СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по научно-позновательному (общеинтеллектуальному) направлению

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности»

Государственное бюджетное учреждение

Калининградской области профессионального общего образования

«Педагогический колледж»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По общеинтеллектуальному (научно-познавательному) направлению 1-4 классы


«Мы и окружающий мир»





Автор: учитель Мелещенко Людмила Викторовна МБОУ СОШ № 4


Адаптировано студенткой 32 – шк. группы Заргарян Валерией Валериковной


Преподаватель: Рогатюк Галина Фёдоровна
























2017 год

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования под редакцией Р. Г. Чураковой. При разработке рабочей программы курса «Мы и окружающий мир» внеурочной деятельности использована программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников по изучению природы родного края «Мы и окружающий мир», автор С. Н. Ямшинина. Программа «Мы и окружающий мир» разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебный и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также особенностью организации учебного процесса в МБОУ СОШ № 4.

Программа «Мы и окружающий мир» рассчитана на учащихся начальной школы 1-4 класс.

Основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное. Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Мы и окружающий мир», имеет краеведческую направленность.

Цель проектной деятельности по курсу мы и окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информа­ционной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

II. Общая характеристика программы курса «Мы и окружающий мир»

Проектная деятельность при изучении курса «Мы и окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:

  • во-первых, она имеет краеведческую направленность;

  • во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения;

  • в-третьих, деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Участники программы: дети от 7 до 11 лет, их родители, учитель, сотрудники учреждений культуры и науки.

Механизм управления


Сотрудники учреждений культуры и науки

Родители учащихся

Учителя школы


Проведение

экскурсий,

лекториев


Обеспечение необходимой информацией, инвентарём занятий клуба.

Контроль за выполнением учащимися поставленных задач.

Индивидуальные беседы

Проведение занятий

клуба.

Консультация, мотивация, направление действий учащихся. Наблюдение за ходом выполнения работы.

Организация экскурсий.

Сроки реализации: 2016 г.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

III. Описание места программы курса «Мы и окружающий мир» в учебном плане.

Преподавание курса «Мы и окружающий мир» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителя-предметники, школьный врач и библиотекарь, родители школь­ников.

Курс «Мы и окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часа. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).

Способами определения результативности программы являются:

диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.


IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Мы и окружающий мир»

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Ожидаемые результаты реализации программы

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России,

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое

следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро-

дов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности много национального российского общества.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на

основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования,

выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача

информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать про-цесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; называть системы органов человека; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.

Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном

крае.



Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в общеинтеллектуальной внеурочной деятельности»

Уровень

результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение социальных

знаний

Формирование

ценностного отношения к социальной реальности

Получение самостоятельного общественного действия

Познавательная


Курс «Окружающий мир»



«Домашние животные вокруг нас. Поведение домашних животных» экскурсия; индивидуальная деятельность(наблюдение, работа с информацией тема «Растения твоего региона», «Местные виды птиц», раз­работка и подготовка знаков охраны природы, проведение дли­тельного опыта по прорастанию семян фасоли, эксперимент и т.д.

Беседы с родителями, изготовление кормушек для птиц, экскурсии, вступление в научный клуб младших школьников «Мы и окружающий мир», заседание школьного клуба с приглашением специалистов «Водоем и определение эго пригодности для купания», школьная олимпиада, участие в конкурсной работе, муниципальная олимпиада…























II. Содержание программы курса «Мы и окружающий мир» в рамках предмета «Окружающий мир» 135 часов

1 класс

Готовимся стать членами клуба

«Мы и окружающий мир» (33 ч)

Тема

Содержание

Формы

Виды внеурочной деятельности

Методы работы детьми с ОВЗ

Школьник и его жизнь в школе. Презентация «Я —первоклассник».

Аудиторное (2 ч).

Я — ученик первого класса. Мои интересы. Мой портрет. 1час: Я и моя семья (возможно с привлечением родителей).

Примечание к теме 1. Материал, подготовленный учащимися о себе и семье, можно использовать для оформления портфолио учащегося.

Самопрезентация

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями ОДА выполнять физ. минутки чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп.

Школьник и его жизнь в школе. Что такое научный клуб?

Аудиторное (1 ч).

Что такое научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (работа по учебнику «Окружающий мир» 1 класс, с. 74–75).

Кто может вступить в клуб. Какие вопросы из окружающего мираинтересуют учащихся (для уточнения тематического планирования). Мое домашнее животное или растение (рисунок, рассказ).

Диалог

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Правила безопасного поведения. Что такое адрес и для чего его надо знать?

Внеаудиторное (1 ч).

Где можно узнать адрес дома? Как найти человека, зная его адрес. Адрес моей школы.


Экскурсия по городу (селу и т.п.).

Защита мини-проекта «Путешествие от дома до школы».

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать красочную наглядность. Выполнять гимнастику для глаз.

Живая и неживая природа. Кто живет в цветке илидля чего нужна лупа?

Внеаудиторное (1 ч).

Как можно рассматривать окружающий мир. В чем отличия живой и неживой природы. Что такое лупа. Насекомые — часть живой природы.

Аудиторное (1 ч).

Экскурсия в лес Творческая работа. Оформление настольной игры «Живое–неживое».

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа?

Аудиторное (2 ч).


Кожа — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Что можно увидеть на коже через лупу. Уход за кожей. Правила безопасности.

Практическая работа.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями слуха, более внятно и четко произносить задание

Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый?

Аудиторное (2 ч).


Язык — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Секреты языка. Правила ухода за полостью рта. Правила безопасности.

Практическая работа.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями слуха, более внятно и четко произносить задание

Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?

Аудиторное (2 ч).


Опыт со снегом. Как очистить загрязненную воду. Что такое фильтр. Какие бывают фильтры. Как сделать фильтр своими руками. Подготовка отчета о выполненной работе в форме фотографий, рисунков.

Форма проведения занятия — практическая работа.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями слуха, более внятно и четко произносить задание

Времена года. Почему год круглый?

Аудиторное (2 ч).


Времена и месяцы года. Когда я родился. Признаки времен года. Жизнь растений и животных в каждое время года. Игры на каждое время года.

Занятия — практическая работа, путешествие по временам года.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями ОДА выполнять физ. минутки чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп.

Человек — часть природы, или чем я отличаюсь от живых организмов.

Аудиторное (2 ч).


Человек — часть живой природы. Отличия человека от живых организмов. Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка.

Форма проведения занятия — практическая работа.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями ОДА выполнять физ. минутки чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп.

Живая и неживая природа.

Аудиторное (2 ч).


Как путешествуют растения? Основные способы распространения растений. Возможно проведение экскурсий. Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка, фотографий.

Защита мини-проекта «Путешествие семян».

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать красочную наглядность. Выполнять гимнастику для глаз.

Природа моего края. Что такое Красная книга?

Аудиторное (2 ч).


Исчезающие растения и животные родного края. Растения и животные родного края, которые занесены в Красную книгу.

Оформление результатов наблюдений с помощью книжки-малышки.

Занятия — практическая работа.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями ОДА выполнять физ. минутки чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп.

Живая и неживая природа. Как живут растения и животные зимой?

Внеаудиторное (1 ч).


Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Помощь животным.

Аудиторное (1 ч).

Экскурсия

Занятия — практическая работа. Конструирование кормушки.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера.

Внеаудиторное (1 ч)..


Правила безопасного поведения на водоемах с приходом весны.

Аудиторное (1 ч). Подготовка к защите проекта «Календарь природы».

Занятия — экскурсия

Практическая работа.


Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями ОДА выполнять физ. минутки чередовать виды деятельности. Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп.

Природные явления. Правила безопасного поведения. Внеаудиторное (1ч).


Природные явления: снег, ветер…

Аудиторное (1 ч). Правила безопасного поведения при сходе снега и падании сосулек. Подготовка к защите проекта «Календарь природы».

Экскурсия

Практическая работа.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Выполнять правила работы с компьютером.

Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно?

Внеаудиторное (1 ч)..


Признаки весны (высокое солнце, тело, таяние снега и льда, прилет птиц и т.п.).

Аудиторное (1 ч). Защита проекта «Календарь природы».

Экскурсия Практическая работа.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Выполнять правила работы с компьютером.

Конференция. Защита портфолио.

Аудиторное (2 ч).

На конференции учащиеся представляют свои творческие работы, выполненные в течение учебного года.

На конференцию можно пригласить учащихся других классов, родителей.

Заседание научного клуба.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать красочную наглядность. Выполнять гимнастику для глаз.

Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб!

Аудиторное (2 ч).


Учащиеся самостоятельно выполняют задания для будущих членов клуба «Мы и окружающий мир», расположенных в учебнике 1 класса «Окружающий мир» (с. 76–77). Учитель и родители помогают заполнить два конверта!

Заседание научного клуба.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Выполнять правила работы с компьютером.

2 класс

Деятельность научного клуба младшего школьника

«Мы и окружающий мир» (34 ч)

Тема

Содержание

Формы

Виды внеурочной деятельности

Методы работы детьми с ОВЗ

Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом!

Аудиторное (2 ч).

Живая и неживая природа. Где и как найти ответы на вопросы (энциклопедия, атлас, Интернет и т.п.).


Практическая работа.


Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости.

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вода. Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 59–60).

Аудиторное (2 ч).

Олимпиада проводится в два этапа: 1 этап — практическая часть. Опыт «В любом растении есть вода», «Какая вода чистая».

2 этап — ответы на вопросы олимпиады. Подведение итогов, отчет.

Олимпиада

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Для чего растениям солнце. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Жизнь и значение растений».

Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 70–71).

Внеаудиторное (1 ч).

Наблюдения за растениями. Значение солнца в жизни растений.

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия —олимпиада «Жизнь и значение растений в жизни человека».

Экскурсия в парк, сад.

Защита мини проекта.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости.

Красная книга. Растения нашего края.

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Размножение растений». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 85–86). Внеаудиторное (1 ч).

Экскурсия в парк, сад.

Способы размножения растений нашего края. З

Защита мини-проекта «размножение растений», олимпиада «Дыхание, питание и размножение растений».

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Практическая мини-конференция. Тема «Культурные растения». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Классификация растений». Учебник «Окружающий мир»(2 класс, часть 1, с. 107–108).

Аудиторное (4 ч).

«Культурные растения нашего края»; 2 часа — олимпиада. Культурные растения. Классификация растений. Размножение растений. Рисунок «Моё любимое растение».

Практическая работа, олимпиада. Практическая мини-конференция

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».

Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 119–120).

Аудиторное (2 ч). Звезды и планеты. Живая и неживая природа. Сезонные изменения в природе. Свойства воздуха и воды. Размножение растений. Разработка экологических знаков. Заповедные места твоего края.


Конкурс, практическая работа.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости.

Как защищаются животные?

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Животные и их разнообразие». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 41). Аудиторное (2 ч).

1 час — защита животных. Способы защиты диких животных от хищников. 1 час — олимпиада. «Животные и их разнообразие».


Практическая работа, олимпиада.

Трудовая деятельность

Дети с ЗПР.

необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

Для чего необходим режим дня.

Защита проекта «Режим рабочего и выходного дня». Правила здорового образа жизни. Аудиторное (2 ч).

Практическая работа.

Трудовая деятельность

Дети с ЗПР.

необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Органы чувств человека». Учебник «Окружающий мир»

(2 класс, часть 2, с. 70). Аудиторное (2 ч).

Олимпиада «Органы чувств человека». Значение природы в жизни человека.


Олимпиада.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости

Как избежать беды. Правила безопасного поведения на улице и дома. Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 90).

Внеаудиторное (1 ч).

Правила безопасного поведения на улице.

Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта «Правила безопасного поведения».

Ответы на данные задания отправляются почтовым письмом в клуб для участия в конкурсе.


Экскурсия по улицам города, поселка.

Трудовая деятельность

Дети с ЗПР.

необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

От кого зависит чистота на улице. Проект «Самый чистый школьный двор». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания. Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 91).

Внеаудиторное (2 ч).

Анализ состояния школьного двора. Акция «Убери школьный двор».

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — олимпиада. Правила безопасного поведения на улице.


Экскурсия на школьный двор.

Трудовая деятельность

Дети с ЗПР.

необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 119, 121). Аудиторное (2 ч).

Разновидности животных. Охрана животных. Условия для жизни человека. Правила гигиены (конкурс разработки предупреждающих знаков). Правила здорового и безопасного образа жизни. Государственная символика. Исторические достопримечательности моего края.

Конкурс.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Конференция. Защита портфолио.

Аудиторное (2 ч).

Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир» за 2 класс.

Конференция.

Трудовая деятельность

Дети с ЗПР.

необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

3 класс

Деятельность научного клуба младшего школьника

«Мы и окружающий мир» (34 ч)

Тема

Содержание

Формы

Виды внеурочной деятельности

Методы работы детьми с ОВЗ

Письмо экологам. Учебник окружающего мира (3 класс, часть 1, с. 6).

Аудиторное (2 ч).

Наблюдение за жизнью животных и растений летом. Экологическая обстановка в родном крае. Обсуждение деятельности работы научного клуба младших школьников на учебный год.

Практическая работа.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Ориентирование на местности. Компас». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 42).

Аудиторное (2 ч).

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Глобус и карта: сходство и различие. Ориентирование на местности с помощью компаса.


Олимпиада.

Трудовая деятельность

Дети с ЗПР.

необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

Фотоконкурс «Живая и неживая природа».

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Тела. Вещества. Частицы». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 56).

Внеаудиторное (1 ч).

Фотографирование объектов живой и неживой природы.

Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — практическая работа, олимпиада. Подготовка к выставке «Этот удивительный мир». Олимпиада. Тела живой и неживой природы. Отличия тела от вещества.

Экскурсия в парк

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность

Фотоконкурс «Живая и неживая природа». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 75).

Аудиторное (1 ч).

Проведение выставки «Этот удивительный мир».

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Свойства воды в газообразном, жидком и твердом состоянии.

Выставка фото, рисунков.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!».

Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 95).

Аудиторное (1 ч).

Источники загрязнения воды в нашем крае. Способы очистки воды. Значение воды в жизни человека.

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Свойства воды.

Заседание научного клуба.

Трудовая деятельность

Дети с ЗПР.

необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

Выполняем олимпиадные задания «Свойства воздуха» (3 класс, часть 1, с. 109).

Аудиторное (1 ч).

Практическое рассмотрение свойств воздуха. Описание результатов лабораторной работы. Аудиторное (1 ч).

Лабораторный практикум. Олимпиада.

Трудовая деятельность

Для детей с ОДА чередовать виды деятельности.

Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп.

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 123, 124).

Аудиторное (2 ч).

Карта, глобус, меридиан. Ориентирование по физической карте России. Стороны горизонта. Тела, частицы, вещества. Свойства воздуха и воды. Темы заседаний научного

клуба.

Конкурс.

Трудовая деятельность

Для детей с ОДА чередовать виды деятельности.

Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп.

Мини-конференция «Береги дары природы». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 2, с. 29).

Аудиторное (4 ч).

Коллекции полезных ископаемых родного края. Охрана полезных ископаемых родного края. Проект природоохранных знаков «Береги полезные ископаемые».

Конференция.

Трудовая деятельность

Для детей с ОДА чередовать виды деятельности.

Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп.

Безопасное поведение в лесу. Аудиторное (2 ч).

Конкурс экологических знаков.

Практическая работа.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Помощь животным весной. Доклады. Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 2, с. 102).

Аудиторное (2 ч).

Проект «Скворечник своими руками». Доклады для первоклассников «Как помочь животным весной».

Практическая работа.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

История моего края

Аудиторное (4 ч).

Города, села, поселка.

Проектная работа.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости.

Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по времени. Золотое кольцо России». Учебник «Окружающиймир» (3 класс, часть 2, с. 123).

Аудиторное (2 ч).

Древнерусские города. Золотое кольцо России.

Олимпиада.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости.

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 137–139).

Аудиторное (2 ч).

Полезные ископаемые. Почва. Человек и природные сообщества. Исчезающие животные родного края.

Конкурс.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями слуха более внятно произносит и формулировать задание, повторяя его при необходимости.

Конференция. Защита портфолио.

Аудиторное (2 ч).

Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир» за 3 класс.

Конференция.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.












4 класс

Деятельность научного клуба младшего школьника

«Мы и окружающий мир» (34 ч)

Тема

Содержание

Формы

Виды внеурочной деятельности

Методы работы детьми с ОВЗ

Культура моих предков.

Внеаудиторное (2 ч).

Краеведческий, школьный музей.

Экскурсия в исторический.

Трудовая деятельность

Делать большое количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

Традиции, праздники моего народа, моей семьи.

Аудиторное (2 ч).

Народные праздники. Любимый праздник моей семьи.

Проект.

Трудовая деятельность

Делать большое количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вращение Земли». «Природные зоны». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 1, с. 64).

Аудиторное (2 ч).

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. Природные зоны.

Олимпиада.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Роль леса в жизни людей.

Аудиторное (4 ч).


Заседание научного клуба.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями зрения использовать большую наглядность.

Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края. Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 1,с. 141, 145).

Аудиторное (4 ч).


Проект.

Трудовая деятельность

Делать большое количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

История моей школы.

Аудиторное (2 ч).


Проект.

Трудовая деятельность

Делать большое количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 1, с. 64). Аудиторное (2 ч).


Конкурс.

Трудовая деятельность

Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп.

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 41–42).

Аудиторное (2 ч).

Как устроен организм человека. Органы пищеварения, кровообращения и дыхания. Как человек двигается. Нервная система человека.

Олимпиада.

Трудовая деятельность

Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп.

Человек — часть природы.

Аудиторное (2 ч).


Конференция.

Трудовая деятельность

Использование различных форм организации физкультурно -оздоровительной работы. Самомассаж, физ. минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп.

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 67–68).

Аудиторное (2 ч).

Органы чувств человека. Органы пищеварения и дыхания.

Олимпиада.

Трудовая деятельность

Делать большое количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

10 городов мира, которые надо увидеть. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по странам мира». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2,с. 91–92).

Аудиторное (2 ч).


Проект.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями ОДА чередовать виды деятельности.

Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Аудиторное (2 ч).


Проект.

Трудовая деятельность

Делать большое количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Москва как летопись истории России». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с.1–7–108).

Аудиторное (2 ч).

Достопримеча-тельности Москвы. Бородинская битва. Герои Великой Отечественной войны.

Олимпиада.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями ОДА чередовать виды деятельности.

Человек в мире природы и культуры. Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 160).

Аудиторное (2 ч).

Тайны твоего организма. Государства и столицы мира. Конституция Российской Федерации.

Олимпиада.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями ОДА чередовать виды деятельности.

Конференция. Защита портфолио.

Аудиторное (2 ч).

Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир».

Итоговая конференция.

Трудовая деятельность

Для детей с нарушениями ОДА чередовать виды деятельности.










IV. Тематический план программы курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность».


Название

разделов

Всего ча

сов

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудит


1 класс










1

Школьник и его жизнь в школе. Презен-тация «Я пер-воклассник».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Школьник и его жизнь в школе. Что та-кое научный клуб.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Правила безопасного поведения.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Живая и неживая природа.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

Органы чувств человека. По-чему конфета сладкая, а лимон кислый?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

Правила безо-пасного поведе

ния. Для чего нужны фильтры?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8.

Времена года.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9.

Человек - часть природы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10.

Живая и нежи-вая природа. Как путешест-вуют растения?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.

Природа моего края. Что такое Красная книга?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.

Живая и не-живая при-рода. Как живут рас-тения и животные зимой?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13.

Правила бе-зопасного поведения. Тайны вол-шебного озера.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14.

Природные явления. Правила безопасного поведения.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15.

Времена го-да. Почему летом жар-ко, а зимой холодно?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

16.

Конференция. Защита портфолио.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17.

Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб.

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1 класс

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом!

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

Внимание, кон-курс! Выполня-ем олимпиад-ные задания.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

Для чего растениям солнце.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

Красная книга. Растения на-шего края.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5.

Практическая миникоферен-ция.Тема«Куль-турные растения».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окру-жающий мир?»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7.

Как защи-щаются животные.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8.

Для чего необходим режим дня.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9.

Внимание, кон-курс! Выполня-ем олимпиад-ные задания.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10.

Правила безопа

сного поведе

ния на улице и дома.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

От кого зависит чистота на улице.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.

Конкурс «Хоро

шо ли ты зна-ешь окружаю-щий мир?».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.

Конференция. Защита портфолио.

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1 класс

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

Письмо эколо-гам. Учебник окружающего мира

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

Олимпиадные задания: «Ори-ентирование на местности. Компас».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

Фотоконкурс; «Живая и неживая природа».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

Олимпиадные задания: «Свойства воды».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5.

Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.

Олимпиадные задания: «Свойства воздуха»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7.

Конкурс «Хо-рошо ли ты зна-ешь окружаю-щий мир?».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8.

Мини-конфере-нция: «Береги дары природы»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9.

Безопасное поведение в лесу.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10 .

Помощь живот-ным весной. Доклады.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.

История моего края (города, села, поселка).

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.

Олимпиадные задания: «Путе-шествие по времени»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.

Конкурс: «Хо-рошо ли ты зна-ешь окружаю-щий мир?».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.

Конференция. Защита пор-тфолио.

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1 класс

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

Культура моих предков.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1..

Традиции, праздники моего народа, моей семьи

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

Олимпиадные задания: «Вра-щение Земли», «Природные зоны».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

Роль леса в жизни людей

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5.

Народные промыслы моего края.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.

История моей школы.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7.

Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8.

Олимпиадные задания:«Как устроен орга-низм человека»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9.

Человек — часть природы.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10.

Олимпиадные задания : «Как устроен организм человека».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.

10 городов мира, которые надо увидеть.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.

Память моего края о героях Великой Отечественной Войны.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.

Олимпиадные задания: «Москва как летопись истории России».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.

Человек в мире природы и культуры.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15.

Конференция. Защита портфолио.

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Итого

115ч

17

6

19

5

11

1

11

1








V. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2013.

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2015. № 9.

Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2014. - №1.

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. - 2017. - N 1.

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2017.

Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2015. 

Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 1, 2018

Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2016.



Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: учебник: в 1-х частях: 1-1 класс. – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 1 :1-1 класс. – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: хрестоматия : 1-1 класс. – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: методическое пособие для учителя :1-1 класс. – М.: Академкнига/Учебник.



1. Наглядные пособия


Комнатные растения

Гербарии; коллекции насекомых; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты


1. Технические средства обучения


Компьютер, интерактивная доска, оргтехника, DVD – плеер, медиапроектор, фото- и видео- камера.


1. Экранно-звуковые пособия


Аудио- и DVD-диски


5. Оборудование кабинета (-ов)


Мебель, стенды, художественно-изобразительные средства, инвентарь для посадки растений.






4