МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ
городского округа Орехово–Зуево
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ лицей
__________________________
Ванеев Г.В.
Приказ № от 31.08.2018 года
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
для 1 класса «Б»
на 2018-2019 год
Составитель: Мингалеева Н. В.,
первая квалификационная категория
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по курсу к концу 1 класса
Личностными результатами изучения данного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонкис зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических
средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки»(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Вместо спичек можно использовать счётные палочки.
Тематическое планирование
1 класс
Темы | Количество часов |
Всего часов | Количество аудиторных часов | Количество внеаудиторных часов |
Числа. Арифметические действия. Величины. | 17 | 9 | 8 |
Мир занимательных задач | 3 | 2 | 1 |
Геометрическая мозаика | 13 | 6 | 7 |
Итого | 33 | 17 | 16 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема занятия. | Примечание |
Геометрическая мозаика. 5ч |
1 | 07.09 | | Математика — это интересно. Решение нестандартных задач. | Вводный инструктаж по ОТ и ТБ |
2 | 14.09 | | Танграм: древняя китайская головоломка. | |
3 | 21.09 | | Путешествие точки. | |
4 | 28.09 | | Игры с кубиками. | |
5 | 05.10 | | Танграм: древняя китайская головоломка | |
Числа. Арифметические действия. Величины. 2ч |
6 | 19.10 | | Волшебная линейка. Шкала линейки. | |
7 | 26.10 | | Праздник числа 10 | |
Геометрическая мозаика 1ч |
8 | 02.11 | | Конструирование многоугольников из деталей танграма | |
Числа. Арифметические действия. Величины. 2ч |
9 | 09.11 | | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | |
10 | 16.11 | | Игры с кубиками | |
Геометрическая мозаика 3ч |
11 | 30.11 | | Конструкторы лего.Сбор модели по схеме. | |
12 | 07.12 | | Весёлая геометрия | |
Числа. Арифметические действия. Величины. 1ч |
13 | 14.12 | | Математические игры | |
Геометрическая мозаика 2ч |
14 | 21.12 | | «Спичечный» конструктор | |
15 | 28.12 | | «Спичечный» конструктор. Задачки. | |
Мир занимательных задач 1ч |
16 | 11.01 | | Задачи-смекалки | Повторный инструктаж по ОТ и ТБ |
Геометрическая мозаика 1ч |
17 | 18.01 | | Прятки с фигурами | |
Числа. Арифметические действия. Величины. 6ч |
18 | 25.01 | | Математические игры. | |
19 | 01.02 | | Числовые головоломки | |
20 | 08.02 | | Математическая карусель | |
21 | 15.02 | | Математическая карусель | |
22 | 01.03 | | Уголки | |
23 | 08.03 | | Игра в магазин. | |
Геометрическая мозаика 1ч |
24 | 15.03 | | Конструирование фигур из деталей танграма. | |
Числа. Арифметические действия. Величины. 3ч |
25 | 22.03 | | Игры с кубиками | |
26 | 29.03 | | Математическое путешествие Сложениеи вычитание в пределах 20. | |
27 | 12.04 | | Математические игры. | |
Мир занимательных задач 2ч |
28 | 19.04 | | Секреты задач. | |
29 | 26.04 | | Математическая карусель | |
Числа. Арифметические действия. Величины. 4ч |
30 | 03.05 | | Числовые головоломки | |
31 | 10.05 | | Математические игры | |
32 | 17.05 | | Математические игры | |
33 | 24.05 | | Математические игры | |
Итого: 33ч |
СОГЛАСОВАНО
Протокол № от 2 .08.2018 г.
заседания кафедры
учителей начальных классов
_____________ (Морозихина И.А.)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ (Сажонова С.Г.)
.08.2018 г.