СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Час общения» составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г., 03.08.18 г.                                          «Об образовании РФ»)
  • Общеобразовательной программы МБОУ СОШ № 59 п. Белозерный (Приказ № 170 от 30.08.18 г.)
  • Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в социальном направлении  внеучебной деятельности.

              Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Час общения» составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г., 03.08.18 г.                                          «Об образовании РФ»)
  • Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в социальном направлении  внеучебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения"»



Пояснительная записка

Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Час общения» составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г., 03.08.18 г. «Об образовании РФ»)

  • Общеобразовательной программы МБОУ СОШ № 59 п. Белозерный (Приказ № 170 от 30.08.18 г.)

  • Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в социальном направлении внеучебной деятельности.

…… Цель изучения курса - формирование це­лостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отноше­ний с другими людьми, мира.

Основные задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. …………………………………………………………………………………………………………….
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ……………………………………..
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

8. Развитие способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

Основные методы: наблюдение, ролевые игры, групповые дискуссии, беседы, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций, анкетирование, тестирование, этюды и импровизации, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, сочинения на этические темы.

Общая характеристика курса………

Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение с взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа клуба «Час общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.…………………………………………………………………
……..Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

  • организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

  • формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

  • познание людьми друг друга.

Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом.

  • благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

  • благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

  • вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.

  • на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:

  • внимание к партнёру;

  • эмоциональное отношение к его воздействиям;

  • стремление продемонстрировать себя;

  • чувствительность к отношению партнёра;

Основные мотивы общения:

  • потребность во впечатлениях (познавательный мотив);

  • потребность в активной деятельности;

  • потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. …… Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. ……

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.




Ценностные ориентиры курса.

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление школьниками системы ценностей.

  • Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

  • Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

  • Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

  • Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Место предмета

Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год, согласно годовому календарному учебному графику школы.

В основе реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности «Час общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

  • формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;

  • развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.

Результаты освоения курса «Час общения»

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

  • Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

  • Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.

  • Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».

  • Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.

  • Ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.

  • Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий.

  • Обсуждение и выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся в классе при общении с одноклассниками.

  • Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (согласование действий при совместной деятельности).

  • Развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции.

  • Формирование умения соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном

человеке в повседневном общении.

  • Понимание роли личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве.

  • Проявление потребности в использовании приемов самовоспитания самопознания и саморазвития.

  • Принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

  • Осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими

людьми, обществом, природой, культурой.

Регулятивные результаты:

  • Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся.

  • Формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу

  • Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

  • Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.

  • Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.

  • Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

  • Формирование умений адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные результаты:

  • Формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • Формирование умений и навыков формулировать собственное мнение и позицию.

  • Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  • Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

  • Освоение правил и навыков ведения дискуссий.

  • Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

  • Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии.

Ценностные ориентиры программы «Час общения»:

Основные понятия, которые необходимо усвоить, следующие: «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг», «совесть», «достоинство», «гуманизм», «доброта», «добросовестность», «отзывчивость», «принципиальность», «искренность», «великодушие», «дружба и товарищество», «честность и правдивость», «честь», «мужество и смелость», «аккуратность и бережливость», «самоотверженность», «уважение», «чуткость», «патриотизм», «верность», «взаимопомощь», «солидарность», «вежливость», «верность», «сочувствие», «трудолюбие».

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Богданова О.С., Калинина О.Д.. Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., Просвещение, 2007.

  2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М„ Просвещение, 2008.

  3. Давыдова А.В.. Классные часы: 7 класс.- М.: ВАКО, 2008.

  4. Савченко Е.В.. Внеклассные мероприятия .: 5- 11 классы. – М.: ВАКО, 2007

  5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.- М.: ВАКО, 2003.

  6. Симбирцова Г.Н. Классные часы в 5-7 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.


Содержание курса «Час общения».

    1. Общение. Пути решения конфликтов – 6 часов

Роль общения в жизни человека. Общение как необходимое условие существования человека. Правила общения дома, в коллективе, общественных местах. Как научиться управлять собой? Эмоции. Мои эмоции. Стресс и гнев. Как справиться с гневом и стрессом. Каждый человек по-своему прекрасен. Прощение. Конфликты в нашей жизни”

Знакомство с понятиями и усвоение сущности понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умения нравственного самопознания, самоанализа. Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

    1. Самопознание – 8 часов.

Путь к себе. Тепло человеческого общения. Мастерская ценностных ориентаций «Уважение других дает повод к уважению самого себя». Что такое порядочность? Совесть и стыд – мерила нравственности. Я глазами других людей. Милосердие – зеркало души. Жизненные ценности.

3. Подростки и закон - 7 часов «Я и закон». «Конституция РФ». Документы, определяющие права и свободы человека.

«Мои права и права других людей, мои обязанности» Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Почему важно соблюдать права и выполнять обязанности. "Правонарушения – дорога в пропасть". Понятие правонарушение и меры наказания за него. Хулиганство и его виды. Ответственность несовершеннолетних за несоблюдение закона.

В жизни есть выбор всегда … Сквернословие и пути избавления от него. Вредные привычки, как избавиться от них . Вред курения, наркомании и токсикомании, алкоголизма и психотропных веществ. 3. Подростки и закон –

        1. Толерантность -3 часа Толерантность. Толерантное отношение поколений.

Понимание. Терпение. Понятие о толерантной личности. Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков. Планета толерантность. Сила России в единстве народа. В человеке всё должно быть прекрасно. Общение и уважение. Общение с разными людьми, общение с природой. Прививка от нацизма. Я в своих глазах и глазах других людей. Эмоции и чувства – краски здоровья.

5. Азбука мышления – 5 часов

Мышление. Особенности мышления подростков. Учеба – главный умственный труд. Интеллект

Какой у меня интеллект? Как правильно тратить время? Ты и твое время. Искусство успевать. Роль знаний в жизни человека.

6. Пока я помню - я живу – 4 часа Главные события истории – люди и Время. Свои и чужие. Патриотизм. Истинная сила – в чем она? Святые заступники народа русского. Сохранение в памяти велико подвига народа в Великой Отечественной войне.

Я помню! Я горжусь!

7. Я и коллектив. – 1 час

Этика отношений в коллективе. Моя роль в коллективе.

8. подведем итоги- 1 час.

Дом, который мы построили.



Календарно-тематическое планирование курса «Час общения»

п./п.

Тема

Количество часов

Форма проведения

Сроки изучения

1.Общение. Пути решения конфликтов – 6 часов

1

Беседа. Общение в жизни человека.

1

Беседа

1 неделя

2

Можно ли научиться управлять собой?

1

Беседа с элементами тренинга

2 неделя

3

«Мои эмоции. Как справиться с гневом и стрессом»

1

Диспут

3 неделя

4

Увидеть прекрасное в человеке

1

Тренинг с элементами диспута.

4 неделя

5

«Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?».


1

Деловая игра

5 неделя

6

Конфликты в нашей жизни. Как их преодолеть?

1

Диспут

6 неделя

2. Самопознание – 8 часов.

7

Путь к себе.

1

Путешествие

7 неделя

8

Тепло человеческого общения

1

Круглый стол

8 неделя

9

Мастерская ценностных ориентаций «Уважение других дает повод к уважению самого себя»

1

Мастерская

9 неделя

10

Что такое порядочность?

1

Диспут

10 неделя

11

Совесть – мерило нравственности

1

Беседа с элементами игры

11 неделя

12

Я глазами других людей.

1

Круглый стол

12 неделя

13

Милосердие – зеркало души.

1

Литературно-музыкальная композиция

13 неделя

14

Вверх по лестнице жизни, или Мои жизненные ценности.

1

Интерактивная беседа

14 неделя

3. Подростки и закон – 7 часов

15

«Я и закон».

1

Деловая игра

15 неделя

16

«Мои права и права других людей, мои обязанности»


1

Урок-сказка

16 неделя

17

" Права нужны, а обязанности важны "

1

Правовая игра с применением ИКТ.

17 неделя

18

"Правонарушения – дорога в пропасть"

1

Устный журнал

18 неделя

19

В жизни есть выбор всегда …

1

Беседа

19 неделя

20

«Прививка от сквернословия»

1

Веб-квест

20 неделя

21

Суд над вредными привычками

1

Суд

21 неделя

4. Толерантность -3 часа

22

Планета толерантность.

1

Путешествие

22 неделя

23

Сила России в единстве народа

1

Литературно-музыкальная композиция

23 неделя

24

Прививка от нацизма.

1

Деловая игра

24 неделя

5. Азбука мышления – 5 часов

25

Учеба – умственный труд

1

Интерактивная беседа

25 неделя

26

Какой у меня интеллект?

1

Интерактивная беседа

26 неделя

27

Ты и твое время

1

Интерактивная беседа с элементами лекции

27 неделя

28

Искусство успевать

1

Тренинг с элементами игры и тестирования

28 неделя

29

Знание – сила.

1

Интеллектуальное путешествие

29 неделя

6. Пока я помню - я живу – 4 часа

30

Свои и чужие

1

Устный журнал

30 неделя

31

Истинная слава – в чем она?

1

Диспут

31 неделя

32

Святые заступники народа русского

1

Интерактивная беседа

32 неделя

33

Я помню! Я горжусь!

1

Литературно-музыкальная композиция

33 неделя

  1. Я и коллектив - 2

34


Моя роль в коллективе

1

Игра

34 неделя

  1. Подведем итоги- 1 час

35

Дом, который мы построили

1

Открытый микрофон.

35 неделя






9