Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе
- Федерального Закона от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»; с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577;
- приказа Департамента образования и науки Брянской области от12.04.2017. №2501 04-О « О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организации Брянской области на 2017-2018 учебный год;
- учебного плана МБОУ СОШ №56 г. Брянска на 2017-2018 учебный год приказ № 64 от 1.09.2017;
- программы внеурочной деятельности «Искусство сцены» Червоновой Т.М., Е.:2013г.
Цель программы: развитие творческих способностей младшего школьника средствами театрализованной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие
формировать необходимые представления о театральном искусстве;
формировать навыки речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
формировать практические навыки пластической выразительности с учётом индивидуальных физических возможностей ребенка;
отрабатывать актерские способности – умение взаимодействовать с партнёром, создавать образ героя, работать над ролью.
Развивающие
развивать интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
развивать творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение;
развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач в области сценического искусства;
развивать коммуникативную сферу, умение работать в команде, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развивать навыки самообразования и самосовершенствования.
Воспитательные
ориентировать школьников на присвоение общекультурных ценностей (жизнь, природа, человек, здоровье, гармония, красота);
способствовать личностному росту и развитию учащихся в условиях художественной деятельности;
формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
воспитывать потребность в осуществлении художественной деятельности;
формирование позитивных ценностных ориентаций (активная жизнедеятельность, исполнительность, ответственность, уверенность в себе и др.), для социальной адаптации обучающегося.
Срок реализации программы 1 год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации дополнительной образовательной программы «Театр и мы» учащиеся смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям жизни, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности, приобретут навыки коллективной творческой деятельности.
Планируемые результаты освоения программы отслеживаются по трём компонентам: личностный, метапредметный и предметный, что позволяет определить динамическую картину формирования духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала обучающегося, его способности эмоционального оценивания объектов и явлений окружающей действительности.
Личностные результаты:
• познавательный интерес к театральной деятельности
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
• социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в интересах устойчивого развития;
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Искусство сцены».
Метапредметные результаты:
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в процессе ее выполнения;
• самооценка результата собственного труда и умение находить возможности и способы их улучшения;
• управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
• умение осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полученные знания на практике;
• самостоятельно выполнять индивидуальный маршрут;
• выступать на публике;
Универсальными компетенциями учащихся являются:
• умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
• умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
• умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
По завершении обучения воспитанники должны знать:
• особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
• народные истоки театрального искусства;
• художественное чтение как вид исполнительского искусства;
• об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Должны уметь:
• активизировать свою фантазию;
• «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
• видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
• коллективно выполнять задания;
• культуру суждений о себе и о других;
• выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Разделы | Всего часов | Содержание | Виды деятельности |
1 | Введение | 1 | Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. | Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями. |
2 | История театра. Театр как вид искусства | 6 | Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. Использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре». | Упражнения, игры-импровизации, творческие задания |
3 | Актерская грамота. | 6 | Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. | Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды. |
4 | Художественное чтение | 7 | Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. | Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса |
5 | Сценическое движение. | 6 | Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня» | Сценическая акробатика |
6 | Работа над пьесой | 8 | Пьеса – основа спектакля Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура. | Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. |
7 | Итоговое занятие | 1 | Викторина по разделам программы обучения за год. Подведение итогов проделанной работы. | Беседа, блицтурнир. |
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов | Виды контроля |
1 | Введение | 1 | |
2 | История театра. Театр как вид искусства | 6 | |
3 | Актерская грамота. | 6 | текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий |
4 | Художественное чтение | 7 | текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий |
5 | Сценическое движение. | 6 | текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий |
6 | Работа над пьесой | 8 | текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий |
7 | Итоговое занятие | 1 | блицтурнир |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №56» города Брянска
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на
заседании
Директор школы Заместитель директора методического
по УВР объединения
О.В. Заварзин Л.А.Пузанова Белова О.В.
___________________ ____________________ ____________________
Протокол №1
31.08.2017 30.08.2017 от 29.08.2017
Календарное планирование по внеурочной деятельности
«Театр и мы»
Класс: 7а класс
Составитель: Калачева Е.Д.
Количество часов в неделю: 1 час
Всего часов за год: 35
Разработана на основе программы внеурочной деятельности
«Искусство сцены» Червоновой Т.М., Е.:2013г.
№ урока | Дата | Название темы урока | Домашнее задание |
план | факт |
1 | 7.09 | | Введение | |
2 | 14.09 | | Первоначальные представления о театре как виде искусства. | |
3 | 21.09 | | Первоначальные представления о театре как виде искусства. | |
4 | 28.09 | | Театр как одно из древнейших искусств. | |
5 | 5.10 | | Театр как одно из древнейших искусств. | |
6 | 12.10 | | Театр – искусство коллективное | |
7 | 19.10 | | Театр – искусство коллективное | |
8 | 26.10 | | Многообразие выразительных средств в театре | |
9 | 2.11 | | Многообразие выразительных средств в театре | |
10 | 16.11 | | Значение поведения в актерском искусстве. | |
11 | 23.11 | | Значение поведения в актерском искусстве. | |
12 | 30.11 | | Бессловесные и словесные действия | |
13 | 7.12 | | Бессловесные и словесные действия | |
14 | 14.12 | | Художественное чтение как вид исполнительского искусства. | |
15 | 21.12 | | Художественное чтение как вид исполнительского искусства. | |
16 | 28.12 | | Художественное чтение как вид исполнительского искусства. | |
17 | 11.01 | | Логика речи. | |
18 | 18.01 | | Логика речи. | |
19 | 25.01 | | Словесные воздействия. | |
20 | 1.02 | | Словесные воздействия. | |
21 | 8.02 | | Основы акробатики. | |
22 | 15.02 | | Основы акробатики. | |
23 | 22.02 | | Основы акробатики. | |
24 | 1.03 | | Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации. | |
25 | 3.03 | | Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации. | |
26 | 15.03 | | Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации. | |
27 | 22.03 | | Пьеса – основа спектакля | |
28 | 5.04 | | Пьеса – основа спектакля | |
29 | 12.04 | | Текст-основа постановки. | |
30 | 19.04 | | Текст-основа постановки. | |
31 | 26.04 | | Текст-основа постановки. | |
32 | 10.05 | | Театральный грим. | |
33 | 17.05 | | Театральный костюм | |
34 | 24.05 | | Итоговое занятие | |
Учебно-методический комплект
Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 160 с.
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2005г.-270 с.
Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.
Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2005 г.
Театр, где играют дети: Учебно - метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н./Д: Феникс, 2005. – 320 с.
«Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004г