СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6-7 классов "Чудеса химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6-7 классов "Чудеса химии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Соколовская основная общеобразовательная школа»













Рабочая программа по внеурочной деятельности

на 2019 – 2020 учебный год

Чудеса химии







Составила: Патракова М.В.

Учитель географии, биологии и химии

















Соколово, 2019

Пояснительная записка

Химия – удивительная наука. Но изучать химию в школе трудно. Если сразу дело не задалось, то вскоре все становится непонятно. Другое дело, когда возникает интерес, тогда и хочется узнать больше, тогда самые обыденные предметы приобретают волшебные свойства.

Не углубляясь в теорию, без перегрузки, курс «Чудеса химии» позволяет любознательным учащимся понять возможности этой науки, ее доступности и значимости для них.

Курс не является системным, он ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке.

Программа курса «Чудеса химии» разработана на основе нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Постановление «Об утверждении СанПиН к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Письмо «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС

  • Основная образовательная программа ОУ.

Цели изучения курса «Чудеса химии»:

- формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся

- ознакомление с объектами материального мира

- расширение кругозора обучаемых в области химии

Задачи курса:

- познакомить с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии

- научить описывать свойства веществ и признаки химической реакции

- научить выполнять химические опыты по словесной и текстовой инструкции

- развивать навыки исследовательской деятельности













Общая характеристика курса «Чудеса химии»



Программа курса «Чудеса химии» предназначена для учащихся 5-6-7 классов. Она рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые интересуются химическими веществами и навыками экспериментирования.

Основополагающими дидактическими принципами построения курса «Чудеса химии» являются:

- преемственность и непрерывность образования (окружающий мир – природоведение – естествознание)

- доступность в сочетании с научностью

- наглядность

- практико-ориентированность и профессиональная ориентация

Актуальность данной программы в том, что химическая наука и химическое производство в настоящее время развиваются значительно быстрее любой другой научной дисциплины и техники и занимают все более прочные позиции в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Место курса «Чудеса химии» в учебном плане

Программа курса «Чудеса химии» рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).

Предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5-6-7 классов, не начавших изучать химию в рамках школьных программ.

Направленность: пропедевтика преподавания химии.

Возраст обучаемых: 11 – 13 лет.

Срок реализации программы: 1 год

В основе внеурочного курса лежит системно – деятельностный подход, при котором предполагается:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества

  • ориентация на результаты образования, полученные на основе усвоения ууд (универсальных учебных действий), познания и понимания мира

  • учет индивидуальных, возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся

  • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования

  • разнообразие видов деятельности для сотрудничества между сверстниками в познавательной деятельности

  • гарантированность планируемых результатов, что влечет в дальнейшем самостоятельное успешное усвоение обучающимися новых знаний

Предметные результаты:

- знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами

- знание химической посуды и простейшего химического оборудования

- умение пользоваться химической терминологией (вещество, химическая реакция, катализаторы, индикаторы,

- умение определять признаки химической реакции

- умения и навыки в проведении химического эксперимента

- умение проводить наблюдение за химическим явлением

Обучающие должны знать:

  • все окружающие предметы называются телами и состоят из веществ

  • ряд химических веществ и их свойства (например: уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар…)

  • некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например: кислота, основание, щелочь, нейтрализация, химическая реакция, адсорбция…)

  • ответы на некоторые бытовые вопросы (что такое накипь и как с ней бороться, как удалить пятна с тканей…)

Обучающие должны уметь:

  • приводить примеры различных тел и веществ

  • проводить несложные эксперименты и качественный анализ (например: определение крахмала, определение реакции среды, уменьшение жесткости воды, получение растительных красителей…)

  • определять метод познания: наблюдение или эксперимент

  • находить сущность простейших явлений бытовой жизни (например: изменение цвета пищевых продуктов – чай с лимоном, свекольник…

Виды деятельности:

- беседа

- эксперимент

- защита проекта или исследования

- химические игры



Формы работы:

- индивидуальная

- групповая

- фронтальная



Виды контроля:

- текущий контроль усвоения материала осуществляется с помощью устного (письменного) опроса или путем выполнения практических заданий.

- периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением практических работ.

- итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты выпускной проектной или исследовательской работы.

























































Содержание программы

  1. Введение (3ч).

Занимательная химия. Оборудование и вещества для опытов. Правила безопасности при проведении опытов.

  1. Как устроены вещества? (2ч)

(Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц)

Наблюдения за каплями воды, за каплями валерианы. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде.

  1. Чудеса для разминки (5ч)

Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания. Знакомство с углекислым газом. Проектная работа «Природные индикаторы».

  1. Разноцветные чудеса (9ч)

Химическая радуга (определение реакции среды). Знакомый запах нашатырного спирта. Получение меди. Окрашивание пламени. Обесцвеченные чернила. Получение красителей. Получение хлорофилла. Химические картинки. Секрет тайнописи.

  1. Полезные чудеса (8 ч)

Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Определение жесткости воды. Получение мыла. Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка – адсорбент. Удаляем ржавчину.

  1. Поучительные чудеса (3ч)

Кристаллы. Опыты с желатином. Каучук.

  1. Летние чудеса (4 ч)

Акварельные краски. Окрашиваем нити. Катализаторы и природные

ингибиторы. Игра – квест «Путешествие в страну Химию»



















Тематическое планирование

В предметах естественнонаучного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия (УУД). Основные виды учебной деятельности школьника на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.д.

Тематическое планирование ориентировано на расширение общеобразовательного курса химии. Материал курса позволяет сформировать основные представления о практической направленности химии, раскрыть межпредметные и метапредметные возможности химии. Внеурочный курс призван раскрыть межпредметные связи химии с физикой, биологией, экологией, кулинарией, информатикой.

п/п

Тема занятия

Кол-во час

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Введение

3

Познавательная деятельность:

- познакомится с новой наукой

- наблюдать за постановкой и проведением химических опытов

- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2-3 шагов

Практическая деятельность:

- ориентироваться в химическом оборудовании

- освоить простейшие приемы проведения опытов


1.Занимательная химия



2.Оборудование, вещества



3.Правила техники безопасности при проведении опытов


2

Как устроены вещества

2

Познавательная деятельность:

- наблюдать капли воды и валерианы

- наблюдать и анализировать процесс растворения перманганата калия и поваренной соли

- рассуждать об объекте, свойствах и связях

Практическая деятельность:

- проводить опыт согласно инструкции

- соблюдать правила техники безопасности


4.Наблюдение за каплями воды. Наблюдение за каплями валерианы.



5.Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде


3

Чудеса для разминки

5

Познавательная деятельность:

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте и его свойствах

Практическая деятельность:

- проводить эксперимент согласно инструкции с учетом ТБ

- использовать экспериментальный материал для создания проекта или исследования



6.Признаки химических реакций



7.Природные индикаторы



8.Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания.



9.Знакомство с углекислым газом.



10.Проектная работа «Природные индикаторы»


4

Разноцветные чудеса

9

Познавательная деятельность:

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте и его свойствах

- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2-3 шагов

Практическая деятельность:

- проводить эксперимент согласно инструкции с учетом правил техники безопасности при работе с химическими реактивами и спиртовкой

- определять реакцию среды растворов с помощью индикаторов

- получать природные красители путем экстракции (из луковой кожуры, моркови и зеленых листьев)

- приготовлять раствор медного купороса

- осуществлять реакцию превращения медного купороса в железный купорос

- проводить опыт поглощения чернил из раствора активированным углем, а красящих и ароматических веществ мелом и кукурузными палочками

- проводить опыты по тайнописи раствором крахмала с йодом, молоком, луковым соком, кислотами и щелочами с индикаторами


11.Химическая радуга (определение реакции среды)



12.Знакомый запах нашатырного спирта



13. Получение меди



14. Окрашивание пламени



15. Обесцвеченные чернила



16. Получение красителей



17. Получение хлорофилла



18. Химические картинки



19. Секрет тайнописи


5

Полезные чудеса

8

Познавательная деятельность:

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

- сравнивать по заданным критериям 2-3 объекта, выделяя существенные признаки

- проводить классификацию по заданным критериям

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте и его свойствах, связях

- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2-3 шагов

Практическая деятельность:

- проводить эксперимент согласно инструкции с учетом ТБ

- проводить опыты, определяя реакцию среды раствора мыла, получения мыла из растительного масла и из стеариновой свечи, вспенивание мыльного раствора в мягкой, жесткой воде

- проводить опыты по очистке тканей от травяной зелени, пятен сока, чернил, фаянсовых предметов от налета «марганцовки»

- проводить исследовательскую работу по определению жесткости воды в различны источниках


20. Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет.



21. Определение жесткости воды.



22. Домашняя химчистка. Как удалить пятна.



23. Как удалить накипь?



24. Чистим посуду



25. Кукурузная палочка – адсорбент



26. Удаляем ржавчину



27. Чудеса в домашней аптечке


6

Поучительные чудеса

3

Познавательная деятельность:

- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2-3 шагов

Практическая деятельность:

- проводить эксперимент согласно инструкции с учетом ТБ

- проводить опыты с желатином

- проводить опыт по выращиванию кристаллов различных веществ


28. Кристаллы



29. Опыты с желатином



30. Каучук


7

Летние чудеса

4

Познавательная деятельность:

- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2-3 шагов

Практическая деятельность:

- проводить эксперимент согласно инструкции с учетом ТБ

- проводить опыты по получению ингибиторов из стеблей и листьев растений

- проводить опыты по снятию ржавчины с железных предметов и предотвращения его дальнейшего ржавления

- проводить опыт по получению красного, желтого, зеленого, синего и коричнево красителя

- выполнять проектную работу по изготовлению акварельных красок и окрашиванию тканей


31. Акварельные краски



32. Окрашиваем нити



33. Катализаторы и природные ингибиторы



34. Игра – квест «Путешествие в страну Химию»






















































Методические рекомендации

Тема 1. Введение.

Занимательная химия (обучающий мультфильм). Оборудование и вещества для опытов. Правила безопасности при проведении опытов.

Демонстрации:

- опыт «дым без огня»

- опыт «заживление раны»

- опыт «несгораемый платок»

-опыт «фараоновы змеи»

- опыт «вулкан»


Тема 2. Как устроены вещества?

(Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц.)

Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде. Знакомство с марганцовкой и ее значение в быту и медицине.

Лабораторные опыты:

- наблюдения за каплями воды

- наблюдения за каплями валерианы

- растворение перманганата калия в воде

- растворение поваренной соли в воде

Тема 3. Чудеса для разминки.

Признаки химических реакций. Природные ингибиторы. Что такое крахмал и для чего он нужен в природе и человеку. Понятие «качественная реакция» . Составление таблицы по наличию крахмала в продуктах питания на основе исследования.

Знакомство с углекислым газом. Углекислый газ в природе и его значение. Способ получения углекислого газа в лаборатории. Методы сбора углекислого газа (вытеснение воздуха и вытеснение воды). Качественная реакция на углекислый газ с известковой водой. Способность углекислого газа тушить огонь.

Демонстрации:

- мел, мрамор с кислотой

- фенолфталеин с кальцинированной содой

- нейтрализация уксусной кислотой

Лабораторные опыты:

- определение кислотности различных бытовых растворов

- исследование индикаторных свойств различных соков и отваров

- действие раствора йода на картофель

- исследование продуктов питания на наличие крахмала

- качественная реакция на углекислый газ с известковой водой

Исследовательские и проектные работы:

- природные индикаторы и их применение

- содержание крахмала в продуктах питания

Тема 4. Разноцветные чудеса.

Знакомство с нашатырным спиртом, его особыми свойствами, значением в быту и медицине.

Знакомство с медным купоросом, его особые свойства, значение и применение.

Знакомство с понятием «экстракция», значение экстракции в жизни и быту, в промышленности. Получение природных красителей методом экстракции (луковая шелуха, морковь, зеленые листья).

Знакомство с понятием «адсорбция», значение адсорбции в жизни и быту.

Секрет тайнописи.

Демонстрации:

- приготовление раствора медного купороса

- взаимодействие медного купороса с железным гвоздем

Лабораторные опыты:

- приготовление раствора железного купороса

- опыты по окрашиванию пламени ионами металлов

- опыт поглощения чернил из раствора активированным углем

- опыт поглощения красящих и ароматических веществ мелом, кукурузными палочками

- опыты по получению природных красителей методом экстракции

- опыт по разделению на фильтровальной бумаге хлорофилла

- опыт по разделению на фильтровальной бумаге чернил или красителя из фломастера

- опыт по закрашиванию картинок с помощью раствора фенолфталеина и канцелярского клея

- опыт тайнописи раствором крахмала с йодом

- опыты по тайнописи молоком и луковым соком, щелочью и кислотой с соответствующими индикаторами

Исследовательские и проектные работы:

- Определение реакции среды различных бытовых растворов

- Получение природных красителей путем экстракции

Тема 5. Полезные чудеса.

Реакция среды раствора мыла. Древние заменители мыла. Как моет мыло? Получение мыла из растительного масла и из стеариновой свечи.

Как удалить пятна? Адсорбция, экстракция и окисление спешат на помощь грязной одежде. Очистка ткани от жира органическим растворителем. Очистка ткани от травяной зелени спиртом. Очистка ткани от чернил с помощью спирта и мела. Очистка ткани от пятен сока с помощью перекиси водорода и нашатырного спирта. Очистка меди от черного налета с помощью нашатыря.

Что такое накипь и как с ней бороться?

Лабораторные опыты:

- опыт по определению реакции среды раствора мыла

- опыт по получению мыла из растительного масла и из стеариновой свечи

- опыты по вспениванию мыльного раствора в мягкой и жесткой воде

- опыт по выпариванию жесткой воды

- опыт по очистке ткани от жира органическим растворителем

- опыт по очистке ткани от травяной зелени спиртом

- опыт по очистке ткани от чернил с помощью спирта и мела

- опыт по очистке ткани от пятен сока с помощью перекиси водорода и нашатырного спирта

- опыт по очистке меди от черного налета с помощью нашатыря

Исследовательская работа:

- определение жесткости воды в различных источниках

Тема 6. Поучительные чудеса.

Кристаллы.

Понятие студня, его значение в жизни и промышленности. Приготовление студня из желатина. (Понятие столярного клея)

История каучука. Резина.

Демонстрации:

- опыт по выращиванию кристаллов из хлорида меди, медного купороса

- демонстрация образцов каучука и резины

Лабораторные опыты:

- опыт по приготовлению студня из желатина

- опыт с «оживлением» желатиновой рыбки

- опыт по растворению в желатиновом студне крупинки окрашенной соли

(марганцовки)

- опыт по выращиванию кристаллов

Исследовательская работа:

Выращивание кристаллов различных веществ

Тема 7. Летние чудеса

История красок. Особенность акварельных красок. Как готовить отвар трав. Приготовление красителей из отваров трав.

Технология получения акварельных красок.

Понятие о катализаторах и ингибиторах. Опыт по горению сахара в присутствии табачного пепла. Опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев. Опыт по снятию ржавчины с железного предмета и предотвращение его ржавления.

Демонстрации:

- опыт по горению сахара в присутствии табачного пепла

- опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев

- опыт по снятию ржавчины с железного предмета и предотвращение его ржавления

Лабораторные опыты:

- опыт по приготовлению красного красителя (стебли зверобоя, корни конского щавеля

- опыт по приготовлению желтого красителя (стебли и листья чистотела)

- опыт по приготовлению зеленого красителя (листья трилистника, листья и стебли манжетки)

- опыт по приготовлению синего красителя (цветы жимолости корни птичьей гречишки)

- опыт по приготовлению коричневого красителя (шелуха репчатого лука)

Исследовательские проекты:

- изготовление акварельных красок

- окрашивание тканей

Игра – квест «Путешествие в страну Химию»
















Список литературы

  1. Деревенец М.В., Станишевская Е.М. Химия и профессии – Минск, «Народная асвета», 1987 (стр. 22 – 58)

  2. Задорожный К.Н. Предметная неделя химии в школе – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 (стр. 92 – 139)

  3. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии – Москва, «Просвещение», 1984 (стр. 79 – 90, 109 – 149, 193 – 296)

  4. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии – Москва, «5 за знания», 2006 (стр. 13 – 25, 120 – 127, 185 – 196)

  5. Ольгин О.М. Чудеса на выбор – Москва, «Детская литература» 1987

  6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии – Москва, «Дрофа», 2002

  7. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии – Москва, «Глобус», 2007 (стр. 66 – 173)

  8. Ширшина Н.В. Сборник элективных курсов – Волгоград, «Учитель» 2006 (стр. 4 – 7, 16 – 20, 22 – 24, 182 – 207)

  9. Энциклопедический словарь юного химика / Под ред. Трифонова – Москва, «Педагогика – Пресс», 1999

  10. Энциклопедия химических элементов / Под ред. Смолеговского – Москва, «Дрофа», 2000 (Школьная энциклопедия)