1 | Введение. Структура учебно-исследовательской деятельности (16 ч) Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями Выбор помощников работе над проектом Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап» Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «актуальность» Проблема. Решение проблемы Выработка гипотезы-предположения. Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» Цель проекта Мини-выступления Задачи проекта Мини-выступления Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». Создание продукта проекта. Знакомство с понятиями «макет», поделка» Исследовательская работа: составление сообщений Играем в учёных. Это интересно. Тест. «Чему ты научился?» | Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби» Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Дать понятия «словарь», «проект», «тема» Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче. Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка» Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии» Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту. Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос. Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Учиться согласованным действиям с помощниками. Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Познакомить с понятием «актуальность» Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Познакомить с понятием «проблема», « лидер». Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми. Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта) Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта. Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры» Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. Дать понятия: «интервью», «интервьюер» Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру « интересное интервью» Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации о лошадях из текстов. Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Познакомить с понятиями: «продукт проекта» («макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию , данную в рабочей тетради. Подготовить сообщения о своих коллекциях. Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проведение опыта по превращению белого мелка в цветной Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта Применять знания на практике. Решение теста Организация беседы о результатах опыта, проведённого дома. Организация проверки заданий теста Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы |