СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс»

муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа № 9»




Рассмотрена Утверждена

на заседании Приказ по школе №

методического совета от_____________

Протокол № Директор школы _____Бубнова ЛД

От «__» ______ 2017






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Загадки русского языка»

5 класс













Составила:

учитель русского языка и литературы

Бубнова Елена Александровна









г. Переславль-Залесский

2017-2018 год



Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.


На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 л

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;

  2. теоретическая;

  3. практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Содержание программы

1 год обучения (34ч.)

Организационное занятие.(1ч.)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Тема 2.6 Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.(3 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающее занятие. (1ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.


Название темы

(раздела)

Всего

часов

Из них

Виды деятельности учащихся

теоретические

практические

1

Организационное занятие

1

1


Знакомство с программой.формирование интереса к русскому языку и литературе,к новым способам самовыражения.

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)


2

Разночтение слов в звучании и написании.

2

1

1

Выбор нужной книги по теме, жанру. Изучение и соблюдение правил поведения в библиотеке. Планировать последовательность действийдля реализации замысла, поставленной задачи

3

Для чего используют звуковые повторы в речи.

2

1

1

4

Какова роль интонации в устной речи

2

1

1

5

Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

1

1


Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)



6

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1

0,5

0,5

Развивать воображение. Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ. Научиться проявлять познавательную инициативу. Уметь планировать свое выступление.

7

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

1

0,5

0,5

8

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1

0,5

0,5

9

Этимология слов. Работа со словарями

1

0,5

0,5

10

Сказочные превращения.

1

0,5

0,5

11

Презентация творческой работы.

2

1

1

Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)


12

Зачем нужно знать алфавит.

1

0,5

0,5

Формирование познавательного интереса к новым способам развития речи. Уметь определять и называть стили речи. Соблюдать правильную интонацию с помощью пунктационных знаков. Уметь самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

13

В чём секрет правописания морфем.

1

0,5

0,5

14

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

0,5

0,5

15

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

0,5

0,5

16

Бенефис знаний.

1

0,5

0,5

Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (5 ч)


17

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

0,5

0,5

Уметь пользоваться словарем. Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Читать и понимать фразеологические обороты в художественных произведениях. Умение использовать методы и приемы творческой деятельности в практической работе учебного процесса.

18

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1

0,5

0,5

19

О чём рассказывают фразеологизмы

1

0,5

0,5

20

Фразеология в художественных произведениях.

1

0,5

0,5

21

Практическая работа.

1

0,5

0,5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)


22

Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга.

1

0,5

0,5

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять части речи русского языка. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

23

В чём секрет глагола и его форм.

1

0,5

0,5

24

Как отличать грамматические омонимы.

1

0,5

0,5

25

Какими бывают предложения.

1

0,5

0,5

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

26

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

2

1

1

Речевой этикет.(3 ч)


27

Правила речевого этикета.

2

1

1

Знать правила вежливого общения и поведения, уметь применять их в повседневной жизни.

28

Формулы речевого этикета.

1

1


Обобщающее занятие. (1ч)

Формирование адекватного понимания причин успешности в языкознании.

Итого часов: 34



Список литературы для педагога

Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 2005

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.

Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2015

Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2016

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,2015

Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2015

Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 2014

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2016

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2016

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2015


Список литературы для учащихся

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2015

Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 2016

Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2015


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!