СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука жизни» 1-4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Программа курса внеурочной деятельности «Азбука жизни» разработана в рамках ФГОС второго поколения для учащихся начальной школы.

Возраст детей 1-4 класс. Периодичность занятий: один раз в неделю. Количество занятий в год – 34 час.

Задачи курса – формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Азбука жизни», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».

Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука жизни» 1-4 класс»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука жизни» 1-4 класс

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Азбука жизни» разработана в рамках ФГОС второго поколения для учащихся начальной школы.

Возраст детей 1-4 класс. Периодичность занятий: один раз в неделю. Количество занятий в год – 34 час.

Задачи курса – формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Азбука жизни», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».

Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.


Цели курса:

- формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации;

- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.


Задачи курса:


- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)


Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

Правила перехода дороги;

Правила движения на велосипедах;

Правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;

Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке;

Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;

Как ориентироваться на местности;

Как организовать безопасную переправу через водную преграду; меры пожарной безопасности при разведении костра;

Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова;

Основные понятия — «здоровье», «здоровый образ жизни»;

Факторы, влияющие на состояние здоровья - (курение, алкоголь, токсикомания).


Учащиеся должны уметь:

Правильно переходить дорогу, перекресток;

Ориентироваться на местности: определить стороны горизонта по компасу и местным предметам;

Определить расстояние по карте и по местности;

Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;

Завязать 1—2 вида узлов;

Развести и погасить костер;

Вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;

Оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).



Планируемые результаты курса

Теоретические знания: концу 1-4 класса учащиеся должны научиться:

- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации;

- основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»;

- общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах

насекомых, кровотечениях;

- опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни;

- наиболее безопасный путь в школу и домой, правила перехода дороги.

Практическая работа: к концу 1 класса учащиеся должны получить возможность

научиться.:

- оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую

медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;

- выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой, правильно переходить дорогу,

перекресток, различать сигналы светофора и регулировщика;

- правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- осуществлять действия по плану.

Коммуникативные УУД:

- работать в группах;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные:

- оценивать свои поступки и поступки других людей;

- объяснять смысл своих оценок;

- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,

способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;

- объяснять, что связывает человека с природой.

Теоретические знания:


Содержание учебного курса

1 – 4 классы

I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия

Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.

II. Основы здорового образа жизни

2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

2.2. Пути укрепления здоровья Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.

2.3. Основы личной гигиены

Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.

III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста Классификация травм у детей.

3.2. Оказание медицинской помощи. Что такое «первая медицинская помощь», кто и кому ее оказывает.

IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

4.1. Безопасное поведение дома Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их

профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым. Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.

4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность.

Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. 4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.

4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение

пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.

4.5. Мы — пассажиры. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийнойситуации в транспорте.

4.6. Безопасное поведение на природе Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по

сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения. Съедобное – несъедобное (ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности).

Источники возможной опасности (домашние и дикие животные).

4.7. Безопасное поведение на воде Правила и меры безопасного поведения на воде.



Тематическое планирование


Тема урока

Количество часов


I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях 1 час


1

Вводное занятие.

1


II. Основы здорового образа жизни-6 часов


2

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

1

3

Режим дня

1

4

Профилактика переутомления.

1

5

Личная гигиена. Умывание и купание.

1

6

Забота о глазах, ушах, зубах, ногах и руках.

1

7

Если хочешь быть здоров…

1


III.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 1 час


8

Виды травм у детей.

1


IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся-25 часов


9

Опасные ситуации, которые могут возникнуть дома

1

10

Разговор по телефону.

1

11

Правила безопасного общения с незнакомыми людьми.

1

12

Осторожно: незнакомый человек.

1

13

Как вести себя, когда ты дома один.

1

14

Источники возможной опасности (электричество, газ).

1

15

Источники возможной опасности (лекарства, средства бытовой химии).

1

16

Опасная высота.

1

17

Огонь – друг и враг. Причины возникновения пожар

1

18

Дым и его опасность.

1

19

Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме

1

20

Где можно и нельзя играть.

1

21

Наиболее безопасный путь в школу и домой.

1

22

Правила перехода дорог. Движение пешеходов.

1

23

Три сигнала светофора.

1

24

Дорожные знаки.

1

25

Ты на улице. Твоё поведение на улице.

1

26

Мы – пассажиры. Обязанности пассажира.

1

27

Безопасное поведение на природе.

1

28

Съедобное – несъедобное (растения, грибы, ягоды)

1

29

Правила и меры безопасного поведения на воде

1

30

Источники возможной опасности (домашние и дикие животные).

1

31

Чрезвычайная ситуация. Стихийное бедствие.

1

32-33

Опасные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия. Экологическая катастрофа.

2

34

Итоговое занятие.

1


Всего:

34








Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности « Азбука жизни» 1-4 классы



п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Общие понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

План

Факт

Личностные

Метапредметные

I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях 1 час

1



Вводное занятие.

1

Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.

- оценивать свои поступки и поступки других людей;

- объяснять смысл своих оценок;

- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,

способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;

- объяснять, что связывает человека с природой.

- осуществлять действия по плану.

- работать в группах;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


II. Основы здорового образа жизни-6 часов




2



Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».


1

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

3



Режим дня

1

Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и

укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение

режима дня

4



Профилактика переутомления.

1

Профилактика переутомления.

5



Личная гигиена. Умывание и купание.

1

Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.

6



Забота о глазах, ушах, зубах, ногах и руках.

1

Ухаживание о глазах, ушах, зубах, ногах и руках

7



Если хочешь быть здоров…

1


Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 1 час


- оценивать свои поступки и поступки других людей;

- объяснять смысл своих оценок;

- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,

способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;

- объяснять, что связывает человека с природой.



- осуществлять действия по плану

- работать в группах;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

8



Виды травм у детей.

1

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста Классификация травм у детей

IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся-25 часов


9



Опасные ситуации, которые могут возникнуть дома


1

Как вести себя опасных ситуациях, которые могут возникнуть дома

- оценивать свои поступки и поступки других людей;

- объяснять смысл своих оценок;

- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,

способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;

- объяснять, что связывает человека с природой.


- осуществлять действия по плану.

- работать в группах;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


10



Разговор по телефону.

1

Этика разговора по телефону

11



Правила безопасного общения с незнакомыми людьми.

1


Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми

людьми.

12



Осторожно: незнакомый человек.

1

Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде

13



Как вести себя, когда ты дома один.

1

Правила безопасного поведения дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где

можно и где нельзя играть

14



Источники возможной опасности (электричество, газ).

1


Правила безопасного пользование электричеством, газом

15



Источники возможной опасности (лекарства, средства бытовой химии).

1

Правила пользование лекарствами, средствами

16



Опасная высота.

1

Опасности, возникающие при нарушении правил поведения в

жилище, на балконах и лестничных клетках.

- оценивать свои поступки и поступки других людей;

- объяснять смысл своих оценок;

- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,

способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;

- объяснять, что связывает человека с природой.



- осуществлять действия по плану.

- работать в группах;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


17



Огонь – друг и враг. Причины возникновения пожар

1


Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме.

18



Дым и его опасность.

1

Как себя вести, когда увидели дым. Дым и его опасность.

19



Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме

1

Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

20



Где можно и нельзя играть.

1

Опасные места для игр

21



Наиболее безопасный путь в школу и домой.

1

Наиболее безопасный путь в школу и домой.

22



Правила перехода дорог. Движение пешеходов.

1

Правила перехода дорог. Движение

пешеходов.

23



Три сигнала светофора.

1

Сигналы светофора и регулировщика

24



Дорожные знаки.

1

Дорожные знаки

25



Ты на улице. Твоё поведение на улице.

1

Правила безопасного поведение на улице

26



Мы – пассажиры. Обязанности пассажира.

1


Обязанности пассажира.

27



Безопасное поведение на природе.

1

Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по

сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.

28



Съедобное – несъедобное (растения, грибы, ягоды)

1

Съедобное – несъедобное (ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности).

29



Правила и меры безопасного поведения на воде

1


Правила и меры безопасного поведения на воде.

30



Источники возможной опасности (домашние и дикие животные).

1


Правила поведение домашними и дикими животными

31



Чрезвычайная ситуация. Стихийное бедствие.

1


Какими бывают чрезвычайные ситуации.

32-33



Опасные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия. Экологическая катастрофа.

2

Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от

наводнений.



34



Итоговое занятие.

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!