СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Литература земли Воронежской"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует ФГОС, дана пояснительная записка

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности " Литература земли Воронежской"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Литература земли Воронежской» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября2009 года №373,зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. № 15785 с изменениями и дополнениями 2010г., 2011г. И 2012г.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г.

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5-6 2012 г.)

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Цели и задачи программы

             В последние годы в образовательно-воспитательных учреждениях повысился интерес к изучению литературы родного края. Воронежский край, давший России Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Ивана Бунина и Андрея Платонова, давно известен как один из самых богатых и интересных регионов страны, сохранивший общерусские традиции.

     В этом плане региональный компонент – благодатный материал в работе учителя литературы. Внеурочное занятие «Литература земли Воронежской» предполагает знакомство учащихся с творчеством наиболее известных поэтов и писателей Воронежского края.

     Выпускники нашей школы должны помнить о красоте и богатстве родной земли, о том, что нам выпало счастье быть земляками многих талантливых поэтов и писателей.

Цель изучения литературы Воронежского края– способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту, трагизм судьбы в различные эпохи, выявить общее и специфическое в развитии литературы России, стран мира;

Следуя принципам возрастного и личностно – ориентированного подхода, обращать учащихся к истокам, что необходимо каждому человеку. Учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.

Задачи:

1.  Формировать у школьников чувства уважения к литературному наследию родного края;

2. Совершенствование навыков анализа литературного произведения;

3.  Формировать умения пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями;

4. Научить рецензировать прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства;

5.  Учить работать с литературно-критическим материалом,  следить за литературным творчеством писателей и поэтов родного края;

6. Учить использовать в поиске нужных материалов ресурсы Интернета.


2.Общая характеристика внеурочной деятельности


Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению «Литература земли Воронежской» адресована 7 классу  

Цель изучения литературного краеведения - формирование гражданской позиции, чувства  любви к родному  краю, родному слову.

Эта цель обусловливает следующие задачи:

  1. Пробудить познавательный интерес к литературному наследию города Воронежа и Воронежской области, сформировать эстетическое и нравственное начало личности, воспитывать любовь к родному краю.

  2. Приобщить школьников к культуре родного края и вооружить минимумом знаний.

  3. Воспитать бережное отношение к культурному наследию, пробудить ответственность за его судьбу; формировать основы городской культуры, воспитывать истинных горожан.

  4. Заложить умения самостоятельной работы с различными источниками, литературой, справочниками и т. д.

  5. Познакомить с различными периодами жизни литераторов, связанных с Воронежем и Воронежской областью и основными литературными местами, связанными с ними

  6. Познакомить учащихся с видами краеведческих источников – литературными, мемуарными источниками и т. д.

  7. Расширить знания школьников об облике города Воронежа через изучение творчества писателей о родных городах, а так же через знакомство с местами их творчества.

Актуальность

Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Основные направления:

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение.

Формы проведения занятий:

 Экскурсии.

 Встречи с местными поэтам.

 Работа с Интернет-ресурсами.

 Исследовательская деятельность.

 Создание презентации  «Литература родного края»

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины” — к систематизированному знанию о литературе родного края.

3.Место внеурочной деятельности в учебном плане

Программа рассчитана на 35 часов, которые проводятся за рамками учебного процесса образовательного учреждения.

4.Ценностные ориентиры внеурочной деятельности

  1. Познакомить с различными периодами жизни литераторов, связанных с Воронежем и Воронежской областью и основными литературными местами, связанными с ними

  2. Познакомить учащихся с видами краеведческих источников – литературными, мемуарными источниками и т. д.

  3. Расширить знания школьников об облике города Воронежа через изучение творчества писателей о родных городах, а так же через знакомство с местами их творчества.

5.Планируеьые результаты

Механизм реализации программы:

 На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки. Главными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность на занятиях кружка является работа в малых группах и «медленное чтение» — красота художественного литературного текста не теряется, а, наоборот, раскрывается при неспешном общении с произведением, а также исследовательская работа, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание  отзывов на самостоятельно прочитанные произведения.

Прогнозируемые результаты:

Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой Родины», создание презентации «Литература родного края».

Приобретенные знания по литературе и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы,  МХК, ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по литературе и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

6.Содержание тем внеурочной деятельности

     2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование   раздела

Кол–во часов

Экскурсия

1.Введение

2


2.Поэтический Воронеж

9

4

3.Воронежские писатели детям

19

2

4. Итоговое задание

5


Всего

35

6

                                       

  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2час)                                     

Поэтический Воронеж – 9 часов

Собиратель сказок А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия

Кольцов Алексей Владимирович.

Слово о поэте. Ведущая тема творчества — тема труда. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей. Чтение, анализ стихотворений по выбору. Жизнестойкость, бодрость, физическая и нравственная красота героев Кольцова.

Никитин Иван Саввич. 

Слово о поэте. Любовь к Родине в стихотворении   «В синем небе плывут над полями…».

Посещение музея по творчеству И. С. Никитина.

Экскурсия.

Бунин Иван Алексеевич. 

Слово о поэте. Особое место осени в творчестве поэта. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».

Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина

Экскурсия.

Маршак Самуил Яковлевич. 

Слово о писателе. Разнообразие творчества. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица». Сказочные картинки окружающего мира в стихах.

Воронежские писатели детям – 19 часов

Добряков Владимир Андреевич. 

Слово о писателе. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Взаимоотношения детей и взрослых, воспитание характера, чувств, мировоззрения подростка, поиск личного нравственного идеала.

Платонов Андрей Платонович. 

Слово о писателе. Рассказ «Возвращение». Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети.

Посещение платоновских мест в Воронеже.

Экскурсия.

Третьяков Юрий Фёдорович. 

Слово о писателе.

Троепольский Гавриил Николаевич. Слово о писателе. Тема ответственности человека перед природой.

Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».

Песков Василий Михайлович.  Рассказы по выбору. Тема необъятной любви к родной природе.                                

Зачётная работа -5 часа

Сдача и защита проекта. Создание презентаций

7.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся получат возможность научиться

  • давать основные «литературные адреса» изучаемого периода;

  • характеризовать определенный литературный период жизни Воронежской области;

  • анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;

  • работать с литературными произведениями и мемуарами как краеведческими источниками;

  • выполнять самостоятельную проектную работу по литературному краеведению (индивидуальную и групповую).

Учащиеся получат возможность узнать

  • содержание литературных произведений писателей родного края;

  • наизусть стихотворные тексты  поэтов – земляков;

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей и поэтов родного края;

  • местонахождения литературных музеев и памятников, посвящённых писателям и поэтам родного края.


8.Критерии оценивания внеурочной деятельности

Создание презентации  «Литература родного края»


9.Перечень обязательных проектов, экскурсий, презентаций по внеурочной деятельности «Литература земли Воронежской» в 7 классе

Экскурсий- 6

Презентаций-6

10.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Антюхин Г.В. Литературное былое. Воронеж, издательство ВГУ, 1987г.- 287с.

  2. «Воронеж!.. Родина. Любовь…» Поэзия Воронежского края. Хрестоматия. Составитель Акаткин В.М. – Воронеж: Центр.-Чернозем.кн.изд-во,2000. – 624с.

  3. Загоровский В.П. Воронежская история. Энциклопедия. Воронеж, «Истоки», 1992г. –251с

  4. Кононов В. Воронеж: путеводитель по городу. Воронеж, 2003. – 64 с.

  5. Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы. Пособие для учителей. Воронеж, 2001.- 50с.

  6. Инютин В.В., Мущенко Е.Г. Литература Воронежского края 19 – 20вв. Экспериментальная программа для старших классов гимназий, лицеев, колледжей, гуманитарных классов общеобразовательных школ. Воронеж, 1994. – 8с

  7. Акиньшин А., Ласунский О. . Записки старого пешехода. Воронеж, 2002. – 352с., ил.

  8. Антюхин Г. Три судьбы. Библиотека газеты «Коммуна», №6, 2003. –75с.

  9. Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.- 432с.

  10. Краеведение. Пособие для учителя. М., 1987.- 158с.

  11. Милонов Н.  Литературное   краеведение . М., 1985. – 192.

  12. Ласунский О. Власть книги: О книгах и книжниках. – М.,1988.- 446 с.

  13. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Воронеж, 2008. – 384 с.

  14. Маршрут по литературным местам Воронежской области. Воронеж,1990. –19с.

  15. Ласунский О.Г. Литературная прогулка по Воронежу / О.Г.Ласунский. – Воронеж: Центр. – Чернозем.

Интернет-ресурсы

  1. Краеведческий интернет-ресурс «Детям о Воронежском крае» http://www.okrae.odbvrn.ru/aboutproject

  2. Хранители сказок. Собрание авторских и народных сказок. http://www.hobbitaniya.ru/afanasyev/zavetnskazki.php        



             

Темы занятий        

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата

План.

Факт.

Введение (2час)


Введение. Что изучает  литературное краеведение.

Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

Формирование гражданской позиции, чувства  любви к родному  краю, родному слову.


Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

05.09

05.09

2.

Стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

  1. Знакомство учащихся с видами краеведческих источников – литературными, мемуарными источниками и т. д.

  1. Пробуждение познавательного интереса к литературному наследию города Воронежа и Воронежской области, воспитывать любовь к родному краю.


анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков

12.09

12.09

Поэтический Воронеж – 9 часов


3.

Легенды и предания Острогожского края




Собиратель сказок А. Афанасьев

Формирование у детей знания основ народной жизни

анализировать художественный текст писателей земляков

19.09

19.09

4.

Воронежские сказительницы по выбору



произведения устного народного творчества в рамках литературного краеведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.




Воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой Родины»


26.09

26.09

5.

Презентация по теме: «Собиратель

сказок А. Афанасьев



Слово о поэте. Ведущая тема творчества — тема труда. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей.

Показать жизнестойкость, бодрость, физическую и нравственную красоту героев Кольцова

Презентация

03.10

03.10

6.

Просмотр фильма из Голландии

«Воронежские народные песни»


Обряд «Величание невесты»

Показать воспевание обряда как источник и духовных ценностей


10.10

10.10

7.

Кольцов А. В. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей в рисунках



Слово о поэте. Любовь к Родине в стихотворении   «В синем небе плывут над полями…».


Формирование чувства «малой родины Показать воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей

Лучшие рисунки в альбом

17.10

17.10

8.

Никитин И. С. Любовь к Родине в стихотворении   «В синем небе плывут над полями…».



Стихи И.С.Никитина о Родине

Показать жизнестойкость, бодрость, физическую и нравственную красоту героев И.С.Никитина


24.10

24.10

9.

Любовь к Родине в стих. И.С.Никитина (по выбору)

Стихи И.С.Никитина и А.В.Кольцова о Родине (по выбору)

Показать жизнестойкость, бодрость, физическую и нравственную красоту героев И.С. Никитина и А.В.Кольцова


31.10

31.10

10.

Создание презентации: « Посещение музея по творчеству И. С. Никитина»



Презентация

14.11

14.11

11.

Создание презентации: «Посещение музея по творчеству И. С. Никитина»


воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;


Презентация

21.11

21.11

Воронежские писатели детям (19час)

12.

Прогулка по литературному Воронежу. Памятник Бунину И. А. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».

Слово о поэте. Особое место осени в творчестве поэта. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».


  • Знать основные факты жизненного и творческого пути писателей родного края;


Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».


28.11

28.11

13.

Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина. Экскурсия.


  • Знать местонахождения литературных музеев и памятников, посвящённых писателям и поэтам родного края.


Экскурсия

05.12

05.12

14.

Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина. Экскурсия


  • Знать местонахождения литературных музеев и памятников, посвящённых писателям и поэтам родного края.


Экскурсия.

12.12

12.12

15.

Маршак С. Я. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица» и др. (по выбору) в рисунках

  • анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;


  • анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;


Сказочные картинки окружающего мира в стихах.


19.12

19.12

16.

Маршак С. Я. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица» и др. (по выбору ) в рисунках

  • анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;


  • анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;


Сказочные картинки окружающего мира в стихах

26.12.

26.12

17.

Добряков В. А. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Поиск личного нравственного идеала.

Слово о писателе. Повесть «Вредитель Витька Черенок

Показать взаимоотношения детей и взрослых, воспитание характера, чувств, мировоззрения подростка,


16.01

16.01

18.

Внеклассное занятие: «Встреча с местными поэтами»

Сборник стихов А.Сапронова и П. Горулько



23.01

23.01

19.

«Щедра земля Придонья на таланты»

Козин А.Е.- художник и скульптор, гордость земли Воронежской

Показать трагическое влияние воины на судьбу семьи.

Презентация

30.01

30.01

20.

Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети.

Слово о писателе. Рассказ «Возвращение и др. (по выбору)

Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети.



06.02

06.02

21.

Посещение платоновских мест в Воронеже. Экскурсия.



Экскурсия.

13.02

13..02

22.

Посещение платоновских мест в Воронеже. Экскурсия.



Экскурсия.

20.02

20.02

23.

Прогулка по литературному Воронежу ( памятник Осипу Мандельштаму)

Слово о писателе. Особенности изображения героев.


  • Знать содержание литературных произведений писателей родного края;



27.02

27.02

24.

Воронеж Анны Ахматовой

Слово о поэтессе.

  • Знать содержание литературных произведений писателей и поэтов родного края;


Презентация

06.03

06.03

25.

Мандельштамовский Воронеж.

Слово о ссыльном поэте друге Н.Гумилева, А.Ахматовой ,М.Цветаевой


Презентация

13.03

13.03

26.

Мандельштамовский Воронеж

Слово о ссыльном поэте-друге Н.Гумилева, А.Ахматовой М.Цветаевой



Презентация

20.03


27.

Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»


Раскрыть тему ответственности человека перед природой

Экскурсия

03.04


28.

Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»


Показать тему ответственности человека перед природой

Экскурсия

10.04


29.

Песков В. М.  Рассказы по выбору. Тема необъятной любви к родной природе.

Песков Василий Михайлович.  Рассказ «Ржаная песня» и др. по выбору Тема необъятной любви к родной природе.                                



Показать тему необъятной любви к родной природе.                                


17.04


30

Песков В. М.  Рассказы по выбору. Тема необъятной любви к родной природе.

Песков Василий Михайлович.  Рассказ «Ржаная песня» и др.по выбору

Показать тему необъятной любви к родной природе.                                


24.04


Итоговое задание (5час)

31.

Создание презентации  «Литература родного края»

Сдача и защита проекта. Создание презентаций


 работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации

Создание презентаций

08.05


32.

Создание презентации  «Литература родного края»

Сдача и защита проекта.

работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации

Создание презентаций

15.05


33.

Создание презентации  «Литература родного края»

Сдача и защита проекта.


Создание презентаций

22.05


34

Создание презентации  «Литература родного края»

Сдача и защита проекта.


Создание презентаций

29.05


35

Итоговый урок




29.05