.2021 287 «Об утверждении ФГОС ООО» с изменениями от 8 ноября 2022 года;
Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении ФГОС СОО» с изменениями от 12 августа 2022 года;
Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ с изменениями от 8 ноября 2022 года;
Приказом Мннпросвешения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам НОО, ООО, СОО» с изменениями от 5 декабря 2022 года;
Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО);
а также Уставом школы и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СП 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Учебная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения, которые определены стандартом.
Цели реализации программы на ступени основного общего образования:
формирование представлений об истории края как части общемировых процессов;
воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
воспитание природо - и культуроохранного, экологического сознания учащихся;
раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;
знакомство с выдающимися земляками.
Задачи программы:
пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;
обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона;
развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;
формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.
Актуальность программы связана с тем, что в школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного и исторического пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине и родному краю.
Новизна программы заключается в наполнении историческим содержанием разделов и тем, адаптированных к школьному возрасту, направленных на развитие личности в условиях внеурочной деятельности школьников. Введение программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что в процессе реализации программы происходит не только усвоение определенного содержания истории родного края, но и утверждение ребенком себя как социального субъекта.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «История Донского края» продиктована потребностью детей знать жизнь, быт и культурные традиции своих земляков - донских казаков. История и современность родной Донщины удивительна. Сохранение, возрождение и пропаганда культурных традиций донских казаков - благородное дело каждого дончанина. Историческое наследие донских казаков - составляющая часть народной культуры.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинения.
На занятиях используются как репродуктивные, так и продуктивные методы работы.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно – познавательной деятельности, классифицирующийся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся в реализации данной программы участвуют школьники в возрасте 11-15 лет.
Методы и приемы: диалоги; элементы дискуссий, игры-практикумы; проблемные ситуации; сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины; беседы; коллективно-творческие дела; экскурсии, посещение выставок, музеев, библиотек.
Формы проведения рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия; поездка, поход , практическое занятие, викторина, проблемная лекция.
Информация о количестве учебных часов программы:
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в 5-9 классе, всего 17 часов во втором полугодии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение. Донской край в древности (10 часов)
Тема 1. Вводное занятие. Донской край — часть России.
Донская земля как регион России. Источники знаний о прошлом. Топономика – язык земли Донской.
Работа с картой Ростовской области.
Тема 2. Первобытные племена на территории Дона. Археологические памятники Ростовской области. Заселение Нижнего Дона первобытными людьми. Основные занятия населения. Поселения Матвеев курган II, Ракушечный Яр. Зарождение торговых отношений с племенами Кавказа. Левенцовское поселение – Донская Троя. Курганы – как исторический источник. Влияние климата и природных условий на образ жизни человека. Начало эпохи металлов.
Тема 3. Таинственные киммерийцы. Первый известный народ на территории нашего края. Исторические источники. Памятники культуры. Образ жизни, занятия, быт населения. Геродот о борьбе киммерийцев со скифами.
Тема 4. Скифы. Кто такие скифы и откуда они пришли в донские степи. Расселение, занятия, быт, верования. Скифы - кочевники, скифы — пахари. Скифы – воины. Скифы организация. Контакты с соседними племенами и греческим миром. Влияние греческой культуры на скифскую. Скифский звериный стиль. Элементы звериного стиля в культуре других народов.
Тема 5. Греческие поселения на Дону. Проникновение греков на берега Азовского моря и устье Дона. Первые поселения: Кремны, Елизаветинское городище. Торговля - одно из основных занятий поселенцев. Танаис — город Боспорских греков. Танаиские укрепления, особенности городской застройки. Танаис — крупный центр ремесла, торговли, город греческой культуры. Набеги кочевников. Разрушение Танаиса гуннами.
Тема 6. Сарматы. Греческие авторы о сарматах. Легенды об амазонках. Сокровища сарматской царицы из кургана Хохлач. Сарматские союзы племен (аланы и др.). Занятия сарматов, быт, общественное устройство. Особенности положения женщин в сарматском обществе. Сарматские поселения. Творческая работа: написать рассказ.
Тема №7. Хазары на Дону X-XII веках. Борьба племен на Дону с VI по VII век. Включение территории Подонья в состав Хазарского каганата. Хазарская держава: управление, суд, вероисповедание. Основные занятия хазар, влияние их на жизнь населения донских и приазовских степей. Крепость Саркел-хазарская твердыня. Походы князя Святослава на Хазарию, Белая Вежа. Печенеги и половцы. Образ жизни, занятия, культура. Половцы и Русь.
Тема №8. Монголо-татарские завоевания на Дону. Вторжение монголо–татар в донские степи, борьба половцев. Битва на Калке, походы Батыя. Донской край под властью Золотой Орды. Наш край глазами путешественников 13-16 веков. Разделение донской степи между татарами и ногаями.
Тема №9. Донской край в XVI в 16веке. Торговые интересы генуэзцев и венецианцев, Приазовье. Ранние сведения о Тане. Средневековая торговая фактория: управление, население, торговля. Великий торговый путь в Китай. Захват города турками и изгнание итальянцев. Рисование картин прошлого Дона.
Тема №10 Географическое понятие «Донская земля» в средние века, дикое поле. Предшественники донского казачества, причины складывания его на Дону. Первые казачьи городки, верховые и низовые казаки. Занятия, промыслы, культура. Первые казачьи атаманы, взаимоотношения с Москвой. Интеллектуальная игра “Знаешь ли ты Землю Донскую?”
Раздел 2. Моя малая родина(6 часов)
Тема 1. Мой дом. Связь поколений. Семейные традиции, реликвии. Судьба моей семьи в судьбе края, страны. Что такое генеалогическое древо, правила его составления. Фамильный герб, герб города, герб страны. Творческая работа: « За что я люблю свою семью», «Рассказ – воспоминание моей бабушки (дедушки, прабабушки, прадедушки) о памятном историческом событии».
Тема 2. История моего края. История возникновения, развития ст. Задоно- Кагальницкой. Выдающиеся люди. Исследовательская деятельность «Станица Задоно- Кагальницкая»
Тема 3. Родная школа – история и традиции. Источники сведений об истории нашей школы Судьбы воспитанников. Традиции школы. Урок – экскурсия по школьному музею.
Тема 4. География Донского края. Рельеф местности. Климат, его влияние на условия жизни и деятельности жителей. Население: численность, виды деятельности, национальный, этнический состав. Культурная жизнь. Проблемы и перспективы. Конкурс знатоков “Что? Где? Когда?”
Тема № 5. Время суровых испытаний. Великая Отечественная война. Донской край в Великой Отечественной войне. Битва за Ростов и Северный Кавказ. Миус– фронт. Боевой путь воинских частей, сформированных на Дону. Подвиги советских солдат на Донской земле. Работа над Книгой Памяти.
Тема № 6. Мой город (хутор, станица) в годы войны. Наши земляки – герои Великой Отечественной войны. Оформление альбома тружеников тыла и детей войны.
Раздел 3. Подготовка и защита проектов. (1 час)
Тема №1. Оформление результатов исследовательской работы. Публичная защита проекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений и качеств:
представление о развитии человечества и общества, в современном поликультурном мире;
приобщение к истокам культурно-исторического наследия Донского края, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение гуманистических традиций и ценностей изучаемого периода, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам жителей Дона;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметными результатами изучения курса формирования универсальных учебных действий (УУД) являются:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса является сформированности следующих умений:
осознать место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории; последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;
историко-обществоведческие знания расширяют представления школьников о источниках комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
школьники получат представление о хронологических рамках появления первых стоянок людей каменного века на территории Нижнего Дона; о видах хозяйственной деятельности, обычаях, традициях, культуре населения Донского края.
описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;
осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
объяснять значение основных понятий;
соотносить историю своей семьи, поселка с региональной историей;
вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, поселка, Донского края;
составлять своё генеалогическое древо.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- обсуждение исторических и обществоведческих фактов, событий, картин, их рефлексивная оценка;
- применение парных и групповых форм обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: тесты, викторины, выставки, фестивали, проекты, конкурсы. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика (интерактивные занятия) |
Раздел 1. Введение. Донской край в древности (9 часов) |
| Вводное занятие. Донской край — часть России. | 1 | 1 | | Работа с картой Ростовской области |
| Первобытные племена на территории Дона. Таинственные киммерийцы. Первый известный народ на территории нашего края. | 1 | | 1 | Рисунок на тему: «Таинственные киммерийцы». |
| Скифы. Кто такие скифы и откуда они пришли в донские степи. | 1 | 1 | | Опрос «О чем бы мог рассказать курган - кургану» |
| Греческие поселения на Дону. Танаис. | 1 | 1 | | опрос |
| Сарматы. Легенды об амазонках. Сокровища сарматской царицы из кургана Хохлач. | 1 | | 1 | Творческая работа: написать рассказ. |
| Хазары на Дону X-XII веках. Крепость Саркел-хазарская твердыня. | 1 | 1 | | Групповые формы работы |
| Монголо-татарские завоевания на Дону. | 1 | 1 | | Групповые формы работы |
| Донской край в XVI в 16 веке. | 1 | 1 | | Рисование картин прошлого Дона. |
| Географическое понятие «Донская земля» в средние века, дикое поле. | 1 | | 1 | Интеллектуальная игра “Знаешь ли ты Землю Донскую?” |
Раздел 2. Моя малая родина(6 часов) |
| Мой дом. Связь поколений. Семейные традиции, реликвии | 1 | | 1 | Творческая работа: « За что я люблю свою семью», «Рассказ – воспоминание моей бабушки (дедушки, прабабушки, прадедушки) о памятном историческом событии» |
| История моего края. | 1 | | 1 | Исследовательская деятельность «Станица Задоно- Кагальницкая» |
| Родная школа – история и традиции. | 1 | | 1 | Урок – экскурсия по школьному музею. |
| География Донского края. | 1 | | 1 | Конкурс знатоков “Что? Где? Когда?” |
| Время суровых испытаний. Великая Отечественная война. | 1 | | 1 | Работа над Книгой Памяти. |
| Мой город (хутор, станица) в годы войны. | 1 | | 1 | Выполнить творческую работу оформление «Книги памяти». . |
Раздел 3. Подготовка и защита проектов. (2 час) |
| Оформление результатов исследовательской работы. | 1 | | 1 | . |
| Публичная защита проекта | 1 | | 1 | |
| Итого: | 17 | 6 | 11 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ |
1 | Компакт-диск | «Уроки Кирилла и Мефодия отечественной истории 19-20вв. ». | 2011 | ООО «Кирилл и Мефодий » |
2 | Компакт-диск | История России, часть 4, конец XVII- XVIIIвек. | 2010 | 1С |
3 | Компакт-диск | Энциклопедия Истории России 862-1917 гг | 2010 | |
4 | Компакт-диск | История России 20 век (мультимедийный учебник.) | 2011 | Клио-Софт |
5 | Компакт-диск | История второй мировой войны | 2009 | |
6 | | Великие моменты 20 века | 2009 | |
7 | | Русские без России (Пролог, Колчак, Деникин, Врангель; моряки, казаки, кадеты) | 2008 | |
8 | Видеокассеты | Россия ХХ век.(с 1по 14часть) | | |
9 | | «Первая мировая война». | | |
10 | | «Великая Отечественная война» | | |
| Презентации | | | |
средства ИКТ |
| Сайт дополнительных образовательных ресурсов http://interneturok.ru/ru/school http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru http://www.lesson-history.narod.ru http://www.pish.ru http://www.prosv.ru и другие |
Авторская программа О.Г. Веряскиной, О.Г.Витюк по истории Донского края 5-9 класс для образовательных учреждений. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.
Авторская программа для 5-6 классов: О.Г.Веряскина, В.В.Саяпин «История Донского края с древнейших времен до конца 16 века»
Авторская программа для 9 класса: С.А.Кислицин, И.Г.Кислицина «История Донского края 20 век).
Астапенко М.П. Край Донской казачий. Ростов-на-Дону, 1994.
М.П.Астапенко, Е.Ю.Сухаревская «Природа и история родного края», изд-во «Баро-пресс», Ростов-на-Дону. 2006 г.
Астапенко, М. П. История Дона и донского казачества [Текст]: [учеб. пособ. для 5-6 кл. общеобразоват. зав.] / М. П. Астапенко, Е. М. Астапенко. – Ростов н/Д: БАРО-ПРЕСС, 2005. – 304 с.
Астапенко, М. П. Донские казаки. 1550-1920 [Текст]: [учеб. пособ.] / М. П. Астапенко. – Ростов н/Д: Логос, 1992. – 144 с.
О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2010г.
О.Г.Веряскина История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.)
Поурочные разработки–. Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.
Волошинова Л. Легенды Танаиса и Меотиды. Ростов-на-Дону, 1997.
Демешина Е.И., Хмелевский К.Л. История Донского края. Ростов: Книжное издательство, 1983.
История казачества Дона. Учебное пособие для 5-6 классов средней школы. Ростов-на-Дону, 1993.
С.А.Кислицин, И.Г.Кислицина «История Донского края 20 век). Учебник: -
Ростов н/д «Донской идательский дом».2013г.
Ростов-на-Дону, 1996г.
Левченко В.С., Чеботарев Б.В. История Донского края. Учебное пособие для 7-8 классов. Ростов-на-Дону, 1975.
Люди земли Донской. Очерки. Ростов-на-Дону, 1983.
Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории: Пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 1992.
Моложавенко В.С. «Был и я среди донцов…». Записки краеведа. Ростов-на-Дону, 1984.
Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Ростов-на-Дону, 1984.
20. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
11. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
22. Традиции родного края. История и культура казачества. Интегрированная
образовательная программа дополнительного образования детей. 1-11классы /
Н.В. Бурова, Д.В.Буров -Волгоград: Учитель, 2015
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Разделы, темы | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Раздел 1. Введение. Донской край в древности 9 часов |
1 | 09.01.25 | Вводное занятие. Донской край — часть России. | http://donkraj.blogspot.com/p/blog-page_3052.html Краеведческий интернет-ресурс «Детям о Донском крае» |
2 | 16.01.25 | Первобытные племена на территории Дона. Таинственные киммерийцы. Первый известный народ на территории нашего края. | https://kraidonskoi.wordpress.com/природа/ http://donovedenie.ru/blog/voinstvennye_kimmerijcy_donskikh_stepej/2012-04-26-41 |
3 | 23.01.25 | Скифы. Кто такие скифы и откуда они пришли в донские степи | http://donovedenie.ru/index/karta_sajta/0-8 |
4 | 30.01.25 | Греческие поселения на Дону. Танаис. | https://www.chaltlib.ru/articles/resurs/kraevedenie/kraevedenie_2011/tanais_drevnee_gorodishe/ https://www.museum-tanais.ru/expositions https://www.donland.ru/activity/530/ |
5 | 06.02.25 | Сарматы. Легенды об амазонках. | https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/15007-istorija-donskogo-kraja.html |
6 | 13.02.25 | Хазары на Дону X-XII веках. Крепость Саркел. | https://rushrono.ru/osnovanie_sarkel.html https://rostov.aif.ru/archive/1772057 http://annales.info/hazar/small/popov.htm |
7 | 20.02.25 | Монголо-татарские завоевания на Дону. | |
8 | 27.02.25 | Донской край в XVI в 16веке. | https://donrise.ru/Home/stat1/tabid/352/Default.aspx |
9 | 06.03.25 | Географическое понятие «Донская земля» в средние века, дикое поле. | http://iljich39.blogs.donlib.ru/2020/09/25/urok-kraeljubija-v-kraju-tihogo-dona/?doing_wp_cron=1695584556.9212338924407958984375 |
Раздел 2. Моя малая родина(6 часов) |
10 | 13.03.25 | Мой дом. Связь поколений. Семейные традиции, реликвии | |
11 | 20.03.25 | История моего края. | https://donrise.ru/Home/stat1/tabid/352/Default.aspx http://museum-razdory.ru/ |
12 | 03.04.25 | Родная школа – история и традиции. | https://www.culture.ru/objects/2806/tradiciya-muzhskogo-kazachego-peniya-stanicy-zadono-kagalnickoi-semikarakorskogo-raiona-rostovskoi-oblasti |
13 | 10.04.25 | География Донского края. | https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-ivanovna-markina/detjam-o-donskom-krae.html |
14 | 17.04.25 | Время суровых испытаний. Великая Отечественная война. | https://www.donland.ru/activity/2318/ https://regnum.ru/article/3583619 |
15 | 24.04.25 | Мой город (хутор, станица) в годы войны. | |
Раздел 3. Подготовка и защита проектов. (2 часа) |
16 | 15.05.25 | Оформление результатов исследовательской работы. | |
17 | 22.05.25 | Публичная защита проекта. | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования рабочей программы
по внеурочной деятельности «История донского края»
в 5-9 классе на 2023 – 2024учебный год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Задоно-Кагальницкая СОШ за год будет проведено 17 часов, программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.
№ урока | Тема | Дата по плану | Дата по факту | Причина корректировки (реквизиты документа) | Способ корректировки |
| | | | | |