СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир на ладошке" 1 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана с учётом вопросов и заданий УМК «Школа России», которые помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки. Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, значимости усилий каждого для благополучия и процветания Родины.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир на ладошке" 1 класс»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Мир на ладошке»
































Пояснительная записка

Программа разработана с учётом вопросов и заданий УМК «Планета знаний», которые помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки. Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, значимости усилий каждого для благополучия и процветания Родины.

Программа является дополнением к УМК, так как использование метода проектов и исследовательской работы в рамках существующей классно-урочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями, в то время как включение метода проектов и исследований в организацию воспитательной работы даёт много преимуществ и положительных результатов. С чем связан повышенный интерес педагогической общественности к использованию технологии проектирования в области воспитания? В чём заключается целесообразность метода проектов, его практическая польза? В том, что современная система образования переходит от так называемого знаниевого подхода к компетентностному. Сколько бы не узнавал нового современный педагог-воспитатель, ему необходимо научиться решать имеющиеся проблемы на практике. То же самое можно сказать и об учащихся. Поэтому метод проектирования и методически последовательное овладение им должны иметь место как во внеурочной работе педагога, так и в реализации самостоятельных социально значимых инициатив учащихся.

Педагогическая целесообразность программы направлена на развивающее обучение и формирование творческой личности; получение и применение на практике знаний и умений, развитие у детей чувства причастности к решению проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению истории родного края, традиций русского народа. Акцент делается на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в мире взаимосвязях.

Личностное отношение к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.

Формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования. Окружающий мир в его разнообразном проявлении: природа, родной дом, семья, поселок, Родина, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции – влияют на ребенка, на проявление его отношения, на формирование собственной системы ценностей. Грамотно направленный учебно-воспитательный процесс, основанный на сочетании традиционных форм и методов обучения и воспитания, привлечение возможностей интеграции школьного краеведения и музейной педагогики дают системные знания, формируют избирательное ценностное отношение к предметному миру, явлениям, людям, развивают познавательные способности, эмоциональную сферу личности, ее активность.

Вместе с тем изучение программы «Мир на ладошке» предполагает концентрический подход к изложению учебного материала за весь период обучения на начальной ступени общего образования: все темы изучаются в полном объеме во всех классах – с 1-го по 4-й включительно, но на разных уровнях сложности изложения материала и степени познавательной активности учащихся. В частности, в 3 и 4 классах основной формой организации образовательного процесса должно стать выполнение учащимися проектных и исследовательских работ по соответствующей тематике.

В условиях перехода на ФГОС во внеурочной деятельности в младших классах на проектное направление отводится 1 час, поэтому программа «Мир на ладошке» предполагает проведение занятий один раз в неделю за счет часов внеурочной .

Полученные знания могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умений анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: эвристические беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; работа в школьном саду, экскурсии. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, мультимедийных презентаций; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет учащимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения к ней.

Цель программы – формирование целостного представления об окружающем мире на основе информационной грамотности в области знаний культурно-исторического и экологического характера, обоснованных на краеведческом материале.

Главные задачи:

Формирование знаний:

– познакомить с историческими и культурными традициями малой родины;

– создать представление о главных вехах в истории поселка;

– познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;

– расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;

– раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края, формировать уважение к культуре предков.

Формирование нравственно-эстетических норм:

– воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;

– воспитание восприятия красоты сохранившихся памятников;

– развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;

– соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе).

Формирование учебных умений:

– развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативности;

– умение работать с краеведческими источниками;

– овладение навыками социальных опросов.

Формирование воспитанности:

– содействие гармоничному развитию личности школьника;

– совершенствование духовных и физических потребностей;

– воспитание таких личностных качеств, как доброта, честность, взаимопомощь;

– воспитание культуры труда и этики общения;

– формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

– воспитание патриотизма, любви к родному краю;

– создание условий для социальной адаптации.

Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания программы «Мир на ладошке»:

– умение организовывать собственную жизнедеятельность для достижения состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);

– умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

– умение доносить информацию по выбранной тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Особенностью программы является следующее:

– реализация педагогической идеи самостоятельно добывать и систематизировать знания;

– развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены календарные праздники, памятные даты, традиции и обычаи жителей края;

– непрерывность дополнительного образования;

– развитие индивидуальности ребенка в системе воспитательного процесса через поддержку учебных дисциплин;

– развитие социокультурной способности, творческой ассоциации и одаренности детей.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, то есть самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.


Новизна программы заключается:

– в объединении краеведческого, культурно-исторического, литературно-художественного подхода к изучению природы, истории и культуры нашего края;

– развитии духовной нравственности воспитанников, их личностных качеств, гражданской позиции на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума через организацию занятий, содержание которых объединяет области знаний различных направлений: «Мир вокруг», «Я живу на священной земле», «Природа и мы», «Моя семья», «Я – исследователь».

В первом классе за основу берутся две области познания – «Мир вокруг», «Природа и мы», во втором классе объем материала расширяется за счет введения блока «Моя семья», в третьем – «Я живу на священной земле», в четвёртом классе блок «Я – исследователь» является логическим завершением программы.

Возраст обучающихся: 7–11 лет.

Содержание программы

1 класс.

Мир вокруг (19 часов).

Понятие «дом». Дома разных народов. Русская изба. Дома деревенские и городские. Конструирование домов из различных материалов. Дома наших предков. Инсценировка произведения «Кошкин дом».

Природа и мы (14 часов).

Природа как среда обитания, «дом» человека. Отношения современного человека с природой. Разбивка клумб, проращивание семян. Растения школьного двора. Как жить в дружбе с природой. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности.

2 класс.

Мир вокруг (12 часов).

Понятие «двор». Виды дворов. История своего двора. Школьный двор. Дорога и безопасность. Составление безопасного маршрута движения в школу и обратно. Макет двора и дорожные знаки. Фотовыставка «Наши дворы». Праздник «А у нас во дворе».

Природа и мы (11 часов).

Времена года. Сезонные изменения в природе. Приметы осени, весны, лета и зимы. Красота природы в разные времена года. Растения – часы, растения – барометры. Наблюдения в природе с использованием простейших измерительных приборов: термометр, флюгер. Просмотр видеофильма «Куда ушло море?». Создание коллажа «Дом природы и дом человека». Чтение стихов русских поэтов о природе. Праздник «Мы – друзья природы».

Моя семья (11 часов).

Семья. Понятие «родословная». Имя человека. Нравственные ценности моей семьи: традиции, обычаи, праздники. Основные этические понятия: уважение, понимание, терпимость, милосердие. Изготовление пальчиковых кукол. Организация спектакля для родителей «Семья на ладошке».

3 класс.

Мир вокруг (11 часов).

Мой поселок. Географический адрес моего города, поселка. Предприятия нашего города, поселка. Реки, озера, другие водоемы. История города, поселка, его название. Посещение местного краеведческого музея. Картины местных художников о нашем крае. Выполнение рисунков и творческих работ «Подарок моему городу, поселку».

Природа и мы – 11 часов.

Погода. Элементы погоды: температура, ветер, облачность. Природные явления: ветер, дождь, снег, ураган. Погода в нашем крае в прошлом. Ледники. Погода и человек. Сочинение рассказов о природе. Народные приметы.

Я живу на священной земле (12 часов).

Памятные места города, поселка. Встреча с ветеранами. Посещение музея. Просмотр фильма. Работа над семейным проектом «Защитники земли Русской». Праздник «От Волги до Енисея – земля героев».

4 класс.

Мир вокруг (6 часов).

Моя страна – Россия. Россия на карте мира. Символы государства. Разработка герба своего города, поселка. Чтение стихов и песен о России. Выпуск альбома «Моя страна».

Природа и мы (8 часов).

Растения и животные нашего края. Наблюдения в природе. Просмотр фильма «А жили ли у нас динозавры?». Выступление агитбригады «Мы в ответе за жизнь на планете». Проведение экологического праздника «День Земли».

Я – исследователь (12 часов).

Солнце – источник света и тепла. Смена дня и ночи. Экспериментирование с макетом солнца – со светом и тенью от настольной лампы. Проращивание лука на свету и в темноте. Воздух вокруг нас. Роль ветра в природе и в жизни человека. Конструирование флюгеров и наблюдения за ними. Вода. Опыты с водой: подкрашивание, придание вкуса, замораживание, испарение, фильтрация. Виртуальная экскурсия в планетарий. Работа над семейным альбомом «Растим исследователя». Проведение фестиваля исследовательских проектов.

Я живу на священной земле (8 часов).

Герои нашего края. Организация акции «Мы – тимуровцы». Изготовление подарков ветеранам, разучивание стихов и песен военных лет. Проведение праздника «Русь державная, православная!».

Описание ценностных ориентиров содержания программы.

Личностные ценности.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайших ценностей, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизмаодно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Предполагаемые результаты.

Личностные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:

 ощущение чувства гордости за свой народ, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;

 осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;

 активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принципах равноправного сотрудничества;

 проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;

 проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;

 оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;

 осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связывает тебя с природой;

 понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Метапредметные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:

 определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельный поиск средств её осуществления;

 решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;

 использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

 планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

 анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;

 обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям.


Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Это позволит детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса (по возможности) переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждение, предприятие и т. д.). Проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.


Формы контроля промежуточных результатов:

– творческие задания;

– викторины;

– конкурсы;

– выставки творческих работ;

– тесты.

Материально-техническая база:

 Экологический кабинет, разделенный на функциональные зоны:

– зона для занятий, оборудованная мебелью (парты со стульями), соответствующей детским размерам для индивидуальной и совместной работы;

– зона выставок, оборудованная стеллажами для демонстрации детских работ;

– библиотечная зона;

– лабораторная зона, изолированная от остальных и безопасная для здоровья детей;

– зимний сад, расположенный на подоконнике или стеллажах с хорошим искусственным освещением.

 Живой уголок.

 Мини-огород.

 Учебно-практическое оборудование, материалы:

– географический атлас для детей «Мир и человек»;

– глобус;

– стаканчики;

– воронки;

– тарелочки;

– микроскоп;

– барометр;

– термометр;

– песочные часы;

– фильтровальная бумага;

– ёмкости с почвой, песком, глиной;

– кашпо или ящички для посадочного материала;

– плакаты по эскизам, предложенным к программе С. Н. Николаевой: «Юный эколог», «Кому нужна вода», «Как дерево дышит, питается и растёт», «Лес – многоэтажный дом», «Кому нужны деревья в лесу», «Цепи питания», «Зачем люди ходят в лес»;

– простые карандаши;

– фломастеры;

– альбомы-раскраски;

– аудио- и видеозаписи;

– тексты художественных произведений.

 Дидактический материал:

– индивидуальные карточки;

– разноуровневые задания;

– лото;

– кроссворды;

– пазлы;

– домино;

– дидактические игры: «Вода в природных явлениях», «Найди, что неверно», «Где человек использует воду», «Кто и где живет?»;

– комплекты открыток о природе, репродукций известных русских художников.










Учебно-тематический план

1 класс


урока

Раздел программы / тема

Кол-во часов

дата

всего

теория

практика

зачетное

мероприятие

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8


Мир вокруг (краеведческое направление)

19

6

12

1



1–2

Какие бывают дома?


1

1




3–4

Дом, в котором я живу


1

1




5–6

Экскурсия «Дома моего города, поселка»


2





Культурно-историческое направление







7–8

Дома моих предков


1

1




9

Экскурсия «Самый старый дом города, поселка»


1




10–11

История моего дома


1

1





Литературно-художественное направление







12–13

Дома литературных героев


1

1




14–17

Инсценировка произведения «Кошкин дом»


1

3




18–19

Выставка «Мой дом»



1

1




Природа и мы

(краеведческое направление)

14

4

9

1



20–21

Природа – дом человека


1

1




22

Экскурсия в природу: «Природа вокруг нас»


1




23

Экскурсия в природу «Растения школьного двора»


1





Культурно-историческое направление







24–25

Наш край в прошлом


1

1





Литературно-художественное направление







26–28

Создание коллажа «Дом природы и дом человека»


1

2




29–30

Стихи русских поэтов о природе


1

1




31–33

Праздник «Мы – друзья природы»


2

1




Итого

33

10

21

2