СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности кукольный театр "Петрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности кукольный театр "Петрушка"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности кукольный театр "Петрушка"»

Внеурочная деятельность

«Кукольный театр»

Результаты освоения курсов внеурочной деятельности.

Предполагаемые умения и навыки детей:

Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Умеют составлять диалог между сказочными героями.

Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

·  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·  осознание значимости занятий для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся научатся:

·  читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·  выразительному чтению;

·  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·  видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

·  сочинять этюды по сказкам;

·  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Личностные УУД:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества



Содержание курса внеурочной деятельности

Тема. Вводное занятие: что и как в студии театра кукол.

Инструктаж по технике личной безопасности.   Значение поведения в актерском искусстве. Характеристика театрального искусства,   правила актера и зрителя.

Тема. Театральная азбука.

Театральная этика.  Что такое кукла. Виды кукол: перчатка, тростевая, ростовая… Виды кукольного театра. Петрушка – герой кукольного театра. История создания кукол.

Тема. Театральная  игра.

Игры на превращения. Действия с воображаемыми предметами. Умение   создавать выразительные образы при  помощи уже имеющегося жизненного опыта,  творческого воображения  и  устойчивой эмоциональности. Уметь делать анализ мифического, сказочного, реального мира. Пародии.

Тема. Кукольная мастерская.

Роль куклы и маски в театральном представлении. Физическое действие. Изготовление маски и одежды для кукол.

Тема. Одежда ширмы.

Постоянное оформление ширмы. Сменные декорации. Изготовление сменных декораций к спектаклю. Мизансцена и ее основные элементы. Обыгрывание действия в мизансцене.

Тема. Сценическая  речь.

Выразительность речи. Темп и ритм. Упражнения на преодоление горлового мышечного зажима.  Передача характера голосом. Культура  и техника речи, согласованная с движением руки. Упражнения  на подражание звуков. Артикуляционная  гимнастика, отработка дикции. Тренинги  на создание голосо-речевой выразительности в движении. Чтение сказки по ролям. Отработка речевого дыхания. Упражнения на свободу звучания.

Тема. Пластика руки и актерское мастерство.

Жесты, как важное средство выразительности. Техника вождения кукол. Осознанное управление куклой в диалоге, монологе. Передача характера жестами, движением.   Отработка  чувства ритма. Сознательное  управление жестами. Обращение с аксессуарами, реквизитом и бутафорией

Тема.  Работа над спектаклем.

Творцы сценического чуда. Актер и его роли. Эскиз спектакля. Создание характера. Характер и настроение персонажей. Совершенствование  роли. Упражнения  в согласованности коллективных действий.

Тема. Музыкальное сопровождение спектакля.

Овладение  навыками движений руки под музыку. Отработка звуковых  и музыкальных эффектов в пьесе. Пластические импровизации под музыку. Пародии.

Тема. Афиша.

Афиша. Анонс. Реклама. Создание рекламных стишков.

Тема. Творческий отчет.

Выпуск спектакля.

Выпуск спектакля. Соединение в единое целое эмоций, дикции, пластики и музыки.

Театр кукол  – это синтетический вид искусства, поэтому для воспитания интеллектуально – развитой личности с активной жизненной позицией, детям необходимо овладеть знаниями и умениями по всем направлениям. Взаимосвязь этих направлений способствует разностороннему развитию детей младшего школьного возраста. Постепенное овладение навыками актерского мастерства, сценической речью, техникой вождения кукол позволяет детям задумываться над нравственными проблемами, создает благоприятные условия для самоопределения, самореализации ребенка в творческой деятельности. Театр – это культура речи, творчества, духовного мира людей.  Занятия в студии театра кукол, и даже просто его посещение закладывают этические нормы, формируют эстетическую культуру школьников.

Для обучения детей  вождению кукол  в процессе роста организма необходимо учитывать возрастные особенности.  Методика разучивания роли тоже не может быть одинаковой для всех детей. Специфические черты каждой пьесы  диктуют конкретные приемы разучивания роли.  Однако, есть и общие правила. Так, например, роли героя  чаще всего разучивается отдельными фрагментами, имеющими смысловую законченность. Разучивая слова, необходимо углублять работу над теми навыками, которые в наибольшей степени позволяют раскрыть  художественный образ в том или ином произведении.

Программа построена на основе следующих принципов: гуманизации и культуросообразности, целостности и вариативности, индивидуализации и дифференциации, преемственности, системности, открытости, творческой активности личности и основных принципов дидактики.

Принципы реализуются через:

установление товарищеских отношений;

чередование творческих заданий;

применение разнообразных форм и методов;

организацию работы в микро коллективах.

Формы и методы работы:

экскурсии (музей, театры, выставки, походы на природу);

часы дискуссий;

упражнения, тренинги, репетиции;

метод демонстрации;

этюдный метод репетирования;

творческие мастерские ( создание сценариев, изготовление  декораций, кукол, показательные выступления;

кукольные гостиные( тематические выступления: часы здоровья, интеллектуальные игры...);

самостоятельная работа (ведение творческих дневников, летописи группы);

КТД (участие в театральных конкурсах ).

Особое внимание уделяется  работе над художественными произведениями. Данная программа предполагает тренинг таких форм, которые соединяют в себе мастерство актера и кукольника.

Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать непринужденную, веселую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Желательно делить детей на команды: кукловоды – зрители, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их с собственными действиями.

Для многих детей характерна общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность речи, отсутствие логического ударения и смысловых пауз. Работая над раскрепощением ребенка невозможно обойтись без упражнений, развивающих дыхание, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса. Прежде всего, детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. В данном случае тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. Свобода звучания голоса непосредственно связана с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Для достижения этого выполняем упражнения «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Дрессированные собачки»…

Для того, чтобы добиться результатов в художественно – эстетическом воспитании школьников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. Особенно полезно использовать на занятиях диалогические стихи и скороговорки. Кроме того развивается память и интеллект.

Создание кукольного спектакля очень увлекательное и полезное занятие, но в ходе подготовки необходимо соблюдать несколько правил:

не перегружать детей;

не навязывать своего мнения;

не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

предоставлять всем возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

При соблюдении этих условий, дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.

Выбирая материал для работы нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время, обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Как правило, материалом для сценического перевоплощения служат сказки, которые дают на редкость «…яркий, широкий, многозначный образ мира», и пробуждают в детях  чувство справедливости, стремление делать добро и умение сострадать.

Тематическое планирование программы

3-год обучения


 

Раздел. Тема.

теория

практика

всего

1

Вводное занятие: что и как в театре кукол.

1

1

2

2

Театральная азбука.

1

6

7

3

Театральная  игра.

0

 8

8

4

Кукольная  мастерская. 

1

 3

4

5

Одежда ширмы.  

0

2

2

6

Сценическая  речь.

0

4

4

7

Ритмопластика  и актерское мастерство.

0

1

1

8

Культура и техника речи.

1

2

3

9

Музыкальное сопровождение спектакля.

0

1

1

10

Афиша.

0

1

1

11

Творческий отчет

0

1

1

 12

 Всего

 4

 30

 34















































Календарно - тематический план.



Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Дата

1

. Вводное занятие: что и как в студии театра кукол.

1



2

Что и как в студии театра кукол.

1



3

Театральная азбука.

1



4

Театральная этика.  

1



5

Что такое кукла.

1



6

Виды кукол: перчатка, тростевая, ростовая…

1



7

Виды кукольного театра

1



8

Петрушка – герой кукольного театра.

1



9

История создания кукол.

1



10

 Театральная  игра.

1



11

Игры на превращения.

1



12

Действия с воображаемыми предметами.

1



13

Умение   создавать выразительные образы при  помощи уже имеющегося жизненного опыта,  творческого воображения  и  устойчивой эмоциональности

1



14

Умение   создавать выразительные образы при  помощи уже имеющегося жизненного опыта,  творческого воображения  и  устойчивой эмоциональности

1



15

Уметь делать анализ мифического, сказочного, реального мира.

1



16

Уметь делать анализ мифического, сказочного, реального мира.

1



17

Пародии.

1



18

Кукольная мастерская.

1



19

Роль куклы и маски в театральном представлении.

1



20

Физическое действие.

1



21

Изготовление маски и одежды для кукол.

1



22

 Одежда ширмы.

Постоянное оформление ширмы. Сменные декорации. Изготовление сменных декораций к спектакль.

1



23

Мизансцена и ее основные элементы. Обыгрывание действия в мизансцене.

1



24

Сценическая  речь.

Чтение сказки по ролям. Отработка речевого дыхания. Упражнения на свободу звучания.

1



25

Выразительность речи. Темп и ритм. Упражнения на преодоление горлового мышечного зажима.

1



26

Передача характера голосом. Культура  и техника речи, согласованная с движением руки. Упражнения  на подражание звуков. Артикуляционная  гимнастика, отработка дикции. Тренинги  на создание голосо-речевой выразительности в движении.

1



27

Чтение сказки по ролям. Отработка речевого дыхания. Упражнения на свободу звучания.

1



28

Пластика руки и актерское мастерство.

1



29

Жесты, как важное средство выразительности

1



30

Пластика руки и актерское мастерство. Техника вождения кукол. Осознанное управление куклой в диалоге, монологе. Передача характера жестами, движением.   Отработка  чувства ритма. Сознательное  управление жестами. Обращение с аксессуарами, реквизитом и бутафорией

1



31

Работа над спектаклем.

Творцы сценического чуда. Актер и его роли. Эскиз спектакля. Создание характера. Характер и настроение персонажей. Совершенствование  роли. Упражнения  в согласованности коллективных действий.

1



32

Музыкальное сопровождение спектакля.

Овладение  навыками движений руки под музыку. Отработка звуковых  и музыкальных эффектов в пьесе. Пластические импровизации под музыку. Пародии.

1



33

Афиша.

Афиша. Анонс. Реклама. Создание рекламных стишков.

1



34

Творческий отчет.

Выпуск спектакля.

1






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!