СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности история брянского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по истории брянского края

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности история брянского края»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Духовно-нравственное воспитание

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ Усожской СОШ является Закон Российской Федерации «Об образовании». Программа разрабатывалась с учетом культурно-исторических, социально-экономических демографических и иных особенностей, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, планируемых результатов, форм воспитания и социализации обучающихся; взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления; участия обучающихся в деятельности детско-юношеских объединений, спортивных и творческих клубов.

Программа духовно-нравственного развития содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды, пространства духовно-нравственного развития учащихся, иначе определяемого как уклад школьной жизни. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, трудовую, эстетическую, социально-коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций России.

Школа создает условия для реализации указанной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «История Брянского края», разработанного в БИПКРО в 2009 году.

Программа ориентирована на использование учебника:

Г.П.Поляков, А.А.Чубур «История Брянского края с древнейших времён до конца ΧѴӀӀI века. 8 класс. –«Курсив» Брянск 2012 г.

Курс «История Брянского края» в своей основе преследует ряд конкретных целей - вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как мож­но больше о своей малой родине. Уроки по истории родного края призваны не только дать определённую сумму знаний, но и воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, активную гражданскую позицию. Изучая историю Брянщины, они должны не только узнать о её прошлом, но и учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества.

Первая часть учебного пособия охватывает период с древнейших времён до конца XVII века. Авторы курса старались максимально учесть возрастные особенности учащих­ся, поэтому материал книги построен с учётом уже изученного ими курса «Истории Рос­сии», написан доступным языком, богато иллюстрирован, содержит необходимую мето­дическую часть. Учебный материал пособия представляет различные точки зрения на те или иные исторические события, даёт возможность понять, что многие вопросы ещё до сих пор остаются без ответа и над ними ещё предстоит кропотливо потрудиться новому поколению исследователей.

События истории в учебном пособии излагаются в логической последовательности, создавая конкретные образы исторических эпох и формируя чёткие пространственные и временные представления учащихся. Этому же способствует так называемый биографиче­ский метод изложения материала, когда даются самые яркие фрагменты из жизни истори­ческих деятелей этого периода истории Брянского края.

Структура учебного пособия включает вводную часть и 5 разделов: «Брянский край в древности», «Брянская земля в составе Древнерусского государства в ІХ – ХІ веках», «Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы XIII века- начале 90-х годов XY века», «Брянский край в составе Великого княжества Московского и Московского царства (XVI-XVII вв.)», «Брянский край в ХVIII столетии».

К разделам даются вопросы для проверки знаний, в качестве приложения - тестовые задания, а также некоторые карты: «Русь в XI-начале XIII веков», «Куликовская битва».

Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа учебного курса для 8 класса предусматривает обучение истории Брянского края в объеме 35 часов.

В тематическом планировании выделены часы на обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей ориентации познавательной деятельности, позволяют осуществить контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельной работы, тестовые задания, проектные разработки…).

Цели изучения курса:

-с помощью данного курса создать конкретные образы исторической эпохи становления Брянской области через формирование пространственных и временных представлений учащихся;

-представить различные точки зрения на те, или иные исторические события через изучение и художественное осмысление культуры народов Брянщины;

-осветить экономическое развитие территории Брянщины в разные времена, различные формы социального и политического строя;

-показать наиболее яркие личности и их роль в истории и культуре нашего края;

-прививать интерес и любовь к родному краю, пробудить желание узнать как мож­но больше о своей малой родине;

-вызвать у учащихся интерес к истории родного края.

Курс «Брянский край» направлен на изучение истории региона, его места в истории многонациональной России, вклад населения в становление и развитие российской государственности, отечественной промышленности, науки и культуры. Изучая историю Брянщины, обучающиеся должны не только узнать о её прошлом, но и учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества.

Задачи:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому госу­дарству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ских ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содер­жащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

  • формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.


Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • познавательный интерес к прошлому своей страны

  • освоению гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • изложению своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

  • уважительному отношению к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

  • уважению к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, пониманию важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

  • следованию этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • формированию коммуникативной компетентности;

  • обсуждению и оценивание своих достижений, а также достижений других;

  • расширению опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

  • осмыслению социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- понятию российская гражданская идентичность: любови и уважению к Отечеству, к своей малой родине;

- значению основ истории и культурного наследия своего края;

- ответственному отношению к изучению, готовность и способность к саморазвитию, формирование познавательного интереса к изучению истории малой родины.


Метапредметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • овладению умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

  • привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

  • решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

  • активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;

  • критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Обучающиеся получат возможность научиться:


  • умению самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути их достижения, развивать познавательный интерес;

  • умению работать с информацией: собирать, фиксировать, анализировать, ставить вопросы и выдвигать гипотезы; классифицировать, обобщать;

--- умению представлять результаты своей интеллектуальной деятельности в виде сообщений, докладов, презентаций, высказывать

  • аргументированную позицию, делать выводы;

  • умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.


Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • овладению целостными представлениями об историче­ском пути народов как необходимой основой миропонима­ния и познания общества;

  • способности применять понятийный аппарат историче­ского знания;

  • умению изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

  • расширению опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в исто­рии;

  • готовности применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятни­ков своей страны и мира.

  • знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

  • основным этапам и ключевым событиям всеобщей исто­рии периода конца XVII— XVIII в.в.;

  • важнейшим достижениям культуры и системы ценно­стей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей исто­рии с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при отве­те на вопросы и решении различных учебных задач, срав­нивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории рассе­ления народов, границы государств, города, места значи­тельных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фак­тов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстратив­ного материала учебника, фрагментов исторических источ­ников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экс­курсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических про­цессов, явлений и событий; группировать исторические яв­ления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

  • использовать приобретённые знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни для понима­ния исторических причин и исторического значения собы­тий и явлений современной жизни, для высказывания соб­ственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социаль­ного поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми дру­гой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осмыслению истории Брянского края как части истории России, усвоение национальных ценностей современного российского общества;

- овладению историческими значениями, представлениями об основных этапах развития Брянского края в социальной, экономической, политической и культурной сферах, об особенностях исторического и культурного наследия Брянщины;

- умению искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о прошлом и настоящем Брянского края, способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

- формированию ценностного отношения к историческому и культурному наследию Брянщины.


Содержание программы

Введение. Введение в историю Брянского края (1 ч)


Раздел І. Брянский край в древности (5ч)


Археологические памятники каменного века на территории современной Брянской области (палеолит, мезолит и неолит).

Бронзовый век. Ранний железный век.

Древние славяне.


Раздел ІІ. Брянская земля в составе Древнерусского государства в ІХ – ХІ веках (5ч)


Расселение славянских племён:

северяне, радимичи, кривичи, вятичи и их соседи на территории Брянского края

Возникновение Русского государства. Основание Брянска.

Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц.

Хозяйственное освоение территории брянских земель.

Культура населения края в домонгольский период.


Раздел ІІІ. Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы ХІІІ века – начале 90-х годов XV века (6ч)

Правление дома Михаила Черниговского.

Брянские земли в политике Литвы и Москвы. Брянцы в Куликовской битве.

Брянский край в составе Великого княжества Литовского и русского в конце XIV- начале XV веков.

Раздел ІV. Брянский край в составе Великого княжества Московского и Московского царства ( ХVІ – ХVІI вв.) (6ч)

Административное устройство Брянского края в ХVІ – ХVІI вв.

Православные монастыри в ХVІ – ХVІI веках.

Военно-политическая история края в ХVІ – ХVІI веках. Смута.

Польско-казацкие войны и польско-русские войны.

Церковный раскол и старообрядчество на территории края.

Брянский край в конце ХVІI века.


Раздел V. Брянский край в ХVIII столетии (10 ч)

Административные перемены на территории Брянского края в ХVIII веке.

Брянский край в период Северной войны.

Брянское адмиралтейство и флотилия.

Брянский Арсенал.

Экономическое состояние Брянского края в ХVIII веке.

Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями.

Культура и быт населения края в ХVIII веке.

Итоговое повторение (2 ч.)


Тематическое планирование курса

«История Брянского края»

8 класс

п/п

Тема раздела.Тема занятия

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1.

Введение в историю Брянского края

1



1.

Брянский край в древности

5



2.

Первые люди на Брянской земле. Палеолит (Древнекаменный век)

1



3.

Мезолит и неолит (средний и новый каменный век)

1



4.

Бронзовый век

1



5.

Ранний железный век

1



6.

Древние славяне

1



II.

Брянская земля в составе древнерусского государства в 9-11 вв.

5



7.

Славянские племенные союзы VIII–X веков на территории Брянского края

1



8.

Возникновение Русского государства. Основание Брянска

1



9.

Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц

1



10.

Повседневная жизнь населения края. XI – началоXIII века.

1



11.

Повседневная жизнь населения края. XI – началоXIII века.

1



III.

Великое княжество черниговское и брянское в 40-е годы 13-н.90-х г.15 века

6



12.

Правление дома Михаила Черниговского

1



13.

Брянское великое княжество в конце XIII – на рубеже XV века

1



14.

Брянское великое княжество в конце XIII – на рубеже XV века

1



15.

Брянский край в составе Великого княжества литовского и русского в конце XIV – начале XV веков

1



16.

Брянский край в составе Великого княжества литовского и русского в конце XIV – начале XV веков

1



17.

Брянский край в составе Великого княжества литовского и русского в конце XIV – начале XV веков

1



IV.

Брянский край в составе великого княжества московского и московского царства(16-17 вв.)

6



18.

Пограничный край Московского государства

1



19.

Хозяйства, быт и нравы брянчан в XVI-XVII веках

1



20.

Военно-политическая история края в XVI–XVII веках.

1



21.

Польско-казацкие войны и польско-русские войны.


1



22.

Церковный раскол и старообрядчество на территории края.


1



23.

Брянский край в конце ХVІI века.


1



V.

Брянский край в 18 столетии

10



24.

Административные перемены. Население. Сословия. Поселения.

1



25.

Административные перемены. Население. Сословия. Поселения.

1



26.

Военная история Брянского края в XVIII веке.

1



27.

Военная история Брянского края в XVIII веке.

1



28.

Экономическое состояние Брянского края в XVIII в.

1



29.

Экономическое состояние Брянского края в XVIII в.

1



30.

Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями

1



31.

Культура и быт населения.

1



32.

Культура и быт населения.

1



33.

Культура и быт населения.

1



34.

Итоговое повторение

1



35.

Обобщающий урок

1

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!