г. Пролетарск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 6
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Пролетарской СОШ №6
Подпись _______________Комарова Л.В.
Приказ от 30.08.2019 года № 109
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Шахматы»
начальное общее образование
1 «б» класс
Количество часов 28
Януш Олеся Сергеевна
Программа разработана на основе авторской
программы И.Г. Сухина "Шахматы – школе» 2013
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Пролетарской СОШ №6 От 27.08. 2019 года № 1 Подпись ___________Вербицкая О.А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Подпись ____________ Кривко Н.В.. Протокол от 29.08. 2019 года № 2 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по внеурочной деятельности «Шахматы» 1 класс
на основе программы И.Г. Сухина "Шахматы – школе» 2013
Рабочая программа разработана на основе
№ 273-ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Основной образовательной программы МБОУ Пролетарской СОШ №6
Авторской программы И.Г. Сухина "Шахматы – школе: 2013
На реализацию программы по внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе отводит 1 час в неделю, всего 33 часа.
В 2019-2020 уч. году запланировано 28 ч. в год, т.к. в связи с фактическим количеством учебных дней, с учетом календарного графика школы на 2019-2020учебный год, расписания занятий выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения тем.
№ | Тема | По плану | Дано |
22-23 | Шах | 2 | 1 |
24-25 | Мат. Цель шахматной партии | 2 | 1 |
26-27 | Ставим мат | 2 | 1 |
29-30 | Рокировка | 2 | 1 |
31-32 | Шахматная партия. | 2 | 1 |
| Итого: | 10 | 5 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные:
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с педагогом и другими учащимися давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и
формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,
шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
№ | Основные темы курса | Кол-во час. | Сроки прохождения |
1 | Шахматная доска | 2 | 02.09-09.09 |
2 | Шахматные фигуры | 1 | 16.09 |
3 | Начальная расстановка фигур | 2 | 23.09- 30.09 |
4 | Ходы и взятие фигур | 16 | 07.10- 02.03 |
5 | Цель шахматной партии | 5 | 16.03- 27.04 |
6 | Игра всеми фигурами из начального положения | 2 | 18.05 – 25.05 |
| Всего: | 28 | |
№ | Основные разделы и темы курса | Кол-во часов | Виды деятельности | Формы организации занятий |
1. Шахматная доска | 2 | | |
1-2. | Шахматная доска | 2 | Чтение и инсценировка дидактической сказки “Удивительные приключения шахматной доски”. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки “Котята-хвастунишки”. | Беседа |
2.Шахматные фигуры | 1 | | |
3 | Знакомство с шахматными фигурами | 1 | Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат”. Дидактические задания и игры “Волшебный мешочек”, “Угадайка”, “Секретная фигура”, “Угадай”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”, | Беседа |
3. Начальная расстановка фигур | 2 | | |
4-5 | Начальная расстановка фигур Шахматная доска и фигуры | 2 | . Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: “Ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Дидактические задания и игры “Мешочек”, “Да и нет”, “Мяч”. | Игра |
4. Ходы и взятие фигур | 16 | | |
6.-7 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья Ладья в игре | 2 | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), “Ограничение подвижности”. | Игра |
8 | Знакомство с шахматной фигурой. | 1 | Беседа «Шахматные фигуры» Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), “Ограничение подвижности”. | Игра |
9 | Слон. Слон в игре | 1 | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. | Беседа Игра |
10 | Ладья против слона | 1 | Игра на уничтожение” (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), “Ограничение подвижности” | |
11 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь | 1 | , Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. Просмотр диафильма “Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат”. | Игра |
12 | Ферзь в игре | 1 | Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ферзь против ферзя), “Ограничение подвижности”. | Игра |
13 | Ферзь против ладьи и слона | 1 | Дидактические задания “Перехитри часовых”, “Сними часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”, “Выиграй фигуру”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), “Ограничение подвижности”. | Игра |
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь | 1 | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. | Игра |
15. | Конь в игре | 1 | . Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), “Ограничение подвижности”. | Игра |
16 | Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | Дидактические задания “Перехитри часовых”, “Сними часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”, “Защита”, “Выиграй фигуру”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), “Ограничение подвижности”. | Игра |
17 | Знакомство с пешкой | 1 | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания “Лабиринт”, “Один в поле воин | Беседа |
18 | Пешка в игре | 1 | Дидактические игры “Игра на уничтожение” (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), “Ограничение подвижности | Игра |
19 | Пешка против ферзя, ладьи, слона | 1 | Дидактические задания “Перехитри часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”, “Защита”, Дидактические игры “Игра на уничтожение” (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), “Ограничение подвижности”. | Игра |
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Король | 1 | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. Дидактическая игра “Игра на уничтожение” (король против короля). Чтение и инсценировка сказки “Лена, Оля и Баба Яга”. | Игра |
21 | Король против других фигур | 1 | Дидактические задания “Перехитри часовых”, “Сними часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), “Ограничение подвижности”. | Игра |
5.Цель шахматной партии | 5 | | |
| | | | |
22 | Шах | 1 | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания “Шах или не шах”, “Дай шах”, “Пять шахов”, “Защита от шаха”. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания “Дай открытый шах”, “Дай двойной шах”. Дидактическая игра “Первый шах”. | Беседа |
23 | Мат.Цель шахматной партии | 1 | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание “Мат или не мат”. | Беседа |
24 | Ставим мат | 1 | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание “Дай мат в один ход”. | Игра |
25 | Ничья, пат | 1 | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание “Пат или не пат | Игра |
26 | Рокировка | 1 | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание “Рокировка”. | Игра |
6.Игра всеми фигурами из начального положения | 2 | | |
27 | Шахматная партия. | 1 | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра “Два хода”, | Игра |
28 | Повторение программного материала. Игра со всеми фигурами. | 1 | |
Прохождения программного материала по четвертям.
№ | Основные темы курса | Кол-во час | Дата |
1 четверть |
1. | Шахматная доска | 2 | 02.09 – 09.09 |
2. | Шахматные фигуры | 1 | 16.09 |
3. | Начальная расстановка фигур | 2 | 23.09-30.09 |
4. | Ходы и взятие фигур | 3 | 07.10 – 21.10 |
| Итого: | 8 | |
2 четверть |
4. | Ходы и взятие фигур | 7 | 11.11-23.12 |
| Итого: | 7 | |
3 четверть |
4. | Ходы и взятие фигур | 6 | 13. 01- 02.03 |
5. | Цель шахматной партии | 1 | 16.03 |
| Итого: | 7 | |
4 четверть |
5. | Цель шахматной партии | 4 | 06.04- 27.04 |
6. | Игра всеми фигурами из начального положения | 2 | 18.05 – 25.05 |
| Итого: | 6 | |
| Всего: | 28 | |
|
Распределение часов по четвертям. |
Четверти | Кол-во часов |
I | 8 |
II | 7 |
III | 7 |
IV | 6 |
За год | 28 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел, тема курса | Кол-во часов | Дата |
Шахматная доска | 2 | |
1-2 | Шахматная доска | 2 | 02.09, 09.09 |
Шахматные фигуры | 1 | |
3 | Знакомство с шахматными фигурами | 1 | 16.09 |
Начальная расстановка фигур | 2 | |
4 | Начальная расстановка фигур | 1 | 23.09 |
5 | Шахматная доска и фигуры | 1 | 30.09 |
Ходы и взятие фигур | 16 | |
6 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья | 1 | 07.10 |
7 | Ладья в игре | 1 | 14.10 |
8 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | 1 | 21.10 |
9 | Слон в игре | 1 | 11.11 |
10 | Ладья против слона | 1 | 18.11 |
11 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь | 1 | 25.11 |
12 | Ферзь в игре | 1 | 02.12 |
13 | Ферзь против ладьи и слона | 1 | 09.12 |
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь | 1 | 16.12 |
15 | Конь в игре | 1 | 23.12 |
16 | Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | 13.01 |
17 | Знакомство с пешкой | 1 | 20.01 |
18 | Пешка в игре | 1 | 27.01 |
19 | Пешка против ферзя, ладьи, слона | 1 | 03.02 |
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Король | 1 | 17.02 |
21 | Король против других фигур | 1 | 02.03 |
Цель шахматной партии | 5 | |
22 | Шах | 2 | 1 | 16.03, |
23 | Мат. Цель шахматной партии | 2 | 1 | 06.04 |
24 | Ставим мат | 2 | 1 | 13.04 |
25 | Ничья, пат | 1 | 20.04 |
26 | Рокировка | 2 | 1 | 27.04 |
Игра всеми фигурами из начального положения | 2 | |
27 | Шахматная партия. | 2 | 1 | 18.05 |
28 | Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. | 1 | 25.05 |