СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности. 2 год обучения. Роспись по ткани.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка учебно-тематического плана занятий и содержания к рабочей программе по внеурочной деятельности по

предмету «Изобразительное искусство» для 5-9 классов, творческого объединения «Радуга», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Курска роспись по ткани «Батик»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности. 2 год обучения. Роспись по ткани.»

Разработка учебно-тематического плана занятий и содержания

к рабочей программе по внеурочной деятельности по

предмету «Изобразительное искусство» для 5-9 классов, творческого объединения «Радуга», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Курска роспись по ткани «Батик», учителя изобразительного искусства Германовой И.А.



Учебно-тематический план занятий на второй год обучения.

Режим работы: 3 часа в неделю (105 часов)



Наименование разделов и тем

Общее коли-

чество учеб-

ных часов

Теорети-

ческих

Практи-

ческих

1.

История развития батика

6

6


1.1

Египет, Индонезия.

2

2


1.2

История развития батика в Японии и Китае.

2

2


1.3

История развития батика в России.

2

2


2

Материалы используемые в батике

6

5

1

2.1

Ткань, виды ткани, ее особенности.

1

1


2.2

Виды красок.

1

1


2.3

Кисти и подсобные материалы.

1

1


2.4

Резервирующие составы.

1

1


2.5

Дополнительные эффекты.

2

1

1

3

Горячий батик

15

3

12

3.1

Особенности выполнения горячего батика, его отличие от холодного

4

1

3

3.2

Алгоритм выполнения горячего батика

1

1


3.3

Сфера применения горячего батика

1

1


3.4

Выполнение эскиза

1


1

3.5

Подготовка ткани

1


1

3.6

Калькирование эскиза. Перенос эскиза на ткань

1


1

3.7

Творческий проект

6


6


4

Роспись в технике горячего батика

39


39

4.1

Пропитывание горячим резервом светлых мест

3


3

4.2

Нанесение краски светлых тонов

3


3

4.3

Просушка и нанесение повторного резерва

3


3

4.4

Нанесение краски средней тональности

3


3

4.5

Просушка и нанесение резерва

3


3

4.6

Нанесение последнего слоя краски

3


3

4.7

Удаление резерва

3


3

4.8

Закрепление краски паром

3


3

4.9

Закрепление краски уксусом, просушка, утюжка изделия.

3


3


Творческий проект

9


9

5

Творческие проекты с использованием различных эффектов

42

7

35

5.1

Эффект кракле

6

1

5

5.2

Эффект набрызга

6

1

5

5.3

Эффект в результате присыпок

6

1

5

5.4

Техника узелковая

6

1

5

5.5

Техника росписи по-сырому

6

1

5

5.6

Техника «лахерия»

6

1

5

5.7

Техника «А-шибури»

6

1

5

6

Итоговая выставка

6


6

7

итого

105 часов

21

84



Второй год обучения.

Содержание программы.


1 История развития батика.

1.1 Египет, Индонезия, Китай.

Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к 1веку н. э., которая применялась в Египте.

В Индонезии батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам. Каждый узор особой церемониальной ткани полон символики, наделен волшебной силой. Резервом служила рисовая паста. Краску получают из растений, окрашивание длится до нескольких дней. Одним из самых значительных символов индонезийской культуры является «крис»-оружие. Традиционна сине- коричневая гамма, изображение орнаментальных мотивов: мифической птицы с перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, штрихи, напоминаюшие дождик, священная гора.

1.2 История развития батика в Японии и Китае.

Китай дал миру такой прекрасный материал, как шелк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки называлась «жанцзе»,это переводится как узор краской, орнамент, получаемый погружением в краску.

Существовало три различных метода нанесения узоров: восковой, блоковый и узелковый. Самый древний лацзе, при котором горячий воск по узору накладывался на ткань, после остывания ткань погружали в краску, потом воск удаляли. В Японии технологии украшения ткани развивались своим путем. Батик-рокэти по- японски использовался для ширм и одежды.В восьмом веке появляется восковая набойка- суримон, трафаретная роспись-кокэти, жгутовый способ окрашивания-юхата. С 11 века появляется градуированная ручная роспись, сюжетная роспись для кимоно, с 17 века техника юдзен – рисунок с помощью рисовой пасты.

1.3 История развития батика в России.

В России батик появился в 20-е годы вместе с увлечением стилем «модерн» и развивался в крупных городах. Отсутствие технологически развитых приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность привели к тому, что художники занимались росписью шалей и штор. Во времена НЭПа возник спрос на ассиметричный рисунок.

В мастерских Н.Ламановой, Е.Е. Лансере, А.Г.Тышлера ярко проявляется конструктивизм флаги, вымпелы, орнаменты с советской символикой.

В 30-е годы образованы товарищества художников и ряд фабрик, выполня-ющих роспись по ткани. В 50-е годы батик получает декоративное значение.

Ведущую роль занимает Прибалтика. В 70-е годы появилось новое поколение художников, получивших образование в Строгановском, Мухинском училищах. Наиболее известные художники: А.Талаев, Л.Грасс,

И.Трофимова, В.Кравченко.



2 Материалы используемые в батике.

2.1 Ткань, виды ткани, ее особенности.

Ранее, рекомендовалось использовать натуральные ткани, но современные краски позволяют расписывать смесовые ткани. Для первых шагов лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани - маркизет, батист, шифон. Для горячего и узелкового батика хорошо подходит белое простынное полотно, ситец, бязь. На натуральный шелк лучше переходить,

при наличии определенных навыков. Шелковые ткани очень разнообразны

и по-разному поддаются росписи. Тонкий шелк-понже, креп-шифон - идеальны для начинающих. Краска и контур на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается. Более плотные виды шелка лучше подходят для воска и набивки.

2.3 Виды красок.

Для начала необходимы наборы красок основных цветов: желтый, красный, синий, черный. При выборе красок надо учитывать несколько факторов: чем они растворяются, водой или спиртом. Важно знать способ закрепления краски на ткани. Некоторые виды закрепляются утюгом этот способ фиксации наиболее удобен и позволяет сэкономить время. Другие виды краски фиксируются паром. Для холодного батика успешно используется краска Российского производства «Батик-хобби».

2.3 Кисти и подсобные материалы.

Для росписи используют беличьи, колонковые или синтетические кисти высокого качества. Размеры кистей от «0» до «18», в зависимости от назначения. Форма кистей может быть круглой и плоской, до больших флейцев. Для больших участков используют поролоновые тампоны. Для получения определенных эффектов ватные шарики, палочки.

2.4 Резервирующие составы.

Для холодного батика состав готовый к употреблению можно купить

в специализированном магазине. Для горячего батика резерв готовится

из воска или вощины-100грамм; парафина -400 грамм. Все компоненты разогревают до полного расплавления на водяной бане, на электрической плитке. Не в коем случае не разогревать на открытом огне! Температура поддерживается постоянная за счет горячей воды.

2.5 Дополнительные эффекты.

В современных условиях при наличии материалов можно добиться различных эффектов. Используя соль , мочевину, перекись водорода, сухой пигмент или сухой анилиновый краситель получаем пятна, разводы, наплывы, брызги и т. д.

3 Горячий батик.

3.1 Особенности горячего батика, его отличие от холодного батика. Работы выполненные в технике горячего батика получаются более живописные, без четкого контура. В качестве резерва, в горячем батике используется горячий воск в смеси с парафином. Резерв наносят кистью. В холодном батике все формы рисунка имеют замкнутую обводку контуром, которая препятствует

растеканию краски. Работы получаются графичными и декоративными.

3.2 Алгоритм выполнения горячего батика.

Приготовление резерва, выполнение эскиза, калькирование, перевод рисунка на ткань, прокрыть светлые места горячим воском, расписать ткань согласно рисунку, удалить воск, повторное покрытие воском, повторное прокладывание краски, окончательное удаление воска, при необходимости закрепление краски.

3.3 Сфера применения батика.

Применение тканей расписанных ручным способом безгранично от одежды до интерьера. Батик традиционно используется в элементах одежды.

Платки, косынки, шали, шарфы, галстуки, купоны на платья существуют только в одном экземпляре. Эксклюзивные вещи, такие как парео, накидка, юбка, сумочка, косметичка, зонт, расписанные вручную художником, украсят гардероб любого человека. Декоративное значение батик приобрел при использовании его для дизайна интерьера. Картины, панно, декоративные драпировки, обивка мебели, настенные панели, подушки, скатерти гармонируют с современными материалами.

3.4. Примеры гармоничного сочетания цветов в батике.

При росписи необходимо пользоваться таблицами примерного гармоничного сочетания цветов.

Вариант №1. Лимонный – желтый – сиреневый – фиолетовый – синий.

Вариант №2. Красный – оранжевый – лимонный – светло-зеленый – темно-зеленый.

Вариант №3. Лимонный – светло-зеленый - темно-зеленый – фиолетовый – сиреневый – синий.

Вариант №4. Лимонный – желтый – оранжевый – оливковый.

3.5. Выполнение эскиза.

Необходимо выполнить эскиз в цвете. Можно использовать акварельные и гуашевые краски, применяя таблицы примерного гармоничного сочетания цветов. Учитывать законы композиции, уравновешенность, центр композиции, плановость.

3.6. Подготовка ткани.

Перед росписью хлопчатобумажную ткань необходимо выстирать и тщательно выполоскать в воде в кондиционером для белья. Это нужно для лучшего растекания краски по ткани. Шелк необходимо выполоскать без стирально-моющих средств в проточной воде. После высыхания или слегка влажную ткань натянуть на подрамник.

3.7. Калькирование. Перенос эскиза на ткань.

Перенести рисунок с эскиза на миллиметровку или размеченную кальку того размера, который вам требуется. Карандашом или маркером нарисовать схему рисунка, исходя из готового эскиза. Готовую кальку при помощи булавок подколоть с изнаночной стороны на ткань и перевести очень тонкой линией карандаша.

3.8. Приготовление резерва.

Для приготовления резерва необходимо взять 100 грамм воска или вощины, 400 грамм парафина и растопить в сосуде на водяной бане. Обязательно используется электрическая плитка или электрический чайник.

4. Роспись в технике горячего батика.

4.1. Пропитывание горячим резервом светлых мест.

Пропитать горячим резервом места ткани не требующие прокраски или более светлого цвета. После высыхания приступить ко второму этапу.

4.2. Нанесение краски светлых тонов.

Нанести краску светлых тонов и расписать ткань согласно рисунку, не уточняя деталей, широким флейцем или губкой.

4.3. Просушка. Нанесение повторного резерва.

Просушить ткань и нанести повторный резерв на места, не требующие прокраски или заливки более плотным цветом.

4.4. Нанесение краски средней тональности.

Прописать ткань согласно эскизу, добиваясь наслоения краски и более насыщенных, темных тонов.

4.5. Просушка и нанесение резерва.

Просушить ткань, нанести последний слой резерва, при необходимости добавить дополнительную фактуру.

4.6. Нанесение последнего слоя краски.

Нанести последний слой краски, отрабатывая детали и нюансы.

4.7. Удаление резерва.

Горячим утюгом, проложив бумагу сверху и снизу ткани(газету), прогладить ткань по полного исчезновения воска. Можно использовать бумажные полотенца или салфетки.

4.8. Закрепление паром.

Если изделие имеет утилитарное назначение, то необходимо закрепить краску. Делается это так: изделие заворачивается в бумагу в виде трубочки, закрепляется над емкостью с кипящей водой и пропаривается в течение 40 минут.

4.9. Закрепление уксусом, просушка, утюжка.

После пропаривания изделие разворачивается и выполаскивается в воде с добавлением уксуса, после чего изделие сушится в расправленном виде и утюжится через две ткани(фланель).

5. Творческие работы с использованием различных эффектов.

5.1. Эффект кракле.

Прокрыть всю работу восковой смесью. Когда воск остынет, снять с рамы, помять изделие, получая трещины в воске. Обезжирить работу, используя мыльный раствор. Нанести темную краску в места трещинок. Тряпкой убрать излишки краски.


5.2. Эффект набрызга.

Горячим воском набрызгать капли разной величины и плотности на ткань. Прокрыть ткань краской, удалить воск, при необходимости прокрыть повторно краской или оставить пятна не закрашенными.

5.3. Эффект в результате присыпок.

Расписать ткань обычным способом и на влажную поверхность аккуратно легким постукиванием из пакетика высыпают анилиновый краситель. Как только частицы порошка коснутся влажной поверхности, на ней появится узор из цветных точек, от которых в стороны потянутся разводы, напоминающие хвост кометы. Не смачивать ткань сильно. Если в середину посыпанного красителя добавить каплю воды, краситель устремится от центра к краям, усиливая эффект салюта.

5.4. Техника узелковая.

Неокрашенное полотно по схеме узора завязывают нитью маленькими узелками. Затем ткань окрашивают, нити удаляют, в результате получают узор из белых горошков. Вариант этой техники: камешек или горошину плотно обворачивают тканью и обвязывают ниткой. Окрашивают ткань последовательно в несколько цветов.

5.5. Техника росписи по-сырому.

Эта техника дает эффект плавного перетекания красок. Участок ткани смачивают водой, после чего начинают роспись кистью или тампоном, слегка касаясь поверхности, проводя по одному месту красителями разных цветов и тампонами разной ширины. Работу заканчивают до высыхания ткани.

5.6. Техника «лахерия»

Эта техника – жгутовый способ окрашивания. Изделие целиком или отдельные участки скручивают жгутом, закрепляя положение нитками.

В зависимости от расположения и количества жгутов получаются различные узоры.

5.7. Техника «А-шибури»

Эта техника – так называемый складной батик. Результат достигается путем складывания ткани определенным образом и закрепление ее в этом положении и окрашивания. Просушка производится в сложенном состоянии.

6. Итоговая выставка.

Отбор работ, оформление и монтирование экспозиции.

28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!