Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10 2009г. №373); письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта».
Рабочая программа «Умелые руки» разработана на основе программы кружка «Умелые руки» Т.С.Река «Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В двух частях. Часть 1/ составители А. П. Мишина, Н. Г. Шевцова; под общ.ред. Н. В. Калининой, В. В. Зарубиной.- Ульяновск: УИПКПРО, 2011.- 56.с.
Актуальность и перспективность курса.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Целесообразно с первого года обучения предлагать учащимся художественно-технические приёмы изготовления простейших изделий.Знания помогут детям познакомиться с разными свойствами материала; происхождением ручных ремесел, видами художественного творчества. На теоретическую часть занятий должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, весёлой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Ручная умелость развивается в процессе обработки разных материалов. На занятиях дети овладеют такими операциями, как вырезание, скручивание, сгибание, слипание и т.д.
Расширению познавательной деятельности могут служить материалы музеев, выставок, на природу. Нужно сообщать детям о народных праздниках; им интересно узнавать о доисторических животных.
Разнообразное выполнение заданий будет сопровождаться интересом детей к своей работе и к работе товарищей.
На занятиях следует принять все меры для обеспечения безопасности труда детей; личной гигиене учащихся. Перед выполнением работ, экскурсий необходимо проводить дополнительный инструктаж.
Приёмы разметки ткани с помощью продергивания нитей, обработки края бахромой. Способы соединения материала с помощью пластилина, ниток, клея.
Разные способы выполнения мозаики, плетения; дети приобретают умения:
Складывать бумагу по прямой линии, экономно размечать детали на бумаге, соединять их, лепить разными способами. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. Контролировать свои действия в процессе выполнения работы. Давать словесную характеристику изготовленным поделкам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребёнок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Цель и задачи программы:
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, координация движений, слабо развит глазомер. Эти обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.
Задачи:
-Развитие творчества; сенсорики, мелкой моторики рук;пространственного воображения; технического и логического мышления, глазомера; способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
- Овладения начальными технологическими знаниями, умениями и навыками; опытом практической деятельности по созданию поделок; способами планирования и организации досуговой деятельности; навыками творческого сотрудничества.
-Воспитание уважительного отношения к результатам труда; интереса к творческой и досуговой деятельности;практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Возрастная группа обучающихся.
Программа предназначена для дополнительного обучения и воспитания в системе школьного образования и рассчитана на 1 год обучения в 3-х классах
Объём часов, отпущенных на занятия.
Общий объём часов по изучению курса составляет 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения программы
Результатами обучения должны выступать универсальные учебные действия, которые представлены познавательными, регулятивными, коммуникативными и личностными результатами.
Личностными результатами изучения курса являются:
-готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни, формулировать вопросы и устанавливать, какие из предложенных задач могут быть им успешно решены,
-проявление познавательного интереса к творческой деятельности.
Познавательные УУД:
--знать название и назначение материалов: бумага, ткань, пластилин;
- знать название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- знать правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;
- знать способы и приёмы обработки различных материалов.
- извлекать информацию, представленную в разных формах ( в виде схемы, иллюстрации текста);
-уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
-самостоятельно создавать способы решения проблемы, применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях;
-строить алгоритм поиска необходимой информации.
Регулятивные УУД:
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
-определять цель деятельности выполнения задания на занятии;
-принимать и сохранять учебную задачу;
-составлять план и последовательность действий;
-сопоставлять свою работу с образцом;
-оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные УУД:
-уметь выстраивать коммуникативно- речевые действия, направленные на учет позиции собеседника ( вслух говорит один, а другие слушают);
-участвовать в диалоге на занятии ( отвечать на вопросы , слушать, слышать, понимать речь других, строить понятные для партнера высказывания, оформлять свою речь в устной форме)
-делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-формулировать собственное мнение;
-учитывать разные мнения, работать в группе, выполнять роль лидера или исполнителя.
Календарно-тематическое планирование
3 года обучения
№ | Разделы программы | Темы занятий | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | | Вводное занятие | 1 | | |
2 | Работа с бумагой и картоном | 1.Изготовление елочных игрушек; 2.Изготовление новогодних сувениров; 3.Изготовление карнавальных масок; 4.Изготовление поздравительных открыток; 5.Изготовление гирлянд(коллективная работа) 6.Изготовление игрушек-гигантов; | 1 1 1 1 2 3 | | |
3. | Работа с природным материалом | Аппликации из листьев; .Поделки из шишек и желудей. Изготовление открыток; Изготовление панно. | 1 1 1 1 | | |
4 | Работа с тканью | 1Изготовление игрушек-сувениров; 2.Изготовление настенного кармашка для расчесок и сотовых телефонов; 3. Шитьё мягкой игрушки. | 1 3 2 | | |
5 | Работа с бросовым материалом | 1.Шитье настенного кармашка(подбор открыток, изготовление выкроек,шитье деталей петельным швом,сбор деталей) 2.Шитье игольницы из открыток; 3.Изготовление подставки для чайника; | 3 2 2 | | |
6 | Работа с пластилином | 1.Лепка домашних и диких животных; 2.Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей); 3.Изготовление панно 4.Пластилиновая аппликация на картоне из семян,камушек, листьев. | 1 2 2 2 | | |
7. | Итоговое занятие | 1.Подведение итогов. | 1 | | |
| | Итого | 35 | | |
Содержание программы.
1. Вводное занятие.( 1час)
Беседа, ознакомление детей с правилами по технике безопасности, соблюдение порядка на рабочем месте.
2. Работа с бумагой и картоном( 9часов)
Изготовление ёлочных гирлянд, игрушек; изготовление карнавальных масок; изготовление поздравительных открыток (по образцу). Изготовление новогодних сувениров, игрушек-гигантов.
3.Работа с природным материалом.(4часа)
Аппликации из листьев; поделки из листьев и желудей; изготовление открыток; изготовление панно.
4. Работа с тканью (6часов)
Шитье мягкой игрушки, изготовление игрушек-сувениров, изготовление настенного кармашка для расчесок и сотовых телефонов.
5.Работа с бросовым материалом (7часов)
Шитье настенного кармашка(подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом,сбор деталей; шитье игольницы из открыток; изготовление подставки для чайника; изготовление кукол из чулок( шитье одежды, эстетическое оформление работы); работа по замыслу детей.
6.Работа с пластилином (7часов)
Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей); пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев; изготовление панно; изготовление фигурок домашних и диких животных.
7.Итоговое занятие. (1час)
Подведение итогов.
Формы контроля.
- тематические конкурсы поделок
- выставки детских работ
- конкурсы игрушек- гигантов
- подарки к праздникам
Информационно- методическое и материально-техническое обеспечение:
Дополнительная литература:
Бахметьев А., Кизяков Т.-М.: Росмэн, 1999
Виноградова Е.М. Браслеты из бисера.-М.: олма- Пресс, 1999
Гусакова М.А. Аппликация:учебное пособие для пед. училищ.-М.: Просвещение, 1987
Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками.-М., 1999
Н.С. Сказки из даров природы.-П.: Диамант, 2001
Кочетова С.В. Игрушки для всех.-М.: Эксмо,2004
Цифровые образовательные ресурсы:
1.proshkolu.ru/user/eskwora/folder...- на занятиях кружка «Умелые руки»
2.infourok.ru/konspekt-zanyatiya-..Конспект занятия кружка "Умелые руки" по теме "Изготовление цветков...
3. magarif-uku.ru/teachers-room/..Праздничный торт (Занятие кружка «Умелые руки») ы
4.lib2.podelise.ru/docs/89032/.Цветы из салфеток Тип работы Занятие кружка «Умелые руки»
.
5. uchkopilka.ru/nachal-obraz/..Конспект занятия кружка Умелые руки на тему Зимний пейзаж -...
Материально- техническое обеспечение:
1.Изобразительные наглядные пособия (рисунки схематические рисунки, схемы, таблицы).
2.Раздаточный материал: шаблоны, трафареты.
.
8