СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я гражданин и патриот России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети – будущее нашей страны, и каким будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я гражданин и патриот России"»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

по духовно – нравственному направлению

«Я - гражданин и патриот России»

1 – 4 классы

Пояснительная записка

Дети – будущее нашей страны, и каким будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо основываться на деятельностном подходе к гражданско-патриотическому формированию личности ребёнка. Развитие школьника происходит в его активной деятельности: практической и интеллектуальной.

Воспитание гражданина и патриота страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.

Формируя гражданина и патриота, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин и патриот России” предполагает формирование патриотических чувств; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Рабочая программа курса «Я – гражданин и патриот России» составлена на основе авторской программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России» (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011), и методическими пояснениями к курсу (Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009).

Основная цель курса - создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Основные задачи курса:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

- формировать умение обсуждать, обыгрывать проблемные ситуации;

- планировать и проводить заочные путешествия;

- формировать умение проводить акции благотворительности, милосердия;

- формировать умения создавать творческие проекты, презентации;

- проводить выставки семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.

Программа "Я - гражданин и патриот России" используется с 1-4 классы и рассчитана на 1 час в неделю. За год в 1 классе 34 часа, со 2 по 4 класс 35 часов.

Программа предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1 ступень - 1 класс «Маленькие Россияне»;

2 ступень - 2 класс «Моя Малая Родина»;

3 ступень - 3 класс «Россия - Родина моя»;

4 ступень - 4 класс «Я - гражданин России».

Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

  1. "Я и я" - формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Мероприятия (методы, формы, виды деятельности): игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

2. "Я и семья" - формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Формы организации внеурочной деятельности.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная): беседы, предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО), классный час, сообщения, встречи с интересными людьми, литературно - музыкальные композиции, просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная), поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная): творческие конкурсы, выставки декоративно-прикладного искусства, коллективные творческие дела, соревнования, показательные выступления, праздники, викторины, интеллектуально-познавательные игры, трудовые дела, тренинги.

Мероприятия (методы, формы, виды деятельности): беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях - дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама - самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я - дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

Предполагаемый результат деятельности:

- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

3. "Я и культура" - формирование отношения к искусству.

Задачи:

- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Мероприятия (методы, формы, виды деятельности): экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.

Предполагаемый результат деятельности:

- умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

4. "Я и школа" - формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Мероприятия (методы, формы, виды деятельности): праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, акция «Неделя пятерок».

Предполагаемый результат деятельности:

- осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

5. "Я и мое Отечество" - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Мероприятия (методы, формы, виды деятельности): беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.

Предполагаемый результат деятельности:

- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

6. "Я и планета" - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Мероприятия (методы, формы, виды деятельности): круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

Предполагаемый результат деятельности:

- обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.













Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Я – гражданин и патриот России»

1 класс «Маленькие Россияне»

Личностные результаты освоения курса:

У первоклассника будут сформированы:

  • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;

  • сформировано чувство гордости за красоту родной природы, свою семью и малую Родину, страну;

  • самые простые правила поведения в обществе, природе;

  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

  • представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;

  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

  • эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

  • этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни

Первоклассник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках

  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины.

Метапредметные результаты освоения курса:

Регулятивные УУД

Первоклассник научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её по просьбе учителя);

  • выделять из темы занятия известные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

  • планировать свои действия на отдельных этапах занятия

  • фиксировать в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • оценивать собственные успехи при овладении знаниями по истории своей страны, о своей семье, о природе;

  • планировать шаги по устранению пробелов в полученных уже знаниях

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

Первоклассник научится:

  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений;

  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Первоклассник получит возможность научиться:

  • делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные УУД:

Первоклассник научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту»;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

Первоклассник получит возможность научиться:

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе;

  • выполнять различные роли (лидера исполнителя).

  • высказывать свое мнение при обсуждении задания;

  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.


Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин и патриот России»

1 класс «Маленькие Россияне» - 34 часа

Общий годовой план работы составляет -34 часа, из них: теоретических -13, практических - 21

1."Я и я"(4 ч) - формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. Диагностика

2."Я и семья"(6 ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

3."Я и культура"(5 ч) - формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу. Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.

4."Я и школа"(7 ч) - формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.

5."Я и мое Отечество"(7 ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Моя Родина – Российская Федерация. Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6."Я и планета"(5 ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля. Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке. Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

Тематическое планирование

урока

Дата проведения урока


Тема урока

Форма

занятия

Виды учебной деятельности

Социально-значимая, проектная и учебно-исследовательская деятельности.

Практические работы и другие виды учебной деятельности

Профориентационная работа

(образовательные экскурсии: очные, виртуальные).

Производственный ресурс

план


факт


Раздел 4 «Я и школа»

1



Праздник первого звонка.

праздник

Формирование умение договариваться и

приходить к общему решению в совместной

деятельности


2



Мой школьный дом.

экскурсия

Учиться находить класс, своё место в классе и т.п.

экскурсия по школе

Раздел 2 «Я и семья»

3



Моя семья – моя радость.

творческая

Рассказ о своей семье, своих обязанностях дома.


Раздел 4 «Я и школа»

4



Правила поведения в школе.

урок – игра

Ознакомление с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся. Знакомство с правилами поведения в школе


5



Школьный двор

экскурсия

Формирование умения оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

экскурсия по школьному двору

Раздел 1 «Я и я»

6



Я, ты, мы. Что такое личность?

игра

беседа

Участие в игре


7



Кто что любит делать

викторина

Формирование умения адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих


Раздел 3 «Я и культура»

8



Осенний КВН.

КВН

Разучивание стихов об осени


9



Дары природы.

конкурс поделок из природного материала

Формирование умения адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих


Раздел 2 «Я и семья»

10



Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

беседа

Рассказ о своих бабушках и дедушках


11



Моя красивая мама.

конкурс рисунков

Рисование мам, рассказ о своей маме


Раздел 5 «Я и мое Отечество»

12



Мои права и обязанности.

беседа с творческим заданием

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Знакомство с правами и обязанностями детей. Декларацией прав ребёнка


Раздел 3 «Я и культура»

13



История моего города.

экскурсия

Актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.

Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине и Москве как столице государства.

экскурсия в музей

Раздел 1 «Я и я»

14



Мой сосед по парте.

час откровенного разговора

Формирование умения адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих


Раздел 4 «Я и школа»

15



Законы жизни в классе.

урок – игра

Знать свои обязанности в классе


Раздел 3 «Я и культура»

16



Откуда пришли елочные игрушки.

виртуальная экскурсия

Знакомство с историей новогоднего праздника,

изготовление елочных игрушек

виртуальная экскурсия

Раздел 2 «Я и семья»

17



Фотографии из семейного альбома.

презентация

фотовыставка

Рассказ о семье, семейных традициях, выставка

Фотографий. Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи


Раздел 4 «Я и школа»

18



Школа вежливости.

круглый стол

Знакомство с правилами вежливости


Раздел 6 «Я и планета»

19



Маленькая страна.

экологическая акция

Знакомство с экологическим состоянием нашего города (понимать взаимосвязь

человека, природы, общества)


Раздел 1 «Я и я»

20



Антиреклама вредных привычек.

конкурс рисунков

диагностика

Осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни

просмотр мультфильма

Раздел 5 «Я и мое Отечество»

21



Они защищают Родину.

конкурс стихов

Сбор информации о наших земляках – героях.


Раздел 3 «Я и культура»

22



Встречаем Масленицу.


час общения

Знакомство с традициями русского народа


Раздел 2 «Я и семья»

23



Слушаем сказки моей бабушки.

час общения

Формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений


24



Загляните в мамины глаза.

праздник

Подготовка к празднику, разучивание стихов, изготовление подарков мамам


Раздел 6 «Я и планета»

25



Мягкие лапки, а в лапках царапки.

викторина

Формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений


26



В гости к зеленой аптеке.

экскурсия

Экскурсия в природу, рисование увиденного по памяти

экскурсия в природу

27



Планета просит помощи.

конкурс рисунков посвященные Дню Земли

Формирование умения адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих


Раздел 5 «Я и мое Отечество»

28



Поклон тебе, солдат России.

конкурс песен

Формирование умения адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих


29



Мои родные – защитники Родины.

фотовыставка

Подбор материала, участие в выставке


30



Маленькие герои большой войны.

урок Мужества

Формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений


Раздел 6 «Я и планета»

31



Десант чистоты и порядка.

трудовой десант

Создание уюта в классе


Раздел 4 «Я и школа»

32



Самый красивый школьный двор.

трудовой десант

Создание уюта в школьном дворе


Раздел 5 «Я и мое Отечество»

33



С чего начинается Родина?

КВН



34



Моя Родина – Российская Федерация

викторина















Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Я – гражданин и патриот России»

2 класс «Моя Малая Родина»

Личностные результаты освоения курса:

У второклассника будут сформированы:

• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою семью и малую Родину, страну;

• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

• формулировать самому простые правила поведения в обществе, природе;

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• осознавать себя гражданином России;

• понимание и принятие норм и правил школьной жизни,

• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

Второклассник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

• своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила достойного поведения.

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России.

Метапредметные результаты освоения курса:

Регулятивные УУД:

Второклассник научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

• сохранять учебную задачу занятия;

• выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения;

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

• планировать последовательность операций на отдельных этапах занятия;

• фиксировать в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Второклассник получит возможность научиться:

• планировать собственную деятельность на занятии;

• высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книг, энциклопедий;

• работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

Второклассник научится:

• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

Второклассник получит возможность для формирования:

• умения ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

• умения добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).

• умения перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Второклассник научится:

• высказывать мотивированное суждение по теме занятия (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

• составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Второклассник получит возможность научиться:

• организовывать взаимопроверку выполненной работы;

• высказывать свое мнение при обсуждении задания.


Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин и патриот России»

2 класс «Моя Малая Родина» - 35 часов

Общий годовой план работы составляет – 35 часов, из них: теоретических -14, практических - 21

1."Я и я"(3 ч) - формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я - ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика. Сбор игр.

2."Я и семья"(5 ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений.

3."Я и культура"(4 ч) - формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица. Экскурсии в музеи, вернисажи.

4."Я и школа"(7 ч) - формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант

5."Я и мое Отечество"(10 ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6."Я и планета"(6 ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

Тематическое планирование

урока

Дата проведения урока


Тема урока

Форма

занятия

Виды учебной деятельности

Социально-значимая, проектная и учебно-исследовательская деятельности.

Практические работы и другие виды учебной деятельности

Профориентационная работа

(образовательные экскурсии: очные, виртуальные).

Производственный ресурс

план


факт


Раздел 5 «Я и мое Отечество»



Урок Мира






Государственная символика РФ и малой Родины. Знакомства с символами родного

края (герб, гимн, флаг)

беседа

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации


Раздел 4 «Я и школа»



Обязанности ученика в школе.

беседа с творческим заданием



Раздел 6 «Я и планета»



Осень в родном городе. Конкурс стихотворений «Природа в поэзии».

экскурсия

конкурс стихотворений

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны

экскурсия в парк



«Вот и осень к нам пришла».

фотоконкурс


Раздел 1 «Я и я»



Подумай о других.

беседа с элементами игры

Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать

собственное мнение и позицию.




Я – ученик.


беседа с творческим заданием

Уметь общаться, уметь слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.



Раздел 3 «Я и культура»



Родной край в древности.

экскурсия

Уметь общаться, понимать других людей, учитывать разные мнения и стремление

к координации в сотрудничестве.

экскурсия в музей



Что посеешь, то и пожнешь.

беседа с элементами игры

Приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.


Раздел 4 «Я и школа»



Я люблю свою школу.

конкурс рисунков, сочинений о школе

Ознакомление с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся. Знакомство

с правилами поведения в школе.




Мой портфель. «Мои учебники».

игра – экспромт

рейд


Приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.


Раздел 2 «Я и семья»



Моя любимая мамочка.

презентация

Раскрыть свои творческие способности через участие в коллективной деятельности.


Раздел 4 «Я и школа»



Школьная символика

беседа

Знакомство со школьной символикой


Раздел 6 «Я и планета»



Экология нашего города.

коллективная

Раскрыть свои творческие способности через участие в коллективной деятельности




День добрых волшебников. Мастерская

кормушек, вывешивание кормушек. Акция «Покормите птиц зимой».

вывешивание кормушек

Знать основные правила поведения в природе. Учиться видеть красоту окружающего мира, испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с культурой родного края.


Раздел 5 «Я и мое Отечество»



Мой любимый город.

беседа

экскурсия

Рассказ о городе

экскурсия по городу



Наш город.

конкурс

Учиться видеть красоту окружающего мира, испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с культурой родного края.





О чем шепчут названия улиц родного села.

работа с картой города

конкурс рисунков

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе: устанавливать очередность действий. Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию.





Раздел 4 «Я и школа»



Десант чистоты и порядка. Самый уютный класс.

конкурс

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе: устанавливать очередность действий. Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Раздел 2 «Я и семья»



Я помощник в своей семье.

беседа с элементами игры

Формировать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в

семье, между поколениями.


Раздел 5 «Я и мое Отечество»



Мы и наши права.

урок - игра

Подбор материала. Овладеть основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.


Раздел 2 «Я и семья»



Об отце говорю с уважением.

круглый стол

Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем. Проявлять свои творческие способности через самостоятельную деятельность.




Мама, папа, я – дружная семья.

конкурс - соревнование

Формировать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в

семье, между поколениями.


Раздел 3 «Я и культура»



Широкая масленица.

игра

Рассказывать о своей семье, своих обязанностях дома.




Поэты и писатели нашего города.

экскурсия

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

экскурсия в городскую библиотеку

Раздел 1 «Я и я»



Игры на развитие произвольных процессов.

игра

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Раздел 4 «Я и школа»



По каким правилам мы живем в школе?

игра

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Раздел 2 «Я и семья»



Здесь живет моя семья.

заочное путешествие

Формировать чувство гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений


Раздел 6 «Я и планета»



Уж тает снег, бегут ручьи.

экскурсия

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма,

гордости за историю и культуру своей страны

экскурсия в природу



День птиц.

конкурс рисунков

экскурсия

Знать основные правила поведения в природе. Учиться видеть красоту окружающего мира, испытывать чувство прекрасного на

основе знакомства с культурой родного края.

экскурсия в «Дом природы»

Раздел 5 «Я и мое Отечество»



След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

экскурсия

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма, ответственности за общее благополучие.

экскурсия в музей



Герои Советского союза – наши земляки.

урок мужества




Открытка ветерану.

акция


Раздел 4 «Я и школа»



Уборка территории вокруг школы «Укрась

кусочек планеты».

десант чистоты и порядка

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе: устанавливать очередность действий. Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Раздел 5 «Я и мое Отечество»



Знай и люби свой край.

викторина




















Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Я – гражданин и патриот России»

3 класс «Россия - Родина моя»

Личностные результаты освоения курса:

У третьеклассника будет сформировано:

• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

• формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

• осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности

Третьеклассник получит возможность для формирования:

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Метапредметные результаты изучения курса:

Регулятивные УУД:

Третьеклассник научится:

• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

• планировать свои действия в течение урока;

• контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Третьеклассник получит возможность научиться:

• вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Третьеклассник научится:

• выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

• сравнивать объекты по различным признакам;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

Третьеклассник получит возможность научиться:

• пользоваться словарями, справочниками;

• осуществлять анализ и синтез;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Третьеклассник научится:

• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

• признавать свои ошибки, озвучивать их;

• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

• составлять рассказ на заданную тему;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников

Третьеклассник получит возможность научиться:

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности


Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин и патриот России»

3 класс «Россия - Родина моя» - 35 часов

Общий годовой план работы составляет -34 часа, из них: теоретических -11, практических -24

1."Я и я"(3 ч) - формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Быть человеком. Диагностика.

2."Я и семья"(9 ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Доброта в стихах и сказках. Пожилые люди - мудрые люди. Народный лечебник. Бабушкины советы. Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3."Я и культура"(3 ч) - формирование отношения к искусству. Раз - словечко, два - словечко - будет песенка. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Экскурсии в вернисаж, библиотеку.

4."Я и школа"(6 ч) - формирование гражданского отношения к школе. Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Вежливая улица. По каким правилам мы живем. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5."Я и мое Отечество"(10 ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству. Знакомства с символами Российского государства. Город, в котором я живу. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Там, где погиб неизвестный солдат. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6."Я и планета"(4 ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля. Животные из Красной книги. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба. Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.


Тематическое планирование

урока

Дата проведения урока


Тема урока

Форма

занятия

Виды учебной деятельности

Социально-значимая, проектная и учебно-исследовательская деятельности.

Практические работы и другие виды учебной деятельности

Профориентационная работа

(образовательные экскурсии: очные, виртуальные).

Производственный ресурс

план


факт


Раздел 5 "Я и мое Отечество"



Урок милосердия и доброты.

час общения

Признавать важность личного участия в делах во благо Родины;

Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать

собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности




Знакомство с символами Российского

государства. Конституция – основной закон жизни страны.

классный час

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг,

гимн); показывать на карте границы Российской Федерации.


Раздел 4 "Я и школа"



Мой класс – моя семья.

беседа

Уметь общаться, понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме.




Мои права и обязанности. Беседа о

школьном Уставе.

беседа

Ознакомление с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся. Знакомство с правилами поведения в школе.




Ты и твои друзья.

игра

Обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.


Раздел 6 "Я и планета"



Осень в родном городе.

фотоконкурс

экскурсия

Учиться видеть красоту окружающего мира, испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края.

экскурсия в парк

Раздел 2 "Я и семья"



В гостях у предков.

сказочный марафон

Уметь рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и научных памятников страны и ряда других стран, родного

Края. Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.




Откуда я родом. Архивные Раскопки.

час общения


Раздел 5 "Я и мое Отечество"



Наша страна – Россия. Путешествие по

страницам журнала.

экскурсия

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

экскурсия в библиотеку

Раздел 4 "Я и школа"



Вежливая улица. По каким правилам мы живем?

викторина

Уметь общаться, понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию

в устной и письменной форме.




Каков я в школе?

анкетирование


Раздел 2 "Я и семья"



Что значит быть хорошим сыном и

дочерью.

беседа

Рассказывать о своей семье, своих обязанностях дома.


Раздел 6 "Я и планета"



Животные из Красной книги.

час общения

Признавать важность личного участия в делах во благо Родины; проводить самооценку своих личностных качеств и поступков.

просмотр видеофильма



Животные из Красной книги.

создание своей Красной книги


Раздел 2 "Я и семья"



Доброта в стихах и сказках.

инсценировка отрывков из

стихотворений и сказок

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе: устанавливать очередность действий. Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.




Раздел 1 «Я и я»



Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.

круглый стол

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе: устанавливать очередность действий.


Раздел 3"Я и культура"



Раз – словечко, два – словечко – будет песенка.

музыкальный час

Раскрыть свои творческие способностей через участие в коллективной деятельности.




Люблю тебя, моя Россия.

конкурс стихотворений

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.


Раздел 1 «Я и я»



Мы все такие разные.

дискуссия

конкурс рисунков

Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем.


Раздел 2 "Я и семья"



Почему меня так назвали.

презентация

Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию.




Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

беседа


Раздел 3"Я и культура"



Богатыри земли Русской.

урок - вернисаж

Формировать чувство гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.


Раздел 5 "Я и мое Отечество"



Честь имею.

игровая программа

Формировать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.




О подвигах женщин в военное время.

просмотр фильма

Формировать чувство гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.

просмотр и обсуждение фильма.



Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь.

час общения

конкурс стихов

Знать основные правила поведения в природе и ориентация на их выполнение.


Раздел 2 "Я и семья"



Мама – милая моя. Мамины помощники.

ролевая игра

Формировать чувство гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.




Пожилые люди – мудрые люди.

помощь престарелым людям

Формировать чувство гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.


Раздел 6 "Я и планета"



Судьба Земли - наша судьба.

круглый стол

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма, ответственности за общее благополучие;

Знать основные правила поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение.


Раздел 1 «Я и я»



Быть человеком.

дискуссия

Уметь общаться, уметь слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем.


Раздел 5 "Я и мое Отечество"



Город, в котором я живу. Путешествие по стране.

виртуальное путешествие

Учиться видеть красоту окружающего мира, испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с культурой родного края; уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов России.

виртуальное путешествие



Там, где погиб неизвестный солдат.

выставка рисунков

Формировать чувство гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.




История страны в названиях улиц.

работа с картой города

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.


Раздел 4 "Я и школа"



Зеленые ладошки земли.

десант чистоты и порядка

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий, координировать свои усилия с усилиями других;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Раздел 2 "Я и семья"



Что такое хорошо, а что такое плохо.

беседа

Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем.


Раздел 5 "Я и мое Отечество"



Путешествие по стране.

интеллектуальная игра

Уметь рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и научных памятников страны и ряда других стран, родного

края, умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Я – гражданин и патриот России»

4 класс «Я - гражданин России»

Личностные результаты освоения курса:

У выпускника будут сформированы:

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;

• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;

• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

• этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.



Метапредметные результаты освоения курса:

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

• сохранять учебную задачу в течение всего занятия;

• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом занятия;

• выделять из темы занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

• планировать свои действия;

• фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

Выпускник получит возможность научиться:

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет) для выполнения учебных заданий;

• выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей;

• осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов творческих работ;

• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться словарями, справочниками, атласами-определителями;

• осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

• аргументировать свою позицию;

• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

• признавать свои ошибки, озвучивать их;

• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

• составлять рассказ на заданную тему;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Выпускник получит возможность научиться:

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.


Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин и патриот России»

4 класс «Я - гражданин России» - 35 часов

Общий годовой план работы составляет -35 часов, из них: теоретических -14, практических -21

1."Я и я"(5 ч) - формирование гражданского отношения к себе. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов. Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

2."Я и семья"(7 ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Мои семейные обязанности. Акции. Конкурсы песен. Мини - проект. Оформление фотовыставки.

3."Я и культура"(2 ч) - формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. О красоте, моде и хорошем вкусе. Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.

4."Я и школа"(3 ч) - формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать Школьный Устав. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

5."Я и мое Отечество"(11 ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Я - гражданин России. О подвигах женщин в военное время. Герои Великой Отечественной войны. Города - герои. Конкурсы сочинений. Мини - проекты, презентации и размещение в Интернете- лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6."Я и планета"(7 ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Волшебный мир руками детей. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.


Тематическое планирование

урока

Дата проведения урока


Тема урока

Форма

занятия

Виды учебной деятельности

Социально-значимая, проектная и учебно-исследовательская деятельности.

Практические работы и другие виды учебной деятельности

Профориентационная работа

(образовательные экскурсии: очные, виртуальные).

Производственный ресурс

план


факт


Раздел 5 "Я и мое Отечество»



Поговорим о толерантности.

беседа

Уметь общаться, уметь слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой

внутренний мир и ориентация в нем.


Раздел 1"Я и я"



Кто я? Какой я?

беседа с творческим заданием

Уметь общаться, уметь слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.


Раздел 5 "Я и мое Отечество»



Символика России. Символы нашего края.

беседа

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна Российской Федерации. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов,

посвященных государственным символам России.

Воспитывать уважение к государственным символам России, ее государственному языку. Овладеть патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.


Раздел 2 "Я и семья"



День пожилого человека. Акция «Доброта души».

праздник

Формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений. Уметь составить план подготовки праздника, составлять

сценарий праздника.




Забота о родителях - дело совести каждого.

мини проект

Анализировать отношение и взаимоотношение с родителями. Называть плюсы и минусы заботы родителей о детях и наоборот. Составлять свод правил «Как быть хорошим ребенком».




Продолжаем изучать школьный Устав. Наши классные обязанности.

практическое занятие

Понимать свою социальную роль. Знать содержание понятий прав и обязанностей

учащегося. Анализировать свои поступки. Решать примеры ситуаций, делать правильные выводы.




Десант чистоты и порядка.

коллективная

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий. Уметь координировать свои усилия с усилиями

других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Раздел 6 "Я и планета"



В ответе за тех, кого приучили.

Покормите птиц зимой.

беседа с элементами игры

Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем.


Раздел 4"Я и школа"



Мой лучший школьный друг. Письмо другу.

дискуссия

Уметь общаться, слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному

решению и пониманию других людей.


Раздел 6 "Я и планета"



Тропы природы.


изготовление поделок из бросового материала

Знать основные правила поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.


Раздел 5 "Я и мое Отечество»



Государственный праздник - День Согласия и примирения.

час общения

Формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений. Овладение патриотическим сознанием, нравственными и

этическими ориентирами.




От вершины к корням. Из истории появления законов.

классный час




Права ребенка. Книга Ю.Яковлева «Ваши права, дети».

работа с текстом

Знать содержание понятий прав и обязанностей учащегося. Анализировать свои поступки. Решать примеры ситуаций, делать правильные выводы. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.


Раздел 1"Я и я"



Тест «Познай себя».

диагностика

Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем.




Правила счастливого человека.

психологический практикум

Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.


Раздел 6 "Я и планета"



Мой город.

конкурс сочинений

Составлять собственные информационные материалы о малой родине. Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.


Раздел 4"Я и школа"



Зачем нужно учиться в школе.

диспут

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем.


Раздел 1"Я и я"



«Хочу» и «надо».

беседа с элементами игры

Знать содержание понятий прав и обязанностей учащегося. Анализировать свои поступки. Решать примеры ситуаций, делать правильные выводы. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.


Раздел 2 "Я и семья"



Я и моя семья.

фотовыставка


Исследовать свою родословную, историю своей семьи. Выражать собственную точку зрения на значение семьи, давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.


Раздел 5 "Я и мое Отечество»



Герои России.

сообщения учащихся

Осознавать на практике значение уважительного отношения к истории Родины, ее героям.




О подвигах женщин в военное время.

просмотр и обсуждение

фильма

просмотр и обсуждение фильма

Раздел 2 "Я и семья"



Мои семейные обязанности.

проигрывание сюжетов

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.


Раздел 3"Я и культура"



Масленица.

конкурс на лучший рецепт блинов

музыкальные превращения

Испытывать чувство гордости за историю и культуру своей страны. Подбор материала, участие в выставке.


Раздел 1"Я и я"



«Можно» и «нельзя» в жизни.

игра - упражнение

Анализировать свои поступки. Решать примеры

ситуаций, делать правильные выводы. Уметь моделировать ситуацию и ее анализ. Применять знания в повседневном общении.


Раздел 3"Я и культура"



Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин.

литературная викторина

Расширять свой кругозор.


Раздел 6 "Я и планета"



Берегите природу.

конкурс экологических сказок

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма, ответственности за общее благополучие;

Знать основные правила поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение.




Растения из Красной книги.

просмотр видеофильма

Знать основные правила поведения в природе и ориентация на их выполнение.

просмотр видеофильма



Самое сильное звено.

игровая программа

Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.


Раздел 2 "Я и семья"



Забота о родителях - дело совести каждого.

дискуссия

Анализировать отношение и взаимоотношение с родителями. Называть плюсы и минусы заботы родителей о детях и наоборот. Составлять свод правил «Как быть хорошим ребенком».


Раздел 5 "Я и мое Отечество»



Победа деда - моя победа.


мини-проекты о своих героических родственниках

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство гордости за историю и культуру своей страны.

Раскрыть свои творческие способностей через участие в коллективной и самостоятельной деятельности.




Города-герои.

оформление альбома

Раскрыть свои творческие способностей через участие в коллективной и самостоятельной деятельности.


Раздел 4"Я и школа"



Школьный двор.

коллективная исследовательская работа

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий, координировать свои

усилия с усилиями других;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.


Раздел 6 "Я и планета"



Волшебный мир руками детей.

выставка детского творчества

Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.


Раздел 5 "Я и мое Отечество»



Мы - россияне.

анкетирование

Владеть коммуникативной компетентности учащихся и

формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.




Я - гражданин России.

игра-викторина

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и

Позицию.


























Формы контроля

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).

- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой.

- Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков).

- Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева).

- Изучение самооценки личности младшего школьника.

- Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

- Проектная методика «Автопортрет».

- Конкурс рисунков «Я и мой класс».

- Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева.

- Социометрия.

- Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова.

- Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман).

- Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной).

- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е.Щурковой).


























Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной

Для успешной реализации рабочей программы по ВУД используется следующее учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение (учебная литература, компьютерная техника, электронные образовательные ресурсы, специализированные программы средства), в том числе задающее организацию основных видов учебной деятельности по курсу в рамках системно – деятельностного подхода ФГОС НОО.

Для характеристики количественных показателей используются следующие показатели:

Д- демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс)

К- полный комплект (на каждого обучающегося класса)

Ф- комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух обучающихся)

П- комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)

Наименование объектов

и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Москва: «Просвещение», 2009г. Авторы: член-корреспондент РАО А. Я. Данилюк, член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, действительный член РАН В. А. Тишков.

Д

Д

Д

Печатные пособия


Таблицы природоведческого и обществоведческого содер­жания в соответствии с программой обучения

Портреты выдающихся людей России (политических деяте­лей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов).

Географические и исторические настенные карты.

Атлас географических и исторических карт.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты откры­ток)

Д


Д


Д

К

Ф

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия

П

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепле­ния карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Телевизор.

Видеоплейер (видеомагнитофон).

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Диапроектор (эпидиаскоп).

Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Демонстрационные пособия

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (карта Новосибирской области, архивные документы музея).

Калинина Н.М., А.А. Русаков, А.А. Вендлер Нам здесь жить – Н.: ЦЭРИС.2005.

Д

П

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», отражающие основные темы курса

Д

Учебно-практическое оборудование

Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Объекты города, экспонаты и материалы историко-краеведческого музея.

П

Ф

Игры

Настольные развивающие игры.

Электронные игры развивающего характера

Д

Д
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!