СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Литература земли Воронежской"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дано хорошее планирование, соответствуетФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности " Литература земли Воронежской"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «Литература земли Воронежской» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373,зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. № 15785 с изменениями и дополнениями 2010г., 2011г. и 2012г.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012г

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5-6 2012 г.)

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Цели и задачи программы

             В последние годы в образовательно-воспитательных учреждениях повысился интерес к изучению литературы родного края. Воронежский край, давший России Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Ивана Бунина и Андрея Платонова, давно известен как один из самых богатых и интересных регионов страны, сохранивший общерусские традиции.

     В этом плане региональный компонент – благодатный материал в работе учителя литературы. Внеурочное занятие «Литература земли Воронежской» предполагает знакомство учащихся с творчеством наиболее известных поэтов и писателей Воронежского края.

     Выпускники нашей школы должны помнить о красоте и богатстве родной земли, о том, что нам выпало счастье быть земляками многих талантливых поэтов и писателей.

Цель изучения литературы Воронежского края– способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту, трагизм судьбы в различные эпохи, выявить общее и специфическое в развитии литературы России, стран мира;

Следуя принципам возрастного и личностно – ориентированного подхода, обращать учащихся к истокам, что необходимо каждому человеку. Учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.

Задачи:

1.  Формировать у школьников чувства уважения к литературному наследию родного края;

2. Совершенствование навыков анализа литературного произведения;

3.  Формировать умения пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями;

4. Научить рецензировать прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства;

5.  Учить работать с литературно-критическим материалом,  следить за литературным творчеством писателей и поэтов родного края;

6. Учить использовать в поиске нужных материалов ресурсы Интернета.


2.Общая характеристика внеурочной деятельности

Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 6 классу  

Цель изучения литературного краеведения - формирование гражданской позиции, чувства  любви к родному  краю, родному слову.

Эта цель обусловливает следующие задачи:

  1. Пробудить познавательный интерес к литературному наследию города Воронежа и Воронежской области, сформировать эстетическое и нравственное начало личности, воспитывать любовь к родному краю.

  2. Приобщить школьников к культуре родного края и вооружить минимумом знаний.

  3. Воспитать бережное отношение к культурному наследию, пробудить ответственность за его судьбу; формировать основы городской культуры, воспитывать истинных горожан.

  4. Заложить умения самостоятельной работы с различными источниками, литературой, справочниками и т. д.

  5. Познакомить с различными периодами жизни литераторов, связанных с Воронежем и Воронежской областью и основными литературными местами, связанными с ними

  6. Познакомить учащихся с видами краеведческих источников – литературными, мемуарными источниками и т. д.

  7. Расширить знания школьников об облике города Воронежа через изучение творчества писателей о родных городах, а так же через знакомство с местами их творчества.

Актуальность

Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Основные направления:

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение.

Формы проведения занятий:

 Экскурсии.

 Встречи с местными поэтам.

 Работа с Интернет-ресурсами.

 Исследовательская деятельность.

 Создание презентации  «Литература родного края»

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины” — к систематизированному знанию о литературе родного края.

3.Место внеурочной деятельности в учебном плане

Программа рассчитана на 35 часов, которые проводятся за рамками учебного процесса образовательного учреждения.

4.Ценностные ориентиры внеурочной деятельности

  1. Познакомить с различными периодами жизни литераторов, связанных с Воронежем и Воронежской областью и основными литературными местами, связанными с ними

  2. Познакомить учащихся с видами краеведческих источников – литературными, мемуарными источниками и т. д.

  3. Расширить знания школьников об облике города Воронежа через изучение творчества писателей о родных городах, а так же через знакомство с местами их творчества.

5.Планируеьые результаты

Механизм реализации программы:

 На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки. Главными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность на занятиях кружка является работа в малых группах и «медленное чтение» — красота художественного литературного текста не теряется, а, наоборот, раскрывается при неспешном общении с произведением, а также исследовательская работа, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание  отзывов на самостоятельно прочитанные произведения.

Прогнозируемые результаты:

Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой Родины», создание презентации «Литература родного края».

Приобретенные знания по литературе и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы,  МХК, ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по литературе и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

6.Содержание тем внеурочной деятельности

     

Наименование   раздела

Кол–во часов

Экскурсия

1.Введение

2


2.Поэтический Воронеж

9

2

3.Воронежские писатели детям

19

6

4. Итоговое задание

5


Всего

35

8

                                   

  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2час)                                     

Поэтический Воронеж – 9 часов

Собиратель сказок А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия

Кольцов Алексей Владимирович.

Слово о поэте. Ведущая тема творчества — тема труда. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей. Чтение, анализ стихотворений «Песня пахаря», «Урожай». Жизнестойкость, бодрость, физическая и нравственная красота героев Кольцова.

Никитин Иван Саввич. 

Слово о поэте. Любовь к Родине в стихотворении   «В синем небе плывут над полями…».

Посещение музея по творчеству И. С. Никитина.

Экскурсия.

Бунин Иван Алексеевич. 

Слово о поэте. Особое место осени в творчестве поэта. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».

Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина

Экскурсия.

Маршак Самуил Яковлевич. 

Слово о писателе. Разнообразие творчества. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица». Сказочные картинки окружающего мира в стихах.

Воронежские писатели детям – 19 часов

Добряков Владимир Андреевич. 

Слово о писателе. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Взаимоотношения детей и взрослых, воспитание характера, чувств, мировоззрения подростка, поиск личного нравственного идеала.

Платонов Андрей Платонович. 

Слово о писателе. Рассказ «Возвращение». Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети.

Посещение платоновских мест в Воронеже.

Экскурсия.

Третьяков Юрий Фёдорович. 

Слово о писателе. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев.

Троепольский Гавриил Николаевич. Слово о писателе. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой.

Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».

Песков Василий Михайлович.  Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе.                                

Зачётная работа -5 часа

Сдача и защита проекта. Создание презентаций

7.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся получат возможность научиться

  • давать основные «литературные адреса» изучаемого периода;

  • характеризовать определенный литературный период жизни Воронежской области;

  • анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;

  • работать с литературными произведениями и мемуарами как краеведческими источниками;

  • выполнять самостоятельную проектную работу по литературному краеведению (индивидуальную и групповую).

Учащиеся получат возможность узнать

  • содержание литературных произведений писателей родного края;

  • наизусть стихотворные тексты  поэтов – земляков;

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей и поэтов родного края;

  • местонахождения литературных музеев и памятников, посвящённых писателям и поэтам родного края.


8.Критерии и нормы оценок по предмету


 Создание презентации  «Литература родного края»


9.Перечень проектов, экскурсий по внеурочной деятельности учащихся 6 класса «Край Воронежский»

Экскурсии- 4

Презентаций-1

10.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Антюхин Г.В. Литературное былое. Воронеж, издательство ВГУ, 1987г.- 287с.

  2. «Воронеж!.. Родина. Любовь…» Поэзия Воронежского края. Хрестоматия. Составитель Акаткин В.М. – Воронеж: Центр.-Чернозем.кн.изд-во,2000. – 624с.

  3. Загоровский В.П. Воронежская история. Энциклопедия. Воронеж, «Истоки», 1992г. –251с

  4. Кононов В. Воронеж: путеводитель по городу. Воронеж, 2003. – 64 с.

  5. Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы. Пособие для учителей. Воронеж, 2001.- 50с.

  1. Краеведческий интернет-ресурс «Детям о Воронежском крае» http://www.okrae.odbvrn.ru/aboutproject

             

Темы занятий        

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата

План.

Факт.

Введение (2час)

1.

Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает  литературное краеведение.

Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

Формирование гражданской позиции, чувства  любви к родному  краю, родному слову.


Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

05.09

05.09

2.

Источники изучения родного края.

  1. Знакомство учащихся с видами краеведческих источников – литературными, мемуарными источниками и т. д.

  1. Пробуждение познавательного интереса к литературному наследию города Воронежа и Воронежской области, воспитывать любовь к родному краю.


анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков

12.09

12.09

Поэтический Воронеж – 9 часов


3.

Собиратель сказок А. Афанасьев

Собиратель сказок А. Афанасьев

Формирование у детей знания основ народной жизни

анализировать художественный текст писателей земляков

19.09

19.09

4.

Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия

Календарно-обрядовая поэзия


Воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой Родины»


26.09

26.09

5.

Кольцов А. В. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей

Слово о поэте. Ведущая тема творчества — тема труда. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей.

Показать жизнестойкость, бодрость, физическую и нравственную красота героев Кольцова


03.10

03.10

6.

Стихотворения «Песня пахаря», «Урожай».

Чтение, анализ стихотворений «Песня пахаря», «Урожай».

Показать воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей


10.10

10.10

7.

Никитин И. С. Любовь к Родине в стихотворении   «В синем небе плывут над полями…».

Слово о поэте. Любовь к Родине в стихотворении   «В синем небе плывут над полями…».


Формирование чувства «малой родины


17.10

17.10

8.

Любовь к Родине в стих. И.С.Никитина

Стихи И.С.Никитина о Родине

Показать жизнестойкость, бодрость, физическую и нравственную красоту героев И.С.Никитина


24.10

24.10

9.

Любовь к Родине в стих. И.С.Никитина и А.В.Кольцова

Стихи И.С.Никитина и А.В.Кольцова о Родине (по выбору)

Показать жизнестойкость, бодрость, физическую и нравственную красоту героев И.С. Никитина и А.В.Кольцова


31.10

31.10

10.

Заочная экскурсия. Посещение музея по творчеству И. С. Никитина



Экскурсия.

14.11

14.11

11.

Посещение музея по творчеству И. С. Никитина



Экскурсия.

21.11

21.11

Воронежские писатели детям (19час)

12.

Бунин И. А. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».

Слово о поэте. Особое место осени в творчестве поэта. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».


  • Знать основные факты жизненного и творческого пути писателей родного края;


Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».


28.11

28.11

13.

Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина. Экскурсия.


  • Знать местонахождения литературных музеев и памятников, посвящённых писателям и поэтам родного края.


Экскурсия.

05..11

05..11

14.

Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина. Экскурсия


  • Знать местонахождения литературных музеев и памятников, посвящённых писателям и поэтам родного края.


Экскурсия.

12.12

12.12

15.

Маршак С. Я. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица».

  • анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;


  • анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;


Сказочные картинки окружающего мира в стихах.


19.12

19.12

16.

Маршак С. Я. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица».

  • анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;


  • анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;


Сказочные картинки окружающего мира в стихах

26.12

26..12

17.

Добряков В. А. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Поиск личного нравственного идеала.

Слово о писателе. Повесть «Вредитель Витька Черенок

Показать взаимоотношения детей и взрослых, воспитание характера, чувств, мировоззрения подростка,


16.01

16.01

18.

Добряков В. А. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Поиск личного нравственного идеала.

Слово о писателе. Повесть «Вредитель Витька Черенок».

Показать поиск личного нравственного идеала.



23.01

23.01

19.

Платонов А. П. Рассказ «Возвращение».

Слово о писателе. Рассказ «Возвращение».

Показать трагическое влияние воины на судьбу семьи.


30.01

30.01

20.

Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети.

Слово о писателе. Рассказ «Возвращение».

Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети.



06.02

06.02

21-22

Посещение платоновских мест в Воронеже. Экскурсия.



Экскурсия.

13.02

20.02

13.02

20.02

23

Прогулка по литературному Воронежу



Экскурсия.

27.02

27.02

24.

Третьяков Ю. Ф. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев

Слово о писателе. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев.


  • Знать содержание литературных произведений писателей родного края;



06.03

06.03

25-26

Троепольский Г. Н. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой.

Слово о писателе. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой

  • Раскрыть тему ответственности человека перед природой


13.03

20.03

13.03

20.03

27-28

Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»

Слово о писателе. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой.


Показать тему ответственности человека перед природой.



03.04

10.04


29

Песков В. М.  Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе.

Песков Василий Михайлович.  Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе.                                



Показать тему необъятной любви к родной природе.                                


17.04


30

Песков В. М.  Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе.

Песков Василий Михайлович.  Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе.                                


Показать тему ответственности человека перед природой


24.04


31

Создание презентации  «Литература родного края»

Создание презентации



Создание презентаций


08.05


32-33-

Создание презентации  «Литература родного края»

Создание презентации



Создание презентаций


15.05


34

3ащита презентации

3ащита презентации


3ащита презентации

22.05


Итоговое задание (1час)

35

Итоговый урок




29.05