Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука жизни» 1-4 класс
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Азбука жизни» разработана в рамках ФГОС второго поколения для учащихся начальной школы.
Возраст детей 1-4 класс. Периодичность занятий: один раз в неделю. Количество занятий в год – 34 час.
Задачи курса – формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Азбука жизни», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».
Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Цели курса:
- формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации;
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Задачи курса:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Правила перехода дороги;
Правила движения на велосипедах;
Правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке;
Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
Как ориентироваться на местности;
Как организовать безопасную переправу через водную преграду; меры пожарной безопасности при разведении костра;
Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова;
Основные понятия — «здоровье», «здоровый образ жизни»;
Факторы, влияющие на состояние здоровья - (курение, алкоголь, токсикомания).
Учащиеся должны уметь:
Правильно переходить дорогу, перекресток;
Ориентироваться на местности: определить стороны горизонта по компасу и местным предметам;
Определить расстояние по карте и по местности;
Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;
Завязать 1—2 вида узлов;
Развести и погасить костер;
Вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;
Оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).
Планируемые результаты курса
Теоретические знания: концу 1-4 класса учащиеся должны научиться:
- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации;
- основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
- общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах
насекомых, кровотечениях;
- опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни;
- наиболее безопасный путь в школу и домой, правила перехода дороги.
Практическая работа: к концу 1 класса учащиеся должны получить возможность
научиться.:
- оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую
медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
- выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой, правильно переходить дорогу,
перекресток, различать сигналы светофора и регулировщика;
- правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- осуществлять действия по плану.
Коммуникативные УУД:
- работать в группах;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Личностные:
- оценивать свои поступки и поступки других людей;
- объяснять смысл своих оценок;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,
способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;
- объяснять, что связывает человека с природой.
Теоретические знания:
Содержание учебного курса
1 – 4 классы
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
II. Основы здорового образа жизни
2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
2.2. Пути укрепления здоровья Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
2.3. Основы личной гигиены
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста Классификация травм у детей.
3.2. Оказание медицинской помощи. Что такое «первая медицинская помощь», кто и кому ее оказывает.
IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
4.1. Безопасное поведение дома Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их
профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым. Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность.
Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. 4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение
пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
4.5. Мы — пассажиры. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийнойситуации в транспорте.
4.6. Безопасное поведение на природе Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по
сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения. Съедобное – несъедобное (ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности).
Источники возможной опасности (домашние и дикие животные).
4.7. Безопасное поведение на воде Правила и меры безопасного поведения на воде.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
| I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях 1 час | |
1 | Вводное занятие. | 1 |
| II. Основы здорового образа жизни-6 часов | |
2 | Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». | 1 |
3 | Режим дня | 1 |
4 | Профилактика переутомления. | 1 |
5 | Личная гигиена. Умывание и купание. | 1 |
6 | Забота о глазах, ушах, зубах, ногах и руках. | 1 |
7 | Если хочешь быть здоров… | 1 |
| III.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 1 час | |
8 | Виды травм у детей. | 1 |
| IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся-25 часов | |
9 | Опасные ситуации, которые могут возникнуть дома | 1 |
10 | Разговор по телефону. | 1 |
11 | Правила безопасного общения с незнакомыми людьми. | 1 |
12 | Осторожно: незнакомый человек. | 1 |
13 | Как вести себя, когда ты дома один. | 1 |
14 | Источники возможной опасности (электричество, газ). | 1 |
15 | Источники возможной опасности (лекарства, средства бытовой химии). | 1 |
16 | Опасная высота. | 1 |
17 | Огонь – друг и враг. Причины возникновения пожар | 1 |
18 | Дым и его опасность. | 1 |
19 | Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме | 1 |
20 | Где можно и нельзя играть. | 1 |
21 | Наиболее безопасный путь в школу и домой. | 1 |
22 | Правила перехода дорог. Движение пешеходов. | 1 |
23 | Три сигнала светофора. | 1 |
24 | Дорожные знаки. | 1 |
25 | Ты на улице. Твоё поведение на улице. | 1 |
26 | Мы – пассажиры. Обязанности пассажира. | 1 |
27 | Безопасное поведение на природе. | 1 |
28 | Съедобное – несъедобное (растения, грибы, ягоды) | 1 |
29 | Правила и меры безопасного поведения на воде | 1 |
30 | Источники возможной опасности (домашние и дикие животные). | 1 |
31 | Чрезвычайная ситуация. Стихийное бедствие. | 1 |
32-33 | Опасные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия. Экологическая катастрофа. | 2 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
| Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности « Азбука жизни» 1-4 классы
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Общие понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
План | Факт | Личностные | Метапредметные |
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях 1 час |
1 | | | Вводное занятие. | 1 | Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие. | - оценивать свои поступки и поступки других людей; - объяснять смысл своих оценок; - вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта; - осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира; - объяснять, что связывает человека с природой. | - осуществлять действия по плану. - работать в группах; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
II. Основы здорового образа жизни-6 часов | | |
2 | | | Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». | 1 | Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» |
3 | | | Режим дня | 1 | Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня |
4 | | | Профилактика переутомления. | 1 | Профилактика переутомления. |
5 | | | Личная гигиена. Умывание и купание. | 1 | Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом. |
6 | | | Забота о глазах, ушах, зубах, ногах и руках. | 1 | Ухаживание о глазах, ушах, зубах, ногах и руках |
7 | | | Если хочешь быть здоров… | 1 | |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 1 час | - оценивать свои поступки и поступки других людей; - объяснять смысл своих оценок; - вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта; - осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира; - объяснять, что связывает человека с природой. | - осуществлять действия по плану - работать в группах; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
8 | | | Виды травм у детей. | 1 | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста Классификация травм у детей |
IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся-25 часов | |
9 | | | Опасные ситуации, которые могут возникнуть дома | 1 | Как вести себя опасных ситуациях, которые могут возникнуть дома | - оценивать свои поступки и поступки других людей; - объяснять смысл своих оценок; - вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта; - осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира; - объяснять, что связывает человека с природой. | - осуществлять действия по плану. - работать в группах; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
10 | | | Разговор по телефону. | 1 | Этика разговора по телефону |
11 | | | Правила безопасного общения с незнакомыми людьми. | 1 | Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. |
12 | | | Осторожно: незнакомый человек. | 1 | Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде |
13 | | | Как вести себя, когда ты дома один. | 1 | Правила безопасного поведения дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть |
14 | | | Источники возможной опасности (электричество, газ). | 1 | Правила безопасного пользование электричеством, газом |
15 | | | Источники возможной опасности (лекарства, средства бытовой химии). | 1 | Правила пользование лекарствами, средствами |
16 | | | Опасная высота. | 1 | Опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. | - оценивать свои поступки и поступки других людей; - объяснять смысл своих оценок; - вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта; - осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира; - объяснять, что связывает человека с природой. | - осуществлять действия по плану. - работать в группах; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
17 | | | Огонь – друг и враг. Причины возникновения пожар | 1 | Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. |
18 | | | Дым и его опасность. | 1 | Как себя вести, когда увидели дым. Дым и его опасность. |
19 | | | Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме | 1 | Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. |
20 | | | Где можно и нельзя играть. | 1 | Опасные места для игр |
21 | | | Наиболее безопасный путь в школу и домой. | 1 | Наиболее безопасный путь в школу и домой. |
22 | | | Правила перехода дорог. Движение пешеходов. | 1 | Правила перехода дорог. Движение пешеходов. |
23 | | | Три сигнала светофора. | 1 | Сигналы светофора и регулировщика |
24 | | | Дорожные знаки. | 1 | Дорожные знаки |
25 | | | Ты на улице. Твоё поведение на улице. | 1 | Правила безопасного поведение на улице |
26 | | | Мы – пассажиры. Обязанности пассажира. | 1 | Обязанности пассажира. |
27 | | | Безопасное поведение на природе. | 1 | Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения. |
28 | | | Съедобное – несъедобное (растения, грибы, ягоды) | 1 | Съедобное – несъедобное (ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности). |
29 | | | Правила и меры безопасного поведения на воде | 1 | Правила и меры безопасного поведения на воде. |
30 | | | Источники возможной опасности (домашние и дикие животные). | 1 | Правила поведение домашними и дикими животными |
31 | | | Чрезвычайная ситуация. Стихийное бедствие. | 1 | Какими бывают чрезвычайные ситуации. |
32-33 | | | Опасные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия. Экологическая катастрофа. | 2 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. | | |
34 | | | Итоговое занятие. | 1 | | | |