Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Комсомольск-на-Амуре
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ № 6
_________/Н.А. Жосан
Приказ № _____
от «_______» 20________
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 6
____________/_________
«____»________20____г
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель МО
_____________/Е.В.Куркина/
протокол № ___ от 20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ СОШ № 6
по внеурочной деятельности
"Химия вокруг нас"
6 класс
СОСТАВИТЕЛЬ:
Осадчук Елена Егоровна,
учитель 1 квалификационной категории
Рассмотрено на заседании педагогического совета МОУ СОШ № 6 протокол № ______ от «_____»__________20____г
Срок реализации программы 2018-2023 учебный год
г. Комсомольска-на-Амуре
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» разработана для обучающихся 6-ых классов. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы А.Е.Гуревича «Физика. Химия. 5–6 классы». Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе.
Курс «Химия вокруг нас» рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю).
Цели изучения курса «Химия вокруг нас»:
Формирование естественнонаучного мировоззрения школьников.
Ознакомление с объектами материального мира.
Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».
Задачи курса:
Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами;
Формировать представления о качественной стороне химической реакции. Описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).
Научить выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкции.
Дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.
Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.
Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.
Планируемые результаты освоения курса «Химия вокруг нас»
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность химии заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков |
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
Умение выбрать основание для сравнения объектов |
сравнивать по заданным критериям 2–3 объекта, выделяя 2–3 существенных признака | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов |
проводить классификацию по заданным критериям | осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения |
строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его свойствах, связях | строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий |
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2–3 шагов | определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию), и самостоятельно представлять информацию в неявном виде |
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи |
принимать и сохранять учебные цели и задачи | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия |
осуществлять контроль при наличии эталона | осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умение планировать свои действия |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умение оценивать свои действия |
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы |
формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы «Чудеса химии» являются следующие знания и умения:
– умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»;
– знание химической посуды и простейшего химического оборудования;
– знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;
– умение определять признаки химических реакций;
– умения и навыки в проведении химического эксперимента;
– умение проводить наблюдение за химическим явлением.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из веществ;
некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция и др.);
агрегатные состояния веществ, их физические свойства;
состав некоторых химических веществ и их свойства (например, уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар и др.);
уметь:
владеть навыками работы с литературными и информационными источниками;
осуществлять химический эксперимент с целью получения новых знаний;
определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
принятия решений , требующих применения умений рассуждать нестандартно мыслить;
применения полученных знаний в повседневной жизни с целью сохранения жизни и здоровья;
Содержание программы
1. Введение (3 ч).
Занимательная химия (1). Оборудование и вещества для опытов (2). Правила безопасности при проведении опытов (3).
2. Как устроены вещества? (Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц) (2 ч).
Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы (опыт Плато) (1). Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде (2).
3. Чудеса для разминки (3 ч).
Признаки химических реакций (1). Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания (2). Знакомство с углекислым газом (3).
4. «Химическая лаборатория на кухне» (5 ч)
Вода (1). Уксус и лимонная кислота (2). Пищевая сода (3). Поваренная соль (4). Сахар (5).
5. «Химия в аптечке» (4 ч)
Нашатырный спирт и этанол (1). Перекись водорода (2). Активированный уголь и явление адсорбции (3). «Зеленка» и йод (4).
6. Разноцветные чудеса (6 ч).
Химическая радуга (определение реакции среды) (1). Получение меди (2). Окрашивание пламени (3). Обесцвеченные чернила (4). Получение красителей (5). Секрет тайнописи (6).
7. Полезные чудеса (7 ч).
Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? (1) Домашняя химчистка. Как удалить пятна? (2) Как удалить накипь? (3) Чистим посуду (4). Кукурузная палочка – адсорбент (5). Удаляем ржавчину (6). Опыты с желатином (7).
8. Химия и планета Земля (4 ч).
Изучаем пыль (1). Определение нитратов в овощах (2). Фильтруем загрязненную воду (3). Кислотные дожди (4).
№ п/п | Тема раздела Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата |
| 1. Введение | 3 | Познавательная деятельность: познакомиться с новой наукой; наблюдать за постановкой и проведением химических опытов; определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов. Практическая деятельность: ориентироваться в многообразии химического оборудования; освоить простейшие приемы работы с химическим оборудованием | |
1 | Занимательная химия | 1 | |
2 | Оборудование и вещества для опытов | 1 | |
3 | Правила техники безопасности при проведении опытов | 1 | |
| 2. Как устроены вещества? | 2 | Познавательная деятельность: наблюдать за каплями воды, за каплями валерианы; наблюдать и анализировать процесс растворения перманганата калия и поваренной соли в воде; строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, свойствах, связях. Регулятивная деятельность: принимать и сохранять учебные цели и задачи; осуществлять контроль над ходом эксперимента; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Практическая деятельность: проводить эксперимент согласно инструкции (опыты по растворению перманганата калия и поваренной соли в воде); соблюдать правила техники безопасности | |
4 | Наблюдение за каплями воды и каплями валерианы | 1 | |
5 | Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде | 1 | |
| 3. Чудеса для разминки | 3 | Познавательная деятельность: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, свойствах, связях. Практическая деятельность: проводить эксперимент по определению крахмала в продуктах питания; соблюдать правила техники безопасности; Регулятивная деятельность: принимать и сохранять учебные цели и задачи; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль над ходом эксперимента; оценивать правильность выполнения действий | |
6 | Признаки химических реакций | 1 | |
7 | Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания | 1 | |
8 | Знакомство с углекислым газом | 1 | |
| 4. «Химическая лаборатория» на кухне | 5 | Познавательная деятельность: познакомиться с химическими веществами, применяемыми для приготовления пищи; наблюдать за постановкой и проведением химических опытов Практическая деятельность: ориентироваться в многообразии химических веществ, хранящихся дома; освоить простейшие приемы безопасной работы с химическими веществами, применяемыми для приготовления пищи | |
9 | Вода | 1 | |
10 | Уксус и лимонная кислота | 1 | |
11 | Пищевая сода | 1 | |
12 | Поваренная соль | 1 | |
13 | Сахар | 1 | |
| 5. «Химия в аптечке» | 4 | Познавательная деятельность: познакомиться с простейшими химическими лекарственными веществами; наблюдать за постановкой и проведением химических опытов Практическая деятельность: ориентироваться в многообразии лекарственных химических веществ, хранящихся дома; уметь применять простейшие химические лекарственные вещества в случае необходимости | |
14 | Нашатырь и этиловый спирт | 1 | |
15 | Перекись водорода | 1 | |
16 | Активированный уголь. Адсорбция | 1 | |
17 | «Зеленка» и йод | 1 | |
| 6. Разноцветные чудеса | 6 | Познавательная деятельность: строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, свойствах, связях; определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов. Практическая деятельность: соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и огнем; проводить эксперименты согласно инструкции; определять реакцию среды различных бытовых растворов с помощью любого индикатора; получать природные красители путем экстракции (из луковой кожуры, из моркови, из зеленых листьев; приготовлять раствор медного купороса; осуществлять реакцию взаимодействия раствора медного купороса с железным гвоздем; проводить опыт поглощения чернил из раствора активированным углем; проводить опыты поглощения красящих и ароматических веществ мелом, кукурузными палочками; проводить опыт тайнописи раствором крахмала с йодом; проводить опыт по тайнописи молоком, луковым соком. Регулятивная деятельность: принимать и сохранять учебные цели и задачи; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль над ходом эксперимента; оценивать правильность выполнения действий | |
18 | Химическая радуга | 1 | |
19 | Получение меди | 1 | |
20 | Обесцвеченные чернила | 1 | |
21 | Получение красителей | 1 | |
22 | Секрет тайнописи | 1 | |
23 | Окрашивание пламени | 1 | |
| 7. Полезные чудеса | 7 | Познавательная деятельность: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать по заданным критериям два-три объекта, выделяя два-три существенных признака; проводить классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме простых суждений об объекте. Практическая деятельность: соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами; проводить эксперименты согласно инструкции; проводить опыт по очистке ткани от травяной зелени спиртом; проводить опыт по очистке ткани от чернил с помощью спирта и мела; проводить опыт по очистке ткани от пятен сока с помощью перекиси водорода и нашатырного спирта; проводить опыт по чистке фаянсовых предметов от налета «марганцовки» смесью перекиси водорода и лимонной кислоты | |
24 | Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? | 1 | |
25 | Домашняя химчистка. Как удалить пятна | 1 | |
26 | Как удалить накипь | 1 | |
27 | Чистим посуду | 1 | |
28 | Кукурузная палочка – адсорбент | 1 | |
29 | Удаляем ржавчину | 1 | |
30 | Опыты с желатином | 1 | |
| 8. Химия и планета Земля | 4 | Познавательная деятельность: определять объект и предмет исследования; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать по заданным критериям два-три объекта, выделяя два-три существенных признака; проводить классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме простых суждений об объекте. Практическая деятельность: выполнять основные операции для проведения исследования; проводить исследования по изучению и описанию физических свойств пыли, воды; соблюдать правила техники безопасности при работе; проводить эксперименты согласно инструкции; проводить фильтрование загрязненной воды; проводить исследования на определение нитратов в овощах. Регулятивная деятельность: принимать и сохранять учебные цели и задачи; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль при наличии эталона; оценивать правильность выполнения действий | |
31 | Изучаем пыль | 1 | |
32 | Определение нитратов в овощах | 1 | |
33 | Фильтруем загрязненную воду | 1 | |
34 | Кислотные дожди | 1 | |
Основная и дополнительная учебная литература
1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011
2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы. – М.: Просвещение, 2014
3. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
5. Груздева, Н. В. Юный химик, или Занимательные опыты с веществами вокруг нас [Текст]: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. – СПб.: Крисмас+, 2006. – 105 с.
6. Ольгин, О. М. Опыты без взрывов [Текст] / О. М. Ольгин. – 2-е изд. – М. : Химия, 1986. – 147 с.
7. Ольгин, О. М. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии [Текст] / О. М. Ольгин. – М.: Детская литература, 2001. – 175 с.
8. Смирнова, Ю. И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии
/ Ю. И. Смирнова. – СПб.: МиМ-экспресс, 1995. – 201 с.
9. Чернобельская, Г. М. Введение в химию. Мир глазами химика [Текст]: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных
заведений. 7 класс / Г. М. Чернобельская, А. И. Дементьев. – М.: Владос, 2003. – 256 с.
10. Ола, Ф. Занимательные опыты и эксперименты [Текст] / Ф. Ола [и др.]. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 125 с. – (Серия «Внимание: дети!»).
11. Рюмин, В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия [Текст] / В. Рюмин. – 8-е изд. – М.: Центрполиграф, 2011. – 221 с.
12. Чернобельская, Г. М. Введение в химию. Мир глазами химика [Текст]: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс / Г. М. Чернобельская, А. И. Дементьев. – М.: Владос, 2003. – 256 с.
Интернет-ресурсы
http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия
http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.