Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Юдиновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
учителей русского _____________________ ________________
языка, истории,
обществознания С. К. Двоеконко А. М. Ковзаленко
«___»_________2021г.
Руководитель ШМО: «___»____________2021г. «___»________2021г.
_________________
М. В. Дудина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочная деятельность
История Брянского края
для 9 класса
Хатненок Эллы Валерьевны
Составила:
учитель истории и обществознания
Хатненок Э.В.
высшая квалификационная
категория
2021 – 2022 учебный год
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Выпускник получит возможность научиться:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей страны;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты
Выпускник получит возможность научиться:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события истории Брянского края в XIX-XXвв. как исторической эпохи;
• использовать историческую карту как источник информации о границах Брянского краяв XIX-XXвв, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий;
• анализировать информацию различных источников;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в Брянском крае вXIX-XXвв., памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях нашего края;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по Брянскому краю;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития Брянского краяв XIX-XXвв; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов;
• сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие Брянского края в XIX-XXвв, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории своего края в XIX-XX вв. при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
17 часов
Раздел I. Брянский край в XIX в.
Перемены в административном устройстве. Уезды и города Брянского края в первой половине XIX в.Особенности развития промышленного производства в уездах Брянского края. Мальцовский промышленный район. Развитие торговли в первой половине XIX в.
Перемены в развитии крестьянского хозяйства. Уклад крестьянской жизни
Брянский арсенал в годы Отечественной войны. Брянцы в боевых действиях регулярной русской армии. Брянцы в народном ополчении. Материальная поддержка русской армии жителями Брянского края.
Брянцы в общественной жизни России первой половины XIX в.
Изменения в быте и культуре Брянского края первой половины XIX в. Дворянские усадьбы первой половины XIX в. Архитектура Брянского края в первой половине XIX в. Система образования в Брянском край в первой половине XIX в. Брянский край и литература первой половины XIXв
Отмена крепостного права на территории Брянской области. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа.
Положение крестьянства после осуществления реформы. Пореформенное дворянство
Железнодорожный транспорт второй половины XIX в на территории Брянского края. Развитие промышленности в пореформенный период. Торговля.
Брянцы в войнах второй половины XIX в.
Городской быт. Проблемы образования. Братья Могилевцы. Деятели науки и культуры России начала XX в. связанные с Брянским краем
Раздел II. Брянский край в 1900-1920 гг.
Особенности административного устройства в начале XXв;
Уезды и города Брянского края в начале нового столетия
Особенности развития промышленности края. Брянский завод в Бежице. Предприятия Мальцовского округа. Клинцовский и Новозыбково-Злынковский промышленные районы. Развитие сельского хозяйства в началеXX в. Столыпинская аграрная реформа и брянская деревня.
Рабочее и крестьянское движение на Брянщине. Начало революции 1905 года. Высший подъем революции – осень 1905 года. Итоги революции.
Политические партии в Брянском крае Революционный террор на Брянщине. Режим реакции
Тыловая жизнь. Военная промышленность.
Февральская революция 1917 года на Брянщине. Октябрьская революция на Брянщине.
Германская интервенция и борьба с нею.
Брянский край в гражданской войне (1919-1920 гг.) Формирование новых экономических отношений. Первые шаги «новой культуры» на Брянщине. Кризис политики военного коммунизма
Раздел III. Брянский край в 1920-1930 гг.
Административно-территориальные перемены. Численность жителей Брянского края в1920-е-1930-е гг. Национальный состав населения.
Развитие промышленности в годы НЭПа. Положение в сельском хозяйстве. НЭП - нерешенные проблемы
Движение ударников и стройки первой пятилетки на Брянщине. Реализация планов второй и третьей пятилеток на Брянщине. Стахановское движение
Брянский край в годы сталинских репрессий.
Борьбаза грамотность. Школьное образование на Брянщине.
Профессиональное, среднее специальное и высшее образование. Культурно-просветительная работа. Радио и печать. Архитектура. Литература и искусство. Повседневный быт жителей края в 1920-е-1930-е гг. Развитие здравоохранения на Брянщине. Физкультура и спорт
Раздел VI. Брянский край в годы Великой Отечественной войны
Начало войны. Оборона Брянского края (июнь-август 1941 г.). Брянский фронт (август-сентябрь 1941 г.). Бои в окружении.
Под властью оккупантов. Локотский самоуправляемый округ. Начало партизанской борьбы. Трудности и успехи партизанского движения
Завершающе действия партизан. Освобождение Брянска и восточных районов края. Изгнание врага и центральных и западных районов Брянского края.
Брянский край помнит своих героев.
Раздел V.Брянщина во второй половине XX – начале XXI в.
Возрождение края. Создание Брянской области. Возрождение сельского хозяйства. Обновление Брянской промышленности. Культура, наука, образование Брянщины в послевоенные годы. Послевоенный повседневный быт
Социально-политическая ситуация. Промышленность края. Сельское хозяйство. Культура, искусство, образование. Повседневная жизнь
Социально-политическая и экономическая ситуация до краха СССР. Социально-политическая и экономическая ситуация в обновляющейся России.
Повседневная жизнь, культура и образование в Брянском крае. Чернобыльская катастрофа и её последствия. Жители Брянской области в «горячих точках» и на защите рубежной страны.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол- во часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
1 | Инструктаж по ТБ. Развитие промышленности и торговли на территории Брянского края в XIX в. | 1 | | |
2 | Брянский край в Отечественной войне 1812года | 1 | | |
3 | Участие жителей Брянского края в политической и общественной жизни России первой половины XIX в. | 1 | | |
4 | Быт, образование и культура Брянского края в I пол. XIX в. | 1 | | |
5,6 | Брянская деревня в XIX в. Участие брянцев в войнах II пол XIX в. | 1 | | |
7,8 | Административное устройство и население Брянского края в началеXX в. Экономическое развитие Брянского края в нач. XX в. | 1 | | |
9 | Общественно-политическая жизнь Брянского края в нач. XX в. | 1 | | |
10 | Брянский край в годы первой мировой войны и Февральской революции 1917 г. | 1 | | |
11 | Установление советской власти в Брянском крае. Гражданская война. «Военный коммунизм» на территории Брянского края | 1 | | |
12 | Брянский край период осуществления НЭПа | 1 | | |
13 | Индустриализация и коллективизация на Брянщине | 1 | | |
14 | Брянский край в годы Великой Отечественной войны | 1 | | |
15 | Брянщина в послевоенные годы (1944-1959гг.) | 1 | | |
16 | Брянский край в 1960-е-1970-е гг. и в 1980-х-1990-х гг. | 1 | | |
17 | Культурная жизнь Брянского края в XIX-XX вв. | 1 | | |
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол- во часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
1 | Развитие промышленности и торговли на территории Брянского края в XIX в. | 1 | | |
2 | Брянский край в Отечественной войне 1812года | 1 | | |
3 | Участие жителей Брянского края в политической и общественной жизни России первой половины XIX в. | 1 | | |
4 | Быт, образование и культура Брянского края в I пол. XIX в. | 1 | | |
5 | Брянская деревня в XIX в. Участие брянцев в войнах II пол XIX в. | 1 | | |
6 | Административное устройство и население Брянского края в началеXX в. Экономическое развитие Брянского края в нач. XX в. | 1 | | |
7 | Общественно-политическая жизнь Брянского края в нач. XX в. | 1 | | |
8 | Брянский край в годы первой мировой войны и Февральской революции 1917 г. | 1 | | |
9 | Установление советской власти в Брянском крае. Гражданская война. «Военный коммунизм» на территории Брянского края | 1 | | |
10 | Брянский край период осуществления НЭПа | 1 | | |
11 | Индустриализация и коллективизация на Брянщине | 1 | | |
12 | Брянский край в годы Великой Отечественной войны | 1 | | |
13 | Брянщина в послевоенные годы (1944-1959гг.) | 1 | | |
14 | Брянский край в 1960-е-1970-е гг. и в 1980-х-1990-х гг. | 1 | | |
15 | Культурная жизнь Брянского края в XIX-XX вв. | 1 | | |
16 | Культурная жизнь Брянского края в XIX-XX вв. | 1 | | |
17 | Культурная жизнь Брянского края в XIX-XX вв. | 1 | | |