Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 5
Рассмотрена на заседании ШМО №1 от 29.08.2018 ______________/_______________ подпись ФИО | Рекомендована к утверждению педагогическим советом №1 от 31.08.2018 | «Утверждаю» Директор МБОУ Пролетарской СОШ №5 ____________________ / Н.В. Липодаева / Приказ № 100/ 18 от 31.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
Уровень общего образования (класс): среднее общее образование 8 -б класс
Количество часов - 68
Учитель: Разделишина Александра Дмитриевна
Г. Пролетарск 2018 г.
.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе
«Литературная гостиная» составлена в соответствии следующим нормативным документам:
1. "Закон об образовании в РФ" от 29.12.12 № 273-ФЗ.
2. ФГОС ООО (приказ Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 с изменениями согласно приказу № 1577 от 31.12.15 г)
3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Т.Ф.Курдюмова, 2010г.
4. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253" (С изменениями на 26 января 2016 года).
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Пролетарской СОШ №5.
Общая характеристика предмета
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
В текущем учебном году работа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
• понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями;
• выразительно читать художественное произведение ( с листа и наизусть);
• воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое.
• грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм, жанров, владеть всеми видами пересказов.
Целью внеурочного курса является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы.
Задачи внеурочного курса:
1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развить эмоциональную культуру читателя-школьника.
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования.
Ценностные ориентиры содержания программы
Ценность жизни – признание человеческой жизни как величайшей ценности, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание курса интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Место учебного предмета
Выполнение Программы рассчитано на год. Возраст воспитанников в группах соответствует возрасту учащихся средней школы.
Организация работы проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований
Занятия поводятся 2 раза в неделю Продолжительность занятия 35-40 минут. Всего 68 часов.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса результаты:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Метапредметные результаты:
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание данной программы построено с учетом возрастных читательских интересов и возможностей учащихся. В 7, 8 классе расширяется и углубляется жизненный и художественный опыт; происходит знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей, воздействующего на развитие личности, способствующего эмоциональному восприятию художественного произведения, который изучается как словесный вид искусств.
Отличительной особенностью данного творческого объединения является разнообразие форм работы:
творческие мастерские (беседы, дискуссии);
интегрированные занятия (история, музыка , живопись);
инсценирование эпизодов из художественных произведений, литературно-музыкальные композиции;
Конкурсы выразительного чтения текстов.
Данные формы работы развивают умения и навыки связной речи, речевую культуру, чувство языка, раскрывают актерские способности учащихся, развивают функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
III.Тематическое планирование
№ п/п | Основное содержание тем | Основные виды деятельности обучащегося | К-во часов |
1. | РАЗДЕЛ-1 .Книги -наши молчаливые и умные друзья. | Беседа о чтении как непрерывной и сложной работе восприятия, памяти, воображения, углубляющегося мышления, читательских переживаний. | 1 |
2.-3 | У истоков литературы. Ключевые понятия | Выразительно читать и пересказывать произведения , узнавать книгу заголовку, по сюжету. .обращаться за помощью к учебной и художественной литературе | 2 |
4-5-6 | РАЗДЕЛ- 2 «Как важно вовремя успеть» .»Паустовский «Телеграмма» | Выразительно читать, находить ключевые фрагменты рассказа ,делать логические выводы . | 3 |
7-8-9 | .Отношение к близким людям .Борис Екимов. «Ночь исцеления» | Работа над особенностями слова. Учиться выделять главное в тексте, составлять свое выступление о героях. . | 3 |
10-11 | Доброе сердце приемных родителей .Воронкова. «Девочка из города» | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. | 2 |
12-13. | Р.Р.Устное обощение по прочитанным произведениям, составление викторины. | . Выразительно читать поравившиеся эпизоды произведений и отвечать на вопросы. | 2 |
14-15-16 | Великая человеческая красота : А.Н.Толстой.»Русский характер» | Ознакомиться с произведением. Отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Давать нравственную оценку героям. | 3 |
17-18 | Ирина Курамшина.»Сыновний долг» . | Проследить духовные отношения между матерью и сыном,найти опорные слова ,помогающие сделать свои выводы | 2 |
19.-20 | Устное обсуждение: :что может мешать отцам и детям понять друг друга.Во имя чего человек может идти на самопожертвование... | Формировать навыки работы в группе,составлять собственное выступление, учиться цитировать | 2 |
21-22-23 | РАЗДЕЛ- 3. Поговорим о чувстве любви, обратимся к классике :А.С.Пушкин «Метель» | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Выразительно читать произведение. | 3 |
24-25 | М.Ю. Лермонтов. Лирика. | Анализировать поэтический текст по плану. Определять эмоциональный пафос стихотворения Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | 2 |
26-27 | Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». | Усвоить теоретико-литературные понятия: композиция, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, зачин, концовка. Выразительно читать. Выявлять характерные черты в произведении. | 2 |
28-30 | Путешествие за черевичкам для любимой.. | Театральное представление.составление карты путешествия героя | 2 |
31-32 | Н.А.Некрасов. «Русские женщины». | Читать и анализировать отдельные эпизоды, отбирать материала для инсценирования Выразительное чтение. | 2 |
33-34 | Поэзия родной природы 19 века. | Конкурс чтецов. Концерт. Выразительное чтение стихотворений Пушкина, Лермонтова, Фета, Майкова. | 2 |
35-36 | Рассказ А.И. Куприна «Белый пудель». | Знать факты биографии писателя (детство, близкие люди). Выразительно читать и комментировать текст произведения | 2 |
37-38 | К.Г.Паустовский « | Ознакомиться с фактами биографии детских писателей (детство, близкие люди). Пересказывать содержание произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции | 2 |
39-40 | Рассказы В.М.Шукшина «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка», «Микроскоп». | Ознакомиться с фактами биографии детских писателей (детство, близкие люди). Пересказывать содержание произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Выступать с сообщениями на литературную тему. | 2 |
| | | |
41-42. | «Нет повести печальнее на свете…»тр. Ромео и Джульетта». | Театральное представление Выразительное чтение по ролям. Участвовать в творческом процессе. | 2 |
43-44. | Желание бить во всем впереди «первым» Анатолий Алексин. «Безумная Евдокия» | . Выразительно читать. Рецензировать чтение одноклассников. | 2 |
45-46-47 | Альберт Лиханов «Благие намерения» | Учиться видеть высокие моральные качества героев,понимать позицию автора ,читать понравившиеся эпизоды | 3 |
48-49-50 | Фазиль Искандер.»Тринадцатый подвиг Геракла» | Учиться видеть в литературном герое своих одноклассников и знакомых,давать оценку их поступкам.. | 3 |
51-52-53 | Платонов «Третий сын»: | Вместе с группой прийти к единой оценке действий геров,высказать свое мнение,свой взгляд на события. | 3 |
54-55-56 | РАЗДЕЛ-4Дорогами войны .Закруткин.»Матерь человеческая» | При чтении выработать представление о войне как тяжелом испытании для всего народа.Выразительно пересказывать запомнившиеся эпизоды | 3 |
57-58-59 | В.Л.Кондратьев «Сашка» | Понять ,что война никого не щадит,что за мирное небо платили жизнями такие молодые,как Сашка | 3 |
60-61-62 | Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» | Нужно найти материалы о прототипе главного героя- А.Мересьева,понять ,что кнги о войне -не выдумка. | 3 |
63-64-65 | В.Катаев. «Сын полка» | Уяснить.что. дети и война несовместимы,,увидеть заботу взрослых о судьбе детей на войне | 3 |
66-67.68 | Устный журнал как итог работы с разными текстами.Составление викторин и кросвордов на литературную тему | Вовлечение все участников-читателей в твоческий процесс. | 3 |
| | | |
| Итого :68 календарных часов. | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |