СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе представлены темы классных часов, различные методики обследования коллектива класса и каждого учащегося отдельно.   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Червишевская средняя общеобразовательная школа




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________________ Трофимова С.А.

Протокол №1 от 30.08.2019г.

«___» ________________ 2019 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

_____________ Придорогина Т.В.

«___»______________ 2019г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Дорогою добра»

Направление: духовно-нравственное


Учебный год

2019-2020

Класс

3 «Б»

Количество часов в год

68

Количество часов в неделю

2

Форма проведения курс__________________________________________________________________________________





Учитель: Демахина Н.А.



с. Червишево, 2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для средней общеобразовательной школы 3 класса составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

2. Учебного плана МАОУ Червишевской СОШ, утвержденного приказом директора Придорогиной Т.В от 31.05.2019 года № 280 ОД и согласованно 31.05.2019 года на заседании Управляющего совета МАОУ Червишевской СОШ протокол №9 Бутовой Т.В. председателем Управляющего совета МАОУ Червишевской СОШ.

С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана комплексная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Дорогою добра», предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, ориентированная на учащихся 1-4 классов.


Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённых в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.

Цель данной программы состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка; воспитывал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Задачи программы:

- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

- способствовать духовному и личностному росту учащихся;

- развивать творческое и логическое мышление;

- развивать способности самостоятельного приобретения знаний и исследовательской работе;

- обучать умениям работать совместно (решать проблемы в группах);

- развивать способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции»;

- способствовать формированию потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- способствовать приобретению опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм;

- способствовать формированию правовой культуры, системы ценностей и отношений, соответствующих обществу.



Задачи воспитания:

- сформировать в каждом ребёнке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои;

- пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические;

- формировать понимание добра и зла;

- формировать культуру общения;

- воспитывать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения;

- приобщать воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.


Описание места

Курс «Дорогою добра» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения и рассчитан на 34 часов (по 1 ч в неделю).


Содержание предполагает решение следующих задач:

  • формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к представителям старшего поколения;

  • воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему народу;

  • познакомить с правилами поведения и культурой общения в общественных местах;

  • учить взаимоотношениям в коллективе;

  • формирование у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • познакомить с истоками культурного наследия и национальными традициями;

  • формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций;

  • воспитывать чувство национальной гордости;

Основные разделы программы:

  • Я среди людей;

  • Моё я;

  • Я и природа;

  • Я и другие.



Описание ценностных ориентиров содержания проектной деятельности

Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций родного края.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип открытости;

  • принцип привлекательности будущего дела;

  • принцип деятельности;

  • принцип свободы выбора;

  • принцип обратной связи;

  • принцип сотворчества;

  • принцип успешности.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

  • Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.

  • Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленных задач.

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других людей.

  • Вступать в беседу во внеурочной деятельности.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нём; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; на ходить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.


Содержание программы курса «Дорогою добра»

«Я среди людей» (8ч)

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями.

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

«Моё Я» (10ч)

Составляющими гражданско-патриотической сформированности личности младшего школьника являются способности к самоорганизации, самодисциплине, стремление улучшать и поддерживать своё здоровье, выполнять свои гражданские права и обязанности.

С этой целью в школе реализуется комплекс педагогических требований по самообслуживанию, дежурству по классным комнатам, выполнению распорядка дня, осуществляется свободный выбор занятий для досуга, развлечений, познавательной деятельности, коллективных и индивидуальных форм деятельности; организуется активная физическая деятельность, физкультурно-оздоровительная, экологическая и творческая работа; проводятся специальные занятия по профилактике простудных заболеваний, беседы с врачом на темы: «Как оказывать первую медицинскую помощь», «Помощь самому себе»; формируются умения переносить физические нагрузки, оказывать первую медицинскую помощь.

«Я и природа» (8ч)

Экологическая культура является базовым компонентом в гражданско-патриотическом воспитании младшего школьника. Экологически безграмотный человек не может быть настоящим гражданином и патриотом своей Родины.

С целью формирования экологической культуры в школе проводятся экологические акции: «Чистый берег», «Помощь Аллее Ветеранов»; экологические игры: «Аукцион экологических ошибок», «Твои соседи по планете», «Такой знакомый мусор», «Экологические задачки»; экологические беседы на темы «Загрязнение – враг живого», «По лесам края», «Лесные богатства, использование и охрана»», «Красная книга Тюменской области», «Флористика и искусство составления букетов», «Природа и человек», «Правила сбора семян и лекарственных растений. Составление гербария», «Правила поведения в лесу»; конкурсы экологических рисунков, аппликаций на тему о природе; конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»; экскурсии на тему «Травы у нас под ногами», «Какую воду мы пьём?».

«Я и другие» (8ч)

Работа в этом направлении помогает формировать в воспитанниках высокие нравственные качества, активную позицию с правом выбора форм и содержания деятельности.

Это направление реализуется в ходе проведения таких мероприятий, как мастер-класс на тему «Бумагопластика. В мире бабочек»; мастер-класс на тему «Флористика. Цветочная композиция»; изготовление фоторамок из упаковочного материала для украшения игровой комнаты; проведение экологических акций, праздника «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла «МЫ ПОМНИМ…»; изготовление подарков ветеранам; изготовление панно из природного материала «Морское дно» .


Раздел

Тема

Количество часов

1

Я среди людей

8

2

Моё Я

10

3

Я и природа

8

4

Я и другие

8


Всего

34



Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам года обучения по программе «Дорогою добра» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

- экспертные суждения родителей;

- анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;

- тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;

- самооценочные суждения детей.

В результате работы по программе «Дорогою добра» обучающиеся научатся:

- правилам общения и культуры внешнего вида;

- познакомятся с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е. социальные знания);

- приобретут опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;

- получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- получат первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношение к социальной реальности в целом.

1 уровень результатов (1 кл) -

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- обогащение личного опыта общения детей;

- ориентация на соблюдение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

2 уровень результатов (2-3 кл) -

- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

- приобретение школьником опыта самостоятельного социального содействия;

  • решение педагогических, социальных и духовных вопросов с подрастающим поколением;

  • привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;

- выполнение детьми гражданского долга во всех сферах общественной деятельности.

3 уровень результатов –

- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия;

- будут иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, обязанность, ответственность;

- на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория.

Обучающийся научится:

- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны, родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

- ориентироваться в историческом времени;

- определять на карте границы и крупные города России;

- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

- различать символы государства: флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

- уважительно относиться к защитникам Родины;

- анализировать ответы товарищей;

- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;

- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

Формы контроля

-наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;

-просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;

-участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;

-участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;

-экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;

-участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;

-знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;

-посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;

-презентации учебных и творческих достижений обучающихся.

Используемые диагностики:

-   диагностика уровня сформированности нравственных качеств учащихся (методика Е.Н. Степанова) (приложение №1);

- диагностика нравственной воспитанности (по методике М.И.Шиловой) (приложение №2);

- анкета «Необитаемый остров» (приложение №3);

- методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) (приложение №4);

- изучение самооценки личности младшего школьника (приложение №5);

- диагностика и исследование нравственной сферы школьника (методика Г.М. Фридмана) (приложение №6);

-  диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана) (приложение №7);

- диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой) (приложение №8);

- методика «Как поступать?» (приложение №9);

- методика «Закончи предложение» (приложение №10);

- диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова) (приложение №11);

- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

- диагностика «Хороший ли ты сын (дочь)?» (методика Лаврентьевой Л.И., Ериной Э.Г., Цацинской Л.И.) (приложение №12);









Приложение 1

Уровень сформированности нравственных

качеств учащихся

(на основе лекционного материала Е.Н. Степанова, к.п.н., профессор)

Ф .И. учащегося


Нравственные качества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1










2











3











Перечень нравственных качеств личности:

  1. Дисциплинированность

  2. Ответственность за выполнение поручений

  3. Адекватность восприятия критики

  4. Воспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность)

  5. Конфликтность

  6. Коммуникативность (общительность)

  7. Честность

  8. Сотрудничество

  9. Креативность (одарённость, талантливость)

Таблица заполняется учителем в начале и в конце учебного года. Основание для определения уровня сформированности нравственных качеств учащихся – длительное наблюдение в процессе учебно-воспитательной работы. Количество выставляемых баллов – от «0» до «3».

Приложение 2

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • Отношение к обществу, патриотизм

  • Отношение к умственному труду

  • Отношение к физическому труду

  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)

  • Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

  Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу


1. Патриотизм


1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе







3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду


2. Любознательность


5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как можно лучше

1 - учиться при наличии контроля;

0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно

1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду


3. Трудолюбие


9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 - бережет личное и общественное имущество;

1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям


4. Доброта и отзывчивость


13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 – нечестен

Отношение к себе


5. Самодисциплина


17.  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;

2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;

1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.



Приложение 3

Анкета «Необитаемый остров»

Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности.

1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали?

2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?

3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?

4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?

5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?

6. Хотели бы вы вернуться домой?

7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете?

8. Ваши любимые предметы в школе и почему?

9. Ваши нелюбимые предметы и почему?

10. Что вы прочитали за последние два месяца?

11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?

12. На кого хотели бы быть похожим?

13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях?

14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях?

15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут?

16. Чем вы занимаетесь в свободное время?

17. Чем бы вы хотели заниматься?

Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты не подписывать, чтобы ответы были откровеннее. Это зависит от морально-психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов анкеты. Детям предлагается обобщенная картина, в которой они узнают о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача – выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально-психологическую атмосферу в группе школьников. В основном результаты анкеты подвергаются качественному содержательному анализу.

Приложение 4

Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

1. Самые здоровые
2. Очень здоровые
3. Здоровые
4. Более или менее здоровые.
5. Среднего здоровья


6. Более или менее больные
7. Больные
8. Очень больные
9. Самые больные

1. Самые умные
2. Очень умные
3. Умные        
4. Более, менее умные       
5. Среднего ума                            
6. Более, менее неумные  

      
7. Неумные
8. Глупые                           
9. Самые глупые   



1. С прекрасным характером
2. С хорошим характером
3. С более или менее хорошим характером
4. С неплохим характером
5. С обычным характером
6. С неважным характером
7. С плохим характером
8. С очень плохим характером
9. С тяжелым характером

1. Чрезмерно счастливы
2. Очень счастливы
3. Счастливы

4. Более или менее счастливы
5. Не очень счастливы
6. Мало счастливы
7. Несчастливы
8. Очень несчастливы
9. Самые несчастные


После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы "счастье". Её последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?  

Если испытуемый даёт низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

Приложение 5

Изучение самооценки личности младшего школьника.

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".

Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть. 

"Идеал"                      "Антиидеал"

Смелость 

Хвастовство

доброта

грубость

любознательность

лень

трудолюбие

трусость

вежливость

зависть

усидчивость

лживость

честность

жадность

правдивость

драчливость

настойчивость 

жестокость

активность

обидчивость

Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.



Приложение 6

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я.)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.



Приложение №7

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Фридман Г.М.)

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление



Приложение №8

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) (по Р.Р.Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.



Приложение №9

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.



Приложение №10

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.



Незаконченные предложения, или моё отношение к людям. (Богуславская Н.Е., Купина Н.А.)

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …



Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …



Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …





Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …









Приложение №11

Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С.)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Приложение №12

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» (Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И.)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?



2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.





Описание материально-технического обеспечения программы

Наименование объекта и средства материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием). (см. ниже)

Детская справочная литература

(справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире. (см. ниже)

Методическая литература для учителя (см. ниже)

Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся:

-А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

-Аксаков С. Т. «Аленький цветочек»

-Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»

-Андерсен Х. К. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка»

-Бажов П. П. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

-Барто А. Л. Стихи

-Братья Гримм Сказки

-Волков В. «Волшебник Изумрудного города»

-Добронравов Н. «Если отец герой!»

-Дудин М. «Берегите землю»

-Гайдар А. П. Повести и рассказы

-Драгунский В. Ю. Рассказы

-Зощенко М. М. «Самое главное», «Бабушкин подарок»

-Катаев В. П. «Сын полка»

-Короленко В. Г. «Дети подземелья»

-Крылов И. А. Басни

-Маршак С. Я. Стихи

-Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

-Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»

-Михалков С. В. Стихи

-Мошковская Э. Э. Стихи

-Носов Н. Н. Рассказы

-Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович»

-Осеева В. А. Стихи

-Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус»

-Перро Ш. «Золушка»

-Пляцковский М. «Мама»

-Пришвин М. М. «Ребята и утята»

-Пушкин А. С. Сказки

-Родари Дж. «Чиполлино»

-Родари Дж. «Чем пахнут ремесла»

-Симонов К. М. «Родина»

-Толстой Л. Н. Рассказы

-Чуковский К. И. Сказки

-Яковлев Ю. «Мама»


Мультфильмы

-«Кот Леопольд и мыши», «День рождения кота Леопольда»

-«Волшебник Изумрудного города»

-«Бременские музыканты»

-«День рождения ослика Иа»

-«Гуси-лебеди»

-«Лиса т журавль»

-«Теремок»

-«Волк и семеро козлят»

-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

-«По щучьему веленью»

-«Конек-Горбунок»

-«Кот, петух и лиса»

-«Морозко»

-«Двенадцать месяцев»

-«Витя Малеев в школе и дома»

-«Антошка»

-«Малыш и Карлсон»

-«Крокодил Гена и Чебурашка»

-«Дудочка и кувшинчик»

-«Цветик семицветик»


Фильмы

-«Тимур и его команда»

-«Чук и Гек»

-«Королевство кривых зеркал»

-«Чучело»

-«Приключения Электроника»

-«Новогодние приключения Маши и Вити»

-«Приключения желтого чемоданчика»

-«Приключения Буратино»

-«Золушка»

-«Сказка о потерянном времени»

-«Мэри Поппинс»

-«Аленький цветочек»

Список литературы, рекомендуемой для педагога:

  1. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;

  2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976;

  3. Программа воспитания и социализации;

  4. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия, 1981 г.;

  5. И.А. Атапов, М.А. «Мы патриоты!», Москва «Вако» - 2006;

  6. Казаева Е.А. «Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста», Екатеринбург, 2000;

  7. Н.А. Максимов «Спутник классного руководителя», Волгоград, Учитель, 2007;

  8. Субботина М. «Формирование ценностей отношений: авторский подход» Учитель 2002, №2;

  9. Журналы: «Классный руководитель: №3 2007, №8 2006, №1 2006, №3 2006»;

  10. Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? [Текст]: методическое пособие./ И.Д. Агеева - М.: ТЦ Сфера, 2005;

  11. Анашина Н.Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права [Текст] / Н.Ю. Анашина. – Ярославль: Академия развития, 2008;

  12. Астахов П.А. Я и государство [Текст] / П.А.Астахов. – М.: Эксмо, 2009;

  13. Жиренко О.Е. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%AF%20-%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&url=http%3A%2F%2Ftash-school9.narod.ru%2Fgrazdanin.doc&fmode=envelope&lr=35&l10n=ru&mime=doc&sign=f18d56cf106b007658d7fd2334ecf578&keyno=0 - YANDEX_16 Я http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%AF%20-%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&url=http%3A%2F%2Ftash-school9.narod.ru%2Fgrazdanin.doc&fmode=envelope&lr=35&l10n=ru&mime=doc&sign=f18d56cf106b007658d7fd2334ecf578&keyno=0 - YANDEX_18 – http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%AF%20-%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&url=http%3A%2F%2Ftash-school9.narod.ru%2Fgrazdanin.doc&fmode=envelope&lr=35&l10n=ru&mime=doc&sign=f18d56cf106b007658d7fd2334ecf578&keyno=0 - YANDEX_17 гражданин http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%AF%20-%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&url=http%3A%2F%2Ftash-school9.narod.ru%2Fgrazdanin.doc&fmode=envelope&lr=35&l10n=ru&mime=doc&sign=f18d56cf106b007658d7fd2334ecf578&keyno=0 - YANDEX_19 http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%AF%20-%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&url=http%3A%2F%2Ftash-school9.narod.ru%2Fgrazdanin.doc&fmode=envelope&lr=35&l10n=ru&mime=doc&sign=f18d56cf106b007658d7fd2334ecf578&keyno=0 - YANDEX_18 России ! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. [Текст] / О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева – М.: ВАКО, 2008;

  14. Классные часы: 1 класс [Текст] / авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО, 2009;

  15. Классные часы: 1 класс [Текст] / сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008;

  16. Недаром помнит вся Россия... [Текст]: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. 1-4 классы / авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель. 2007;

  17. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. [Текст] / – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003;

  18. Соловьева Л.И. Краеведческие игры. [Текст]: учебное пособие./ Л.И. Соловьева.– Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005;

19. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А., 1 класс, АЗБУКА ИСТОКОВ «Золотое сердечко», 2008;

20. Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004;

21. Антонов В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998;

22. Шабельник Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995;

23. Шкробова М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000;

24. «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. М.: 2008;

25. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. «Азбука нравственного взросления», методическое пособие, Питер, 2006.


П


П


Д

П

Печатные пособия

Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой.

Портреты выдающихся людей России, Тюменской области (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

Географические и исторические настенные карты.

Атлас географических и исторических карт.

Репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д


Д


Д

К

Д


Ф

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программ, обучающие программы.

Ф

Технические средства обучения (оборудование кабинета)

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Мультимедийный пректор.

Д


Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по программе.

Аудиозаписи в соответствии с программой.

Презентации.

Интернет-ресурсы

http://www.portal-slovo.ru

http://www.bestreferat.ru

http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm

http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/97-neschastie

Д

Д

Д

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике программы (лото, игры-путешествия).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, семья, транспорт и др.)

Наборы карандашей, красок, альбомы для рисования.

П


П


К

Натуральные объекты

Почтовые марки, открытки, значки, памятные медали.

Макеты архитектурных сооружений (Кремля).

Д

Д























Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Формы работы

Дата проведения

план

факт

1

Кто я и как выгляжу?


Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

игры,

тренинг,

беседа.

6.09


2

«Разноцветное лето»

Просмотр видеофильмов, презентаций о лете. Самоанализ выступающих.


13.09


3

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

Анализ

проблемных ситуаций

20.09


4

Плохо одному.

Товарищи и друзья.


Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями.

игры,

тренинги,

оздоровительные физкультминутки

27.09


5

«Против пьянства и наркомании»

Профилактическая работа. Конкурсная работа «Самый большой лозунг»

Изготовление и презентация

4.10



6

Бескорыстие в дружбе.


Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

Инсценировка,

Тренинги.

11.10


7

Верность слову.


Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

Анализ

проблемных ситуаций

18.10


8

О запахах.


Тренинг «Ни капельки не страшно!»,

« Я учусь управлять своим телом»,

«В гости к нам портфель пришел».



Просмотр и обсуждение мультфильма «Ивашка из Дворца пионеров».



Викторина «Права литературных героев».

Игра

25.10


9

Каждой вещи своё место.

Беседа, игра

8.11


10

Как всё успеть?

Маленькие хитрости, способные помочь в учёбе.


В. Осеева «Плохо».

Коллективное прочтение, обсуждение.

Обсуждение,

Практическая работа

15.11



11

Хороший характер – богатство на всю жизнь.


В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы». Обсуждение.

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

Обыгрывание проблемных ситуаций.

Коллективное прочтение, обсуждение, ролевая игра.

22.11


12

Мы выбираем – нас выбирают…

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Беседа, игры, тренинги.

29.11


13

Разные пути слова «хочу»

Эмоции и чувства.

Я учусь управлять своими эмоциями.

Обыгрывание проблемных ситуаций.


Тренинг.


6.12


14

«Кем быть?» Все работы хороши – выбирай на вкус.

Ролевая игра по профориентационной деятельности.






Беседа, проект

13.12


15

Зачем тебе нужен мобильный телефон.



Беседа, игра

20.12


16

Бездомные животные.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка» по произведению Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Наведение порядка в зоне отдыха.

Коллективное прочтение, обсуждение.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

— развития познавательных интересов, учебных мотивов;
— формирования мотивов достижения и социального признания;
— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Беседа

27.12


17

Будем друзьями птиц.

Проект

17.01



18

Природа – мой дом.

Беседа, игра

24.01


19

«Под крышей дома моего»

Творческая мастерская. Актуализация знаний о семье, ценности семейных отношений. Игра.


31.01


20

«Воспитай себя»

С помощью различных игр дать ребёнку возможность посмотреть на себя глазами одноклассников.



7.02


21

Твои соседи по планете.

Виртуальная экскурсия. Игра

Творческая мастерская. Экологический поход.

Трудовые дела.

Экологические наблюдения, беседа

14.02


22

Наш край.

Животный мир Тюменской области.


Беседа, оздоровительные физкультминутки



21.02


23

«По следам Робинзона»


Экологическая игра



28.02


24

Тепло земли.

Обыгрывание проблемных ситуаций.

Изготовление книжки-малышки «Человек –друг природы!».

Ролевая игра.

Беседа, игра

6.03


25

О дразнилках и прозвищах.


Акция, беседа

13.03


26

Традиции народов Тюменской области .


Обсуждение

20.03


27

Толерантность – дорога к миру.

Деловая игра

27.03


28

«Книга – твой друг».


Практическая деятельность

10.04


29

«С кем живёшь, с тем и слывёшь».


Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

—развития познавательных интересов, учебных мотивов;
— формирования мотивов достижения и социального признания;
— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Тренинги, беседа

17.04


30

«Что посеет человек, то и пожнёт».


Игра, беседа, оздоровительные физкультминутки

24.04


31

«Дари добро»-

тренинг.

Оказание помощи одиноким пожилым людям.



Игра– путешествие «Мы все хотим побывать на Луне».



Викторина. Школа общения.



Игра – путешествие.



Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств.


Акция

8.05


32

«Безопасное лето»

Лучший слоган о летней безопсности

15.05


33

«Добрым быть совсем не просто…».


Викторина

22.05


34

Диагностика и исследование нравственной стороны школьников

Тренинги

29.05









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!