Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
«Декоративно-прикладная деятельность»
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника.
Место в учебном плане. Программа рассчитана в 4 классах на 34 часа в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин.
Цель программы: создание условий для самореализации личности через общекультурное воспитание обучающихся.
Задачи программы:
Научить приемам исполнительного мастерства.
Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.
Воспитывать чувство ответственности.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Декоративно-прикладная деятельность»
В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:
стремление к творческой реализации средствами художественной деятельности;
эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению Декоративно-прикладного искусства - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать речь других;
умение совместно обсуждать план и этапы намеченной работы;
развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:
умение определять и стилизовать под руководством учителя самые простые и общие природные формы;
умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи.
Содержание программы 4 класс (34 часа)
Работа с природным материалом. (5 часов)
Вводное занятие. (1 ч)
Материалы и оборудование для занятий кружка. Техника безопасности во время работы. Цель: заинтересовать детей к работе.
Аппликация на плоскости, поделка из природного материала (1 ч)
Букет из сухоцветов- икебана (1 ч)
Цель: научить детей составлять композицию из цветов на основе, правильно подбирать цветовые сочетания, развивать творческие способности.
Композиция из семян на пластилиновой основе (1 ч)
Аппликация из яичной скорлупы (1 ч)
Работа с бумагой и картоном. (23 часа)
Плоская аппликация из цветных полосок (2 ч)
Цель: закрепить навыки работы с бумагой, умение работать по схемам-алгоритмам, воспитывать интерес к коллективной работе.
Объёмная аппликация из полосок (1 ч)
Папье-маше, роспись. (тарелка) (3 ч)
Техника «квилинг» Коллективное панно «Цветущий луг» (1 ч)
Техника «оригами» (кусудама) . Цель: познакомить детей с техникой складывания бумаги - оригами, научить приёмам работы в этой технике, развивать воображение, воспитывать творчество.
«Ёлочная игрушка» (3 ч)
«Букет цветов» ( 3 ч)
Цель: закрепить умение выполнять цветы в технике «бумагопластика», развивать воображение, воспитывать творчество.
Коллективное панно из салфеток (сердечко) (1 ч) закрепить умения и навыки детей работать с бумагой, развивать интерес к коллективной работе.
Изготовление цветов из салфеток ( 3 ч)
Ознакомление с техникой выполнения. Цель: познакомить детей с новой техникой обработки бумаги, показать основные приёмы работы
Изделие «Топиарий» (5 ч)
Работа с тканью (2 ч)
Изготовление панно из ткани (2 ч) закрепить умения и навыки детей работать с тканью, развивать интерес к коллективной работе. Познакомить детей со способами изготовления цветов из ткани и их применением .
Лепка (4 часа)
Панно из пластилина по замыслу (2 ч)
Лепка из солёного теста (2 ч)
Выставка работ (1 ч)
Формы работы
Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа.
3