СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательный русский язык 1-4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательный русский язык 1-4 класс»

Администрация МО ГО « Долинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское

Долинского района Сахалинской области




«Рассмотрено»

Заместитель директора по МР:

Шабалина И.В./___________/

Протокол МС № ___ от

«__»_____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР:

Кириллова И.А./__________/

«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

с. Стародубское:

Бушаева И.Б. /____________/

Приказ № _________

от «__»_____________20___г.





Рабочая учебная программа

дополнительное образование


"Занимательный русский язык"

(наименование учебного предмета/курса)

начальное общее образование

(уровень образования)

1 - 4 года (2016 – 2020 учебный год)

(срок реализации программы)



Составлена на основе:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования

  • На основе программы развития познавательных способностей с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык»., 2014г.

(наименование программы)

Девяткина Ирина Васильевна

( Ф.И.О. учителя, использующий рабочую учебную программу)







С. Стародубское


2016г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык» для учащихся 1 - 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, образовательной программы школы, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

- Методическое пособие для 1 -4 классов. «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2014.

- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2014.

Программа "Занимательный русский язык" предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов и направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие лингвистических компетенций учащихся;

  • развитие устной и письменной речи;

  • совершенствование работы над содержательной стороной слова;

  • обогащение словаря;

  • активизация познавательных интересов;

  • раскрытие творческих способностей;

  • развитие образного и логического мышления;

  • воспитание доброжелательности, толерантности.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, обучающихся по УМК «Школа России».


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Данный курс имеет научно-познавательное направление, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

  1. Работа над темой занятия.

  2. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).

  3. Продолжение работы над темой.

  4. «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).

  5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».


Место предмета в учебном плане

Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников и рассчитана на 4 года обучения, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах.


Планируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты

освоения программы внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»


Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.



Структура курса

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игры «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.


Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.


Тема 3. Лексика.

Теория: беседы о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.


Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.


Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.


Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.



Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.


Технологии, методики:

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- моделирующая деятельность,

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.


Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа,

творческая работа.


Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных

способностей:

- с уроками русского языка;

- с уроками литературного чтения;

- с уроками окружающего мира.


Тематическое планирование в 1 классе

Тема урока

Кол-во часов

1

Речь устная и письменная

1

2

Что такое слово

1

3

В мире звуков

1

4

Игротека

1

5

Звуки и буквы- не одно и тоже

1

6

Что такое метаграммы

1

7

Жили-были гласные и согласные

1

8

Игротека

1

9

Волшебник Ударение

1

10

Такие разные согласные

1

11

Такие разные согласные

1

12

Игротека

1

13

Русские народные загадки

1

14

Зачем шипят шипящие

1

15

Познакомьтесь: алфавит!

1

16

Игротека

1

17

Привет, пословица!

1

18

Поговорим о предложении

1

19

Ещё немного о предложении

1

20

Игротека

1

21

Знакомимся с анаграммами

1

22

Что такое текст ?

1

23

Что мы пишем с большой буквы

1

24

Игротека

1

25

О безударных гласных

1

26

О парных звонких и глухих согласных

1

27

Слова-приятели

1

28

Игротека

1

29

Слова-неприятели

1

30

Волшебное слова предлог

1

31

Что за зверь такой-фразеологизм

1

32

Игротека

1

33

Учимся различать слова разных частей речи

1



Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита. Антонимы, синонимы (без использования термина), многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Объединять слова в группы.
Составлять текст (устно) по вопросам учителя.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.


Тематическое планирование во 2 классе

Тема урока

Кол-во часов

1

Что мы знаем о звуках и буквах ?

1

2

Что такое лексика?

1

3

Однозначные и многозначные слова

1

4

Игротека

1

5

Слова-братья

1

6

Слова - наоборот

1

7

Пословица недаром молвится

1

8

Игротека

1

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

1

10

Играем со словарными словами

1

11

Анаграммы

1

12

Игротека

1

13

Секреты некоторых букв

1

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

1

15

Еще раз о синонимах и антонимах

1

16

Игротека

1

17

Слова, обозначающие предметы

1

18

Слова, обозначающие действие предметов

1

19

Слова, обозначающие признаки предметов

1

20

Игротека

1

21

Текст, тема, главная мысль

1

22

Заголовок- всему голова

1

23

Работаем с фразеологизмами

1

24

Игротека

1

25

И снова пословицы

1

26

Ещё раз о фразеологизмах

1

27

Русские народные загадки

1

28

Игротека

1

29

И вновь словарные слова

1

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

1

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

1

32

Игротека

1

33

Повторяем…

1

34

Повторяем, повторяем…

1


Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.

  • Гласные ударные и безударные

  • Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие

Правила переноса слов

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

Устанавливать связь слов в предложении, составлять предложение из набора слов.

Употреблять большую букву в начале предложения; ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.


Тематическое планирование в 3 классе

Тема урока

Кол-во часов

1

Да здравствует русский язык!

1

2

Вежливые слова

1

3

Поговорки и пословицы

1

4

Игротека

1

5

Запоминаем словарные слова

1

6

Растения во фразеологизмах

1

7

Животные во фразеологизмах

1

8

Игротека

1

9

Я не поэт, я только учусь…

1

10

Как Морфология порядок навела

1

11

Игры с пословицами

1

12

Игротека

1

13

И снова животные во фразеологизмах

1

14

Кое-что о местоимении

1

15

Познакомимся поближе с наречием и числительным

1

16

Игротека

1

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

18

Про корень и окончание

1

19

Про суффикс и приставку

1

20

Игротека

1

21

Непроизносимые согласные

1

22

Учимся различать приставку и предлог

1

23

Учимся писать не с глаголами

1

24

Игротека

1

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце

1

26

Его величество Ударение

1

27

Поговорим о падежах

1

28

Игротека

1

29

Сложные слова

1

30

От архаизмов до неологизмов

1

31

По страницам энциклопедий

1

32

Игротека

1

33

Повторяем…

1

34

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

1


Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.


Тематическое планирование в 4 классе

Тема урока

Кол-во часов

И снова о русском языке…

1

Крылатые слова и афоризмы

1

Копилка занимательных заданий

1

Игротека

1

Об именах

1

О русских фамилиях

1

В поисках сбежавших головоломок

1

Игротека

1

Мы играем в логогрифы

1

Учимся распознавать речевые ошибки

1

Коллекция заморочек

1

Игротека

1

Ох уж эти фразеологизмы!...

1

Работаем над рифмами

1

Словесные забавы

1

Игротека

1

Продолжаем работу над фразеологизмами

1

Русские пословицы и поговорки

1

Ассорти для любителей русского языка

1

Игротека

1

И снова о фразеологизмах

1

Однородные члены предложения

1

Ошибочка вышла!...

1

Игротека

1

Про омонимы и их разновидности

1

Еще немного фразеологизмов

1

В стране Перевертундии

1

Игротека

1

Что такое «паронимы»

1

Запоминаем словарные слова

1

31 июня

1

Игротека

1

Повторяем…

1

Повторяем…

1

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-значимые части слова;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: орфоэпических, словоупотребительных;

-признаки изученных частей речи;

- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

-анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

-находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

-создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Список литературы

  1. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  2. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  3. Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2014.

  4. Рабочие тетради для 1 - 4 класс в 2 частях, части 1, 2/ Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

Цифровые ресурсы:

  1. Ресурсы Интернет.

  2. ЦОР по русскому языку для начальной школы.

  3. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер с художественным программным обеспечением.

  2. Мультимедиа – проектор.

  3. Экран навесной.

  4. Магнитная доска.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!