ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Литература земли Воронежской» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373,зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. № 15785 с изменениями и дополнениями 2010г., 2011г. и 2012г.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012г
-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5-6 2012 г.)
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цели и задачи программы
В последние годы в образовательно-воспитательных учреждениях повысился интерес к изучению литературы родного края. Воронежский край, давший России Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Ивана Бунина и Андрея Платонова, давно известен как один из самых богатых и интересных регионов страны, сохранивший общерусские традиции.
В этом плане региональный компонент – благодатный материал в работе учителя литературы. Внеурочное занятие «Литература земли Воронежской» предполагает знакомство учащихся с творчеством наиболее известных поэтов и писателей Воронежского края.
Выпускники нашей школы должны помнить о красоте и богатстве родной земли, о том, что нам выпало счастье быть земляками многих талантливых поэтов и писателей.
Цель изучения литературы Воронежского края– способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту, трагизм судьбы в различные эпохи, выявить общее и специфическое в развитии литературы России, стран мира;
Следуя принципам возрастного и личностно – ориентированного подхода, обращать учащихся к истокам, что необходимо каждому человеку. Учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.
Задачи:
1. Формировать у школьников чувства уважения к литературному наследию родного края;
2. Совершенствование навыков анализа литературного произведения;
3. Формировать умения пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями;
4. Научить рецензировать прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства;
5. Учить работать с литературно-критическим материалом, следить за литературным творчеством писателей и поэтов родного края;
6. Учить использовать в поиске нужных материалов ресурсы Интернета.
2.Общая характеристика внеурочной деятельности
Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 6 классу
Цель изучения литературного краеведения - формирование гражданской позиции, чувства любви к родному краю, родному слову.
Эта цель обусловливает следующие задачи:
Пробудить познавательный интерес к литературному наследию города Воронежа и Воронежской области, сформировать эстетическое и нравственное начало личности, воспитывать любовь к родному краю.
Приобщить школьников к культуре родного края и вооружить минимумом знаний.
Воспитать бережное отношение к культурному наследию, пробудить ответственность за его судьбу; формировать основы городской культуры, воспитывать истинных горожан.
Заложить умения самостоятельной работы с различными источниками, литературой, справочниками и т. д.
Познакомить с различными периодами жизни литераторов, связанных с Воронежем и Воронежской областью и основными литературными местами, связанными с ними
Познакомить учащихся с видами краеведческих источников – литературными, мемуарными источниками и т. д.
Расширить знания школьников об облике города Воронежа через изучение творчества писателей о родных городах, а так же через знакомство с местами их творчества.
Актуальность
Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.
Основные направления:
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение.
Формы проведения занятий:
Экскурсии.
Встречи с местными поэтам.
Работа с Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Создание презентации «Литература родного края»
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины” — к систематизированному знанию о литературе родного края.
3.Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 35 часов, которые проводятся за рамками учебного процесса образовательного учреждения.
4.Ценностные ориентиры внеурочной деятельности
Познакомить с различными периодами жизни литераторов, связанных с Воронежем и Воронежской областью и основными литературными местами, связанными с ними
Познакомить учащихся с видами краеведческих источников – литературными, мемуарными источниками и т. д.
Расширить знания школьников об облике города Воронежа через изучение творчества писателей о родных городах, а так же через знакомство с местами их творчества.
5.Планируеьые результаты
Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки. Главными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность на занятиях кружка является работа в малых группах и «медленное чтение» — красота художественного литературного текста не теряется, а, наоборот, раскрывается при неспешном общении с произведением, а также исследовательская работа, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание отзывов на самостоятельно прочитанные произведения.
Прогнозируемые результаты:
Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой Родины», создание презентации «Литература родного края».
Приобретенные знания по литературе и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, МХК, ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по литературе и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
6.Содержание тем внеурочной деятельности
Наименование раздела | Кол–во часов | Экскурсия |
1.Введение | 2 | |
2.Поэтический Воронеж | 9 | 2 |
3.Воронежские писатели детям | 19 | 6 |
4. Итоговое задание | 5 | |
Всего | 35 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (2час)
Поэтический Воронеж – 9 часов
Собиратель сказок А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия
Кольцов Алексей Владимирович.
Слово о поэте. Ведущая тема творчества — тема труда. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей. Чтение, анализ стихотворений «Песня пахаря», «Урожай». Жизнестойкость, бодрость, физическая и нравственная красота героев Кольцова.
Никитин Иван Саввич.
Слово о поэте. Любовь к Родине в стихотворении «В синем небе плывут над полями…».
Посещение музея по творчеству И. С. Никитина.
Экскурсия.
Бунин Иван Алексеевич.
Слово о поэте. Особое место осени в творчестве поэта. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».
Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина
Экскурсия.
Маршак Самуил Яковлевич.
Слово о писателе. Разнообразие творчества. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица». Сказочные картинки окружающего мира в стихах.
Воронежские писатели детям – 19 часов
Добряков Владимир Андреевич.
Слово о писателе. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Взаимоотношения детей и взрослых, воспитание характера, чувств, мировоззрения подростка, поиск личного нравственного идеала.
Платонов Андрей Платонович.
Слово о писателе. Рассказ «Возвращение». Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети.
Посещение платоновских мест в Воронеже.
Экскурсия.
Третьяков Юрий Фёдорович.
Слово о писателе. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев.
Троепольский Гавриил Николаевич. Слово о писателе. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой.
Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».
Песков Василий Михайлович. Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе.
Зачётная работа -5 часа
Сдача и защита проекта. Создание презентаций
7.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся получат возможность научиться
давать основные «литературные адреса» изучаемого периода;
характеризовать определенный литературный период жизни Воронежской области;
анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;
работать с литературными произведениями и мемуарами как краеведческими источниками;
выполнять самостоятельную проектную работу по литературному краеведению (индивидуальную и групповую).
Учащиеся получат возможность узнать
содержание литературных произведений писателей родного края;
наизусть стихотворные тексты поэтов – земляков;
основные факты жизненного и творческого пути писателей и поэтов родного края;
местонахождения литературных музеев и памятников, посвящённых писателям и поэтам родного края.
8.Критерии и нормы оценок по предмету
Создание презентации «Литература родного края»
9.Перечень проектов, экскурсий по внеурочной деятельности учащихся 6 класса «Край Воронежский»
Экскурсии- 4
Презентаций-1
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Антюхин Г.В. Литературное былое. Воронеж, издательство ВГУ, 1987г.- 287с.
«Воронеж!.. Родина. Любовь…» Поэзия Воронежского края. Хрестоматия. Составитель Акаткин В.М. – Воронеж: Центр.-Чернозем.кн.изд-во,2000. – 624с.
Загоровский В.П. Воронежская история. Энциклопедия. Воронеж, «Истоки», 1992г. –251с
Кононов В. Воронеж: путеводитель по городу. Воронеж, 2003. – 64 с.
Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы. Пособие для учителей. Воронеж, 2001.- 50с.
Краеведческий интернет-ресурс «Детям о Воронежском крае» http://www.okrae.odbvrn.ru/aboutproject
№ | Темы занятий | Элементы содержания | Формирование УУД | Вид контроля | Дата |
План. | Факт. |
Введение (2час) |
1. | Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает литературное краеведение. | Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае | Формирование гражданской позиции, чувства любви к родному краю, родному слову. | Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае | 05.09 | 05.09 |
2. | Источники изучения родного края. | Знакомство учащихся с видами краеведческих источников – литературными, мемуарными источниками и т. д. -
| Пробуждение познавательного интереса к литературному наследию города Воронежа и Воронежской области, воспитывать любовь к родному краю. | анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков | 12.09 | 12.09 |
Поэтический Воронеж – 9 часов |
3. | Собиратель сказок А. Афанасьев | Собиратель сказок А. Афанасьев | Формирование у детей знания основ народной жизни | анализировать художественный текст писателей земляков | 19.09 | 19.09 |
4. | Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия | Календарно-обрядовая поэзия | Воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой Родины» | | 26.09 | 26.09 |
5. | Кольцов А. В. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей | Слово о поэте. Ведущая тема творчества — тема труда. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей. | Показать жизнестойкость, бодрость, физическую и нравственную красота героев Кольцова | | 03.10 | 03.10 |
6. | Стихотворения «Песня пахаря», «Урожай». | Чтение, анализ стихотворений «Песня пахаря», «Урожай». | Показать воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей | | 10.10 | 10.10 |
7. | Никитин И. С. Любовь к Родине в стихотворении «В синем небе плывут над полями…». | Слово о поэте. Любовь к Родине в стихотворении «В синем небе плывут над полями…». | Формирование чувства «малой родины” | | 17.10 | 17.10 |
8. | Любовь к Родине в стих. И.С.Никитина | Стихи И.С.Никитина о Родине | Показать жизнестойкость, бодрость, физическую и нравственную красоту героев И.С.Никитина | | 24.10 | 24.10 |
9. | Любовь к Родине в стих. И.С.Никитина и А.В.Кольцова | Стихи И.С.Никитина и А.В.Кольцова о Родине (по выбору) | Показать жизнестойкость, бодрость, физическую и нравственную красоту героев И.С. Никитина и А.В.Кольцова | | 31.10 | 31.10 |
10. | Заочная экскурсия. Посещение музея по творчеству И. С. Никитина | | | Экскурсия. | 14.11 | 14.11 |
11. | Посещение музея по творчеству И. С. Никитина | | | Экскурсия. | 21.11 | 21.11 |
Воронежские писатели детям (19час) |
12. | Бунин И. А. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад». | Слово о поэте. Особое место осени в творчестве поэта. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад». | | Анализ отрывка из стихотворения «Листопад». | 28.11 | 28.11 |
13. | Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина. Экскурсия. | | | Экскурсия. | 05..11 | 05..11 |
14. | Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина. Экскурсия | | | Экскурсия. | 12.12 | 12.12 |
15. | Маршак С. Я. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица». | | | Сказочные картинки окружающего мира в стихах. | 19.12 | 19.12 |
16. | Маршак С. Я. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица». | | | Сказочные картинки окружающего мира в стихах | 26.12 | 26..12 |
17. | Добряков В. А. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Поиск личного нравственного идеала. | Слово о писателе. Повесть «Вредитель Витька Черенок | Показать взаимоотношения детей и взрослых, воспитание характера, чувств, мировоззрения подростка, | | 16.01 | 16.01 |
18. | Добряков В. А. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Поиск личного нравственного идеала. | Слово о писателе. Повесть «Вредитель Витька Черенок». | Показать поиск личного нравственного идеала. | | 23.01 | 23.01 |
19. | Платонов А. П. Рассказ «Возвращение». | Слово о писателе. Рассказ «Возвращение». | Показать трагическое влияние воины на судьбу семьи. | | 30.01 | 30.01 |
20. | Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети. | Слово о писателе. Рассказ «Возвращение». | Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети. | | 06.02 | 06.02 |
21-22 | Посещение платоновских мест в Воронеже. Экскурсия. | | | Экскурсия. | 13.02 20.02 | 13.02 20.02 |
23 | Прогулка по литературному Воронежу | | | Экскурсия. | 27.02 | 27.02 |
24. | Третьяков Ю. Ф. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев | Слово о писателе. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев. | | | 06.03 | 06.03 |
25-26 | Троепольский Г. Н. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой. | Слово о писателе. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой | | | 13.03 20.03 | 13.03 20.03 |
27-28 | Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» | Слово о писателе. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой. | Показать тему ответственности человека перед природой. | | 03.04 10.04 | |
29 | Песков В. М. Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе. | Песков Василий Михайлович. Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе. | Показать тему необъятной любви к родной природе. | | 17.04 | |
30 | Песков В. М. Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе. | Песков Василий Михайлович. Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе. | Показать тему ответственности человека перед природой | | 24.04 | |
31 | Создание презентации «Литература родного края» | Создание презентации | | Создание презентаций | 08.05 | |
32-33- | Создание презентации «Литература родного края» | Создание презентации | | Создание презентаций | 15.05 | |
34 | 3ащита презентации | 3ащита презентации | | 3ащита презентации | 22.05 | |
Итоговое задание (1час) |
35 | Итоговый урок | | | | 29.05 | |