СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» (2 класс)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36

города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края





Рассмотрено:

На заседании МО

________Н.А. Платонова

Протокол №1 от

« 28 »августа 2017г.


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

по УВР МОУ СОШ № 36

_________Л.Н. Листровая

« 29 » августа 2017г.


Утверждено:

Директор МОУ СОШ № 36

____________Е.Б.Гутова

Приказ № _____ от

«30 » августа 2017г.

Принято:

педагогическим советом

Протокол №1 от 30.08.2017г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

«Край, в котором я живу»

2017-2018 учебный год














Уровень изучения: базовый

Класс 2А

Год разработки: 2017

Учитель начальных классов: И.А. Катаева









Программа «Край, в котором я живу»


Данная программа составлена на основе авторской С.Л.Посмитной.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа пропедевтического обществоведческого курса «Край, в котором я живу» дополняет первый концентр историко-обществоведческого образования содержанием, отражающим национально-региональные особенности жизнедеятельности россиян-дальневосточников. Данная программа составлена на основе авторской С.Л.Посмитной.


Содержание программы курса:

— относится к «части, формируемой участниками образовательного процесса» (ч.1 п.4 ст.7 Закона

«Об образовании» 1);

— составлено с учетом «Дополнительных краевых требований к стандарту образовательной области «Обществознание» (приказ комитета общего образования администрации Хабаровского края № 17 от23.01.2002 «Об утверждении новой редакции ХКК ГОСТ образовательной области «Обществознание»);

— предназначено для преподавания в начальной школе (1–4 классах) Хабаровского края;

— направлено на оказание помощи ребенку в преодолении им кризиса социальной субъектности до окончания начальной школы;

— предполагает создание авторской системы воспитания младших школьников;

— рассчитано на преподавание учителем начальной школы.

Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, правом, геополитикой, историографией, археологией, этикой, эстетикой, психологией и т.д. Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего мира.

Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д.

Знакомство с международным законодательством, Конституцией РФ, Уставом Хабаровского края и другими нормативными актами способствует развитию правовой культуры младших школьников.

Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании педагогических условий для самопознания и самоопределения младших школьников. Использование групповых тренингов является

важным условием реализации программы. Тренинги направлены не только на овладение навыками общения и сотрудничества, но и на становление адекватной самооценки, рефлексии, развитие критического мышления школьников. Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной деятельности. Все это позволяют обойтись педагогу в общении с ребенком без морализации и послушности.

Содержание программы курса «Край, в котором я живу» состоит из трех самостоятельных разделов:

«Я — ученик» (1 класс), «Я — гражданин» (2 класс), «Я — дальневосточник» (3–4 классы). Программа реализовывается через внеклассную работу.

Содержание программы для каждого раздела распределено по темам. Учебный материал для одного занятия представлен в абзацах.

В помощь учителю и ребенку созданы пособия:

— пособия для ребенка являются игровыми и включают в себя различные раскраски, «вырезалки», головоломки, игры на внимание и т.д. Это позволяет разнообразить деятельность ребенка во время учебного занятия и дома. Каждое пособие по окончании учебного года превращается в альбом воспоминаний о своем первом классе1, книгу о своей семье и селе2, справочник по обществознанию и истории Хабаровского края, Дальнего Востока, Отечества;

1. Посмитная С.Л. «Я — ученик». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников.

2. Посмитная С.Л. «Я — гражданин». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников.

3. Посмитная С.Л. «Я — дальневосточник». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников.





Общая характеристика разделов программы.

Первый раздел «Я — ученик» рассчитан на освоение младшими школьниками в 1-м классе. Реализация содержания раздела направлена на активизацию у младших школьников процесса самопознания, который помогает им перейти с этапа «Я субъект предметного мира» на этап «Я субъект общественных отношений»

Содержание первого раздела программы курса предполагает познакомить первоклассников через учебно-игровое пособие «Я — первоклассник» с историей школы, со школьным сообществом, правилами поведения, основами управления, ОБЖ в школе, а также определить основы взаимоотношений между детьми класса, строящиеся на уважении, терпимости, доверии, дружбе, взаимовыручке, привить навыки по самоуправлению и самоорганизации.

Второй раздел «Я — гражданин»

Рассчитан на освоение младшими школьниками во 2-м классе. Реализация содержания раздела направлена на овладение младшими школьниками вторым и третьим уровнями самосознания.

Содержание второго раздела программы курса предполагает познакомить второклассников с тем сообществом, которое окружает детей за пределами школы, — сообществом дома, двора, города/села, где они живут. Знакомство включает обращение к истории своего дома, двора, улицы, города/села, его достопримечательностям, хозяйству, муниципальному управлению и т.д.

Третий раздел «Я — дальневосточник»

Разделен на две части и рассчитан на освоение младшими школьниками в 3-м и 4-м классах. Реализация содержания раздела направлена на окончание кризиса социальной субъектности и овладения младшими школьниками целостным самосознанием.

В 3-м классе предметом познания младших школьников является муниципальный район и Хабаровский край. Содержание первой части этого раздела программы направлено на развитие умения работать в команде через участие младших школьников в различных социальных и познавательных проектах.

В 4-м классе предметом познания младших школьников является история жизнедеятельности людей в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке России. Содержание второй части раздела программы направлено на становление общеинтеллектуальных способностей младших школьников, необходимых для изучения предметов гуманитарного цикла основной школы: истории, обществознания, права, историографии, географии и т.д.


Личностными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» во 2-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3-4-й класс

Личностными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Содержание программы

Первый раздел «Я — ученик». 1 класс (33 часа)

Введение. Давайте познакомимся. Знакомство с новым курсом. Помощники первоклассника —эндемики Хабаровского края. С медвежонком и тигренком по стране Знаний. Мы — ученики, одноклассники, дальневосточники, хабаровчане…

Тема 1. Я — ученик. Мы — ученики. Кто я? Кто мы? Мы разные. Каждый особенный. Мы один класс. Давайте познакомимся. Наши любимые игрушки. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».) День Знаний. Учебное занятие, звонок, перемена, расписание, наши дневники — деловые записные книжки. Мы — школьники. Зачем мы учимся? Учение — главная работа школьников. Домашние задания и наше рабочее место дома. Секреты хорошей учебы. («Веселая энциклопедия полезных советов».) Школьник и дошкольник, а кто я? Чем отличается школьник от дошкольника? Мой режим дня. Как все успеть? Дела бывают разные по времени и трудности выполнения. Умение составлять личный деловой план на день, неделю. Умение анализировать прожитый день: что мне у составлять личный деловой план на день, неделю. Умение анализировать прожитый день: что мне удалось сделать, а что нет.

Наш безопасный путь из дома в школу и назад. Улица (дорога): проезжая часть, тротуар, обочина,перекресток, основные дорожные знаки. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Светофор и его сигналы. Правила перехода улицы. Правила поведения на загородных дорогах. Особенности движения транспорта по мокрой и скользкой дороге. Соблюдение Правил дорожного движения при переходе автодорог.

Я — ученик, мы — ученики. Ученик — человек, который чему-то учится. Чему и как можно учиться?

Органы чувств человека и их роль в исследовании человеком мира.

История школьного портфеля и его обитателей. Состояние личных школьных принадлежностей у каждого первоклассника.

Мы — первоклассники. Посвящение в первоклассники. Праздник с вручением подарков и выступлением детей и родителей…

Тема 2. Мы, наш класс и наша школа.

Тип нашей школы (муниципальная или частная, общеобразовательная средняя, лицей или гимназия).

Номер и адрес нашей школы, средства связи. (Игра «Расскажи прохожему или другу, где расположена твоя школа», «Позвоните по школьным телефонам». Что бы вы узнали или сообщили?) Наш безопасный путь по школьному зданию. (Экскурсия по школьному зданию с целью ознакомления детей с расположением необходимых учебных комнат, коридоров, входов и выходов из здания, экскурсия-разведка «Как Вас зовут?» Знакомство с администраторами, техническим персоналом, поварами школы.)

Школьный бюджет. Доходы и расходы школьного бюджета. Бережное отношение к школьному имуществу и возможность пополнения школы новыми книгами, спортивным инвентарем, пособиями, компьютерами…

От кого зависит в школе чистота, уют, возможность получить хорошее образование? Сколько стоит наше образование?

Классный кабинет. Рабочее место ученика и учителя. Индивидуальные и общешкольные принадлежности. (Игра на внимание «Мое и наше» и на самое аккуратное рабочее место.) От чего зависит наше здоровье в школьном кабинете?

Экскурсия в школьный медпункт. Что нужно делать для укрепления своего здоровья в школе и дома?Знакомство с медицинским персоналом и правилами поведения в школьном медпункте. Возможные опасности и травмы. Навыки оказания первой помощи пострадавшему в случае получения травмы в школе.

Основные человеческие потребности первоклассников и их удовлетворение в условиях школы. Правила поведения и основы безопасной жизнедеятельности на занятиях и переменках, в разных местах школы: в столовой, в туалетных комнатах, на игровой площадке, в спортзале…

Общешкольные правила безопасности для детей и взрослых, принятые в нашей школе. (Мозговой штурм «Школьное царство и его правила поведения».)

План и правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, землетрясение, наводнение, при встрече с человеком угрожающего поведения в школе). К кому в школе можно обратиться за помощью? (Показ безопасных мест укрытия в здании и маршрута выхода из здания школы на случай чрезвычайной ситуации.) Причины пожаров в здании школы и способы их тушения. Телефоны экстренной помощи: 01, 02, 03, службы спасения. Скоро праздник Новый год. Правила поведения при пожаре. Дружина ЮДП в нашем классе.

Школьная библиотека — хранительница знаний людей и наша помощница. Правила поведения в библиотеке. Читательский билет, книжные полки, каталоги. Экскурсия в школьную библиотеку. Рукомесло. Книги дальневосточных авторов детям.

А мы такие разные. Наша классная книга рекордов. Мой класс глазами моих одноклассников.

Семья. Наш класс — семья (союз одноклассников). Чувства заботы, товарищества, поддержки, уважения и дружбы — это условия успеха в учебе каждого в нашем классе. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».)

Как я и мои одноклассники можем сделать свою жизнь в классе и школе интересной? Наше самоуправление. Коллективное планирование классных дел и анализ проведенных. Я и вклад каждого в создание интересной жизни в нашем классе. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».)

Как жить в мире с другими? Деловые и личные отношения между всеми жителями школьной страны: учениками, учителями, администрацией школы, техническим персоналом, родителями (устный опрос мнения детей «Ученик и учитель — это...»). Как разрешать возникаемые конфликты, «нерешаемые» вопросы? Учиться на чужих и своих ошибках. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».) Какие отношения помогают и какие мешают нам в учебе? Коллективный договор о правилах хорошего тона в нашем классе. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».) Тренинг «Комплимент». Умение принимать людей такими, какие они есть — важное качество современного человека. Право на ошибку. Ответственность за свои поступки. (Групповой мозговой штурм.)

Вежливые слова. «Здравствуйте» и «До свидания». Как себя вести в классе, если ты в нем новичок или возвращаешься после болезни? Как попрощаться с классом, если предстоит разлука или переезд? Как быстрее познакомиться с другими? Как преодолеть свои страхи и робость в общении с другими (психологический тренинг)?

Каникулы и правила поведения на автодорогах, на весеннем льду. Наши путешествия по Хабаровскому краю во время каникул.

Тема 3. Наша школьная пора.

Что такое история? Какой она бывает? Зачем она людям? Путешествие по «реке времени». История нашей школы. Экскурсия по школьному музею. Воспоминания наших родителей об их школьной поре, школе и учителях. Любимые предметы наших родителей. (Рассказы-воспоминания родителей.) Просмотр альбомов выпускников прошлых лет.

История нашего класса. (Рукомесло. Коллективное придумывание и оформление альбома или настенной газеты о классе: будни и праздники нашего класса, ученики, учителя, родители.)

Подарок будущим первоклассникам от нашего класса. Настенные газеты-пожелания. Шкатулки полезными мелочами.

Наши школьные успехи. Подведение первоклассниками своих качественных и количественных итогов.

Основы безопасной жизнедеятельности детей летом на территории Хабаровского края.

Праздник «До свидания, первый класс». (Праздничный концерт, посвящение во второклассники,

поздравление родителей...)



Второй раздел «Я — гражданин». 2 класс (34 часов)

Введение. Большой урок для маленького гражданина. Гражданин. Россия.

Тема 1. На востоке России (17 часов).

Россия, Москва, Конституция. Герб, флаг России. Горожанин, селянин, гражданин – что общего в этихсловах? Гражданство. С чего начинается Родина? Большая и малая Родина. Дальний Восток — родина эндемиков Хабаровского края — амурского тигра и гималайского медведя. Города и села на карте Хабаровского края. Знакомство с условными знаками карты. История названия нашего города/села. Место расположения нашего города/ села. Паспорт моего города/села (где располагается, сколько жителей имеет, почтовый индекс и междугородный телефонный код). Дальний Восток, Хабаровский край.

Семья. Однокоренные слова с корнем РОД (родственники, родня, родник, родоначальник…). Их смысл и взаимная связь. Наши семьи. Наши родовые фамилии. Родословная. Предки, потомки. Самые старшие в семье родственники. (Работа с цветовой лентой времени.) Семейные реликвии. Семейные увлечения. Счастливая семья. Кто в семье самый главный и самый важный?

Улица, дом, двор — место проживания человека и … ОБЖ детей во время игры во дворе и на улице.

История и план улиц микрорайона, в котором проживают дети. Соседи, их имена и судьбы. Местоположение микрорайона/части села на карте города/села. Основные автомагистральные дороги до микрорайона/части села на его территории. (Игра «Как доехать до нашего микрорайона из…») Маршруты пассажирского транспорта и его остановки по территории микрорайона. История появления микрорайона/части села и его улиц, их застройка.Программа и методическое пособие для учителя начальной школы

Календарь. Переселенцы. Коренные жители. Когда и как появился наш город/село? Кто был его основателями и первыми жителями? Как жили первые жители нашего города/села? Их быт, образ жизни, занятия.

Исторический центр нашего города/села (улицы, сохранившиеся достопримечательности, памятные места). Историческое прошлое в облике современного города/села. Книга почета и почетные граждане.

Охрана и восстановление исторических памятников и построек.

Избиратели, выборы, голосование, жители, мэр, сход, избирательный бюллетень. Кто может быть хозяином нашего города/села? Место расположения и рабочие телефоны мэрии/сельсовета. Городское хозяйство.

Жизнь нашего города (села). Городское (поселковое) хозяйство. Служба экстренной помощи. Наш вклад в жизнь нашего города/села. Правила поведения и общения в нашем городе/селе.

Бизнес, бизнесмен, маркетинг, менеджер, благотворительность, меценатство, реклама. Наш город/село в хозяйственной жизни Хабаровского края, Дальнего Востока, России.

Профессии, способности, возможности. Человек может развить или утратить свои способности. Профессии, востребованные в нашем городе/селе, крае.

Потребители. Потребности. Сертификат. Чек. Мы — потребители. Переработка отходов. Российский стандарт качества. Товарная этикетка.

Семейный бюджет. Доходы. Необходимые и желательные расходы. Возможности родителей и наши желания. Карманные деньги — как и на что их потратить?

Новогодние праздники и развлечения жителей нашего города/села. Главная новогодняя ёлка.Национальные новогодние обряды и развлечения.



Тема 2. Как жить в мире с собой и другими (17 часов)?

Горожане/селяне. Они разные, но все жители нашего города/села. Пожилые, одинокие, инвалиды, беженцы, погорельцы — люди, требующие особой заботы.

Правила пожарной безопасности в быту. Правила пользования электроприборами, печами, пиротехникой… ОБЖ.

Здоровье и здоровый образ жизни. Вредные привычки и их воздействие на здоровье. Причины, приводящие к появлению вредных привычек и способы предотвращения их развития у детей. Как сказать «нет», если тебе предлагают покурить, принять наркотик, выпить спиртной напиток (тренинг «Паутина»).

Мы — жители нашего города/села. Наши увлечения и желания. Мы все разные, но мы должны научиться договариваться, так как живем в одном городе/ селе. Нужно ли помогать нашему городскому/сельскому сообществу? НКО (некоммерческие организации) и их роль в решении городских/сельских проблем.

Мы — дети. Ребенок — особенный человек. Трудно ли быть ребенком? Зачем человеку дается детство? Стоит ли быстрее стать взрослым? Как справиться со своими обидами и гневом? Что каждому из нас нравится и что огорчает нас в наших характерах (по личному мнению и мнению одноклассников).Свобода и свободные люди. Взаимосвязь свобод, прав и обязанностей. (Тренинг «Как быть, если каждый делает только то, что ему хочется, невзирая на нарушение прав и свобод других людей?»)

Право людей на отдых и досуг. Наши увлечения и возможности дополнительного образования в секциях, клубах, студиях… микрорайона, города/села. Наш досуг на каникулах. Правила дорожного движения во время каникул.

Азбука этикета. Этикет в нашей жизни. Правила этикета, принятые в нашем классе, школе, дома. Как характер и поступки человека влияют на положение человека в обществе?

Университет хороших манер. Мода, вкусы, увлечения — история и современность.

Основные правила безопасности во время летних каникул. Когда солнце, воздух и вода помогут укрепить наше здоровье? Что важно помнить, отдыхая летом в пригородной зоне, у воды, на пляже, в лесу? Первая медицинская помощь (ПМП).


Третий раздел «Я — дальневосточник». Часть первая. 3 класс (34 часа)

Введение. Край, в котором мы живем.

Хабаровский край, Родина, страна. Мы горожане/селяне, хабаровчане, дальневосточники, россияне, граждане.

Тема 1. Дальний Восток России.

Федерация. Субъект федерации. Хабаровский край — субъект Российской Федерации. Система управления краем: избиратели, Законодательная Дума Хабаровского края, губернатор. Символика Хабаровского края. Хабаровский край на карте России. Государственная граница на территории Хабаровского края.

Административная граница Хабаровского края. 20 октября 1938 года — образование Хабаровского края. Хабаровск — краевой центр. История появления города и его названия. Статус и символика Хабаровска.

Геральдика — наука о гербах. Исторический экскурс в прошлое Хабаровска как центра Приморской области, Приамурского генерал-губернаторства, Приамурского края, Хабаровского края. Гербы города Хабаровска, их история, символика, авторы, время создания. (Геральдический практикум.) Я.В. Дьяченко. Переселенцы, их быт и труд, чувства. Встреча переселенцев и коренных народов при освоении Приамурья в середине XIХ века.

Дальневосточный федеральный округ. Полномочный представитель Президента Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ, место их расположения, названия, символика, столицы, краевые, областные и окружные центры. Хабаровск — центр Дальневосточного федерального округа, краевой центр Хабаровского края. Россияне-дальневосточники. Население Дальнего Востока России многонационально. Народы, проживающие на Дальнем Востоке. Их быт, традиции и культурное наследие.

Многообразие национальных праздников народов Дальнего Востока: названия, особенности проведения. Тотемические праздники коренных народов Дальнего Востока (праздники в честь животных рода: медведя, тигра, моржа, оленя).Соседи Хабаровского края в стране и за рубежом. Города-побратимы Хабаровска. Международные связи Хабаровского края.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Их быт, традиции и культурное наследие, досторимечательности. Виза. Заграничный паспорт россиянина. Туризм. (Игра «Отгадайте название страны, из которой приехал к нам гость», выставка плакатов о дружбе хабаровчан с жителями других стран).

Тема 2. Наша малая Родина.

Муниципальное образование, муниципальный округ, муниципальный район, муниципальное поселение. Два городских округа (Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре) и 17 муниципальных районов — муниципальные образования Хабаровского края. Население и символика муниципальных образований в Хабаровском крае.

Наш район (муниципальный округ) на карте Хабаровского края. Его административный паспорт: название, год создания, районный центр, число жителей, количество городов и сел, названия городских округов для Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.

Рукотворные и природные достопримечательности района. Вклад района в хозяйственную жизнь края. (Игра «Восьмое чудо света»).

История района (округа) в лицах и судьбах его жителей. Интервью. Журналист. Журналистская этика.

Учимся договариваться. Вопросы местного значения. Местный референдум и процедура его проведения.(Игра «Моя гражданская инициатива»).

Наш город /село в жизни района, края, страны. Интернет. Сайт. Создаем Интернет страничку о своем городе или селе.

Организация условий для досуга и активного отдыха населения — компетенция муниципального поселения. Места активного отдыха горожан/селян. Проектирование парка отдыха, места отдыха горожан/ селян (пляжа, пристани, набережной, парковой зоны, парка атракционов…). Здоровый образ жизни.

Мир игр. Игры национальные, для детей, которые проводятся в квартире, за столом, на улице, на спортивной площадке... Любимые детские игры бабушек и дедушек, родителей младших школьников. Презентация игр и их разучивание.

Организация условий для спорта и физической культуры населения — компетенция муниципального поселения. Спортивные и детские городки. Спортивные школы и секции города/ села. Олимпийское движение дворовых команд. Дворовые олимпийские игры: символика, виды спорта, участники.

Тема 3. Экономика и экология Хабаровского края.

Экономика. Потребители. Потребности. Производители. Товар. Услуга. Деньги. Конкуренция. Рынок. Цена. Бизнесмен. Бартер. Купля–продажа. (Экономическая игра «Бартер»). (Деловая игра «Я губернатор, или как и почему так организована экономика Хабаровского края»).Природные ресурсы. Основные отрасли народного хозяйства и профессии, представленные в Хабаровском крае. (Работа с картами и атласами края). Покупать. Производить. Экспорт. Импорт. Страны, торгующие с Хабаровским краем. Транспорт и основные дорожные магистрали (работа с картами и атласами края).

Малый бизнес. Технология производства. (Экскурсия на предприятие малого и среднего бизнеса). Ярмарка продуктов, изготовленных в Хабаровском крае. Изготовитель. Сертификат качества. (игра«Общественное жюри».)

Азбука экологии. Экология и экологические кризисы. Конституция Российской Федерации об охране окружающей среды. Международные отношения в сфере сохранения природы Земли. Способы защиты природы и улучшения жизни людей в нашем районе.

Гармония человека и природы. Ландшафтный дизайн. Декор. Дизайнер. Обобщение. Хабаровский край — наша Родина. Дальневосточные просторы. Презентация туристических маршрутов по территории Хабаровского края.

Тема 4. Семья, мир, здоровье — общечеловеческие ценности.

Общечеловеческие ценности: человек, культура, труд, мир, дом, семья, знания, здоровье… Их значение в жизни людей. Золотые правила общения и поведения. (Тренинг «Я свободный человек»).

Родословная. Генеалогия. Поколение, предки, потомки, род. Генеалогическое дерево и способы его составления. Родовые семейные традиции. Родовая память. Семейные фотоальбомы и письма.

Миролюбие. Мир. Война. Проект «Я голосую за мир». Символ мира. Способы сохранения мира в семье, дворе, городе/селе, крае, стране, на Земле.

ОБЖ детей летом. Готовимся в поход. Его планирование и организация. ОБЖ детей во время похода.

Дневничок личных летних планов.


Третий раздел «Я — дальневосточник». Часть вторая. 4 класс (34 часа)

Тема 5. История и культура народов Дальнего Востока, Хабаровского края.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Региональные особенности. Историческое время, исторические источники. Археологические раскопки. Историография и вспомогательные исторические дисциплины по истории России.

Народы и племена, с которых начиналась история России. Племена восточных славян. Их быт, занятия, религиозные культы.

Первые древнейшие государства на территории современной России. Древняя Русь и первые киевские князья. Крещение Руси. Древнерусская письменность, художественное ремесло, зодчество. Общее представление о православном христианстве.

Монголо-татарское нашествие на Русь. Александр Невский и борьба Новгородской республики с тевтонскими крестоносцами-рыцарями на севере Древней Руси. Возвышение Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Образование единого государства. Расширение Российского государства на Восток в XIV–XVI вв. Жизнь крестьян.

Культура Руси ХIV–XVI вв. Книгопечатание, зодчество, иконопись. Андрей Рублев. Имена россиян, прославивших Отечество в XII–XVI вв. Смутное время. Защита Отечества от иноземных захватчиков. Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Начало династии Романовых. Петр I и его реформы.

Археологические раскопки на территории Дальнего Востока. Жизнь первобытных людей на Дальнем Востоке в период каменного века. Историография и вспомогательные исторические дисциплины по истории Дальнего Востока.

Дальневосточные племена — мохэ, кидани и шивэй: быт, занятия, религиозные верования. Общее и особенное в развитии славянских и дальневосточных племен в V–VIII вв. Бохай как «процветающее государство к востоку от моря». Общее и особенное в развитии древнейших государств на территории современной России в VIII–XII вв. Дальний Восток — регион религиозного многообразия. Культурное наследие бохайского многонационального государства. Общее представление о буддизме. Археологические раскопки буддийских храмов на территории Дальнего Востока.

Монголо-татарское нашествие на древнейшие государства Востока. Хождение за Камень: открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Предки коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Россияне, открывавшие и осваивающие Сибирь и Дальний Восток в XIV–XVI вв. Наиболее яркие и интересные страницы из истории Хабаровского края (имена и события по выбору учащихся и учителя). (Лента времени, викторина «Кто возглавил эти экспедиции?»).

Исследователи земли чукотской, камчатской и курильской в XVIII в. Моряки Петровской эпохи —исследователи Тихого океана.Россия при Екатерине II. Академия наук и Московский университет. Михайло Ломоносов.Победы русской армии и флота. Александр Суворов.

Отечественная война 1812 г. и её герои. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Жизнь россиян во 2-й половине XIX в. Культура Российской империи.

Падение царизма. Приход большевиков к власти.

Гражданская война.

Образование СССР. Попытка создания нового общества.

Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

Советская страна во второй половине ХХ в.

Распад СССР. Провозглашение независимости России.

Конституция РФ – основной закон страны. Наши права и свободы по Конституции РФ.

Коренные жители Приамурья и Приморья, их быт, образ жизни, верования, праздники, национальные виды искусства. Места расселения коренных народов в Хабаровском крае. (Работа с атласами. Посещение музеев, экскурсии по музеям, рассказывающие о жизни и быте коренных народов края, рукомесло «Национальное ателье».) Деятельность Н. Н. Муравьева-Амурского по заключению мирных договоров с Китаем и образованию населенных пунктов на закрепленной за Россией территорией. Освоение Приамурья и Приморья во второй половине XIX в.

Переселенцы. Появление и развитие Хабаровска как центра Приамурского генерал-губернаторства. Строительство Транссиба и моста через р. Амур. Жизнь и быт дальневосточников в конце XIX — начале XX в. Вклад дальневосточников в культурное наследие России.

Гербы дальневосточных городов.

Установление Советской власти на Дальнем Востоке.

Дальневосточники в годы Гражданской войны и иностранной интервенции.

Ударные стройки первых пятилеток на Дальнем

Востоке и в Хабаровском крае. Дальневосточники в 30–40-е гг. ХХ в.

Защита дальневосточных рубежей СССР в годы Великой Отечественной войны. Дальневосточники-герои.

Улицы и площади нашего города/села, названные в честь героев войны. Мемориальные комплексы и обелиски в нашем городе/селе. Судьба наших родных, связанная с историей Отечества в годы войны. Книга памяти Хабаровского края.

Тема 6. Мы граждане мира.

Мы граждане мира. Многокультурная самоидентификация дальневосточников: хабаровчане, дальневосточники, россияне, азиаты, европейцы и земляне. Как жить в мире с собой и другими?

Международные организации: время создания, предназначение. Земля большой и общий дом для всех землян.

Государства и их столицы. Общая численность землян на планете. Способы урегулирования общих вопросов: конференции, встречи, переговоры и т.д. Важные события в мире за неделю (Просмотр TV передач, газет интернет…)

Космос. Солнечная система. Планета Земля — космический дом для людей. Полеты человека в космосЗемля – единственный космический дом для людей. Послание землян другим разумным существам космоса. Гороскоп.


Литература

  1. Программа и методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу»/ С.Л.Посмитная; - Хабаровск: Частная коллекция, 2008.

  2. Посмитная С.Л. «Я — гражданин». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников. Хабаровск.



Ожидаемые результаты:

1. Социальный портрет.

2. Знание своих прав.

3 Способность к рефлексии.

4. Самооценка.

5. Потребность в правилах отношений.

6. Доброжелательность к одноклассникам.

7. Потребность в обращении к правилам.

8. Способность к самостоятельному выбору.

9.Умение увидеть социальную опасность в конфликтной ситуации.

10. Дружба как мотив для прекращения конфликта




Тематическое планирование занятий кружка «Край, в котором я живу» во 2 классе

























Тематическое планирование занятий кружка «Край, в котором я живу» во 2 классе

Тема занятий

УУД

Дата план.

Дата факт.

1

Я – ГРАЖДАНИН, А ЭТО ЗНАЧИТ...

Предметные:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Личностные:

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

2.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

3. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

4.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

5.Уважение к своему народу, к своей родине.

6.Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

7. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.




2

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?



3

На востоке России




4

ЗНАКОМЬТЕСЬ, МОЯ СЕМЬЯ.



5

СЕМЕЙНАЯ ШКАТУЛКА



6

Я ЗДЕСЬ ЖИВУ.




7

МОЙ ДОМ И ДВОР.



8

ЛИСТАЯ СТАРЫЙ КАЛЕНДАРЬ.



9

ЭКСКУРСИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ЦЕНТРУ.



10

Выборы.





11

Жизнь нашего города




12

ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ



13

ЯРМАРКА ПРОФЕССИЙ.




14

МЫ – ПОТРЕБИТЕЛИ.



15

СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА



16

НОВОГОДНЯЯ АФИША «ЧУДО-ЕЛКА».




17

Я, ТЫ, ОН, ОНА – СЕМЬЯ (ХАБАРОВЧАН, АМУРЧАН).




18

ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ.



19

КАК СКАЗАТЬ «НЕТ»



20

ЗАКЛЮЧАЕМ ОБЩИЙ ДОГОВОР



21

ЗАКЛЮЧАЕМ ОБЩИЙ ДОГОВОР

Познавательные:

1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.




22

Я – РЕБЕНОК.



23

Я – РЕБЕНОК.



24

Я – СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

2. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

3. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

4. Добывать новые знания: извлекатьинформацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

5. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Слушать и понимать речь других.

3. Выразительно читать и пересказывать текст.

4. Вступать в беседу на уроке и в жизни.

5 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

6. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

.




25

МОИ ПРАВА НА ОТДЫХ И ДОСУГ



26

Мы — жители нашего города. Наши увлечения и желания.



27

Мы — дети. Ребенок — особенный человек. Трудно ли быть ребенком?



28

Свобода и свободные люди. Взаимосвязь свобод, прав и обязанностей.



29

Тренинг «Как быть, если каждый делает только то, что ему хочется, невзирая на нарушение прав и свобод других людей?»



30

Наши увлечения и возможности дополнителього образования в кружках, секциях, клубах, студиях микрорайона.





31

Правила дорожного движения во время каникул.



32

Этикет в нашей жизни. Правила этикета, принятые в нашем классе, школе, дома.



33

Университет хороших манер. Мода, вкусы, увлечения — история и современность.



34

Что важно помнить, отдыхая летом в пригородной зоне, у воды, на пляже, в лесу? Первая медицинская помощь (ПМП).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!