Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О. Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/
приказ от «____» ________ 2019 г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 1 «Б» класс
Количество часов: 30 часов
Педагог дополнительного образования: Буркот Татьяна Николаевна
Год составления: август 2019 г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» общеинтеллектуального направления разработана на основе закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями, письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 года № 03-48, Учебного плана МБОУ ЕСОШ № 7 им. О.Казанского на 2019 – 2020 учебный год, Устава МБОУ ЕСОШ № 7 им. О.Казанского с учётом Примерной ООП внеурочной деятельности (Москва, Просвещение. 2011 год) и авторской программы Л. В. Мищенковой «Занимательный русский язык», курс по «РПС» (развитие познавательных способностей) младших школьников, 1 кл. – Москва: РОСТ, 2012 г.
Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» в 1классе отводится 33 часа из расчёта 1 час в неделю.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены на 30 часов, так как государственный праздник (04.11.08.03,01.05) в 2019 – 2020 учебном году по календарю переносится (на 05.11,09.03,04.05 соответственно) на учебный день. Сокращение часов проведено за счёт уплотнения программного материала и резервного времени, отводимого на итоговое повторение изучаемого курса.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Результаты освоения курса «Занимательная грамматика»
Личностные результаты
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно - следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
Предметные результаты
У обучающихся будут сформированы:
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в
доступных двусложных словах;
видеть «опасные места» в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок;
видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;
отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения;
выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Содержание курса.
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
4.Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 |
2 | В страну слов. Первые встречи. | 1 |
3-4 | К тайнам волшебных слов. | 2 |
5 | Выбор друзей в Стране Слов | 1 |
6 | К несметным сокровищам Станы Слов. | 1 |
7 | Чудесные превращения слов. | 1 |
8-9 | В гости к Алфавиту. | 2 |
10 | К тайнам звуков и букв. | 1 |
11 | Встреча с Радугой. | 1 |
12 | В Страну Говорящих Скал. | 1 |
13 | В глубь веков на Машине времени. | 1 |
14 | В Королевстве ошибок. | 1 |
15 | В Страну Слогов. | 1 |
16 | Неожиданная остановка в пути. | 1 |
17 | В удивительном городе Неслове. | 1 |
18-19 | Чудеса в Стране Слов. | 2 |
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 |
21-22 | На карнавале слов. | 2 |
23 | В Театре близнецов. | 1 |
24 | Конкурс знающих. | 1 |
25 | Новое представление. | 1 |
26 | Необычный урок. | 1 |
27 | Следопыты развлекают гостей. | 1 |
28 | В Клубе весёлых человечков. | 1 |
29-30 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 2 |
Итого 30 часов |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата 1 группа | Дата 2 группа | Дидактическое обеспечение |
план | факт | план | факт | |
I ч | | 8 ч | | | | | |
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | 02.09 | | 02.09 | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
2 | В страну слов. Первые встречи. | 1 | 09.09 | | 09.09 | | "Толковый словарь" С.И.Ожегова, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
3-4 | К тайнам волшебных слов. | 2 | 16.09 23.09 | | 16.09 23.09 | | демонстрационный материал, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
5 | Выбор друзей в Стране Слов | 1 | 30.09 | | 30.09 | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
6 | К несметным сокровищам Станы Слов. | 1 | 07.10 | | 07.10 | | демонстрационный материал рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
7 | Чудесные превращения слов. | 1 | 14.10 | | 14.10 | | демонстрационный материал рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
8-9 | В гости к Алфавиту. | 2 | 21.10 11.11 | | 21.10 11.11 | | презентация "Пословицы" рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
10 | К тайнам звуков и букв. | 1 | 18.11 | | 18.11 | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"; материалы дистанционной школы |
11 | Встреча с Радугой. | 1 | 25.11 | | 25.11 | | |
12 | В Страну Говорящих Скал. | 1 | 02.12 | | 02.12 | | карточки с пословицами рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
13 | В глубь веков на Машине времени. | 1 | 09.12 | | 09.12 | | аншлаги "Словарные слова" рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
14 | В Королевстве ошибок. | 1 | 16.12 | | 16.12 | | карточки с анаграммами рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
15 | В Страну Слогов. | 1 | 23.12 | | 23.12 | | лента букв, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
16 | Неожиданная остановка в пути. | 1 | 30.12 | | 30.12 | | демонстрационный материал, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
17 | В удивительном городе Неслове. | 1 | 13.01 | | 13.01 | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
18-19 | Чудеса в Стране Слов. | 2 | 20,27.01 | | 20,27.01 | | листы с заданиями рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | 03.02 | | 03.02 | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык» |
21-22 | На карнавале слов. | 2 | 10.02 02.03 | | 10.02 02.03 | | |
23 | В Театре близнецов. | 1 | 16.03 | | 16.03 | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
24 | Конкурс знающих. | 1 | 30.03 | | 30.03 | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
25 | Новое представление. | 1 | 06.04 | | 06.04 | | листы с заданиями рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
26 | Необычный урок. | 1 | 13.04 | | 13.04 | | карточки с текстами, иллюстрации, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
27 | Следопыты развлекают гостей. | 1 | 20.04 | | 20.04 | | карточки с текстами, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
28 | В Клубе весёлых человечков. | 1 | 27.04 | | 27.04 | | презентация "Фразеологические обороты", рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
29-30 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 2 | 18,25.05 | | 18,25.05 | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
| Итого: | 30 ч | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от «____» ___________ 2019г. № ________ Председатель МС __________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/А.Н.Почивалова/ «____» ___________ 2019г. |
Лист корректировки рабочей программы.
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |