Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура»,
Программа рассчитана для обучающихся 1-3 классов:
1-3 классы – 70 занятия по 2 занятию в неделю.
Игры проводятся во время занятий внеурочной деятельности в спортивном зале школы или на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий во второй половине дня. Время проведения занятия 35 минут. 2 раза в неделю
Цель программы: оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
Раздел «Подвижные игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми на уроках физической культуры.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
Содержание программы спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры»
1 – 3 года обучения (210 часов)
(70 часов в год)
Игры с элементами спортивных игр:
1. Легкая атлетика – 30 занятия
Ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
2. Ритмическая гимнастика – 30 занятий
Игры с элементами ритмической гимнастики способствуют формированию навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста. Музыкально–ритмическая деятельность направлена на воспитание эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.
3. Подвижные игры – 50 занятий
Развитие разнообразных двигательных способностей и совершенствование умений, развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.
4. Лыжная подготовка - 30 занятия
Игры с элементами корректирующие движения лыжника и быстроту реакции.
2 год обучения – 140 часов |
№ | дата | тема занятий | кол-во часов | цель занятия | место проведения | оборудование |
план | факт |
1 | | | Общие подвижные символические игры «Бабки» | 1 | формирование ЗОЖ через активное участие в соревнованиях | стадион | палочки |
2 | | | Техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности Игра «Борющаяся цепь» | 1 | развитие быстроты и ловкости, формирование чувства коллективизма | площадка | |
3 | | | Общие подвижные символические игры «Редька» | 1 | совершенствование быстроты реакции на слуховые сигналы | площадка | |
4 | | | Общие подвижные символические игры «Серый волк» | 1 | воспитание быстроты реакции, скорости бега, смелости и взаимовыручки | площадка | |
5 | | | Общие подвижные символические игры «Платок» | 1 | совершенствование навыков ловли и передачи мяча, развитие быстроты реакции и ориентировки | стадион | мячи |
6 | | | Игра для формирования правильной осанки «Лошадки» | 1 | развивать навык прыжков на одной и двух ногах | площадка | мел |
7 | | | Игры со скакалками «Нади жгут» | 1 | воспитание быстроты, ловкости, ориентировки, смелости, коллективности действии | спортивный зал | |
8 | | | игра «Кто выше?» | 2 | развитие внимания, ловкости; умения соблюдать правила ТБ | зал, площадка | резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мелки двух цветов |
9 | | | Игры с обучением прыжкам в высоту «Достань мячик» | 3 | усвоение ритма выполнения последних трех шагов разбега при прыжке в высоту и отталкивании | спортивный зал | подвесной мячик |
10 | | | ритмическая гимнастика игра ««Веселые ладошки»» | 1 | Совершенствовать навык детей в перестроениях; развивать чувство ритма | зал | |
11 | | | игра «Веселый зоопарк» | 2 | развивать умение передавать движения животных в ритмичном танце | зал | музыкальное сопровождение |
12 | | | «Красивая спина» | 3 | развитие правильной осанки, умения правильно ходить | спортивный зал | музыкальное сопровождение |
13 | | | игра «Дружные ребята» | 2 | Проверить координацию движений ребёнка | спортивный зал | Гимнастическая скамейка, кегли разного цвета, мячи |
14 | | | игра «Веселый сапожок» | 4 | Разучивание нескольких базовых шагов под счёт, составление небольших связок из движений | спортивный зал | музыкальное сопровождение |
15 | | | "Непоседы" | 6 | Разучивание комплекса составленного совместно с детьми | спортивный зал | музыкальное сопровождение |
16 | | | игра «Ритмическая мозаика» | 2 | закрепление движений комплекса под музыку, работа над выразительностью выполнения движений комплекса | спортивный зал | музыкальное сопровождение |
17 | | | лыжная подготовка Скользящий шаг с палками | 4 | воспитание умения владеть собой, освоение техники скользящего шага, развитие быстроты | стадион | лыжи с палками |
18 | | | игра «Царь горы» | 3 | развитие выносливости, умение соревноваться | площадка | |
19 | | | Повороты на месте и в движении | 2 | развитие координационных способностей | стадион | лыжи |
20 | | | игра «Попади в цель» | 2 | Развивать глазомер, ловкость | площадка | |
21 | | | Игры по выбору учащихся | 3 | развитие коммуникативных способностей | площадка | по выбору |
22 | | | эстафета «Снежный город» | 3 | развитие выносливости, умение соревноваться | стадион | кегли, флажки, санки |
23 | | | Лыжная эстафета | 2 | развитие двигательных качеств, умение участвовать в эстафете | стадион | лыжи без палок |
24 | | | подвижные игры игры и эстафеты с мячами | 2 | развитие умения быстро бегать, передавать мячи, взаимодействовать в игре | спортивный зал | мячи разных размеров |
25 | | | игра «Класс, смирно!» | 2 | усвоение строевых команд и перестроения, воспитание внимания и быстроты реакции. | зал, площадка | |
26 | | | Броски мяча в корзину | 2 | развитие меткости | спортивный зал | мячи |
27 | | | игра «Боулинг» | 2 | развитие меткости, внимания | спортивный зал | кегли, мячи |
28 | | | игра «Картошка» | 2 | развивать быстроту реакции, умение ловить мяч | площадка | мяч |
29 | | | Соревнование по прыжкам через скакалку | 2 | развивать умение прыгать через скакалку | площадка | скакалки |
30 | | | игра «Веселые пингвинята» | 2 | развивать умение быстро передвигаться с мячом | спортивный зал | мячи |
31 | | | игра «Солнышко» | 2 | развивать умение высказывать свое мнение, приходить к единству; уважать чужое мнение | площадка | обручи и гимнастические палки |
3 год обучения – 70 часа | | | |
№ | дата | тема занятия | кол-во часов | цели занятия | место проведения | оборудование |
план | факт |
1 | | | Общие подвижные символические игры «Бабки» | 1 | развитие меткости, внимания, быстроты реакции | спортивная площадка | мячи |
2 | | | Техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности Игра «Борющаяся цепь» | 1 | развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег | спортивная площадка | |
3 | | | Общие подвижные символические игры «Редька» | 1 | развитие двигательных навыков | спортивная площадка | |
4 | | | Общие подвижные символические игры «Серый волк» | 1 | развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег | спортивная площадка | флажки |
5 | | | Общие подвижные символические игры «Платок» | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивная площадка | обручи, мешки |
6 | | | Игра для формирования правильной осанки «Лошадки» | 1 | развитие выносливости, умение соревноваться | спортивный зал | кегли, мячи, мешки, обручи |
7 | | | Игры со скакалками «Нади жгут» | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках | спортивный зал | |
8 | | | «Играй, играй, мяч не теряй» | 3 | развивать умение быстро передвигаться с мячом | спортивный зал | мячи |
9 | | | Прыжки в длину и высоту с прямого разбега | 2 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивная площадка | |
10 | | | ритмическая гимнастика «Исправь осанку»» | 2 | формирование правильной осанки через систему ритмических упражнений | спортивный зал | |
11 | | | Упражнения на согласованность движений с музыкой | 5 | работать над выразительностью выполнения движений комплекса под музыку | спортивный зал | музыкальное сопровождение |
12 | | | игра «Зайцы в огороде» | 2 | развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивная площадка | |
13 | | | Разучивание комплекса ритмических упражнений | 6 | формирование правильной осанки; развитие координационных способностей, внимания | спортивный зал | музыкальное сопровождение, ленты |
14 | | | Ритмические упражнения с обручами | 3 | развитие координационных способностей и двигательных навыков | спортивный зал | обручи |
15 | | | игра «Верёвочка под ногами» | 2 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках | площадка | скакалка |
16 | | | «Гимнасты» | 2 | Разучивание комплекса составленного совместно с детьми | спортивный зал | музыкальное сопровождение, мячи |
17 | | | лыжная подготовка одновременный двухшажный ход | 4 | Развивать двигательную активность; выносливость | спортивная площадка | лыжи |
18 | | | Поворот переступанием | 2 | Развивать двигательную активность; координацию движений | спортивная площадка | |
19 | | | игра «Защита укрепления» | 2 | Развивать двигательную активность, умение сотрудничать | снежная площадка | |
20 | | | игра «Перевозка груза» | 2 | Развивать двигательную активность, умение сотрудничать | снежная площадка | санки, гимнастические палки |
21 | | | игры на развитие скорости «Верхом на клюшке» | 4 | Развивать двигательную активность; координацию движений | снежная площадка | клюшка |
22 | | | игра – соревнование «Не уступлю горку!» | 3 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | снежная площадка | |
23 | | | подвижные игры игры на внимание и быстроту «Поезд» | 3 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | спортивный зал | кегли |
24 | | | игры с прыжками и бегом «Прыгуны и пятнашки» | 2 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | | |
25 | | | «Веселые старты» Старт группами Командный бег | 6 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | беговая дорожка | кегли, мячи, обручи |
26 | | | «Мини-гандбол» | 2 | развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями | спортивная площадка | гандбольный мяч |
27 | | | Повторение изученных игр | 4 | Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству | спортивная площадка | по выбору |
Планируемые результаты
Внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления
«Подвижные игры»
К концу 1 года обучения:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
договариваться и приходить к общей согласованности во время проведения игр; формирование представлений об этических идеалах и ценностях; отбирать и выполнять комплексы упражнений в соответствии с изученными правилами. | Соблюдать санитарно-гигиенические правила, режим дня; Понимать необходимость ЗОЖ и соблюдать правила безопасного поведения демонстрировать уровень физической подготовленности | |
К концу 2 года обучения:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
определять уровень развития физических качеств; договариваться и приходить к общей согласованности во время проведения игр, учитывая разные точки зрения; проявлять инициативу в выборе и проведение подвижных игр. | Управлять своими эмоциями; Взаимодействовать с коллективом, находить компромисс, слушать и понимать других; Раскрывать на примерах личностного опыта положительного влияния подвижных игр на физическое, личностное, социальное развитие. | Выполнять комплексы физических упражнений для формирования правильной осанки; организовывать и проводить самостоятельные формы занятий; Соблюдать режим дня и правила личной гигиены. |
К концу 3 года обучения:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных игровых ситуациях; взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий подвижными играми; | | Знать о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных; Знать и использовать комплексы ритмической гимнастики; Владеть различными формами игровой деятельности. |
Материально – техническое обеспечение
Спортивный инвентарь:
- мячи разных размеров
- кегли
- обручи
- скакалки
- набивные мячи
Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение.
1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2010
2. В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 – 4 классы Москва, «Просвещение», 2007
3. Сборник нормативных документов Физическая культура, Москва, Дрофа, 2004
4.А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2007
5. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2004
6. Учебно – практическое оборудование:
козел гимнастический,
перекладина гимнастическая (пристеночная),
стенка гимнастическая,
скамейка гимнастическая жёсткая (2 м; 4м),
комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты),
мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные,
палка гимнастическая,
скакалка детская,
мат гимнастический,
коврики: гимнастические, массажные,
кегли,
обруч пластиковый детский,
планка для прыжков в высоту,
стойка для прыжков в высоту,
флажки: разметочные с опорой, стартовые,
лента финишная.