СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная азбука" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе "Шахматная азбука" есть планирование для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная азбука" (2 класс)»


Управление образования администрации городского округа Шатура

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КРИВАНДИНО»

ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ




«Утверждаю»

Директор школы ______________ Каримуллина О.В.

«___» ___________ 2017 года














Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Шахматная азбука»

для 2 класса








Составитель:

учитель начальных классов

Уласевич И.Ю.








2017-2018 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» для 2 класса составлена на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с. Кривандино» и на основе авторской программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин, Обнинск: Духовное возрождение, 2013г

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Достигается указанная цель через решение следующих задач:

Обучающие:

  • ознакомить с историей шахмат;

  • обучить правилам игры;

  • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

  • сохранять выдержку, критическое отношение к себе и  к сопернику;

  • формировать навыки запоминания;

  • вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

  • бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

  • прививать навыки самодисциплины;

  • способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.


Формы организации образовательного процесса:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Виды занятий:

дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования.


Планируемые результаты

В результате изучения данной программы во 2-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования:

  • Личностных результатов – готовность способность и учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • Метапредметных результатов – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматная азбука” является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения сотрудничестве при (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

  • Проговариватьпоследовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе задания данного, учить работатьпо предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с и учителем другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответына вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы в результате совместной всей работы команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою до позицию других: оформлять свою мысль. Слушать и пониматьречь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре следовать и им.

  • Рост личностного, интеллектуального социального и развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических шахматной навыков игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические задания и игры, игровые упражнения, соревнования).



Содержание курса

Программой «Шахматная азбука» предусматривается 34 занятия (одно занятие в неделю).

Учебный курс включает пять тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала».


I. Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.


II. Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Дидактические игры и игровые задания.

«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые ладьи и т.п.)

«Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали.

«Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5).

«Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет (можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на доску).

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе или дальше.

«Диагональ». Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4).


III. Ценность шахматных фигур.

Поыторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).


Дидактические игры и игровые задания.

«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.


IV. Техника матования одинокого короля.

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и игровые задания.

«Шах или мат». Шах или мат черному королю?

«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле.

«Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.


V. Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Дидактические игры и игровые задания.

«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.


К концу второго года обучения дети должны знать:

  • шахматные правила FIDE;

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  • ценность шахматных фигур.


К концу второго года обучени я дети должны уметь:

  • правильно вести себя за доской;

  • записывать шахматную партию;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.





Тематическое планирование

Тематическое планирование изучения курса «Шахматная азбука» во 2 классе полностью соответствует тематическому планированию, изложенному в авторской программе.


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

I.

Кракая история шахмат. .

5 ч

20 – 25 минут на каждом занятии

II.

Шахматная нотация.

7 ч.

III.

Ценность шахматных фигур.

7 ч.

IV.

Техника матования одинокого короля .

5 ч.

V.

Достижение без жертвы материала.

5 ч.

VI.

Обобщение.

-

5 ч.














Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема занятия

Краткое содержание занятия

I. Кракая история шахмат. 5 ч.

1.

05.09

05.09

Повторение пройденного материала.

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

2.

12.09

12.09

Повторение пройденного материала.

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.

Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

Игровая практика.

3.

19.09

19.09

Краткая история шахмат.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.

Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира».

Игровая практика.

4.

26.09

26.09

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий.

5.

03.10

03.10

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской.

II. Шахматная нотация. 7 ч.

6.

10.10

10.10

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.


Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».

Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король c g7 – на f8».

7.

17.10

17.10

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

8.

24.10

24.10

Шахматная нотация.

Игровая практика (фрагмента шахматной партии).

9.

07.11

09.11

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

10.

14.11

16.11

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

11.

21.11

23.11

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии).

12.

28.11

30.11

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии).

III. Ценность шахматных фигур. 7 ч.

13.

05.12

07.12

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).

Игровая практика.

14.

12.12

14.12

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня).

Игровая практика.

15.

19.12

21.12

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона).

Игровая практика.

16.

26.12

28.12

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи).

Игровая практика.

17.

16.01

11.01

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки).

Способы защиты.

Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры).

Игровая практика.

18.

23.01

18.01

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Защита.

Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака).

Игровая практика.

19.

30.01

25.01

Способы защиты. Игровая практика.

Решение заданий.

Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака).

Практическая игра.

IV. Техника матования одинокого короля . 5 ч.

20.

06.02

01.02

Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля, «линейный» мат.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

21.

13.02

08.02

Техника матования одинокого короля.

Ферзь и ладья против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

22.

20.02

22.02

Техника матования одинокого короля.

Ферзь и король против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

23.

27.02

01.03

Техника матования одинокого короля.

Ладья и король против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

24.

06.03

01.03

Техника матования одинокого короля.

Решение заданий.

V. Достижение мата без жертвы материала. 5 ч.

25.

13.03

15.03

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода».

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

26.

20.03

22.03

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

27.

03.04

02.04

Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий.

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

28.

10.04

09.04

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

29.

17.04

16.04

Достижение мата без жертвы материала.

Решение заданий на мат в два хода.

Защита от мата

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

VI. Обобщение. 5 ч.

30.

24.04

23.04

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.


31–32

08.05

15.05

07.05

14.05

Повторение материала.

Игра в турнире. Турнирные партии.

33.

22.05

21.05

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

34.


21.05

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.




«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов

от ___ _____________ 2017 года № _____

Руководитель ШМО __________________ / _________________/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР _________________ /__________________________/

«_____» ___________________ 2017 года