Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников «Шаги к успешности» О.М. Алендеевой.
Курс введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Реализация возможностей развития познавательных процессов и формирования универсальных учебных действий у младших школьников обеспечивается апробированной системой занятий, логикой развёртывания содержания, его структурой, целенаправленностью разработанных заданий, ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом 17часов (2полугодие) ,1 час в неделю
Цель данного курса: развитие у учащихся познавательных процессов, внутреннего плана действий и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умение учиться».
Основные задачи курса:
создание положительного эмоционального фона;
формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности;
развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь;
формирование и совершенствование внутреннего плана действий;
формирование универсальных учебных действий.
Планируемые результаты освоения программы «Шаги к успешности»
3 класс
Личностные:
формирование положительной мотивации к познавательной деятельности;
развитие любознательности;
развитие настойчивости, целеустремлённости, дисциплинированности;
целостное восприятие окружающего мира;
формирование адекватной позитивной самооценки;
формирование мотивов достижения;
формирование рефлексивной самооценки, умение анализировать свои действия и управлять ими;
формирование самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления и умения преодолевать трудности.
Метапредметные:
регулятивные:
прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно;
принимать задачу, сохранять и выполнять её с интересом;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения своих действий;
оценивать правильность выполнения действий другого;
контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
развивать способность к рефлексии;
развивать внутренний план действий.
познавательные:
строить речевые высказывания в устной форме;
извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;
создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых заданий;
использовать знако-символические средства;
строить логическую цепь рассуждений;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
коммуникативные:
быть открытым и способным выражать собственные мысли;
высказывать и аргументировать своё предположение;
слушать своих сверстников, убеждать и уступать;
с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;
брать на себя инициативу, работая в группах;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации взаимопроверки;
сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
учиться принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
работать в парах и малых группах.
Содержание программы «Шаги к успешности»
3 класс
Основным содержанием занятий являются целенаправленно разработанные занимательные упражнения и задания, направленные на:
- развитие познавательных процессов, которые формируют информационную базу, ориентировочную основу психики;
- формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью: умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя, умение учитывать в своей работе заданную систему требований и т.д.
Каждое занятие включает задания, в процессе выполнения которых развиваются познавательные процессы, но каждый раз акцент делается на одном из них.
Развитие восприятия
Восприятие цвета, размера и формы предметов. Восприятие пространства, времени. Осмысленность восприятия. Зрительный анализ. Развитие чувства времени.
Развитие зрительного восприятия. Развитие восприятия пространства, времени. Формирование произвольности зрительного восприятия. Развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа. Развитие слухового восприятия.
Развитие мелкой моторики зрительно-двигательной координации
Формирование графических навыков. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук. Развитие точности и координации движений руки и глаза. Совершенствование зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука», развитие навыков точного копирования образца.
Развитие пространственного и творческого воображения
Приобщение детей к зрительному и мысленному анализу образца. Развитие умения мысленно представлять необходимую конфигурацию, удерживать в зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими.
Развитие комбинаторных способностей, пространственного мышления
Воссоздание фигур по контурным образцам. Развитие умения анализировать форму плоской фигуры по её контурному изображению. Формирование умения выполнять действие по заданному алгоритму. Решение комбинаторных задач.
Развитие внимания
Устойчивость внимания. Избирательность внимания. Концентрация внимания. Переключение внимания. Распределение и объём внимания. Распределение внимания во внутреннем плане.
Развитие устойчивости внимания. Тренировка избирательности внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие объёма внимания. Формирование навыков произвольности.
Развитие памяти
Запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Развитие произвольности процессов запоминания и воспроизведения. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, образной. Развитие объёма памяти. Развитие смысловой памяти и наблюдательности, умение применять специальные приёмы, облегчающие запоминание.
Развитие логического мышления. Определение закономерностей
Развитие умения находить закономерности, обобщать и делать выводы. Развитие способности анализировать простые закономерности.
Развитие речи и умения работать с информацией
Развитие речи. Воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации, определять учебную задачу. Обогащение словаря учащихся. Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного. Формирование умения ясно чётко излагать свои мысли, правильно строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Формирование внутреннего плана действий
Формирование способности правильно и быстро преобразовывать в уме, без всяких внешних опор, материал, состоящий из значительного числа отдельных элементов. Ориентировка в цифровом и словесном материале. Повышение интереса к умственной деятельности и учёбе.
Развитие знаково-символических действий
Кодирование/замещение, использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов.
Декодирование/считывание информации.
Задачи поискового характера
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода
Выполнение элементарных комбинаторных конфигураций в соответствии с заданными правилами.
Тематическое планирование занятий программы «Шаги к успешности»
3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Цель занятия | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата |
план | факт |
1 2 | Восприятие цвета и формы. | 2 | Развитие зрительного восприятия. | - распознавать своё настроение, называть его и адекватно выражать; - узнавать буквы по их отдельным элементам; - находить и дорисовывать элементы букв; - нарисовать фигуру по образцу; - сравнивать результат своей деятельности с образцом; - сосчитать на рисунке все буквы «А»; - обводить в словах буквы, которыми они отличаются; - рисовать одновременно обеими руками; - находить в ряду лишнюю картинку. | | |
3 4 | Восприятие формы и величины. Целостность восприятия. | 2 | Развитие способности целостного восприятия знакомых объектов. Визуальное сравнение предметов по величине. | - запоминать у каждой фигуры значок; - вспоминать цвет фигур и правильно раскрашивать; - находить и зачёркивать ложные цифры; - обосновывать свой ответ; - мысленно представлять целую картину, дорисовывать её вторую половинку; - выделять нерусские буквы; - составлять предложения со словами; - сравнивать результат выполнения работы с заданным эталоном; - обнаруживать отклонения и отличия от эталона; - устанавливать контакт со сверстниками. | | |
5 6 | Восприятие пространства. Пространственные отношения: над, под, справа, слева, между, рядом, посередине, внутри, снаружи. | 2 | Развитие пространственного восприятия. Развитие пространственной ориентации в расположении предметов. | - расставлять точки по инструкции педагога; - сравнивать результат с заданным эталоном; - сосчитать количество правильных ответов; - оценивать свой результат; - проводить линию; - ориентироваться в пространственных отношениях; - распознавать и дорисовывать элементы букв; - находить слова в таблице среди букв; - рисовать одновременно обеими руками; - находить закономерность; - договариваться с одноклассниками в ходе игры. | | |
7 8 | Восприятие и умозаключение. | 2 | Развитие умения анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов. | - запоминать и воспроизводить увиденные предметы; - находить закономерность; - переставлять буквы местами, составлять слова; - мысленно представлять целую картину, дорисовывать её вторую половинку; - раскрашивать фигуры, не выходя за контур; - рисовать одновременно обеими руками; - находить в ряду лишнюю картинку; - сравнивать результат с заданным эталоном; - обнаруживать отклонения и отличия от эталона. | | |
9 10 | Зрительно-пространственный анализ и синтез. Внутренний план действий. | 2 | Развитие зрительно-пространственного восприятия. Развитие способности решать задания в умственном плане. | - воспринимать и чётко выполнять указания педагога; - принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий; - находить среди напечатанных букв «ложные»; - мысленно представлять целую картину, дорисовывать её вторую половинку; - мысленно поворачивать фигуру один раз по часовой стрелке; - выбирать правильный ответ из предложенных; - размещать фигуры в клеточки; - оформлять свои мысли в устной речи; - соблюдать правила игры. | | |
11 12 | Восприятие времени. Ориентировка во времени. Временные отношения: раньше, позже. | 2 | Развитие ориентировки во времени. Формирование понимания отношений временной последовательности. | - по словесным инструкциям педагога; - пронумеровать, что бывает раньше, что позже; - рисовать и раскрашивать одновременно обеими руками; - мысленно представлять целую картину, дорисовывать её вторую половинку; - выбирать правильный ответ из предложенных; - находить закономерность; - находить и выделять слова среди напечатанных букв; - выполнять задания по развитию мыслительных процессов; - работать в команде. | | |
13 14 | Восприятие направления и расстояния. | 2 | Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений и расстояний между объектами. | - продолжать узор; - нарисовать предметы, соблюдая условия; - нарисовать стрелки разной направленности; - находить ложные буквы; - раскрашивать по образцу; - проставить значки; - дорисовывать и раскрашивать; - мысленно поворачивать фигуру один раз по часовой стрелке; - представлять как будет выглядеть фигура, нарисовать; - находить части целого, раскрашивать одинаково; - находить нарушение закономерности. | | |
15 16 | Осмысленность и обобщённость восприятия. | 2 | Развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа. | - запоминать у каждой фигуры значок, вспоминать, нарисовать; - составлять и написать слова, используя шифр; - переставлять буквы местами и составлять слова; - называть обобщающее слово; - мысленно разворачивать платок, который сложен пополам; - дорисовывать и раскрашивать; - находить две одинаковые картинки; - находить в ряду лишнюю картинку; - сравнивать результат с заданным эталоном; - оценивать свой результат. | | |
17 | Устойчивость образов восприятия. Конкурс знатоков | 1 | Развитие устойчивости зрительного восприятия. | - распознавать своё настроение, называть его и адекватно выражать; - запоминать цвет фигуры и вспоминать и правильно раскрашивать; - находить и выделять слова; - понимать условие задания; - решать комбинаторные задачи; - мысленно поворачивать фигуру два раза по часовой стрелке; - выбирать правильный ответ из предложенных; - находить одинаковые по форме и размеру фигуры; - находить закономерность. | | |
Критерии и методы оценки эффективности работы по программе
Форма оценивания:
прогностическая (оценка предстоящей работы);
ретроспективная (оценка выполненной работы);
самооценка;
взаимооценка.
Результаты выполнения определённых заданий оцениваются по шкале (разработанной для конкретного задания) и фиксируются в рабочей тетради.
Формы контроля:
получение обратной связи от учащихся ан занятиях;
анализ работ учащихся в рабочей тетради;
практические работы;
сравнительный анализ уровня успешности выполнения заданий.
Общие критерии эффективности программы:
проявление активности, инициативности, заинтересованности, хорошего эмоционального самочувствия ребёнка в школе;
повышение мотивации к учению, проявление повышенного интереса к познавательной деятельности;
появление интереса к решению логических задач повышенного уровня, требующих проявления настойчивости, терпения и силы воли;
овладение ребёнком навыками произвольной регуляции поведения;
формирование навыков произвольности и самоконтроля;
формирование рефлексивных навыков;
использование ребёнком приёмов и навыков эффективного межличностного общения со сверстниками;
удовлетворённость учащихся и родителей.