СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы 1-4 кл"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в рамках ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы 1-4 кл"»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза

А.Г. Кудрявцева городского округа Сызрань Самарской области








РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

_________________________

_________________________

Протокол № 1

от «31» августа2018г.

Руководитель МО ___________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Н.Г. Столярова «31» августа 2018г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ ООШ №11г.о. Сызрань

________________ Е.В. Демидова

«31» августа2018г.














Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Умники и умницы 1-4 класс»















Класс: 1-4.

Количество часов: 33, 34 часа





















Сызрань, 2018-2019 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС), подпрограмма – « З6 занятий для будущих отличников» для 1 – 4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов):

I класс – 33 часа

II класс – 34 часа

III класс – 34 часа

IV класс – 34 часа

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:

  • 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 - 4 классов в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).

  • 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, –М.: Издательство РОСТ, 2011.



Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса

  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости

за свою страну;

  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.


К концу обучения учащиеся научатся:

  • Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать

  • логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять

  • элементарную закономерность.

  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных,

  • обосновывая свой выбор.

  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным

  • предметам.

  • Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому

  • понятию, функциональному назначению и т. д.)

  • Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные

  • фразы, исправлять аналогичность, обосновывать свое мнение;

  • Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

  • Называть положительные и отрицательные качества характера.

  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких

  • предложенных.

  • Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5

  • пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

  • Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.

  • Пользоваться приемами театрализации: инсценировать маленькие пьесы,

  • разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевленный предмет, используя жесты, мимику и другие актерские способности.

  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок

  • справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.

  • Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на

  • клетчатой бумаге.

  • Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;

  • Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации,

  • сочинять сказки на новый лад.

  • Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выб ор;

  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных,

  • обосновывая свой выбор.

  • Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

  • Высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями.


Универсальные учебные действия


Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально - нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. Формирование рефлексии. Учет сформированности познавательной активности и различных качеств умственной

деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнера, уважать свое и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договоренности

Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по

различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно –следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и

познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.




Раздел 2. Содержание курса


Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий,

сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

В курс включены интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.

Задания повышенной сложности

Курс РПС в 1- 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.

Нестандартные задачи

Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

Тренировка внимания

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти

Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построе­ние заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.


Рекомендуемая модель занятия в 1 классе:

 Мозговая гимнастика (1-2 мин)

 Разминка (3-5 мин)

 Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10-15 мин)

 Весёлая переменка (3-5 мин)

 Логически-поисковые задания (10-12 мин)

 Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)

 Графический диктант, штриховка (10 мин), чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами Рекомендуемая модель занятий во 2-4-х классах:

 Мозговая гимнастика (2-3 мин)

 Разминка (3-5 мин)

 Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 мин)

 Весёлая переменка (3-5 мин)

 Логически-поисковые задания (10-15 мин)

 Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)

 Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать или нестандартные задачи (10 мин)














урока

Дата

Тема занятия

1


Первый раз в первый класс

2


Работа над ошибками

3


Задания трёх поросят

4


Здравствуй, осень!

5


Играем в «ромашку»

6


По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят»

7


Рисуем яблоньку

8


Геометрический магазин

9


По страницам русской народной сказки «Маша и медведь»

10


Хлеб-батюшка

11


Шкатулка с сюрпризом

12


На грибной поляне

13


В гостях у Знайки

14


Читаем письма

15


Наряжаем ёлочку

16


«Прикольные задания»

17


И снова «прикольные задания»

18


Домашние животные

19


Цепочка занимательных заданий

20


О звёздах

21


Дорогою добра

22


Быть здоровым

23


Незнайкин экзамен

24


Коллекция головоломок от Незнайки

25


По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

26


Знаменитые малыши. Дюймовочка.

27


Букет для Русалочки

28


Спичечное ассорти

29


Словесные забавы

30


«Говорящие» головоломки

31


Ловим рыбку

32


Загадалки

33


Пернатые друзья

Раздел 3. Календарно – тематическое планирование 1класс
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс



урока

Дата

Тема занятия


Снова в школу


Как из рога изобилия


Кое-что о школе


Овощи с грядки


Курам на смех


Сказочный листопад


Развиваем воображение и фантазию


Морские обитатели


Бьём баклуши


Зоологическое ассорти


Клуб юных живописцев


Цветочная угадайка


Открываем долгий ящик


Звёздный дождь


Ёлочка с волшебными шишками


Учимся быть внимательными и заботливыми


Засучив рукава


Сундучок занимательных заданий


Симметрия


Герои сказок в ребусах и загадках


Учимся быть честными


«Учитесь властвовать собой»


Учимся управлять своими чувствами


Любопытные факты из жизни животных


Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных


Пятое колесо в телеге


Здравствуй, сказка!


О водных судах


Китайская грамота


По тропинкам математики


Сказки А. С. Пушкина


На загадочной волне. Загадочки- загадки для умственной зарядки


Самолётик Нескучалкин. На даче


Согласись или поспорь со мной

35-36


Резервные уроки по выбору учителя










КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС


урока

Дата

Тема занятия

1


Слово о Родине

2


В кругу семьи

3


Продолжаем разговор о семье

4


Все мы люди разные…

5


Дело было в Лукоморье

6


В космическом пространстве

7


Старичок-боровичок

8


Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка

9


Кот в мешке

10


Поговорим о поведении.

11


Литературная угадай-ка

12


Береги здоровье

13


О воде

14


Спешим на помощь Кузе.

15


Поэтическая карусель

16


Арт- студия

17


Зима в загадках

18


Подарки Деда Мороза

19


Что мы знаем о деревьях

20


Поговорка-цветочек, пословица-ягодка

21


«Репка» на новый лад

22


Любопытные факты из жизни животных.

23


Школа искусств

24


Спешим в школу искусств.

25


Куклы в нашей жизни

26


Золотой дождь

27


Лента занимательных заданий

28


Клуб любителей русского языка

29


В царстве Лешего

30


Геометрический калейдоскоп

31


Магазин головоломок. Отдел художественной литературы

32


Магазин головоломок. Отдел кулинарии

33


Магазин головоломок. Отдел флоры и фауны

34


В поисках цветка папоротника

35


На войне как на войне

36


Прощальная игротека











КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс



урока


Дата


Тема занятия

1


Государственные символы.

2


Моя семья.

3


Мой портрет в лучах солнца.

4


Интеллектуальный клуб «Мыслитель».

5


Вода в нашей жизни.

6


Матушка-землица.

7


Юные кулинары.

8


Куда летят крылатые слова.

9


Фильм, фильм, фильм…

10


Путешествие в мир пушкинских сказок.

11


И снова нас ждет мир пушкинских сказок.

12


Приветствуем зиму.

13


Пернатые друзья.

14


Олимпийские игры древности.

15


Олимпийские игры современности.

16


Я расскажу тебе о цирке.

17


Калейдоскоп головоломок.

18


Музыкальная шкатулка.

19


Что мы знаем о памяти.

20


Приди, Масленица, с радостью!

21


Золушка.

22


Клуб любителей русского языка.

23


Да здравствует абракадабра!

24


Собранье пестрых дел.

25


Поговорим, друзья, о книге.

26


Эх, яблочко!

27


Шутка – минутка, а заряжает на час.

28


О времени и о часах.

29


Еще раз о времени и о часах.

30


Праздник Ивана Купалы.

31


Клуб любителей головоломок.

32


Как делают бумагу.

33


История плюшевого мишки.

34


Букет увлекательных задач.

35


Великая отечественная война

36


Лебединая песня




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!