Государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессионального общего образования
«Педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По общеинтеллектуальному (научно-познавательному) направлению 1-4 классы
«Мы и окружающий мир»
Автор: учитель Мелещенко Людмила Викторовна МБОУ СОШ № 4
Адаптировано студенткой 32 – шк. группы Заргарян Валерией Валериковной
Преподаватель: Рогатюк Галина Фёдоровна
2017 год
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования под редакцией Р. Г. Чураковой. При разработке рабочей программы курса «Мы и окружающий мир» внеурочной деятельности использована программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников по изучению природы родного края «Мы и окружающий мир», автор С. Н. Ямшинина. Программа «Мы и окружающий мир» разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебный и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также особенностью организации учебного процесса в МБОУ СОШ № 4.
Программа «Мы и окружающий мир» рассчитана на учащихся начальной школы 1-4 класс.
Основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное. Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Мы и окружающий мир», имеет краеведческую направленность.
Цель проектной деятельности по курсу мы и окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
II. Общая характеристика программы курса «Мы и окружающий мир»
Проектная деятельность при изучении курса «Мы и окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
во-первых, она имеет краеведческую направленность;
во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения;
в-третьих, деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Участники программы: дети от 7 до 11 лет, их родители, учитель, сотрудники учреждений культуры и науки.
Механизм управления
Сотрудники учреждений культуры и науки | Родители учащихся | Учителя школы |
Проведение экскурсий, лекториев | Обеспечение необходимой информацией, инвентарём занятий клуба. Контроль за выполнением учащимися поставленных задач. Индивидуальные беседы | Проведение занятий клуба. Консультация, мотивация, направление действий учащихся. Наблюдение за ходом выполнения работы. Организация экскурсий. |
Сроки реализации: 2016 г.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
III. Описание места программы курса «Мы и окружающий мир» в учебном плане.
Преподавание курса «Мы и окружающий мир» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителя-предметники, школьный врач и библиотекарь, родители школьников.
Курс «Мы и окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часа. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).
Способами определения результативности программы являются:
диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Мы и окружающий мир»
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Ожидаемые результаты реализации программы
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое
следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро-
дов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности много национального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования,
выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача
информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать про-цесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; называть системы органов человека; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном
крае.
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в общеинтеллектуальной внеурочной деятельности»
Уровень результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение самостоятельного общественного действия |
Познавательная | Курс «Окружающий мир» | | |
«Домашние животные вокруг нас. Поведение домашних животных» экскурсия; индивидуальная деятельность(наблюдение, работа с информацией тема «Растения твоего региона», «Местные виды птиц», разработка и подготовка знаков охраны природы, проведение длительного опыта по прорастанию семян фасоли, эксперимент и т.д. |
Беседы с родителями, изготовление кормушек для птиц, экскурсии, вступление в научный клуб младших школьников «Мы и окружающий мир», заседание школьного клуба с приглашением специалистов «Водоем и определение эго пригодности для купания», школьная олимпиада, участие в конкурсной работе, муниципальная олимпиада… |
II. Содержание программы курса «Мы и окружающий мир» в рамках предмета «Окружающий мир» 135 часов
1 класс
Готовимся стать членами клуба
«Мы и окружающий мир» (33 ч)
№ | Тема | Содержание | Формы | Виды внеурочной деятельности | Методы работы детьми с ОВЗ |
-
| Школьник и его жизнь в школе. Презентация «Я —первоклассник». Аудиторное (2 ч). | Я — ученик первого класса. Мои интересы. Мой портрет. 1час: Я и моя семья (возможно с привлечением родителей). Примечание к теме 1. Материал, подготовленный учащимися о себе и семье, можно использовать для оформления портфолио учащегося. | Самопрезентация | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями ОДА выполнять физ. минутки чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп. |
-
| Школьник и его жизнь в школе. Что такое научный клуб? Аудиторное (1 ч). | Что такое научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (работа по учебнику «Окружающий мир» 1 класс, с. 74–75). Кто может вступить в клуб. Какие вопросы из окружающего мираинтересуют учащихся (для уточнения тематического планирования). Мое домашнее животное или растение (рисунок, рассказ). | Диалог | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| Правила безопасного поведения. Что такое адрес и для чего его надо знать? Внеаудиторное (1 ч). | Где можно узнать адрес дома? Как найти человека, зная его адрес. Адрес моей школы. | Экскурсия по городу (селу и т.п.). Защита мини-проекта «Путешествие от дома до школы». | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать красочную наглядность. Выполнять гимнастику для глаз. |
-
| Живая и неживая природа. Кто живет в цветке илидля чего нужна лупа? Внеаудиторное (1 ч). | Как можно рассматривать окружающий мир. В чем отличия живой и неживой природы. Что такое лупа. Насекомые — часть живой природы. Аудиторное (1 ч). | Экскурсия в лес Творческая работа. Оформление настольной игры «Живое–неживое». | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа? Аудиторное (2 ч). | Кожа — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Что можно увидеть на коже через лупу. Уход за кожей. Правила безопасности. | Практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями слуха, более внятно и четко произносить задание |
-
| Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый? Аудиторное (2 ч). | Язык — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Секреты языка. Правила ухода за полостью рта. Правила безопасности. | Практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями слуха, более внятно и четко произносить задание |
-
| Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры? Аудиторное (2 ч). | Опыт со снегом. Как очистить загрязненную воду. Что такое фильтр. Какие бывают фильтры. Как сделать фильтр своими руками. Подготовка отчета о выполненной работе в форме фотографий, рисунков. | Форма проведения занятия — практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями слуха, более внятно и четко произносить задание |
-
| Времена года. Почему год круглый? Аудиторное (2 ч). | Времена и месяцы года. Когда я родился. Признаки времен года. Жизнь растений и животных в каждое время года. Игры на каждое время года. | Занятия — практическая работа, путешествие по временам года. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями ОДА выполнять физ. минутки чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп. |
-
| Человек — часть природы, или чем я отличаюсь от живых организмов. Аудиторное (2 ч). | Человек — часть живой природы. Отличия человека от живых организмов. Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка. | Форма проведения занятия — практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями ОДА выполнять физ. минутки чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп. |
-
| Живая и неживая природа. Аудиторное (2 ч). | Как путешествуют растения? Основные способы распространения растений. Возможно проведение экскурсий. Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка, фотографий. | Защита мини-проекта «Путешествие семян». | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать красочную наглядность. Выполнять гимнастику для глаз. |
-
| Природа моего края. Что такое Красная книга? Аудиторное (2 ч). | Исчезающие растения и животные родного края. Растения и животные родного края, которые занесены в Красную книгу. Оформление результатов наблюдений с помощью книжки-малышки. | Занятия — практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями ОДА выполнять физ. минутки чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп. |
-
| Живая и неживая природа. Как живут растения и животные зимой? Внеаудиторное (1 ч). | Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Помощь животным. Аудиторное (1 ч). | Экскурсия Занятия — практическая работа. Конструирование кормушки. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера. Внеаудиторное (1 ч).. | Правила безопасного поведения на водоемах с приходом весны. Аудиторное (1 ч). Подготовка к защите проекта «Календарь природы». | Занятия — экскурсия Практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями ОДА выполнять физ. минутки чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп. |
-
| Природные явления. Правила безопасного поведения. Внеаудиторное (1ч). | Природные явления: снег, ветер… Аудиторное (1 ч). Правила безопасного поведения при сходе снега и падании сосулек. Подготовка к защите проекта «Календарь природы». | Экскурсия Практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. Выполнять правила работы с компьютером. |
-
| Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно? Внеаудиторное (1 ч).. | Признаки весны (высокое солнце, тело, таяние снега и льда, прилет птиц и т.п.). Аудиторное (1 ч). Защита проекта «Календарь природы». | Экскурсия Практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. Выполнять правила работы с компьютером. |
-
| Конференция. Защита портфолио. Аудиторное (2 ч). | На конференции учащиеся представляют свои творческие работы, выполненные в течение учебного года. На конференцию можно пригласить учащихся других классов, родителей. | Заседание научного клуба. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать красочную наглядность. Выполнять гимнастику для глаз. |
-
| Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб! Аудиторное (2 ч). | Учащиеся самостоятельно выполняют задания для будущих членов клуба «Мы и окружающий мир», расположенных в учебнике 1 класса «Окружающий мир» (с. 76–77). Учитель и родители помогают заполнить два конверта! | Заседание научного клуба. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. Выполнять правила работы с компьютером. |
2 класс
Деятельность научного клуба младшего школьника
«Мы и окружающий мир» (34 ч)
№ | Тема | Содержание | Формы | Виды внеурочной деятельности | Методы работы детьми с ОВЗ |
-
| Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом! Аудиторное (2 ч). | Живая и неживая природа. Где и как найти ответы на вопросы (энциклопедия, атлас, Интернет и т.п.). | Практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости. |
-
| Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вода. Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 59–60). Аудиторное (2 ч). | Олимпиада проводится в два этапа: 1 этап — практическая часть. Опыт «В любом растении есть вода», «Какая вода чистая». 2 этап — ответы на вопросы олимпиады. Подведение итогов, отчет. | Олимпиада | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| Для чего растениям солнце. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Жизнь и значение растений». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 70–71). Внеаудиторное (1 ч). | Наблюдения за растениями. Значение солнца в жизни растений. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия —олимпиада «Жизнь и значение растений в жизни человека». | Экскурсия в парк, сад. Защита мини проекта. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости. |
-
| Красная книга. Растения нашего края. | Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Размножение растений». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 85–86). Внеаудиторное (1 ч). | Экскурсия в парк, сад. Способы размножения растений нашего края. З Защита мини-проекта «размножение растений», олимпиада «Дыхание, питание и размножение растений». | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| Практическая мини-конференция. Тема «Культурные растения». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Классификация растений». Учебник «Окружающий мир»(2 класс, часть 1, с. 107–108). Аудиторное (4 ч). | «Культурные растения нашего края»; 2 часа — олимпиада. Культурные растения. Классификация растений. Размножение растений. Рисунок «Моё любимое растение». | Практическая работа, олимпиада. Практическая мини-конференция | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 119–120). | Аудиторное (2 ч). Звезды и планеты. Живая и неживая природа. Сезонные изменения в природе. Свойства воздуха и воды. Размножение растений. Разработка экологических знаков. Заповедные места твоего края. | Конкурс, практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости. |
-
| Как защищаются животные? Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Животные и их разнообразие». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 41). Аудиторное (2 ч). | 1 час — защита животных. Способы защиты диких животных от хищников. 1 час — олимпиада. «Животные и их разнообразие». | Практическая работа, олимпиада. | Трудовая деятельность | Дети с ЗПР. необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания. |
-
| Для чего необходим режим дня. | Защита проекта «Режим рабочего и выходного дня». Правила здорового образа жизни. Аудиторное (2 ч). | Практическая работа. | Трудовая деятельность | Дети с ЗПР. необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания. |
-
| Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Органы чувств человека». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 70). Аудиторное (2 ч). | Олимпиада «Органы чувств человека». Значение природы в жизни человека. | Олимпиада. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости |
-
| Как избежать беды. Правила безопасного поведения на улице и дома. Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 90). Внеаудиторное (1 ч). | Правила безопасного поведения на улице. Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта «Правила безопасного поведения». Ответы на данные задания отправляются почтовым письмом в клуб для участия в конкурсе. | Экскурсия по улицам города, поселка. | Трудовая деятельность | Дети с ЗПР. необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания. |
-
| От кого зависит чистота на улице. Проект «Самый чистый школьный двор». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания. Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 91). Внеаудиторное (2 ч). | Анализ состояния школьного двора. Акция «Убери школьный двор». Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — олимпиада. Правила безопасного поведения на улице. | Экскурсия на школьный двор. | Трудовая деятельность | Дети с ЗПР. необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания. |
-
| Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 119, 121). Аудиторное (2 ч). | Разновидности животных. Охрана животных. Условия для жизни человека. Правила гигиены (конкурс разработки предупреждающих знаков). Правила здорового и безопасного образа жизни. Государственная символика. Исторические достопримечательности моего края. | Конкурс. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| Конференция. Защита портфолио. Аудиторное (2 ч). | Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир» за 2 класс. | Конференция. | Трудовая деятельность | Дети с ЗПР. необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания. |
3 класс
Деятельность научного клуба младшего школьника
«Мы и окружающий мир» (34 ч)
№ | Тема | Содержание | Формы | Виды внеурочной деятельности | Методы работы детьми с ОВЗ |
-
| Письмо экологам. Учебник окружающего мира (3 класс, часть 1, с. 6). Аудиторное (2 ч). | Наблюдение за жизнью животных и растений летом. Экологическая обстановка в родном крае. Обсуждение деятельности работы научного клуба младших школьников на учебный год. | Практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Ориентирование на местности. Компас». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 42). Аудиторное (2 ч). | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Глобус и карта: сходство и различие. Ориентирование на местности с помощью компаса. | Олимпиада. | Трудовая деятельность | Дети с ЗПР. необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания. |
-
| Фотоконкурс «Живая и неживая природа». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Тела. Вещества. Частицы». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 56). Внеаудиторное (1 ч). | Фотографирование объектов живой и неживой природы. Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — практическая работа, олимпиада. Подготовка к выставке «Этот удивительный мир». Олимпиада. Тела живой и неживой природы. Отличия тела от вещества. | Экскурсия в парк | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность |
-
| Фотоконкурс «Живая и неживая природа». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 75). Аудиторное (1 ч). | Проведение выставки «Этот удивительный мир». Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Свойства воды в газообразном, жидком и твердом состоянии. | Выставка фото, рисунков. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!». Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 95). Аудиторное (1 ч). | Источники загрязнения воды в нашем крае. Способы очистки воды. Значение воды в жизни человека. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Свойства воды. | Заседание научного клуба. | Трудовая деятельность | Дети с ЗПР. необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания. |
-
| Выполняем олимпиадные задания «Свойства воздуха» (3 класс, часть 1, с. 109). Аудиторное (1 ч). | Практическое рассмотрение свойств воздуха. Описание результатов лабораторной работы. Аудиторное (1 ч). | Лабораторный практикум. Олимпиада. | Трудовая деятельность | Для детей с ОДА чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп. |
-
| Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 123, 124). Аудиторное (2 ч). | Карта, глобус, меридиан. Ориентирование по физической карте России. Стороны горизонта. Тела, частицы, вещества. Свойства воздуха и воды. Темы заседаний научного клуба. | Конкурс. | Трудовая деятельность | Для детей с ОДА чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп. |
-
| Мини-конференция «Береги дары природы». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 2, с. 29). Аудиторное (4 ч). | Коллекции полезных ископаемых родного края. Охрана полезных ископаемых родного края. Проект природоохранных знаков «Береги полезные ископаемые». | Конференция. | Трудовая деятельность | Для детей с ОДА чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп. |
-
| Безопасное поведение в лесу. Аудиторное (2 ч). | Конкурс экологических знаков. | Практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| Помощь животным весной. Доклады. Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 2, с. 102). Аудиторное (2 ч). | Проект «Скворечник своими руками». Доклады для первоклассников «Как помочь животным весной». | Практическая работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| История моего края Аудиторное (4 ч). | Города, села, поселка. | Проектная работа. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости. |
-
| Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по времени. Золотое кольцо России». Учебник «Окружающиймир» (3 класс, часть 2, с. 123). Аудиторное (2 ч). | Древнерусские города. Золотое кольцо России. | Олимпиада. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости. |
-
| Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 137–139). Аудиторное (2 ч). | Полезные ископаемые. Почва. Человек и природные сообщества. Исчезающие животные родного края. | Конкурс. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости. |
-
| Конференция. Защита портфолио. Аудиторное (2 ч). | Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир» за 3 класс. | Конференция. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
4 класс
Деятельность научного клуба младшего школьника
«Мы и окружающий мир» (34 ч)
№ | Тема | Содержание | Формы | Виды внеурочной деятельности | Методы работы детьми с ОВЗ |
-
| Культура моих предков. Внеаудиторное (2 ч). | Краеведческий, школьный музей. | Экскурсия в исторический. | Трудовая деятельность | Делать большое количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. |
-
| Традиции, праздники моего народа, моей семьи. Аудиторное (2 ч). | Народные праздники. Любимый праздник моей семьи. | Проект. | Трудовая деятельность | Делать большое количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. |
-
| Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вращение Земли». «Природные зоны». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 1, с. 64). Аудиторное (2 ч). | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. Природные зоны. | Олимпиада. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| Роль леса в жизни людей. Аудиторное (4 ч). | | Заседание научного клуба. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность. |
-
| Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края. Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 1,с. 141, 145). Аудиторное (4 ч). | | Проект. | Трудовая деятельность | Делать большое количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. |
-
| История моей школы. Аудиторное (2 ч). | | Проект. | Трудовая деятельность | Делать большое количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. |
-
| Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 1, с. 64). Аудиторное (2 ч). | | Конкурс. | Трудовая деятельность | Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп. |
-
| Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 41–42). Аудиторное (2 ч). | Как устроен организм человека. Органы пищеварения, кровообращения и дыхания. Как человек двигается. Нервная система человека. | Олимпиада. | Трудовая деятельность | Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп. |
-
| Человек — часть природы. Аудиторное (2 ч). | | Конференция. | Трудовая деятельность | Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп. |
-
| Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 67–68). Аудиторное (2 ч). | Органы чувств человека. Органы пищеварения и дыхания. | Олимпиада. | Трудовая деятельность | Делать большое количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. |
-
| 10 городов мира, которые надо увидеть. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по странам мира». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2,с. 91–92). Аудиторное (2 ч). | | Проект. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями ОДА чередовать виды деятельности. |
-
| Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Аудиторное (2 ч). | | Проект. | Трудовая деятельность | Делать большое количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. |
-
| Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Москва как летопись истории России». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с.1–7–108). Аудиторное (2 ч). | Достопримеча-тельности Москвы. Бородинская битва. Герои Великой Отечественной войны. | Олимпиада. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями ОДА чередовать виды деятельности. |
-
| Человек в мире природы и культуры. Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 160). Аудиторное (2 ч). | Тайны твоего организма. Государства и столицы мира. Конституция Российской Федерации. | Олимпиада. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями ОДА чередовать виды деятельности. |
-
| Конференция. Защита портфолио. Аудиторное (2 ч). | Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир». | Итоговая конференция. | Трудовая деятельность | Для детей с нарушениями ОДА чередовать виды деятельности. |
IV. Тематический план программы курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность».
№ | Название разделов | Всего ча сов | Количество часов |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудит |
| 1 класс | | | | | | | | | |
1 | Школьник и его жизнь в школе. Презен-тация «Я пер-воклассник». | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | Школьник и его жизнь в школе. Что та-кое научный клуб. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Правила безопасного поведения. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | Живая и неживая природа. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа? | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Органы чувств человека. По-чему конфета сладкая, а лимон кислый? | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Правила безо-пасного поведе ния. Для чего нужны фильтры? | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8. | Времена года. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9. | Человек - часть природы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
10. | Живая и нежи-вая природа. Как путешест-вуют растения? | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Природа моего края. Что такое Красная книга? | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Живая и не-живая при-рода. Как живут рас-тения и животные зимой? | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
13. | Правила бе-зопасного поведения. Тайны вол-шебного озера. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
14. | Природные явления. Правила безопасного поведения. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
15. | Времена го-да. Почему летом жар-ко, а зимой холодно? | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
16. | Конференция. Защита портфолио. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
17. | Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 класс | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. | Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом! | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. | Внимание, кон-курс! Выполня-ем олимпиад-ные задания. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. | Для чего растениям солнце. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. | Красная книга. Растения на-шего края. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5. | Практическая миникоферен-ция.Тема«Куль-турные растения». | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6. | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окру-жающий мир?» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7. | Как защи-щаются животные. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8. | Для чего необходим режим дня. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9. | Внимание, кон-курс! Выполня-ем олимпиад-ные задания. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
10. | Правила безопа сного поведе ния на улице и дома. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. | От кого зависит чистота на улице. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Конкурс «Хоро шо ли ты зна-ешь окружаю-щий мир?». | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Конференция. Защита портфолио. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 класс | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. | Письмо эколо-гам. Учебник окружающего мира | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. | Олимпиадные задания: «Ори-ентирование на местности. Компас». | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. | Фотоконкурс; «Живая и неживая природа». | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. | Олимпиадные задания: «Свойства воды». | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5. | Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!». | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6. | Олимпиадные задания: «Свойства воздуха» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7. | Конкурс «Хо-рошо ли ты зна-ешь окружаю-щий мир?». | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8. | Мини-конфере-нция: «Береги дары природы» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9. | Безопасное поведение в лесу. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
10 . | Помощь живот-ным весной. Доклады. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | История моего края (города, села, поселка). | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Олимпиадные задания: «Путе-шествие по времени» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Конкурс: «Хо-рошо ли ты зна-ешь окружаю-щий мир?». | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Конференция. Защита пор-тфолио. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 класс | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. | Культура моих предков. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1.. | Традиции, праздники моего народа, моей семьи | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. | Олимпиадные задания: «Вра-щение Земли», «Природные зоны». | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. | Роль леса в жизни людей | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5. | Народные промыслы моего края. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6. | История моей школы. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7. | Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8. | Олимпиадные задания:«Как устроен орга-низм человека» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9. | Человек — часть природы. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
10. | Олимпиадные задания : «Как устроен организм человека». | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | 10 городов мира, которые надо увидеть. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Память моего края о героях Великой Отечественной Войны. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Олимпиадные задания: «Москва как летопись истории России». | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Человек в мире природы и культуры. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
15. | Конференция. Защита портфолио. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| Итого | 115ч | 17 | 6 | 19 | 5 | 11 | 1 | 11 | 1 |
V. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* |
1 | Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2013. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2015. № 9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2014. - №1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2013. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. - 2017. - N 1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2017. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2015. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 1, 2018 Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2016. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: учебник: в 1-х частях: 1-1 класс. – М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 1 :1-1 класс. – М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: хрестоматия : 1-1 класс. – М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: методическое пособие для учителя :1-1 класс. – М.: Академкнига/Учебник. | |
1. Наглядные пособия |
| Комнатные растения Гербарии; коллекции насекомых; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты | |
1. Технические средства обучения |
| Компьютер, интерактивная доска, оргтехника, DVD – плеер, медиапроектор, фото- и видео- камера. | |
1. Экранно-звуковые пособия |
| Аудио- и DVD-диски | |
5. Оборудование кабинета (-ов) |
| Мебель, стенды, художественно-изобразительные средства, инвентарь для посадки растений. | |
4