
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 33
__________________________________________________________
«Рассмотрено на заседании методического объединения» 27/08/16 | «Согласовано с Методическим советом гимназии» 28/08/16 | «Утверждаю» _________/Д.К.Халтаева директор МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ» 29.08.2016г |
Рабочая программа
по __внеурочной деятельности_
«Юным умникам и умницам»
для 2 класса
на 2017/2018 учебный год
Разработчик
программы:
Падалка Н.И.
2017 год
1. Пояснительная записка
Данная программа «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, осуществляемого в МАОУ «Гимназия № 33», отраженных в программе развития школы, а именно:
- доступное качественное образование для всех участников образовательного процесса;
- создание условий для организации инновационной деятельности в образовательном учреждении;
- осуществление поддержки талантливых и социально активных учащихся.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.
Цель
Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные
1). формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания.
2).формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
читать и пересказывать текст.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные
1). описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
2). выделять существенные признаки предметов;
3). сравнивать между собой предметы, явления;
4). обобщать, делать несложные выводы;
5). классифицировать явления, предметы;
6). определять последовательность событий;
7). судить о противоположных явлениях;
8). давать определения тем или иным понятиям;
9). определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
10). выявлять функциональные отношения между понятиями;
11). выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6–10 лет, часть – составлена автором пособия. В процессе выполнения каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Все задания условно можно разбить на несколько групп:
– задания на развитие внимания.
– задания на развитие памяти.
– задания на совершенствование воображения.
– задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юным умникам и умницам»
2 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | | |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | | |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | | |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | | |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | | |
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу. | 1 | | |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | | |
8 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | | |
9 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | | |
10 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | | |
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | | |
12 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | | |
13 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу. | 1 | | |
14 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | | |
15 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | | |
16 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | | |
17 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | | |
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | | |
19 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | | |
20 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу. | 1 | | |
21 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | | |
22 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | | |
23 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | | |
24 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | | |
25 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | | |
6