Программа внеурочной деятельности «Растём здоровыми».
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Растём здоровыми» разработана на основании закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативно – правовыми актами федерального, регионального, муниципального уровней, реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе примерной программы для реализации в основной школе. Стандарт предусматривает формирование у обучающихся первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека. Актуальность и практическая значимость профилактики детского здоровья - важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живет. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня? Здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. Физические и психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность современного ребенка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые, подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современной жизни.
Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных соревнованиях.
Курс призван оказывать содействие гармоничному физическому развитию каждого ребёнка, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья; ориентирован на привитие потребности к систематическим занятиям физкультуры и спорта.
Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта.
Цель: совершенствование всех функций организма, укрепление нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.
Программа внеурочной деятельности «Растем здоровыми» предусматривает проведение занятий в форме теоретических и практических часов, в том числе и в форме соревнований из расчёта 34 часа в год, теоретический минимум изучается в процессе занятий в необходимом объёме. На проведение соревнований и физкультурных праздников предусмотрено 4 часа, на практические занятия отведён 30 час. На занятиях сообщаются основные сведения по истории развития различных видов спорта, даются основы техники, тактики, правил игры.
Программа включает в себя межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как физиология, биомеханика, спортивная психология, теория и методика спортивных игр,история.Теоретический и практический материалы программы предусматривают региональную составляющую, что позволяет обучающимся более глубоко изучать особенности различных видов спорта и спортивных игр.
На практических занятиях обучающиеся 5-6 классов овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр, методикой обучения других правил игры. В ходе занятий углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации групп для товарищеского взаимодействия в ходе игры, совершенствуются физические качества.
Также на занятиях внеурочной деятельности проводится контроль и проверка усвоения знаний, а также контроль физического состояния школьников.
Программа предусматривает изучение курса спортивных и подвижных игр по следующим разделам:
1.Влияние спортивных и подвижных игр на ЗОЖ.
Основы техники и тактики в спортивных играх.
Методика обучения техники игры.
Организация и методика проведения занятий по спортивным играм.
Судейство в спортивных играх.
Задачи курса:
Приобщить учеников к здоровьесберегающим формам досуга.
Сформировать у детей интерес к спортивным играм.
Создать условия для совершенствования личностных качеств, стрессоустойчивости обучаемых, воспитания силы воли, упорства в достижении поставленной цели, культуры взаимодействия с окружающими.
Способствовать повышению физического развития школьников.
Планируемые результаты освоения программы «Растем здоровыми».
Обучить ребят основным приемам техники игры в волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол; ознакомить с простейшими тактическими действиями; обучить правилам игры. Научить использовать подвижные игры в занятиях по физической культуре и спорту, в коллективной досуговой деятельности
В результате изучения дисциплины обучающие должны:
Знать:
-какое влияние оказывают спортивные и подвижные игры на укрепление здоровья и увеличение работоспособности на основе всестороннего, гармонического развития организма,
правила игры, основные приемы техники игры в различных видах спорта,
простейшие индивидуальные, групповые и командные тактические действия,
историю развития данных видов в России и в мире.
правила судейства в изучаемых спортивных играх.
Уметь:
Для обучающихся, посещающих курс первый год, ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений; привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, вопросы закаливания организма. Для школьников второго года обучения кроме оздоровительных задач ставится задача овладение специальными знаниями, навыками, умениями на более высоком уровне.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих компетенций:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Компетенции, которые должны освоить занимающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с вредными привычками;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Тематический план курса «Растем здоровыми», 5класс
№ | Наименование раздела | Наименование вида деятельности. |
1. | Баскетбол (10ч) | Вводная беседа о ЗОЖ. Правила техники безопасности.Ведение мяча,ловля мяча, передачи мяча. |
2-3 | | Ведение мяча, ловля и передачи мяча, финты, эстафеты с ведением мяча. Учебная игра. |
4. | | Передвижение, прыжки, остановки, повороты с мячом, финты, заслоны. Игра «10 передач». |
5. | | Упражнения с мячом по заданию, финты, заслоны, техника игры в защите. Учебная игра. |
6-7 | | Передачи мяча двумя руками от груди, техника игры в защите, учебная игра в стритбол. |
8-9 | | Броски мяча в кольцо двумя руками от груди со средней дистанции. Игра по упрощенным правилам. |
10. | | Эстафеты с элементами баскетбола. |
11. | Пионербол (6ч) | Передача и ловля мяча двумя руками. Учебная игра. |
12. | | Передача мяча различными способами, передача с ударом в пол с места, то же - в прыжке с места и с 2-3 шагов разбега. |
13. | | Прямой нападающий “удар” через сетку с 2-3 шагов разбега двумя руками из-за головы (бросок). Учебная игра. |
14-15 | | Подача броском одной рукой (сверху или снизу). Учебная игра. |
16. | | Учебная игра в пионербол |
17. | Волейбол (11ч) | Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу - сверху в парах. |
18. | | Передача мяча двумя руками сверху после перемещения. Подвижная игра «Спираль». |
19. | | Верхняя и нижняя передача мяча в парах, эстафета с элементами волейбола (верхней и нижней передачами мяча). |
20-21 | | Верхняя и нижняя передачи мяча на точность после перемещения. Учебная игра в пионербол. |
22 | | Отбивание мяча кулаком через сетку, тактика верхней и нижней передачи мяча. Подвижная игра «Охотники и утки». |
23-24 | | Нижняя прямая подача, передача мяча в зонах 6,3,4 и 6,3,2. Учебная игра по упрощенным правилам. |
25. | | Прием мяча снизу, сочетание первой и второй передачи мяча. Учебная игра с заданием. |
26. | | Передача мяча сверху и снизу в сочетании с перемещениями, прием мяча снизу, техника прямой нижней подачи. Пионербол с элементами волейбола. |
27. | | Групповые упражнения в приеме мяча снизу от нижней подачи, групповые упражнения в передаче, эстафеты с элементами волейбола. |
28-29 | Бадминтон (7ч) | Различные виды жонглирования с воланом, выполнение, выполнение ударов открытой и закрытой стороной ракетки. |
30-31 | | Удары снизу, сверху, слева, справа, подачи в зону. Учебная игра. |
32-33 | | Удары справа, слева по высокой траектории, удар «смеш», подача в зону. Учебная игра. |
34 | | Соревнования и эстафеты с применением элементов бадминтона. |
Тематический план курса «Растем здоровыми», 6 класс
№ | Наименование раздела | Наименование вида деятельности |
1 | | Вводная беседа о ЗОЖ посредством спорт.игр. |
2 | Баскетбол(16ч) | Т.Б.Перемещения приставным шагом в стойке. |
3 | | Перемещения в защитной стойке, повороты с мячом. |
4 | | Броски одной от плеча с места. |
5 | | Броски одной от плеча с места и в движении. |
6 | | Остановки прыжком. |
7-8 | | Штрафной бросок и ведение мяча в низкой и высокой стойке. |
9-10 | | Правила. Два шага бросок. |
11 | | Ведение мяча на месте и в движении. |
12 | | Бросок одной рукой в движении. |
13 | | Ведение мяча с изменением направления движения. |
14 | | Броски мяча со средней дистанции. |
15 | | Ведение правой и левой рукой.Броски. |
16 | | Игра 2х2. |
17 | Волейбол(11) | Правила игры. |
18 | | Перемещения и стойки. |
19 | | Сочетания способов перемещения. |
20-21 | | Прием мяча двумя руками сверху, снизу. |
22 | | Нижняя прямая подача. |
23-24 | | Передача двумя руками снизу,Сверху в парах. |
25 | | Выбор места для второй передачи. |
26 | | Выбор места для приема мяча. |
27 | | Взаимодействие игроков на площадке. |
28-29 | Бадминтон(7ч) | Правила игры.Инвентарь и площадка для игры. |
30-31 | | Жонглирование открытой,закрытой ракеткой. |
32-33 | | Высокодалекие подачи.Удары сверху,снизу,Сбоку. |
34 | | Удары на точность. |
Содержание программы внеурочной деятельности:
№ | Название раздела | Основные теоретические понятия | Содержание деятельности | Оборудование, оснащенность | Место проведения |
1. | Баскетбол. | - История возникновения игры. - Правила игры. - Организация и проведения соревнований. Инструктаж по Т.Б. на занятиях б/б. | ОФП, СФП, перемещения, остановки, повороты; Бег с изменением напрвления и скорости. Ловля и передача мяча двумя руками от плеча в парах, в тройках на месте и в движении; Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с близкого расстояния (со средней дистанции)после остановки и ведения; Ведение мяча с изменением напрвления после ловли в движении и ведение мяча с ускорением; Сочетание изученных приёмов и применение их в игре 1х2, 2х2, 2х3, 3х3; Индивидуальные действия в нападении и защите, выбивание и вырывание мяча, держание игрока без мяча и с мячом; Сочетание изученных приёмов и применение их в игре. | Баскетбольные мячи, гимнастические скамейки, скакалки, свисток. | Спортзал и спортплощадка |
2. | Пионербол | История возникновения игры; Правила игры; Организация и проведения соревнований;Инструктаж по Т.Б. на занятиях пионебола. | ОФП, СФП; Обучение техники нападения; Подводящие и подготовительные упражнения; Техника защиты; Игровые упражнения с включением основных приёмов игры в нападении и защите; Учебная игра. | Теннисные мячи, гимнастические скакалки, волейбольные мячи, свисток. | Спортаз и спортплощадка |
3. | Волейбол | История возникновения игры; Правила игры; Организация и проведения соревнований.Инструктаж по Т.Б. на занятиях волеболом. | ОФП, СФП; Обучение техники нападения: - стойки, перемещения; -передача мяча сверху двумя руками стоя лицом, спиной в направлении передачи; -подача мяча(нижняя и верхняя); -нападающий удар. Подводящие и подготовительные упражнения. Техника защиты: -стойки, перемещения; -прием мяча снизу; Блокирование. Игровые упражнения с включением основных приёмов игры в нападении и защите. Учебная игра. | Теннисные мячи, гимнастические скакалки, волейбольные мячи, свисток. | Спортаз и спортплощадка |
4. | Бадминтон | История возникновения игры; Правила игры; Организация и проведения соревнований.Инструктаж по Т.Б. на занятиях бадминтоном. | ОФП; СФП; Обучение техники нападения; Атакующие удара (справа, слева,сверху,снизу); Удары внешней и внутренней стороной ракетки; Техника защиты; Подводящие и подготовительные упражнения. Учебная игра. | Теннисные мячи, ракетка, волан, стенка, свисток. | |
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельную и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Занятия проводятся в школьном спортивном зале, на школьном стадионе, на игровых площадках. Для реализации программы используются спортивные сооружения и спортивный инвентарь.
Список литературы
Спортивные игры / Под ред. Ю. И Портных. - М.: ФиС, 2005г.
Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания для 1–11 классов \ В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2010г.
Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей) / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение, 2012г.
Коротков И.М. Подвижные игры. М.: Знание, 2003г.
Гомельский А.Я. Бакетбол: секреты мастерства. 1000 баскетбольных упражнений. – М.: Агенство «Фаир», 2008г.
Железняк Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. – М.: Академия,
2004г.
Интернет ресурсы:
Для реализации курса обучения используются следующие интернет ресурсы:
http://fizkultura-na5.ru/
http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/09/24/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po
http://infourok.ru/vneurochnaya_deyatelnost_po_fgos_5_klass-330707.htm
http://www.zavuch.ru/methodlib/236/121066/#sthash.QVwGrUO8.dpbs