Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области»
| Рассмотрено на заседании методического объединения учителей_художественно-эстетического цикла Протокол № 1 от «29» августа 2018 г. | Принято на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской области» Протокол №1 от «30» августа 2018 г. | Утверждено приказом директора №168 от «31 » августа 2018г. __________ Н.В. Макаренко |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
Направление: духовно-нравственное
(4класс,1-й год обучения,9-10 лет)
Разработала :
Иваныкина О.Е учитель технологии
2018 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Учащиеся должны знать:
- новые технологические приемы обработки различных материалов;
- историю происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- новые инструменты для обработки материалов или новые функции уже известных инструментов;
Учащиеся должны уметь:
- моделировать из бумажных салфеток, из конусов, из гофрированной бумаги на проволочном каркасе, из фольги;
- изготавливать игрушки из картона с подвижными деталями, аппликации из резаных нитей, аппликации из ткани, приклеенной на бумагу, аппликации из ткани и ниток;
- работать с техникой модульное оригами.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трем уровням.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Содержание программы (34 часа)
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Раздел 1. Работа с природными материалами ( 8 часов. )
Аппликация из листьев и цветов. Аппликация из различных природных материалов. Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Объемные поделки из шишек и жёлудей. Букет из сухих цветов. Поделки из сухих листьев. Композиция «Дары природы». Коллективная работа. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
Раздел 2. Текстильные материалы.( 11 часов. )
Раздел «Текстильные материалы» включает в себя работу с такими техниками как:
аппликация из резаных нитей, приклеивание ниток по спирали, вышивание по ткани, аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, аппликация из ткани и ниток, шитьё по выкройкам.
Задача учителя. Научить использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; научить создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Раздел 3. Модульное оригами.( 10 часов.)
Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля
Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля.Объёмные изделия из треугольных модулей.
Задача учителя. Научить модульному оригами; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища ;сформировать систему универсальных учебных действий; сформировать навыки работы с информацией.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата |
1 | Работа с природными материалами | 8 | | |
1 | Аппликация из листьев и цветов. | 1 | Развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес | | |
2 | Аппликация из различных природных материалов. | 1 | Развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес. | | |
3 | Моделирование из природных материалов на пластилиновой основ | 1 | Знать: основные правила создания плоскостной аппликации; приемы соединения деталей объемных изделий из природного материала; | | |
4 | Объемные поделки из шишек и жёлудей. | 1 | Знать: названий и назначения различных материалов и инструментов; - правила сбора, засушки и хранения природных материалов; | | |
5 | Букет из сухих цветов. | 1 | Знать: техническое моделирование и конструирование, дизайн; - условные обозначения линий на эскизах, чертежах и их назначение; - обозначения мест нанесения клея; | | |
6 | Поделки из сухих листьев. | 1 | Уметь: выполнять разметку простых разверток изделий с мощью линейки, уголка, циркуля; - выполнять плоские и объемные сконструированные формы; - соизмерять изображение композиции с форматом основания | | |
7 | Композиция «Дары природы». Коллективная работа. | 1 | Практически применять правила безопасного труда и личной гигиены, - организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы; | | |
2 | Работа с бумагой и картоном | 8 | | | |
8 | Моделирование цветов из бумаги и проволоки. | 1 | Уметь: пользоваться чертежными инструментами, ножницами; уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку | | |
9 | Квиллинг: цветы, панно. | 1 | | |
10 | Симметричное силуэтное вырезание. | 1 | Знать: История возникновения изонити. Подготовка в вышивке. Способы закрепления нитки. Знакомство с инструментами и художественными материалами. Основные приемы заполнения угла. | | |
11 | Оригами. Объёмные игрушки. | 1 | Знать: Технологию совмещения заполнения окружностей двух вариантов. Подбор цветовой композиции. | | |
12 | Сюжетная композиция оригами на плоскости. | 1 | Знать: подготовку ткани к вышивке, разметка узора на ткани; перенесение узоров на тонкие ткани, на плотные ткани (посредством сколок); схемы простейших швов. Схемы и рисунки для вышивки. | | |
13 | Динамическая открытка с аппликацией. | 1 | Знать и уметь: технология выполнения простейших ручных швов; шов» вперед иглу»; шов «за иглу»; Шов «шнурок». Шов «козлик». Петельный шов. Петельки и полупетельки с прикрепами. Тамбурный шов. Шов «узелки». | | |
14 | Игрушки из картона с подвижными деталями. | 1 | Знать и уметь: выполнение образцов швов по алгоритму; инструменты и приспособления для вышивания. | | |
15 | Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа. | 1 | Знать и уметь: выбор орнамента и узора, эскиз в альбоме. Просмотр разновидностей украшения салфеток в народной вышивке. Подбор материалов и тканей. Зарисовка простейших швов и их выполнение. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. | | |
3 | Лепка из солёного теста | 11 | | |
16 | Моделирование из бумажных салфеток. | 1 | Знать: Что такое оригами; Историю возникновения оригами; Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника. Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов. | | |
17 | Мозаика из блёсток и бисера. | 1 | Знать и уметь: Приемы складывания модулей; Правила техники безопасности; | | |
18 | Аппликация из кружев и ткани. | 1 | Уметь: Подбирать бумагу нужного цвета; Пользоваться чертежными инструментами, ножницами: Выполнять разметку листа бумаги; Пользоваться схемой, технологической картой; Собирать игрушки – «оригамушки»; Анализировать образец, анализировать свою работу; Составлять композицию из готовых поделок. | | |
19 | Коллаж из различных материалов. | 1 | Уметь: красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку. | | |