1. Личностные и метапредметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
У выпускника будут сформированы:
• чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
• установка на здоровый образ жизни.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Регулятивные
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Выпускник получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.
Коммуникативная
Выпускник научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на конференции.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
1. Почемучки (8 ч.)
Введение. Ученые. Научные открытия. Оборудование исследователя. Способы мыслительной деятельности. Признаки предметов. Органы чувств.
Практическая часть включает в себя:
практическую работу «Знакомство с оборудованием исследователя»; опыты «Органы чувств»; экскурсии по территории школы с целью наблюдения за окружающим миром; составление словарика исследователя и т.д.
2. Вода (4 ч.)
Свойства воды. Питьевая вода. Способы очистки воды. Водные ресурсы Земли. Обитатели водного мира. Кристаллы и их происхождение.
Практическая часть включает в себя:
практические работы «Способы очистки воды», «Образование осадков», «Изготовление фонтана»; экскурсии в рыбный отдел продовольственного магазина, к водоёму, прогулку с рассматриванием лужиц; опыты «Изучение чешуйки рыбы», «Свойства воды и её состояние»; эксперименты «Состояние водопроводной воды», «Выращивание кристаллов» и т.д
3. Воздух (2 ч.)
Органы дыхания. Свойства воздуха. Химические свойства Земли. Происхождение вулканов
Практическая часть включает в себя:
практические работы «Свойства воздуха», «Изготовление модели вулкана»; ролевая игра «Мегаполис»; опыты «Химия вокруг нас» и т.д.
4. Природа и земля (11 ч.)
Почва и её свойства. Объекты живой и неживой природы. Растения нашего края. Лекарственные растения. Красная книга нашего края. Грибы. Условия прорастания семян. Животные нашего края. Домашние животные. Древний растительный и животный мир Земли. Археология.
Практическая часть включает в себя:
практическую работу «Полезные ископаемые Земли»; экскурсии в парковую зону, в краеведческий музей, планетарий, на выставку камней и самоцветов; выполнение проекта «Красная книга нашего края»; проведение экспериментов «Состояние растений в зимний период», «Условия прорастания семян», ролевую игру «Садовод», оформление альбомов «Съедобные грибы», «Лекарственные растения», «Динозавры», «Археологические находки», набор открыток «Цветы»; мини-конференции «Домашние животные», «Растения нашего края», «Животные нашего края», «В мире путешественников» и т.д.
5. Свет и зрение (2 ч.)
Свет и его свойства. Орган зрения. Свойства зрения и их использование в современном мире.
Практическая часть включает в себя:
практические работы «Свойства света», «Влияние компьютера и мобильного телефона на зрение детей», «Изготовление 3-D очков», рассматривание трехмерных картинок; опыты «Свойства света» и т.д
6. Общество (6 ч.)
Страна. Родина. Село и его жители. Экология села. Семья: быт, традиции, увлечения, достижения, праздники. Фамилия человека. Профессиональная династия. Генеалогическое древо.
Практическая часть включает в себя:
экскурсии по селу; исследование экологического состояния села и района; презентацию семейного альбома; создание Книги памяти, фотоколлажа «Генеалогическое древо», альбома «Зарисовки»; работу над проектами «Профессиональная династия семьи», «Мама и папа в школьные годы», «Улицы моего села»; ролевую игру «Устроим праздник» и т.д
Итоговое занятие, в виде презентации результатов работы, проводится после 1-3 года обучения. Итоговое занятие после изучения всего курса проводится в виде конференции «В стране Почемучки» для учителей и родителей".
3. Календарно — тематическое планирование
Дата по плану /фактически | № занятия п/п | № занятия в теме | Раздел. Тема занятия. |
| | | | Почемучки (8 ч) |
07.09.16 | | 1 | 1 | Как люди смотрят на мир. |
14.09.16 | | 2 | 2 | Посмотри на мир чужими глазами. (экскурсия) |
21.09.16 | | 3 | 3 | Признаки одного предмета |
28.09.16 | | 4 | 4 | Мы познаем мир с помощью органов чувств |
05.10.16 | | 5 | 5 | Мы познаем мир с помощью органов чувств |
12.10.16 | | 6 | 6 | Задай мне вопрос, а я отвечу |
19.10.16 | | 7 | 7 | Простейшее оборудование исследователя |
26.10.16 | | 8 | 8 | Простейшее оборудование исследователя |
| | | | (Вода 4 ч) |
09.11.16 | | 9 | 1 | Есть ли жизнь в воде |
16.11.16 | | 10 | 2 | Есть ли жизнь в воде |
23.11.16 | | 11 | 3 | Рыбья чешуйка (экскурсия) |
30.10.16 | | 12 | 4 | Рыбья чешуйка |
| | | | Воздух (2 ч) |
07.12.16 | | 13 | 1 | Чем я дышу? |
14.12.16 | | 14 | 2 | Чем я дышу? |
| | | | Природа и земля (11 ч) |
21.12.16 | | 15 | 1 | Почва у тебя под ногами (экскурсия) |
28.12.16 | | 16 | 2 | Почва у тебя под ногами |
11.01.17 | | 17 | 3 | Веточка |
18.01.17 | | 18 | 4 | Веточка |
25.01.17 | | 19 | 5 | Чист ли белый снег? (экскурсия) |
01.02.17 | | 20 | 6 | Чист ли белый снег? |
08.02.17 | | 21 | 7 | Чист ли белый снег? |
15.02.17 | | 22 | 8 | Живой пенек |
01.03.17 | | 23 | 9 | Живой пенек |
15.03.17 | | 24 | 10 | Моё домашнее животное |
22.03.17 | | 25 | 11 | Моё домашнее животное |
| | | | Свет и зрение (2 ч) |
05.04.17 | | 26 | 1 | Да будет свет! |
12.04.17 | | 27 | 2 | Мой глаз |
| | | | Общество (6 ч) |
19.04.17 | | 28 | 1 | Что означает моя фамилия? |
26.04.17 | | 29 | 2 | Мои мама и папа в школьные годы (проект) |
03.05.17 | | 30 | 3 | Моё генеалогическое древо |
10.05.17 | | 31 | 4 | Место, где я живу (экскурсия) |
17.05.17 | | 32 | 5 | Место, где я живу |
24.05.17 | | 33 | 6 | Итоговое занятие «Мы Почемучки» |