СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности», 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по внеурочной  деятельности

 «Основы финансовой грамотности»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности», 8 класс»

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»


Согласовано

Рассмотрено

Утверждаю:

на заседании методического

на заседании методического совета

Директор МБОУ «Лицей №2»

объединения классных руководителей


___________________Коробейникова Е.В.

_____________Т.Р. Фарберова

_____________Е.В.Песня



Протокол № 1

Протокол № 1

Протокол педагогического совета №1

От 30 августа 2018 г.

Приказ № 822

« 29 » августа 2018

« 29 » августа 2018

Приказ №818 от 29.08.2018 г.

30.08.2018 г.





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

8 класс

2018-2019 учебный год




Составитель:

Билецкая С.В. учитель истории обществозания



г. Нижневартовск

2018

Содержание


  1. Пояснительная записка;

  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;

  3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

  4. Тематическое планирование.

  5. Приложения:

- Приложение №1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

- Приложение №2: формы аттестации и оценочные материалы


1. Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 8 классов составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12. 2014г., приказ №.1577 от 31.12.2015г.)

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»

  • Примерной  программы по  Основам финансовой грамотности - Примерная программа по «Основы финансовой грамотности» / Липсиц И.В., Рязанова О.И. - М.: «Просвещение», 2014

Цель программы курса внеурочная деятельности «Основы финансовой грамотности»:

  • Сформировать основы финансовой грамотности у учащихся 8 классов.

Задачи курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»:

  • усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

  • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

  • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;

  • освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

  • формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.


Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №2» предусматривает изучение курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 8 классе в количестве 1 часа в неделю, 35 часов в год.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

  • осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

  • спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия


Предметные результаты:

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

1

2

  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

  • различать экономические явления и процессы общественной жизни;

  • выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

  • понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;

  • применять способы анализа индекса потребительских цен;

  • анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

  • объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;

  • знать и конкретизировать примерами виды налогов;

  • различать сферы применения различных форм денег;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

  • грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

  • различать виды ценных бумаг;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

  • определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

  • различать виды кредитов и сферу их использования;

  • уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;

  • разумному и безопасному финансовому поведению;

  • применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;

  • выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

  • анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

  • применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

  • анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

  • грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

  • применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;

  • использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

  • определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;

  • применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

  • оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

  • применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

  • оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  • разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.







3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Название раздела

Краткое описание содержания раздела


Общее количество часов

Формы организации

Виды деятельности

1

2

3

4

5

6

1

Управление денежными средствами семьи

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

8

Работа в прах; четверках; группах

  • Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;

  • Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»; «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;

2

Способы повышения семейного благосостояния

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

6

Работа в прах; четверках; группах

  • Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана

  • Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»;

3

Кредит

Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

7

Работа в прах; четверках; группах

  • Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».

  • Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»;

  • Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».

4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Знание структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

8

Работа в прах; четверках; группах

  • Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»;

  • Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);

5

Человек и государство: как они взаимодействуют

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); иметь представления о способах пенсионных накоплений.

6

Работа в прах; четверках; группах

  • Мини-исследование. «Анализ возможностей интернет банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».



4. Тематическое планирование

Раздел, название темы

К-во

часов

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов)

1-2

Происхождение денег

2



3-4

Источники денежных средств семьи

2



5

Контроль семейных расходов

1



6-8

Построение семейного бюджета

3



Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов)

9-10

Для чего нужны финансовые организации

2



11-12

Финансовое планирование

2



13-14

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

2



Раздел 3. Кредит (7 часов)

15

Банковский кредит, заемщик, виды кредита

1



16

Номинальная процентная ставка по кредиту

1



17

Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность)

1



18

Виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный)

1



19

Схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи)

1



20

Финансовые риски заемщика, защита прав заемщика

1



21

Микрофинансовые организации

1



Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов)

22-23

Банки и их роль в жизни семьи

2



24-25

Собственный бизнес

2



26-27

Валюта в современном мире

2



28-29

Что такое валютный рынок и как он устроен

2



Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 часов)

30-31

Налоги и их роль в жизни семьи

2



32-33

Какие налоги мы платим

2



34-35

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

2


















Приложение №1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Литература для учителя:

  1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014

  2. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;

  3. А.П.Горяев, В.В.Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;

  4. А.В.Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. Итрейд, 2010;

  5. Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное посо бие», М. Интеллект-центр, 2010;

  6. Н.Н.Думная, М.Б. Медведева, О.А.Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;

  7. Н.Н.Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю.Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010;


Литература для обучающихся:

  1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014

  2. Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011;

  3. Н.Н.Думная, О.А.Абелев, И.П. Николаева «Я — инвестор», М. Интеллект-центр, 2011;

  4. Н.И.Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011.


Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Мультимедиапроектор

  3. Мультимедийный экран


Интернет ресурсы

  1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

  2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

  3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной ста- тистики

  4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономи- ческого развития РФ

  5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и про- мышленности РФ

  6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

  7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

  8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ

  9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг

  10. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»

  11. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам

  12. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике

  13. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда


Приложение №2



Формы аттестации

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:

текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»).

промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);

итогового контроля (по результатам изучения целого курса).

А) Осуществляется в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию, в которой учащийся реально может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения.

Б) Создание проекта, написание исследовательской работы.

В) Написать эссе.

Оценочные материалы

Оценка решения практических задач

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере финансов. Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.

Критерии оценки следующие:

  1. Определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи

  2. Оценка альтернатив.

  3. Обоснование итогового выбора.

Оценка конструктивности работы на семинаре

Конструктивность работы ученика на семинаре – это его вклад в развитие идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается то, насколько активно ученик участвовал в обсуждении; имеется в виду, конечно, качественная, а не количественная активность ученика. То есть речь идёт о том, насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик мог находить недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагать более подходящие варианты.

Оценка эссе на экономическую тему

Эссе – это свободное рассуждение на какую-либо тему. В материалах для учащихся ученикам предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания эссе ученик имеет возможность не просто проявить свои творческие способности, а развивать их. Мы знаем, что развитие каких-либо умений, а тем более их формирование осуществляется только в деятельности, поэтому, чем больше ученик будет писать (размышляя, формулируя собственные мысли по поставленной автором проблеме), тем больше у него будет развиваться умение создавать собственные мысли.

Критерии:

    1. Раскрытие смысла высказывания. Это значит, что ученик не просто перефразирует мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объясняет, что автор имел в виду.

    2. Логичность и системность изложения собственных мыслей.

    3. Уровень теоретических суждений. Теоретические суждения должны носить научный характер. Именно то, что было учениками освоено на уроках (понятия и знания), должно быть использовано для построения и аргументации собственной позиции.

    4. Уровень фактической аргументации. Фактическая аргументация призвана подтвердить конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.) позицию ученика по обсуждаемому вопросу.

Оценка выполнения проекта

Критерии оценки:

  1. Постановка проблемы, решаемой с помощью проекта.

  2. Сформулированность целей проекта.

  3. Разработанность плана по подготовке и реализации проекта.

  4. Качество реализации проекта.

Оценка выполнения исследовательской работы

Критерии оценки:

  1. Постановка исследовательской проблемы.

  2. Формулирование объекта, цели и гипотезы исследования.

  3. Использование адекватных методов исследования.

  4. Использование разнообразных информационных источников.

  5. Адекватность выводов.



Перечень заданий для оценивания результатов обучения

Тематический тест (проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа).

Тематические задания проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым от- ветом.

Практические мини-задачи проверяют овладение умениями и компетентностями в изучаемой области финансовой грамотности; фор- мулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.