СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ростова
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей физической культуры от «__»_________ 2019г. | Принята на заседании педагогического совета Протокол от «__» ________ 2019г | Утверждена приказом директора школы От «__» ________ 2019г
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Туризм »в рамках ФГОС для 6 класса
НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Головкина Мария Евгеньевна
учитель физической культуры
I квалификационной категории
2019 г.
1. Пояснительная записка
Самодеятельный пешеходный туризм- трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает школьников переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит к бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени. Сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Воспитывая в младших школьниках самостоятельность, педагог помогает решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте. Ведь позднее у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым, и зависимость от других всё больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в качестве взрослого. С имеющимися же за спиной пережитым опытом самостоятельности ему легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст.
Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей:
• в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам);
• в самореализации (в раскрытии своих возможностей и личностных качеств, а также предъявлении их окружающим);
• в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам).
Педагогам важно создать для учащихся пространство личностного самоутверждения, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития.
В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной», необустроенной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Здесь учащимся предоставляются дополнительные ниши, где они могут реализовать свои природные свойства и актуальные устремления. В таких условиях школьники в большей степени ощущают собственную независимость от взрослых. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что- то доказать себе и другим. В физически и морально сложных жизненных условиях при поддержке педагога школьники могут научиться поступаться собственными интересами, удобствами, благополучием ради других.
Туристско- краеведческая деятельность позволяет решать как возростные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско- краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы
Заниматься в кружке может каждый желающий школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Спортивные сооружения для занятий кружка могут быть следующими: спортивный зал для ОФП, технического совершенствования и полевые условия для оттачивания туристской техники на местности.
Спортивны инвентарь для кружка может быть следующим: верёвки (диаметр 10 мм), верёвка (6 мм), страховочные системы, карабины, палатки рюкзаки, компас, котелки и т.д.
Вне зависимости от программы занятий кружка группы могут состоять как из мальчиков так и из девочек, а так же возможно наличие смешанных групп.
Учитель, проводящий занятия должен изучить своих будущих воспитанников. Начальное изучение проводится при записи в группу, во время беседы с ребёнком, с его родителями; в процессе медицинского осмотра и беседы с врачом; в процессе педагогических наблюдений в процессе занятий; по результатам контрольных упражнений.
Программа внеурочной туристско- краеведческой деятельности учащихся (общий объём 102 часов) ориентирована на детей двух возрастных категорий: 6-7 классы и 8 классы. В соответствии с этим в программе выделены два модуля.
2. Общая характеристика курса .
Туризм является одним из базовых видов спорта рабочих программ физического воспитания учащихся. Он оказывает на организм школьника всесторонние влияние; совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, развиваются физические способности. Кроме этого, туризм включается в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные спортивные и внешкольные соревнования, занятия в кружках .
В содержание учебно-тренировочного процесса включает в себя:
1-й модуль – «начало туризма и краеведения» (объём 68 часов). Рассчитан на 2 года, исходя из 1 часа в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 6-7 классов и нацелен на обучение детей первоначальным туристским навыкам, общефизическое развитие школьников 6-7 классов и воспитание у них самостоятельности.
2- й модуль – «основы туризма и краеведения» (объём 34 часов). Рассчитан на 3 год, исходя из 1 часа в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 8 классов и предполагает овладение детьми основными туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их здоровья и развитие воли и выносливости, формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.
3. Описание места курса в учебном плане
Уровень воспита- тельных результатов вид внеуроч- ной деятельности | Приобретение школьником новых социальных знаний | Развитие позитивного отношения школьника к базовым общественным ценностям | Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия |
спортивно – оздоровительная деятельность | Беседы о ЗОЖ; оздоровительные процедуры; физкультурные и спортивные занятия; спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер – классы, дни здоровья и т. п.), организуемые педагогом. |
|
|
| Спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер – классы, дни здоровья и т. п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел - КТД |
| |
| Спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер – классы, дни здоровья и т. п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер – классы, дни здоровья и т. п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме | ||
Туристско – краеведческая деятельность | Кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений; краеведческие экскурсии; туристские поездки |
|
|
| Походы выходного дня; туристские многодневные походы; спортивные туристские походы |
| |
| Туристско – краеведческие экспедиции; поисково – краеведческие экспедиции; природоохранные и природовосстановительные экспедиции |
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения курса «туризм», общего Федерального государственного образовательного стандарта для 6-8 классов направлена на достижение учащимися личностных метапредметных и предметных результатов .
Личностные результаты :
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной ;
Участие в школьном самоуправлением и общественной жизни в приделах возрастных компетенции с учётом региональных культурных, социальных и экономических особенностей ;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни : усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах ;
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию в процессе освоения учебного курса;
В области познавательной культуры:
Владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возростно-половым нормативам;
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи;
В области нравственной культуры:
Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
В области трудовой культуры:
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
В области эстетической культуры:
Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
В области физической культуры:
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
Владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по мини-футболу;
Владеть правилами поведения во время соревнований, соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленности;
Метапредметные результаты :
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результат;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
В области познавательной культуры:
Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психологических и нравственных качеств;
Понимание физической культуры, как средство организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения;
В области нравственной культуры:
Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
В области трудовой культуры:
Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений;
Приобретение умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать место занятий и их безопасность;
В области эстетичной культуры:
Знание факторов потенциально опасных для здоровья и их опасных последствий;
Понимание культуры движения человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками;
В области коммуникативной культуры:
Владение культурой речи, ведение диалогов в доброжелательной и открытой форме, проявление внимания к собеседнику, интереса и уважения;
Владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения;
В области физической культуры:
Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержаниям;
Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры;
Предметные результаты:
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств , в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
Овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека , освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки ;
Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности ;
Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности ;
В области познавательной культуры:
Знание по истории развития спорта и олимпийского движения ;
Знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их цели, задач и форм организации ;
Знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;
В области нравственной культуры:
Способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями;
Умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий;
В области трудовой культуры:
Способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задание по технической и физической подготовке ;
Умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями ;
Умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы;
В области эстетической культуры:
Умение организовывать самостоятельные занятие с использованием физических упражнений по формированию, телосложению и правильной осанки;
Умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнений упражнений разной направленности ;
В области коммуникативной культуры:
Способность интересно и доступно излагать знание о физической культурой ;
Способность осуществлять судейство соревнований по мини-футболу;
В область физической культуры:
Способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью;
Способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленностью;
Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей ;
5. Содержание курса включает
Разделы учебной программы:
Краеведение;
Топография;
Спортивный туризм;
Спортивное ориентирование;
1.Краеведение- в этом разделе будет изучаться рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края.
2.Топография- топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съёмка местности.
3.Спортивный туризм- спортивное туристское снаряжение, страховки, самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком, вязка узлов. Переправа по верёвке с перилами. Подъём и спуск по склону по перилам, спортивным способом. Навесная переправа. Переправа с самонаведением и снятием перил.
4.Спортивное ориентирование- правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Спортивный компас. Определение сторон горизонта по компасу. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.
Практические занятия выделены на внеаудиторные активные часы занятий. Занятия проводятся на территории пришкольного сада.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Спортивный инвентарь, необходимый для реализации курса:
Личное снаряжение: рюкзак, спальный мешок, туристский коврик;
Групповое снаряжение: палатка, тент, костровые принадлежности, котелки, топор, ремонтный набор, компас;
Специальное снаряжение: веревка (10 мм.), веревка (6 мм.), страховочная система, карабины, спусковые устройства, жумары.
Сроки реализации программы
Программа занятий рассчитана на 3 года обучения с обязательным прохождением зачетных походов, участием в туристских мероприятий.
1 год обучения – 34 часа (1 час в неделю);
2 год обучения – 34 часа (1 час в неделю);
3 год обучения – 34 часа (1 час в неделю);
Этапы работы по программе
1 этап (начальный) | 1 год обучения | Получение начальных туристских навыков |
2 этап (основной) | 2 год обучения | Овладение туристских навыков. Участие в походах. |
3 этап (завершающий) | 3 год обучения | Закрепление и совершенствование туристских навыков. Участие в походах. |
Формы и режим занятий
Программы каждого года занятий рассчитаны на 34 учебных часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовку походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных походов и сборов.
Режим работы туристского объединения по программе «Туризм и выживание» в течение учебного года в его различные периоды не одинаков: как правило, ребята собираются на занятия 1 раз в неделю в определенный день и час.
В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), походы выходного дня, участие в соревнованиях, учебные походы. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме того, занятия могут проходить по группам (работа штаба, хозгруппы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с фотографом и т. п.).
При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта занятие может быть продлено до 4 часов. При проведении практических занятий в форме учебно-тренировочных выходов, продолжительность занятий считается 8 часов за одни сутки нахождения вне населенного пункта.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения (Начальный этап)
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | |||
1 | Туризм и его история. | 3 | 3 | - |
2 | Правила поведения юных туристов. Техника безопасности | 3 | 2 | 1 |
3 | Снаряжение. | 4 | 3 | 1 |
4 | Туристический лагерь. | 4 | 3 | 1 |
5 | Подготовка к выходу. | 4 | 4 | - |
6 | Пища и ее приготовление. | 3 | 3 | - |
7 | Движение по маршруту. | 6 | 5 | 1 |
8 | Краеведение. | 7 | 6 | 1 |
Итого: | 34 | 29 | 5 |
II год обучения (Основной этап)
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | |||
1 | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. |
4
| 4 | - |
2 | Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений. | 4 | 4 | - |
3 | Походная медицинская аптечка. | 2 | 2 | - |
4 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. | 10 | 7 | 3 |
5 | Приемы транспортировки пострадавшего. | 2 | 1 | 1 |
6 | Общая физическая подготовка | 5 | 1 | 4 |
7 | Специальная физическая подготовка | 7 | - | 7 |
Итого: | 34 | 18 | 16 |
III год обучения (Завершающий этап)
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | |||
1 | Топография и ориентирование. | 5 | 2 | 3 |
2 | Фактор физико-географических условий. | 3 | 3 | - |
3 | Факторы выживания. | 2 | 2 | - |
4 | Укрытия. | 3 | 2 | 1 |
5 | Добыча огня. Виды костров. | 3 | 2 | 1 |
6 | Водообеспечение. | 3 | 2 | 1 |
7 | Обеспечение пищей. | 3 | 3 | - |
8 | Вязка узлов. | 8 | - | 8 |
9 | Ядовитые и опасные животные. | 4 | 4 | - |
Итого: | 34 | 20 | 14 |
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения (Начальный этап, 34 ч, 1ч в неделю)
Туризм и его история (3 часа)
Определение понятия «Туризм». Виды туризма. Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Экстремальные виды спорта. История возникновения и развития туризма. Достижения великих туристов и путешественников. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.
Правила поведения юных туристов. Техника безопасности (3 часа)
Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с опасными инструментами и специальным снаряжением. Правила общения с местными жителями. Встреча с дикими животными.
Снаряжение (4 часа)
Подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года.
Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности.
Типы палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке.
Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы.
Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению. Состав и назначение ремнабора, обязанности «реммастера» до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ.
Туристический лагерь (4 часа)
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).
Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.
Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы.), заготовка дров.
Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Уборка места лагеря перед уходом группы.
Подготовка к выходу (4 часа)
Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут.
Разработка маршрута, составление плана-графика движения.
Подготовка личного и общественного снаряжения.
Пища и ее приготовление (3 часа)
Значение правильного питания в походе.
Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.
Организация питания в 2-3 дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.
Приготовление пищи на костре.
Питьевой режим на маршруте.
Движение по маршруту (6 часов)
Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.
Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.
Должности в группе постоянные и временные.
Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обязанности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.
Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием (завпит), заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе, культорг, физорг и т.д.
Временные должности. Дежурные по кухне. Их обязанности (приготовление пищи, мытье посуды).
Дежурные (дублеры) по постоянным должностям: дежурный командир, дежурный штурман и т.д.
Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности.
Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.
Правила поведения при переездах группы на транспорте.
Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.
Использование простейших узлов и техника их вязания.
Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Краеведение (7 часов)
Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность.
Экономика и культура края, перспектива его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклад в его развитие. История своего населенного пункта.
Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Знакомство с картой области. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.
II год обучения (Основной этап, 34 ч, 1ч в неделю)
Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний (4 часа)
Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).
Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика
тренировок, походов и путешествий.
Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.
Систематические занятия физическими упражнениями, как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений (4 часа)
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно–связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменение сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание и газообмен. Постановка дыхания в процессе занятий.
Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа).
Нервная система — центральная и периферическая. Элементы ее строения и основные функции. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.
Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности, совершенствование двигательных качеств человека (быстрота, сила, ловкость, выносливость).
Совершенствование координации движений под влиянием систематических занятий физической культурой и спортом.
Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ.
Походная медицинская аптечка (2 часа)
Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки.
Индивидуальная аптечка туриста. Лекарственные растения, возможности их использования в походных условиях. Сбор, обработка, хранение лекарственных растений.
Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами и их использованием. Сбор и использование лекарственных растений.
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи (10 часов).
Измерение температуры, пульса, артериального давления.
Согревающие процедуры (компрессы, грелки), охлаждающие процедуры (компрессы, пузырь со льдом).
Помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Оценка общего состояния пострадавшего, места и характера повреждения. Правила снятия одежды и обуви с пострадавшего. Правила наложения шин.
Травмы конечностей, закрытые и открытые переломы длинных костей, растяжения и разрывы связочного аппарата, вывихи суставов.
Травмы области живота, повреждение органов брюшной полости, повреждение таза и органов, расположенных в тазу.
Травмы головы и туловища. Закрытые и открытые повреждения черепа и головного мозга, повреждения позвоночника и спинного мозга, повреждения лица и шеи, перелом ключицы, повреждения грудной клетки, переломы ребер.
Приемы транспортировки пострадавшего (2 часа)
Иммобилизация пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление средств транспортировки. Разучивание приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему, приемов транспортировки.
Общая физическая подготовка (5 часов)
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения с предметами. Элементы акробатики.
Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву, переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног. Подъем по крутым склонам оврагов, берегам ручьев.
Элементы скалолазания.
Игры: баскетбол, футбол, гандбол — со специальными заданиями. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих координации движений. Легкая атлетика.
Специальная физическая подготовка (7 часов)
Упражнения на развитие выносливости
Бег в равномерном такте по равнинной и пересеченной местности, открытой и закрытой, в том числе и по заболоченной на дистанции от 1 до 5 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 3 до 10 км. Марш–броски и туристские походы (однодневные и многодневные). Многократное пробегание различных дистанций с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в различных условиях местности. Смешанное передвижение с чередованием ходьбы, бега. Бег по песку, по кочкам; бег в воде на мелком месте. Упражнения со скакалкой в заданном темпе.
Упражнения на развитие быстроты
Бег с высокого и низкого старта на скорость на дистанции 30, 60, 100, 200, 400 м. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра. Бег семенящий, прыжковый. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками, с обеганием препятствий. Эстафеты: встречные, с преодолением препятствий, с прыжками, по кругу и т.д. Быстрое приседание и вставание. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Бег боком и спиной вперед. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками.
Различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе (баскетбол 3:3, футбол 5:5, с укороченными таймами).
Упражнения для развития ловкости и прыгучести
Прыжки в длину в яму с песком, через яму с водой, канаву, ручей. Прыжки по кочкам. Прыжки в высоту через планку, жердь, поваленное дерево с одной и двух ног. Прыжки через «коня», «козла». Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении. Прыжки со скакалкой в движении. Прыжки вверх из положения приседа, упора присев. Бег–прыжки и прыжки по ступенькам в заданном темпе. Прыжки вниз с гимнастической лестницы, бровки оврага, берега реки и т.д.
Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты, ложные падения на лыжах. Гимнастические упражнения на различных снарядах, требующие сложной координации движении. Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву; переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног; подъем по крутым склонам оврагов, берегам ручьев. Элементы скалолазания. Игры: баскетбол, гандбол, футбол — со специальными падениями. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих проявления координации движений. Участие в преодолении туристской полосы препятствий.
Упражнения для развития силы
Сгибание и разгибание рук в упорах о предметы на разной высоте от пола (гимнастическую стенку, стул, гимнастическую скамейку, пол). Из упора лежа отталкивание от пола с хлопком. Приседания на двух и одной ногах. Прыжки и подскоки на одной и двух ногах без отягощения и с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2––4 кг, диск от штанги, штанга) с последующим быстрым выпрямлением.
Броски набивного мяча одной и двумя руками из–за головы, от груди, снизу, сбоку, броски с поворотом туловища.
Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп (туловища, рук, ног) без предметов и с предметами (набивными мячами, гантелями, резиновыми амортизаторами).
Эстафеты с переноской тяжелых предметов (набивных мячей, камней, партнеров по команде и т.д.).
Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц.
III год обучения (Завершающий этап, 34 ч, 1ч в неделю)
Топография и ориентирование (5 часов)
Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация топографической карты. Какие карты лучше использовать при проведении походов. Условные знаки топографических карт.
Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные. Условные знаки: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы.
Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Отдельные типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно–балочный. Тщательное изображение различных форм рельефа на спортивных картах. Влияние рельефа на пути движения. Построение профиля маршрута.
Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет.
Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки.
Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени движения.
Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.
Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения при наличии сходной (параллельной) ситуации. Движение в походе при использовании кроки и схем участков маршрута.
Ориентирование при условии отсутствия видимости. Организация разведок в походе, опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт и схем.
Движение по легенде — подробному описанию пути.
Особенности ориентирования в различных природных условиях: в горах, в тундре, на воде.
Ориентирование при использовании спортивной карты, определение точки своего стояния и выбор пути движения.
Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности.
Фактор физико-географических условий (3 часа)
Изучение, разведка сложных участков маршрута. Определение способов их преодоления. Перестроения колонны при преодолении сложных участков.
Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники.
Движение группы по дорогам и тропам. Разведка маршрута и, по необходимости, маркировка.
Техника движения на равнине по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту.
Передвижение по тундре, карликовой растительности, стланику, высокотравью, густому кустарнику.
Движение в тайге. Сложности ориентирования. Техника преодоления завалов, густых зарослей, низинных заболоченных участков.
Движение в горах. Основные формы горного рельефа. Передвижение по травянистым склонам, осыпям различной величины, скалам. Правила ходьбы в горах (темп движения в зависимости от рельефа местности, правильная постановка стопы, правило трех точек опоры, исключение рывков и прыжков, интервал, движение серпантином и «в лоб», самостраховка альпенштоком, короткие привалы).
Использование силы трения, увеличение или уменьшение давления на поверхность.
Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута. Использование специального снаряжения (страховочная система, веревки, карабины и т.д).
Факторы выживания (2 часа)
Система обеспечения безопасности в туризме. Безопасность — основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности.
Опасности в туризме: субъективные и объективные.
Субъективные опасности: недостаточная физическая, техническая, морально–волевая подготовка участников похода, недисциплинированность, слабая предпоходная подготовка (нехватка продуктов, недостаток сведений о районе похода, неточный картографический материал, некачественное снаряжение), переоценка сил группы и недооценка встречающихся препятствий, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, недостаточный самоконтроль и взаимный контроль при низких температурах и ветре, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей.
Объективные опасности: резкое изменение погоды, технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия.
Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.
Основные причины возникновения аварийных ситуаций в туризме (слабая дисциплина, изменение состава группы, маршрута, недостаток снаряжения, неправильная техника и тактика преодоления естественных препятствий, слабая подготовленность группы и т.д.).
Разбор и анализ несчастных случаев в туризме.
Проверка туристских групп перед выходом в поход. Проверка схоженности группы. Знание маршрута всеми участниками группы, техническая, тактическая, физическая и морально–волевая подготовка участников группы.
Соответствие снаряжения и набора продуктов питания реальной сложности предстоящего маршрута. Адаптация в туризме и ее особенности применительно к видам туризма.
Психологическая совместимость людей в туристской группе и ее значение для безопасности похода. Условия, при которых проявляется несовместимость. Сознательная дисциплина — важнейший фактор успеха похода. Руководство и лидерство. Экстремальные ситуации в походе. Психология малых групп. Отношения, складывающиеся в группе. Факторы устойчивости группы.
Укрытия (3 часа)
Организация укрытий в полевых условиях. Требования к базированию. Виды укрытий.
Выбор укрытий в северных и высокогорных районах. Оборудование укрытий в тропических районах. Выбор укрытий в районах средней полосы. Оборудование укрытий в пустыне. Оборудование укрытий в горах.
Добыча огня. Виды костров (3 часа)
Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.
Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане. Разведение костра без спичек.
Водообеспечение (3 часа)
Добыча воды. Фильтрация воды различными способами. Обеззараживание воды перед применением в пищу. Суточные нормы потребления воды человеком.
Обеспечение пищей (3 часа)
Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.
Организация питания в 2-3 дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.
Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.
Составление меню и списка продуктов для 1-3-х дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.
Вязка узлов (8 часов)
Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.
Ядовитые и опасные животные (4 часа)
Ядовитые змеи, ящерицы и насекомые. Ядовитые рыбы и опасные морские животные. Ядовитые грибы и растения. Распределение животных по природным и зоогеографическим зонам. Поведение диких животных. Поведение человека при встрече с дикими животными.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Развитие УУД Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека, к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям;
- интерес к изучению истории и культуры родного края;
- первоначальные туристские умения и навыки
Учащиеся получат возможность для формирования: - экологического мышления;
- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма;
- умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
- понимания значения занятий туризмом для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;
- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур;
Предметные
Учащиеся научатся:
- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической и туристской подготовке;
- рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма;
- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
- рассказывать о месте ОФП в режиме дня младших школьников, о личной гигиене, о правильной осанке;
- называть правила ведения ЗОЖ;
- называть основные физические качества человека;
- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;
- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях.
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим и себе;
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- следовать на занятиях инструкциям учителя;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;
- первоначальным туристическим умениям и навыкам;
- работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- беречь и защищать природу;
Познавательные
Учащиеся научатся:
- понимать и «читать» простейшие топографические знаки, данные в географическом атласе;
- изучать «Кодекс туриста»;
- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа»;
- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную
литературу;
- различать виды туристской деятельности;
- характеризовать основные физические качества;
- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- выслушивать друг друга;
- рассказывать о режиме дня школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;
- рассказывать об истории появления и развития отдельных видов спорта и формирования на их основе различных видов туризма;
- различать виды туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе);
- безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спортивной площадке, в природной среде;
- участвовать в пеших походах, двухдневных походах,
Способы оценки результатов
Подведение итогов реализации программы подводится в виде аттестации детских объединений по окончанию каждого учебного года по теоретическому блоку. По практическому блоку подведение итогов осуществляется путем учета участия обучающихся в спортивно- массовых мероприятиях различного уровня.
5. МЕТОДИЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия могут проводится в виде бесед, лекций, конференций, круглого стола. Практические занятия проводятся как в помещении, так и на открытой местности в населенном пункте и за его пределами. При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта занятие может быть продлено до 4 часов. При проведении практических занятий вне населенного пункта, учебно-тренировочных выходов продолжительность занятий считается 8 часов за одни сутки нахождения вне населенного пункта. Программа предусматривает однодневные походы в первый год обучения, в последующие года двух-, трёхдневные походы, учебно-тренировочные выходы. Для проведения теоретических занятий рекомендуется использовать учебные видеофильмы, отчеты о ранее совершенных походах, карты различных масштабов. Для проведения практических занятий рекомендуется создавать базу туристского специального снаряжения.
Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего и лыжного движения, выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных естественных препятствии (подъемы, спуски по заселенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.
Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах.
В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы походов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии или прямо в походе у вечернего костра уделить время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для руководителя обсуждение похода — еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности.
Примерная анкета для разбора похода:
Что понравилось и не понравилось в походе?
Было ли трудно в походе? Когда?
Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?
Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?
Какие недостатки в снаряжении ты заметил?
Кто показал себя настоящим туристом?
Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?
Как отнеслись родители к твоему участию в походе?
Начать обсуждение похода может сам руководитель, сообщив основные итоги: каков был фактический маршрут, сколько пройдено километров, что увидели, узнали, чему научились, какой норматив выполнили, достигли ли поставленных целей похода. Но важно, конечно, добиться, чтобы заговорили и сами ребята.
Нередко руководители для воспитания коллектива кружка проводят конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.
Всё это закаляет характер юношей и девушек, воспитывает смелость, решительность, хладнокровие, умение действовать, принимать решение в нестандартных и экстремальных ситуациях.
6. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНЯ
Программа «Туризм и выживание» предполагает наличие у команды (секции, кружка) необходимого личного и группового туристского и специального снаряжения, бивуачного и вспомогательного (хозяйственного, медаптечки и пр.), обзорные карты края; кроки, схемы; топографические и спортивные карты всех масштабов; компасы, веревки, карабины, страховочные системы; основные и вспомогательные веревки, бивуачное и спец. тур. снаряжение.
Туристское снаряжение:
Рюкзак - 15 шт.
Спальный мешок - 15 шт.
Турковрики - 15 шт.
Штормовой костюм - 15 пар.
Рукавицы брезентовые - 15 пар.
Ботинки туристические - 15 пар.
Тренировочный костюм х. б. - 15 пар.
Система страховочная - 15 пар.
Палатки - 5 шт.
Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата.
Аптечка - 2 набора
Компаса жидкостные - 8 шт.
Веревка основная (40 м) - 3 шт.
Веревка вспомогательная (40 м.) - 3 шт.
Карабин туристский с муфтой - 5 шт.
Фонарь - 4 шт.
Предполагается, что у педагога имеется в наличие разнообразный дидактический и методический материал.
Учебные пособия:
Учебные материалы (тесты)
Карты
Учебные пособия для детей (таблицы)
Раздаточный материал (веревки, карабины, обвязки)
Аудио - видео средства туристские, спортивные.
7.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Туризм и выживание»
I год обучения (Начальный этап) – 34 часа 6 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Что такое туризм и какой он бывает. | 1 |
|
2 | История возникновения и развития туризма. | 1 |
|
3 | Достижения великих туристов и путешественников. | 1 |
|
4 | Учебный выход. Правила поведения юных туристов. Техника безопасности. | 1 |
|
5 | Учебный выход. Укладка рюкзака. Подгонка снаряжения. | 1 |
|
6 | Учебный выход. Порядок работы по развертыванию и свертыванию лагеря. | 1 |
|
7 | Учебный выход. Основные правила движения группы на маршруте. | 1 |
|
8 | Правила поведения юных туристов. Встреча с людьми. | 1 |
|
9 | Правила поведения юных туристов. Встреча с дикими животными. | 1 |
|
10 | Личное и групповое туристское снаряжение. | 1 |
|
11 | Составление перечня личного и группового снаряжения для похода выходного дня с учетом погодных условий. | 1 |
|
12 | Уход за снаряжением. | 1 |
|
13 | Основные требования к месту привала и бивака. | 1 |
|
14 | Основные типы костров и их назначение. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. | 1 |
|
15 | Установка палатки и размещение в ней вещей. Разведение костра. Заготовка дров. | 1 |
|
16 | Порядок подготовки к походу. | 1 |
|
17 | Основные источники сведений о районе похода. Составление плана подготовки похода. | 1 |
|
18 | Изучение района похода. Составление плана-графика движения. | 1 |
|
19 | Подготовка снаряжения. | 1 |
|
20 | Основные требования к продуктам, используемым в походе. Правила хранения продуктов в походе. | 1 |
|
21 | Принцип составления меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. | 1 |
|
22 | Приготовление на костре каши и супа из концентратов. | 1 |
|
23 | Перечень должностей членов туристской группы и основные их обязанности. | 1 |
|
24 | Общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления. | 1 |
|
25 | Меры безопасности при проведении тренировочных занятий и в походе, при преодолении естественных препятствий. Правила поведения в населенных пунктах. | 1 |
|
26 | Использование самостраховки при преодолении несложных естественных препятствий. | 1 |
|
27 | Порядок подведения итогов похода. Составление отчета о походе. Ремонт снаряжения. | 1 |
|
28 | Основные сведения о климате, растительном и животном мире родного края. | 1 |
|
29 | Основные сведения по истории, культуре своего населенного пункта и своего края | 1 |
|
30 | Памятники истории, культуры и природы родного края. Разработка маршрута по интересным местам своего края | 1 |
|
31 | Разработка маршрута и сбор краеведческих сведений | 1 |
|
32 | Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры | 1 |
|
33 | Порядок выполнения краеведческих заданий на маршруте. | 1 |
|
34 | Подведение итогов. Представление презентаций и докладов. | 1 |
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Туризм и выживание»
II год обучения (Основной этап) – 34 часа 7 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Понятие о гигиене. Закаливание. | 1 |
|
2 | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. | 1 |
|
3 | Гигиена одежды и обуви. | 1 |
|
4 | Занятия физическими упражнениями и отказ от вредных привычек. | 1 |
|
5 | Учебный выход. Упражнения на развитие выносливости.* | 2 |
|
6 | Учебный выход. Упражнения на развитие быстроты.* | 2 |
|
7 | Краткие сведения о строении организма человека. | 1 |
|
8 | Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. | 1 |
|
9 | Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. | 1 |
|
10 | Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и предотвращение травматизма. | 1 |
|
11 | Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. | 1 |
|
12 | Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. | 1 |
|
13 | Заболевания в походе и их профилактика. | 1 |
|
14 | Первая помощь при ранениях и кровотечениях | 1 |
|
15 | Тепловой и солнечный удар, ожоги. | 1 |
|
16 | Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. | 1 |
|
17 | Укусы насекомых и пресмыкающихся. | 1 |
|
18 | Пищевые отравления и желудочные заболевания. | 1 |
|
19 | Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению навыков. | 1 |
|
20 | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации. | 1 |
|
21 | Комплексы упражнений утренней гимнастики. | 2 |
|
22 | Комплексы упражнений общей физической подготовки. | 1 |
|
23 | Упражнения с предметами. | 1 |
|
24 | Упражнения на развитие силы. | 2 |
|
25 | Упражнения на развитие ловкости. | 1 |
|
26 | Учебный выход. Способы остановки кровотечения. Приёмы наложения жгута. | 1 |
|
27 | Учебный выход. Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах. | 1 |
|
28 | Учебный выход. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. | 1 |
|
29 | Учебный выход. Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего. | 1 |
|
30 | Подведение итогов. Представление презентаций и докладов. | 1 |
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Туризм и выживание»
III год обучения (Завершающий этап) – 34 часа 8 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Понятие о топографической и спортивной карте. | 1 |
|
2 | Способы ориентирования. | 1 |
|
3 | Учебный выход. Компас. Работа с компасом.* | 1 |
|
4 | Учебный выход. Ориентирование по горизонту, азимут.* | 1 |
|
5 | Учебный выход. Измерение расстояний.* | 1 |
|
6 | Краткая физико-географическая характеристика зоны леса и тайги. | 1 |
|
7 | Краткая физико-географическая характеристика зоны тропического леса (джунглей). | 1 |
|
8 | Краткая физико-географическая характеристика зоны пустыни. | 1 |
|
9 | Факторы выживания. | 1 |
|
10 | Анализ ситуации и составление плана действий. | 1 |
|
11 | Виды укрытий. | 1 |
|
12 | Организация укрытий в полевых условиях. | 1 |
|
13 | Оборудование укрытий в зависимости от климата и рельефа. | 1 |
|
14 | Способы добывания огня. | 1 |
|
15 | Виды костров. | 1 |
|
16 | Обслуживание и поддержание костра. | 1 |
|
17 | Добыча воды. | 1 |
|
18 | Фильтрация воды. | 1 |
|
19 | Обеззараживание воды. | 1 |
|
20 | Режим питания. | 1 |
|
21 | Приготовление пищи. | 1 |
|
22 | Основы рационального питания. | 1 |
|
23 | Учебный выход. Узлы и их применение в туризме. | 1 |
|
24 | Учебный выход. Узлы: прямой, проводник. | 1 |
|
25 | Учебный выход. Узлы: двойной проводник, австрийский проводник. | 1 |
|
26 | Учебный выход. Узлы: восьмерка. | 1 |
|
27 | Учебный выход. Узлы: булинь. | 1 |
|
28 | Учебный выход. Узлы: шкотовый, брамшкотовый. | 1 |
|
29 | Учебный выход. Узлы: рифовый. | 1 |
|
30 | Учебный выход. Повторение всех узлов. | 1 |
|
31 | Ядовитые змеи и насекомые. | 1 |
|
32 | Ядовитые растения. | 1 |
|
33 | Опасные животные и их поведение | 1 |
|
34 | Подведение итогов. Представление презентаций и докладов. | 1 |
|
Планируемые результаты курса.
Результаты внеурочной деятельности кружка «туризм» распределяются по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмах, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах обращения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, приобретение школьником самостоятельного действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтерской деятельности. Развитие ценностного развития школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, его истории и народу, к труду, к другим людям.