государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза
А.Г. Кудрявцева городского округа Сызрань Самарской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей _________________________ _________________________ Протокол № 1 от «31» августа2018г. Руководитель МО ___________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Н.Г. Столярова «31» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ООШ №11г.о. Сызрань ________________ Е.В. Демидова «31» августа2018г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Умники и умницы 1-4 класс»
Класс: 1-4.
Количество часов: 33, 34 часа
Сызрань, 2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС), подпрограмма – « З6 занятий для будущих отличников» для 1 – 4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов):
I класс – 33 часа
II класс – 34 часа
III класс – 34 часа
IV класс – 34 часа
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:
36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 - 4 классов в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, –М.: Издательство РОСТ, 2011.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости
за свою страну;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
К концу обучения учащиеся научатся:
Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать
логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять
элементарную закономерность.
Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных,
обосновывая свой выбор.
Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным
предметам.
Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому
понятию, функциональному назначению и т. д.)
Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные
фразы, исправлять аналогичность, обосновывать свое мнение;
Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
Называть положительные и отрицательные качества характера.
Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких
предложенных.
Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5
пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
Пользоваться приемами театрализации: инсценировать маленькие пьесы,
разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевленный предмет, используя жесты, мимику и другие актерские способности.
Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок
справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на
клетчатой бумаге.
Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации,
сочинять сказки на новый лад.
Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выб ор;
Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных,
обосновывая свой выбор.
Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
Высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально - нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. Формирование рефлексии. Учет сформированности познавательной активности и различных качеств умственной
деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнера, уважать свое и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договоренности
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по
различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно –следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и
познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Раздел 2. Содержание курса
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий,
сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
В курс включены интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.
Задания повышенной сложности
Курс РПС в 1- 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Нестандартные задачи
Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Тренировка внимания
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти
Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе:
Мозговая гимнастика (1-2 мин)
Разминка (3-5 мин)
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10-15 мин)
Весёлая переменка (3-5 мин)
Логически-поисковые задания (10-12 мин)
Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)
Графический диктант, штриховка (10 мин), чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами Рекомендуемая модель занятий во 2-4-х классах:
Мозговая гимнастика (2-3 мин)
Разминка (3-5 мин)
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 мин)
Весёлая переменка (3-5 мин)
Логически-поисковые задания (10-15 мин)
Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать или нестандартные задачи (10 мин)
№ урока | Дата | Тема занятия |
1 | | Первый раз в первый класс |
2 | | Работа над ошибками |
3 | | Задания трёх поросят |
4 | | Здравствуй, осень! |
5 | | Играем в «ромашку» |
6 | | По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят» |
7 | | Рисуем яблоньку |
8 | | Геометрический магазин |
9 | | По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» |
10 | | Хлеб-батюшка |
11 | | Шкатулка с сюрпризом |
12 | | На грибной поляне |
13 | | В гостях у Знайки |
14 | | Читаем письма |
15 | | Наряжаем ёлочку |
16 | | «Прикольные задания» |
17 | | И снова «прикольные задания» |
18 | | Домашние животные |
19 | | Цепочка занимательных заданий |
20 | | О звёздах |
21 | | Дорогою добра |
22 | | Быть здоровым |
23 | | Незнайкин экзамен |
24 | | Коллекция головоломок от Незнайки |
25 | | По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» |
26 | | Знаменитые малыши. Дюймовочка. |
27 | | Букет для Русалочки |
28 | | Спичечное ассорти |
29 | | Словесные забавы |
30 | | «Говорящие» головоломки |
31 | | Ловим рыбку |
32 | | Загадалки |
33 | | Пернатые друзья |
Раздел 3. Календарно – тематическое планирование 1класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ урока | Дата | Тема занятия |
-
| | Снова в школу |
-
| | Как из рога изобилия |
-
| | Кое-что о школе |
-
| | Овощи с грядки |
-
| | Курам на смех |
-
| | Сказочный листопад |
-
| | Развиваем воображение и фантазию |
-
| | Морские обитатели |
-
| | Бьём баклуши |
-
| | Зоологическое ассорти |
-
| | Клуб юных живописцев |
-
| | Цветочная угадайка |
-
| | Открываем долгий ящик |
-
| | Звёздный дождь |
-
| | Ёлочка с волшебными шишками |
-
| | Учимся быть внимательными и заботливыми |
-
| | Засучив рукава |
-
| | Сундучок занимательных заданий |
-
| | Симметрия |
-
| | Герои сказок в ребусах и загадках |
-
| | Учимся быть честными |
-
| | «Учитесь властвовать собой» |
-
| | Учимся управлять своими чувствами |
-
| | Любопытные факты из жизни животных |
-
| | Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных |
-
| | Пятое колесо в телеге |
-
| | Здравствуй, сказка! |
-
| | О водных судах |
-
| | Китайская грамота |
-
| | По тропинкам математики |
-
| | Сказки А. С. Пушкина |
-
| | На загадочной волне. Загадочки- загадки для умственной зарядки |
-
| | Самолётик Нескучалкин. На даче |
-
| | Согласись или поспорь со мной |
35-36 | | Резервные уроки по выбору учителя |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ урока | Дата | Тема занятия |
1 | | Слово о Родине |
2 | | В кругу семьи |
3 | | Продолжаем разговор о семье |
4 | | Все мы люди разные… |
5 | | Дело было в Лукоморье |
6 | | В космическом пространстве |
7 | | Старичок-боровичок |
8 | | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка |
9 | | Кот в мешке |
10 | | Поговорим о поведении. |
11 | | Литературная угадай-ка |
12 | | Береги здоровье |
13 | | О воде |
14 | | Спешим на помощь Кузе. |
15 | | Поэтическая карусель |
16 | | Арт- студия |
17 | | Зима в загадках |
18 | | Подарки Деда Мороза |
19 | | Что мы знаем о деревьях |
20 | | Поговорка-цветочек, пословица-ягодка |
21 | | «Репка» на новый лад |
22 | | Любопытные факты из жизни животных. |
23 | | Школа искусств |
24 | | Спешим в школу искусств. |
25 | | Куклы в нашей жизни |
26 | | Золотой дождь |
27 | | Лента занимательных заданий |
28 | | Клуб любителей русского языка |
29 | | В царстве Лешего |
30 | | Геометрический калейдоскоп |
31 | | Магазин головоломок. Отдел художественной литературы |
32 | | Магазин головоломок. Отдел кулинарии |
33 | | Магазин головоломок. Отдел флоры и фауны |
34 | | В поисках цветка папоротника |
35 | | На войне как на войне |
36 | | Прощальная игротека |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс
№ урока | Дата | Тема занятия |
1 | | Государственные символы. |
2 | | Моя семья. |
3 | | Мой портрет в лучах солнца. |
4 | | Интеллектуальный клуб «Мыслитель». |
5 | | Вода в нашей жизни. |
6 | | Матушка-землица. |
7 | | Юные кулинары. |
8 | | Куда летят крылатые слова. |
9 | | Фильм, фильм, фильм… |
10 | | Путешествие в мир пушкинских сказок. |
11 | | И снова нас ждет мир пушкинских сказок. |
12 | | Приветствуем зиму. |
13 | | Пернатые друзья. |
14 | | Олимпийские игры древности. |
15 | | Олимпийские игры современности. |
16 | | Я расскажу тебе о цирке. |
17 | | Калейдоскоп головоломок. |
18 | | Музыкальная шкатулка. |
19 | | Что мы знаем о памяти. |
20 | | Приди, Масленица, с радостью! |
21 | | Золушка. |
22 | | Клуб любителей русского языка. |
23 | | Да здравствует абракадабра! |
24 | | Собранье пестрых дел. |
25 | | Поговорим, друзья, о книге. |
26 | | Эх, яблочко! |
27 | | Шутка – минутка, а заряжает на час. |
28 | | О времени и о часах. |
29 | | Еще раз о времени и о часах. |
30 | | Праздник Ивана Купалы. |
31 | | Клуб любителей головоломок. |
32 | | Как делают бумагу. |
33 | | История плюшевого мишки. |
34 | | Букет увлекательных задач. |
35 | | Великая отечественная война |
36 | | Лебединая песня |
6