СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я учусь учиться"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я учусь учиться"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Декабристов»



РАССМОТРЕНО

на заседании МС

протокол №______

от «____»_________2018г.

Председатель МС______

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР_________Е.М. Соколова

«_____»____________2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ имени Декабристов» _____________О. С. Шубина

«_____»_____________2018г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


начального общего образования

направление общеинтеллектуальное

«Я учусь учиться»

класс 1

на 2018-2019 учебный год




Количество часов в неделю 1 всего за год 34




Составитель рабочей программы Вишнякова Марина Владимировна, учитель начальных классов




Квалификационная категория высшая





Год составления 2018

















Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся общеинтеллектуального направления курса «Я учусь учиться» составлена на основе программы «Я учусь учиться» (автор Т.Н. Князева).

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности способствует позитивному восприятию ребенка установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителями или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.

Поэтому необходима система профилактических психолого-педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации и подготовке младших школьников к переходу на следующий этап обучения.

Решение проблемы развитие психологической готовности детей к обучению связано с резервами младшего школьного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребенку адекватно принять новые условия деятельности. Однако, как известно, не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту.

Рабочая программа рассчитана на коррекцию и формирование интеллектуально - психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.


Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

  • Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России 22 декабря 2009 г. N 15785).

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).

  • Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ имени Декабристов».

  • С учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (http://fgosreestr.ru/).


Цель курса – активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка, в привлекательной для него форме показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности ребенка в этой сфере.


Основные задачи курса:

  • Развитие навыков произвольного внимания и восприятия.

  • Формирование приемов образного и логического запоминания.

  • Расширение объема памяти.

  • Обучение приемам аналитико – синтетической деятельности.

  • Развитие рефлексивно – регулятивных и контрольно-оценочных действий.

  • Знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности.

  • Формирование связанной и последовательной речи учащихся.


Содержательно – целевые блоки программы «Я учусь учиться»:

  • Коррекция и развитие основных интеллектуально – познавательных функций.

  • Обучение способам решения интеллектуально – познавательных задач на основе формирования учебных действий.

  • Формирование социально – коммуникативных действий.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

По окончании 1 года обучения по программе у обучающихся должны быть развиты и сформированы на достаточном уровне:

  • Навыки произвольного внимания и восприятия.

  • Приемы образного логического запоминания и аналитико – синтетической деятельности.

  • Приемы целеполагания и планирования деятельности.

  • Рефлексивно – регулятивные и контрольно – оценочные действия.

  • Связанная и последовательная речь.

Личностными результатами курса являются следующие умения:

  • Оценивание поступков людей, уметь соотношение поступков и событий с принятыми этическими принципами.

  • Знание моральных норм.

  • Развитие познавательных интересов.

  • Знакомство с внутренним миром личности и нравственными ценностями.

Метапредметными результатами курса является формирование УУД:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятиях.

  • Учиться высказывать свое предположение (версию).

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры.

  • Умение находить ответы на вопросы.

  • Делать выводы в результате совместной работы класса с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им.

  • Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).


Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации занятий:

  • Групповая работа.

  • Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

  • Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.


Основные виды деятельности:

  • Практикумы.

  • Тренировочные занятия.

  • Практические задания.

  • Групповая работа.

  • Работа в парах.

  • Индивидуальная работа.

  • Компьютерные технологии (составление памяток, выполнение заданий).

  • Уроки в музеях.

  • Дидактические игры.

  • Уроки на пришкольном участке.

  • Игровое моделирование.

Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).


Методы:

  • Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы).

  • Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций).

  • Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность).

  • Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).


Учебно – тематический план


п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Коррекция и развитие основных интеллектуально – познавательных задач (на основе формирования учебных действий)

10

2

Обучение способам решения интеллектуально – познавательных задач (на основе формирования учебных действий)

10

3

Формирование социально – коммуникативных действий

14

Всего

34


Содержание курса внеурочной деятельности

(34 часа)

Раздел 1. Коррекция и развитие основных интеллектуально – познавательных задач (на основе формирования учебных действий) – 10 часов.

    1. Давайте познакомимся. Приемы доброжелательного общения. Вопросы для обсуждения. Знакомство с инструкцией игры «Знакомство», с правилами игры.

    2. Вводно – диагностическое занятия. Диагностика учебной мотивации и индивидуальных особенностей развития интеллектуально – познавательных функций.

    3. Умеем ли мы общаться? Выявление особенностей общения детей. Правила общения. Освоение невербальных способов передачи информации.

    4. Как подружились Хочу и Надо. Анализ ситуаций. Выводы учащихся. Вербализация эмоциональных переживаний детей. Развитие рефлексии.

    5. Смешной и грустный Человек Рассеянный. Тренировочные упражнения для развития произвольного внимания и восприятия. Обучение действиям по простейшему алгоритму.

    6. Как мы воспринимаем информацию. Восприятие отрывков музыкальных произведений. Актуализация памяти на основе восприятия отрывка литературного произведения. Установление связи между данными и искомыми.

    7. Секреты нашей памяти. Повторение правил о геометрических фигурах. Использование числового и буквенного материала для развития наблюдательности. Вербализация образов.

    8. Развиваем память. Новые способы запоминания. Прием использования ассоциаций для запоминания информации. Обобщение изучаемых способов запоминания.

    9. Образ и мысль. Использование зрительного ряда картин. Составление монолога 2цепочкой». Составление связного рассказа.

    10. Думаем играя. Работа над термином «наблюдательность». Упражнения по установлению главных причин житейских ситуаций. Формулировка данных причин.

Раздел 2. Обучение способам решения интеллектуально – познавательных задач (на основе формирования учебных действий) – 10 часов.

2.1. Необычное в обычном. Аналитическое сравнение. Построение суждений на основе наблюдений. Характеристика предметов.

2.2. Как Колобок превращается в Кубик. Работа над понятиями «сравнение», «отличительные признаки», «главные и неглавные признаки». Сравнение предметов. Визуальный анализ предметов. Работа над анализом свойств куба и шара. Перенос приемов анализа на другой предмет.

2.3. Общее в различном. Работа по алгоритму анализа и обобщения (на наглядно – образном и вербальном уровне).

2.4. Развиваем мышление. Обобщение различных предметов (работа в парах по нахождению лишнего предмета). Работа над родовым понятием. Экспресс – диагностика. Работа над новым видом оценки.

2.5. История о человеке, который нашел время. Обмен мнениями. Методика неоконченных предложений. Работа над понятием «план».

2.6. Когда я бываю Незнайкой. Оценивание учебных успехов и трудностей. Работа над развитием рефлексивных действий. Понятие «маршрут преодоления».

2.7. Путешествие в страну «Невыученных задач». Работа по составлению «маршрута преодоления». Самоанализ по результатам выполненной деятельности.

2.8. Сочинение на тему «Чему я хочу научиться». Промежуточная диагностика познавательных потребностей. Самостоятельная работа (по примерным вопросам).

2.9. Учимся задавать вопросы. Приемы по постановке различных вопросов. Анализ текста в форме вопросов. Постановка логического ударения. Прогнозирование ответа.

2.10. Учимся отвечать на вопросы. Работа с текстами по нахождению ответа на вопросы. Моделирование различных точек зрения в ответ на заданный вопрос. Ориентирование в незнакомом тексте для точного ответа на поставленный вопрос. Модификация методики Г.Эббингауза.

Раздел 3. Формирование социально – коммуникативных действий – 14 часов.

3.1. Что такое цель и зачем она нужна. Работа над умением формулировать цель деятельности. Понятие «перспектива деятельности». Работа над целостным осмыслением деятельности. Перенос целеполагания на учебные задания.

3.2. Как достичь цели. Что такое «учебное сотрудничество». Обучение анализу по алгоритму. Решение задач на обобщение.

3.3. Учимся планировать. Составление планов – алгоритмов. Работа в гомогенных группах.

3.4. В лабиринте информации или Приемы работы с текстом. Технология анализа текста (работа в группах). Приемы целеполагания, планирования и анализа текста с целью выбора нужной информации.

3.5. Мы выпускаем газету. Работа с познавательной информацией. Работа по алгоритму над газетой.

3.6. Как я работал редактором. Работа над классификацией. Работа с комплексным заданием, имеющее несколько целей. Экспресс – диагностика.

3.7. Оценка и отметка. Правила оценивания. Критериальный смысл отметки. Анализ выполненной деятельности. Комментирование своих оценок.

3.8. Когда исчезают отметки. Чем отличаются отметка и оценка. Перспективное планирование (что надо сделать, чтобы стало лучше). Оценочные суждения.

3.9. Как преодолеть неуверенность в себе. Что такое «самоанализ», «взаимоанализ». Проективная методика (преодоление негативных переживаний).

3.10. Когда помогает дневник. Приемы ведения дневника. Составление дневниковых записей.

3.11. В мире образов. Приемы создания образов. Достраивание образов.

3.12. Сочинение на тему «Моя мечта». Диагностика детских стремлений и ожиданий. Работа над планом и общим содержанием.

3.13. «Я многое умею». Диагностика развития различных компонентов учебной деятельности.

3.14. Диагностическое занятие. Диагностика развития различных компонентов учебной деятельности.












Тематическое планирование (34 часа)

урока

Дата проведения урока


Тема урока

Форма

занятия

Виды учебной деятельности

Социально-значимая, проектная и учебно-исследовательская деятельности.

Практические работы и другие виды учебной деятельности

Профориентационная работа

(образовательные экскурсии: очные, виртуальные).

Производственный ресурс

план


факт


Раздел 1. Коррекция и развитие основных интеллектуально – познавательных задач (на основе формирования учебных действий) – 10 часов.

1



Давайте познакомимся.


Фронтальная, групповая

Вводная беседа с использованием вопросов: зачем человеку нужно изучать себя и других людей; может ли знакомый человек оказаться незнакомым?

Игровой тренинг. Обсуждение результатов игры.

Эмоционально – аналитическая беседа.

Просмотр видеоматериала

2



Вводно – диагностическое занятия.

Фронтальная

Вопросы психологу.

Диагностика мотивации.

Диагностика мышления.

Игра «Что изменилось».

Диагностика памяти.


3



Умеем ли мы общаться?

Фронтальная, индивидуально –

групповая

Беседа «Почему люди общаются?»

Беседа – игра «Как можно общаться?»

Игра – тренинг «Пойми меня».

Практическая работа с целью оценки способов общения

4



Как подружились Хочу и Надо.

Фронтальная, практическая работа

Лекция «Беседа о двух словах: хочу и надо».

Игра «Как подружились хочу и Надо».


5



Смешной и грустный Человек Рассеянный.

Индивидуально –

групповая

Беседа по стихотворению С.Я.Маршака.

Игра на внимание.

Игры и упражнения на развитие внимания и восприятия: что изменилось, узнай меня, шифровка.


6



Как мы воспринимаем информацию.

Фронтальная, парная

Проверка зрительного восприятия.

Эвристическая беседа.

Игры – тренинги на развитие восприятия: угадай мелодию, узнай произведение, восстанови пример.


7



Секреты нашей памяти.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие зрительной памяти.

Игра «Снежный ком».

Упражнение «Спрятанные числа».


8



Развиваем память.

Групповая

Развитие образной памяти на основе ассоциаций (методика «Пиктограмма».

Работа с текстом.


9



Образ и мысль.

Индивидуально –

групповая

Построение последовательного ряда сюжетных картин.

Упражнение «Коллективный монолог».

Создание образа на основе отдельных понятий и его логическая вербализация.

Методика неоконченных предложений.


10



Думаем играя.

Фронтальная, индивидуальная

Эвристическая беседа «Что такое наблюдательность?» «Какого человека называют наблюдательным?»

Установление причинно – следственных отношений на основе житейских наблюдений.

Игра «Угадай причину».

Самостоятельная работа.


Раздел 2. Обучение способам решения интеллектуально – познавательных задач (на основе формирования учебных действий) – 10 часов

11



Необычное в обычном.

Индивидуальная,

фронтальная

Игра «Необычное в обычном».

Игра «Что особенного?»

Анализ по произведению.

Игра «Что это?»

Просмотр мультфильма

12



Как Колобок превращается в Кубик.

Парная

Эвристическая беседа.

Выделение существенных и несущественных признаков.

Игра «Угадай – ка».


13



Общее в различном.

Фронтальная, индивидуальная

Упражнения в общении.

Игра «Убери лишнее, назови общее».

Самостоятельная работа.


14



Развиваем мышление.

Индивидуально –

групповая

Игра «Мозайка».

Практическая работа «Ловушки».

Игра «Что это»


15



История о человеке, который нашел время.

Фронтальная

Упражнение, обобщающее смысл беседы.

Знакомство с приемами планирования: конструирование, исправление деформированного плана.


16



Когда я бываю Незнайкой.

Групповая

Оценивание учебных процессов.

Составление «Маршрута преодоления».

Игра «Альпинисты».


17



Путешествие в страну «Невыученных задач».

Фронтальная

Работа по карте страны «Учебных Удач».


18



Сочинение на тему «Чему я хочу научиться».

Индивидуально –

групповая

Вводная беседа по вопросам: почему ты считаешь, что учиться – это важно; что тебе больше всего доставляет радость, когда ты учишься; с чем связаны твои огорчения в учебе; что для тебя самое интересное; чему ты хочешь обязательно научиться; ты хочешь научиться этому сам или чтобы тебе помогали; чего ты хочешь себе пожелать?


19



Учимся задавать вопросы.

Фронтальная

Аналитическая беседа.

Игра «Да – нет».

Игра «Больше вопросов»


20



Учимся отвечать на вопросы.

Индивидуально –

групповая

Вводная беседа.

Упражнения в построении суждений.

Игра «Поиск».


Раздел 3. Формирование социально – коммуникативных действий – 14 часов.

21



Что такое цель и зачем она нужна.

Индивидуально –

групповая

Вводное упражнение с последующей беседой.

Упражнение в определении цели действий.

Игра «Цепочка целей».

Упражнение в определении учебных целей.


22



Как достичь цели.

Фронтальная,

групповая

Построение плана (алгоритма) решения задач на обобщение «Найди девятый».

Упражнение на использование плана – алгоритма.

Упражнение на составление плана – алгоритма.


23



Учимся планировать.

Работа

в группах

Конструирование плана – алгоритма.

Игра «Перепутанный сюжет».


24



В лабиринте информации или Приемы работы с текстом.

Групповая

Аналитическая работа с текстом.


25



Мы выпускаем газету.

Групповая

Практическая работа с использованием алгоритма работы над газетой.

Экскурсия в типографию

26



Как я работал редактором.

Индивидуально –

групповая

Вводная беседа.

Исправление деформированного текста.

Игра «Лови ошибку».

Составление предложений из отдельных слов.

Исправление ошибок и их классификация.


27



Оценка и отметка.

Творческая работа

Беседа по вопросам.

Игра «Найди оценку».

Упражнение «Оценочная лесенка».


28



Когда исчезают отметки.

Групповая

Беседа.

Оценивание выполненной работы.

Игра 2Посоветуй мне».

Игра «Круговая оценка».


29



Как преодолеть неуверенность в себе.

Индивидуальная,

групповая

Тренинг «Презентация».

Тренинг «Комплементы».

Игра «Преобразование».


30



Когда помогает дневник.

Фронтальная

Чтение отрывка Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Беседа по вопросам.

Как вести дневник.

Составление коллективного дневника

31



В мире образов.

Фронтальная

Лекция – беседа «Зачем человеку воображение?»

Игры на развитие воображения.

Достраивание образов и их вербализация.

Коллективный рассказ.


32



Сочинение на тему «Моя мечта».

Индивидуальная,

групповая

Составление плана.


33



«Я многое умею».

Фронтальная, индивидуальная

Игры по выбору детей


34



Диагностическое занятие.

Парная,

групповая

Диагностика




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!