Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
Согласовано | Рассмотрено | Утверждаю: |
на заседании методического | на заседании методического совета | Директор МБОУ «Лицей №2» |
объединения классных руководителей | ___________________Коробейникова Е.В. | _____________Т.Р. Фарберова |
_____________Е.В.Песня | | |
Протокол № 1 | Протокол № 1 | Протокол педагогического совета №1 От 30 августа 2018 г. Приказ № 822 |
« 29 » августа 2018 | « 29 » августа 2018 Приказ №818 от 29.08.2018 г. | 30.08.2018 г. |
| | |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
8 класс
2018-2019 учебный год
Составитель:
Билецкая С.В. учитель истории обществозания
г. Нижневартовск
2018
Содержание
Пояснительная записка;
Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
Тематическое планирование.
Приложения:
- Приложение №1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Приложение №2: формы аттестации и оценочные материалы
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 8 классов составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12. 2014г., приказ №.1577 от 31.12.2015г.)
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
Примерной программы по Основам финансовой грамотности - Примерная программа по «Основы финансовой грамотности» / Липсиц И.В., Рязанова О.И. - М.: «Просвещение», 2014
Цель программы курса внеурочная деятельности «Основы финансовой грамотности»:
Задачи курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»:
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №2» предусматривает изучение курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 8 классе в количестве 1 часа в неделю, 35 часов в год.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия
Предметные результаты:
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
1 | 2 |
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; различать экономические явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов; понимать влияние инфляции на повседневную жизнь; применять способы анализа индекса потребительских цен; анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов; объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов; знать и конкретизировать примерами виды налогов; различать сферы применения различных форм денег; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость; грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни; различать виды ценных бумаг; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; определять практическое назначение основных элементов банковской системы; различать виды кредитов и сферу их использования; уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту; разумному и безопасному финансовому поведению; применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг; выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц. | анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации; применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план; грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера; использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты; определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс; применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях; оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов; применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения; оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров. |
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Название раздела | Краткое описание содержания раздела | Общее количество часов | Формы организации | Виды деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Управление денежными средствами семьи | Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат. | 8 | Работа в прах; четверках; группах | Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса; Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»; «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»; |
2 | Способы повышения семейного благосостояния | Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла. | 6 | Работа в прах; четверках; группах | Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»; |
3 | Кредит | Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков. | 7 | Работа в прах; четверках; группах | Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив». Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»; Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов». |
4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | Знание структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; | 8 | Работа в прах; четверках; группах | Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»; Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий); |
5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); иметь представления о способах пенсионных накоплений. | 6 | Работа в прах; четверках; группах | |
4. Тематическое планирование
№ | Раздел, название темы | К-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов) |
1-2 | Происхождение денег | 2 | | |
3-4 | Источники денежных средств семьи | 2 | | |
5 | Контроль семейных расходов | 1 | | |
6-8 | Построение семейного бюджета | 3 | | |
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов) |
9-10 | Для чего нужны финансовые организации | 2 | | |
11-12 | Финансовое планирование | 2 | | |
13-14 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 2 | | |
Раздел 3. Кредит (7 часов) |
15 | Банковский кредит, заемщик, виды кредита | 1 | | |
16 | Номинальная процентная ставка по кредиту | 1 | | |
17 | Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность) | 1 | | |
18 | Виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный) | 1 | | |
19 | Схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи) | 1 | | |
20 | Финансовые риски заемщика, защита прав заемщика | 1 | | |
21 | Микрофинансовые организации | 1 | | |
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов) |
22-23 | Банки и их роль в жизни семьи | 2 | | |
24-25 | Собственный бизнес | 2 | | |
26-27 | Валюта в современном мире | 2 | | |
28-29 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 2 | | |
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 часов) |
30-31 | Налоги и их роль в жизни семьи | 2 | | |
32-33 | Какие налоги мы платим | 2 | | |
34-35 | Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 2 | | |
Приложение №1
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Литература для учителя:
Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;
А.П.Горяев, В.В.Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;
А.В.Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. Итрейд, 2010;
Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное посо бие», М. Интеллект-центр, 2010;
Н.Н.Думная, М.Б. Медведева, О.А.Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;
Н.Н.Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю.Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010;
Литература для обучающихся:
Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011;
Н.Н.Думная, О.А.Абелев, И.П. Николаева «Я — инвестор», М. Интеллект-центр, 2011;
Н.И.Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер
Мультимедиапроектор
Мультимедийный экран
Интернет ресурсы
www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
www.gov.ru – сайт Правительства РФ
www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной ста- тистики
www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономи- ческого развития РФ
www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и про- мышленности РФ
www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ
www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг
www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
www.imf.org – сайт Международного валютного фонда
Приложение №2
Формы аттестации
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»).
промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);
итогового контроля (по результатам изучения целого курса).
А) Осуществляется в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию, в которой учащийся реально может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения.
Б) Создание проекта, написание исследовательской работы.
В) Написать эссе.
Оценочные материалы
Оценка решения практических задач
Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере финансов. Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.
Критерии оценки следующие:
Определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи
Оценка альтернатив.
Обоснование итогового выбора.
Оценка конструктивности работы на семинаре
Конструктивность работы ученика на семинаре – это его вклад в развитие идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается то, насколько активно ученик участвовал в обсуждении; имеется в виду, конечно, качественная, а не количественная активность ученика. То есть речь идёт о том, насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик мог находить недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагать более подходящие варианты.
Оценка эссе на экономическую тему
Эссе – это свободное рассуждение на какую-либо тему. В материалах для учащихся ученикам предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания эссе ученик имеет возможность не просто проявить свои творческие способности, а развивать их. Мы знаем, что развитие каких-либо умений, а тем более их формирование осуществляется только в деятельности, поэтому, чем больше ученик будет писать (размышляя, формулируя собственные мысли по поставленной автором проблеме), тем больше у него будет развиваться умение создавать собственные мысли.
Критерии:
Раскрытие смысла высказывания. Это значит, что ученик не просто перефразирует мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объясняет, что автор имел в виду.
Логичность и системность изложения собственных мыслей.
Уровень теоретических суждений. Теоретические суждения должны носить научный характер. Именно то, что было учениками освоено на уроках (понятия и знания), должно быть использовано для построения и аргументации собственной позиции.
Уровень фактической аргументации. Фактическая аргументация призвана подтвердить конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.) позицию ученика по обсуждаемому вопросу.
Оценка выполнения проекта
Критерии оценки:
Постановка проблемы, решаемой с помощью проекта.
Сформулированность целей проекта.
Разработанность плана по подготовке и реализации проекта.
Качество реализации проекта.
Оценка выполнения исследовательской работы
Критерии оценки:
Постановка исследовательской проблемы.
Формулирование объекта, цели и гипотезы исследования.
Использование адекватных методов исследования.
Использование разнообразных информационных источников.
Адекватность выводов.
Перечень заданий для оценивания результатов обучения
Тематический тест (проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа).
Тематические задания проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым от- ветом.
Практические мини-задачи проверяют овладение умениями и компетентностями в изучаемой области финансовой грамотности; фор- мулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.