Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом :
-программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2015 г.)
-« Положения о рабочей программе МБОУ-ООШ № 20 х. Сальский Кагальник»
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
обучить умению работать индивидуально и в группе;
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На основании учебного плана на изучение курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» в 3 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» в 3 классе основной школы отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 35 часа.
Данная программа будет выполнена за 35 часов, Содержание, а так же последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с авторской программой «Подвижные игры».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Эстафеты с предметами и без них.
Соревнования между командами «Самый быстрый»
Эстафеты с мячами.
Эстафеты между командами
Встречные эстафеты без предметов и с предметами
Народные игры Соревнование «Жмурки
Соревнование. Эстафеты с предметами. Соревнование «лучший акробат Комплекс ОРУ с гимнастической палкой. Кто самый сильный (соревнования по подтягиванию)
Подвижные игры Спортивные и подвижные игры Эстафета Метание снежков в цель, на дальность
«Кто самый ловкий?». Игры и эстафеты с мячами.
«Стремительные передачи» Игры с бегом. Эстафеты с мячами.
Эстафеты между командами
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
расширять объем знаний детей об окружающем мире, о себе и своих возможностях через русские народные подвижные игры;
формировать устойчивый интерес детей к наследию, познанию подвижных игр русского народа.
формировать двигательные навыки и умения, развивать психофизические качества (быстрота, ловкость, гибкость, силу, выносливость и др.), прививать организаторские способности.
развивать творческую составляющую личности ребенка, обогатить его двигательный опыт.
развивать нравственные качества: честность, правдивость, выдержку, дисциплину, товарищество и эстетические чувства ребенка через беседы, художественное слово и совместную игровую деятельность;
воспитать активную творческую личность;
воспитать нравственные и эстетические чувства ребенка;
прививать уважительное, внимательное отношение к близким людям;
способствовать нравственному, умственному, эстетическому воспитанию.
выработка потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
сформированность начального представления о культуре движения;
младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
умение работать в коллективе.
Личностные результаты
эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Тематическое планирование
3 класс – 35 часов
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности обучающихся | Формы контроля | Дата |
План | Коррекция |
Эстафеты с предметами и без них. (14 часов) |
1. 2. | Игра на материале лёгкой атлетики. Эстафеты с предметами и без них. | Знать правила игр, применять их в разнообразных условиях Иметь представление о влиянии занятий подвижными играми и физическими упражнениями на телосложение человека; Знать и выполнять правила игр, применять их в разнообразных условиях Иметь представление о личной гигиене | Групповая | 5.09 12.09 | |
3. 4. | Игра на материале лёгкой атлетики. Соревнования между командами «Самый быстрый» | Знать правила игр, применять их в разнообразных условиях Иметь представление о влиянии занятий подвижными играми и физическими упражнениями на телосложение человека; | Групповая | 19.09 26.09 | |
5. 6. | Игра, соревнование «Самый ловкий». Эстафеты с мячами. | Знать и выполнять правила игр, применять их в разнообразных условиях Иметь представление о личной гигиене | Групповая | 3.10 10.10 | |
7. 8. | Игра, соревнование «Самый ловкий». Эстафеты с мячами. | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях В паре со сверстниками моделируют случаи травматизма и оказания первой помощи. Дают оценку своим знаниям о самопомощи и первой помощи при получении травмы | Групповая | 17.10 24.10 | |
9. | Игра, соревнование. Эстафеты между командами | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях Формирование реакции и представления о правилах безопасного поведения при метании | Групповая | 7.11 | |
10. | Игра, соревнование. Встречные эстафеты без предметов и с предметами | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях Иметь представление об оказании первой помощи пострадавшим при занятиях физическими упражнениями в случаях попадания различных посторонних предметов в дыхательные пути, ухо, нос | Групповая | 14.11 | |
11. | Игра, соревнование. Встречные эстафеты без предметов и с предметами | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях | Групповая | 21.11 | |
12. 13. | Игра, соревнование. Эстафеты между командами | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях | Групповая | 28.11 5.12 | |
14.. | Урок-игра, соревнование, народные игры. | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях Иметь представление о преимуществах здорового образа жизни; | Групповая | 12.12 | |
2.Народные игры(3 часа) |
15. | Игра, соревнование. Соревнование «Жмурки» | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях | Групповая | 19.12 | |
16. 17.. | Игра, соревнование. Соревнование «лучший акробат». Комплекс ОРУ с гимнастической палкой. | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях | Групповая | 26.12 9.01 | |
3.Соревнование.(3 часа) |
18. | Игра, соревнование. Кто самый сильный . | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях. Иметь представление о правилах безопасности и поведения при выполнении упражнений на равновесие, о режиме дня младшего школьника | Групповая | 16.01 | |
19. | Игра, соревнование. Кто самый сильный. | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях | Групповая | 23.01 | |
20.. | Игра, соревнование. Кто самый сильный (соревнования по подтягиванию). Эстафеты с предметами. | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях | Групповая | 30.01 | |
4.Подвижные игры (10 часов) |
21. | Спортивные и подвижные игры | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях | Групповая | 6.02 | |
22. 23. | Спортивные и подвижные игры | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях. Иметь знания о разнообразии подвижных игр и развлечений в зимний период времени; укрепить уверенность детей в своих спортивных способностях. | Групповая | 13.02 20.02 | |
24. 25. | Игра, соревнование. Эстафета | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях | Групповая | 27.02 5.03 | |
26. 27.. | Игра, соревнование. | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях | Групповая | 12.03 19.03 | |
28. 29. | Метание снежков в цель, на дальность.«Кто самый ловкий?». | Знать и выполнять правила игр в разнообразных условиях | Групповая | 2.04 9.04 | |
30. | Игра, соревнование. | Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол | Групповая | 16.04 | |
5. «Кто самый ловкий?»(5 часов) |
31. 32. | Игра, соревнование. Эстафета | Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол | Групповая | 23.04 30.04 | |
33 34.. | Игра, соревнование. Игры и эстафеты с мячами. | Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол | Групповая | 7.05 14.05 | |
35. | Игра, соревнование «Стремительные передачи» | Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол Иметь знания и представление об особенностях двигательного режима школьника в весенний период; | Групповая | 21.05 | |
РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО Заместитель директора по УВР
__________/Корж Н.В./ ___________/Бунечко Е.В./
________________ ___________________
Материально- техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
| Образовательные программы. Учебно-методические пособия и рекомендации. | К Д Д Д | |
2 | Печатные пособия |
| Наклоны вперед, назад и в стороны.(1) Повороты и круговые движения туловища.(1) Приседания, прыжки, упражнения в упоре.(1) Упражнения в парах лицом друг к другу.(1) Упражнения в парах.(1) Упражнения для рук и плечевого пояса.(1) | Д Д | |
5 | Учебно-практическое оборудование |
| Перекладина гимнастическая (пристеночная). Скамейка гимнастическая жесткая (4 м; 2 м). Мячи: набивной 1 кг и 2 кг; мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий); мячи баскетбольные; мячи волейбольные; мячи футбольные. Палка гимнастическая. Скакалка детская. Мат гимнастический. Кегли.Обручи Флажки: разметочные с опорой; стартовые. Рулетка измерительная. Сетка для переноса и хранения мячей. Аптечка | П П П П П П К К К П | |
Результаты освоения курса
расширять объем знаний детей об окружающем мире, о себе и своих возможностях через русские народные подвижные игры;
формировать устойчивый интерес детей к наследию, познанию подвижных игр русского народа.
формировать двигательные навыки и умения, развивать психофизические качества (быстрота, ловкость, гибкость, силу, выносливость и др.), прививать организаторские способности.
развивать творческую составляющую личности ребенка, обогатить его двигательный опыт.
развивать нравственные качества: честность, правдивость, выдержку, дисциплину, товарищество и эстетические чувства ребенка через беседы, художественное слово и совместную игровую деятельность;
воспитать активную творческую личность;
воспитать нравственные и эстетические чувства ребенка;
прививать уважительное, внимательное отношение к близким людям;
способствовать нравственному, умственному, эстетическому воспитанию.
выработка потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформированность начального представления о культуре движения;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:
Учащиеся должны знать:
основные русские народные игры, считалки, жеребьевки;
привычки и обычаи известной местности, известной среды, окружающей ребёнка;
условия и правила подвижных игр;
правила безопасности во время организации и проведения игры.
Учащиеся должны уметь:
организовать самостоятельно свободную деятельность, в том числе занять себя и своих одноклассников на переменах в гимназии;
использовать полученные знания, умения и навыки в свободной игровой деятельности;
использовать игры в условиях соревновательной деятельности;
научиться изобретать подобные игры;
выполнять правила безопасной игры.
Система оценивания
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Результативность работы системы внеурочной деятельности определяется в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования, олимпиады), проекта, практической работы, самоанализа, самооценки, наблюдения.
Формы подведения итогов реализации Программы.
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО Заместитель директора по УВР
__________/Корж Н.В./ ___________/Бунечко Е.В./
____ ________20___года ____ ____________20___года
Инструктаж.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком
Правила по технике безопасности на спортивно- оздоровительных занятиях .
1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
2. К занятиям допускаются учащиеся, имеющие допуск врача (основная и подготовительная группа здоровья).
3. Учащиеся обязаны иметь на занятиях спортивную форму и чистую спортивную обувь. Спортивная форма должна соответствовать температуре в спортивном зале и погодным условиям (при занятиях на улице). Волосы убраны.
4. Учащиеся переодеваются в специально отведенном месте – спортивной раздевалке.
5. В спортивной раздевалке запрещается вставать на подоконники, открывать окна, вставать на скамейки, мусорить, грубо вести себя по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной ситуации учащиеся должны сообщить об этом учителю.
6. Ценные вещи не рекомендуется оставлять в спортивной раздевалке, их следует передать учителю физкультуры.
7. Освобожденные от занятий учащиеся должны присутствовать на занятии с классом. Они обязаны показать учителю медицинскую справку об освобождении.
8. Со звонком на занятие учащиеся собираются на построение в спортивном зале. В случаях когда занятия проводятся на улице, учащиеся не выходят из помещения без сопровождения учителя физкультуры.
9. Запрещается жевать жевательную резинку .
10. Мобильным телефоном можно пользоваться с разрешения учителя.
11. Учащиеся не должны мешать учителю проводить занятие и другим учащимся выполнять упражнения.
12. Учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной ситуации между учащимися немедленно обратиться к учителю.
13. На занятиях учащиеся обязаны выполнять только те упражнения, которые разрешил выполнять учитель.
14. Во время самостоятельного выполнения упражнений (учебная игра, соревнования и проч.) учащиеся должны учитывать свой уровень физической подготовленности, состояние здоровья и место проведения занятий.
15. Запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале и тренерской комнате.
16. Во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) учащийся обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленного травмирования других учащихся.
17. Во время проведения спортивных игр учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим игрокам.
18. Запрещается выполнение любых упражнений на перекладине и шведских стенках без разрешения учителя.
19. При обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать о б этом учителю
.20. Вслучае плохого самочувствия на уроке учащийся должен незамедлительно сообщить об этом учителю физкультуры. Он также обязан проинформировать учителя о травме или плохом самочувствии, которые проявились после урока физкультуры.
Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры
Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;
К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;
На уроках по физической культуре участвуют только ученики, которые имеют соответствующих уровень допуска из медицинского учреждения и предоставили преподавателю документ;
Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.
После болезни ученики обязаны предоставить преподавателю справку из медицинского учреждения;
Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;
На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;
После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.
Положения техники безопасности на уроках физкультуры во время учебного процесса, а также до и после занятий
Техника безопасности на уроках физкультуры до начала занятий
Ученики должны переодеваться в специально отведенном для этих целей помещении – раздевалке. Мальчики и девочки должны переодеваться в раздельных помещениях. На занятие ученик должен выходить в спортивной форме и обуви;
Перед уроком необходимо снять с себя и убрать из карманов все предметы, которые могут представлять собой опасность при занятиях физкультурой – браслеты, перстни, часы и так далее.;
С разрешения учителя школьники могут приходить на место проведения урока;
Перед уроком физкультуры с разрешения преподавателя ученики могут аккуратно подготовить спортивный инвентарь;
Услышав команду, ученики должны встать в строй для начала проведения урока физкультуры.
Инструкция по технике безопасности на уроках физкультуры во время занятий
Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;
Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;
Выполняя групповой забег на короткую дистанцию, бежать только по свой дорожке;
При забеге для минимизации риска падения и столкновения после пересечения финишной черты школьник не должен резко останавливаться;
Нельзя выполнять прыжки на рыхлом, скользком или неровном грунте, также нельзя приземляться после прыжка на руки;
Перед выполнение упражнений метания необходимо удостоверится в отсутствии в секторе броска людей или посторонних предметов. Также нельзя стоять справа вблизи от метающего, находится в зоне броска во время упражнения и ходить за снарядами без разрешения преподавателя;
Во время упражнений выполнять соответствующие правила техники безопасности: соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений, столкновений и так далее;
Ученикам запрещено несанкционированно менять траекторию движения, делать опасные движения или броски предметов, выполнять упражнения на брусьях и перекладине с влажными ладонями, баловаться и мешать проведению занятия;
При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.
Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий
При необходимости и с разрешения преподавателя ученики убирают спортивный инвентарь;
Ученики после разрешения учителя по физкультуре организованно и спокойно покидают место спортивных занятий и идут в раздевалку;
Учащиеся переодеваются в школьную одежду и обувь;
Школьники хорошо моют с мылом руки и умываются.
Техника безопасности – это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения школьников.
Содержание игр
Жмурки – русская народная подвижная игра
Русская народная игра «Жмурки» – это, возможно, самая популярная народная подвижная игра за последние 200-300 лет. Она сумела прорвать все сословные перегородки! В «Жмурки» играли в помещичьей усадьбе и крестьянкой избе, в светских салонах и на городских гуляньях. Популярной она остается до наших дней. Играть в подвижную игру «жмурки» можно и на улице и в помещение. Существует огромное количество вариантов «Жмурок». Но главное остается неизменным: водящему-жмурке завязываю глаза, он должен вслепую поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого поймал.