Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП №2»
_________________ Е.А. Голева
«31» августа 2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Объединение «Учусь создавать проект»
(социальное направление)
4 «А» класс
Составитель: Маркина Т.В.
учитель начальных классов
2018-2019 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Данная рабочая программа адресована обучающимся 4 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2017 – 2018 учебный год. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы. Необходимо сделать акцент на самостоятельную поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий. Актуальность данной программы состоит в том, чтобы реализовать педагогическую идею формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одарённости детей.
Цель и задачи курса:
- развитие навыков использования различных источников информации для создания проектов;
- формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.
развивать самостоятельность ребёнка;
развивать способности к самообразованию;
обучать умению планирования своей работы;
закреплять и углублять знания, и умения учащихся при работе с проектными технологиями;
воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;
создать условия к саморазвитию учащихся;
развивать умственные способности и умения решать мини-проблемы;
развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;
расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
-Личностные результаты:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
-действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
-Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
-волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-умение структурировать знания;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Обучающиеся научатся:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
№ п/п | Название разделов | Форма деятельности | Вид деятельности |
Часть 1. Виды проектов – 19 часов |
1. | Твои новые интересы и увлечения Виды проектов Исследовательско-творческий проект Творческий проект Ролево-игровой проект Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой Информационно-исследовательский проект Информационно-ориентированный проект Практико-ориентированный проект Монопредметный проект Виды презентационных проектов Правильная подготовка презентации к проекту | Беседы. Дискуссии. Игра. Работа со словарями, со справочным материалом, с энциклопедиями. Интеллектуальные головоломки Работа с компьютером. | Познавательная деятельность |
Часть 2. Работа над проектами – 15 часов |
2. | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом Типичные ошибки проектантов Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей Тестирование. Самоанализ. Рефлексия Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев Твои впечатления от работы над проектом Пожелания будущим проектантам Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы мудрого Дельфина на лето. | Беседы. Дискуссии. Игра. Работа со словарями, со справочным материалом, с энциклопедиями. Интеллектуальные головоломки Работа с компьютером. | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение |
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Сроки изучения |
по плану | факти чески | по плану | факти чески |
1 четверть (8 часов) |
Часть 1. |
1 | Твои новые интересы и увлечения | 1 | | | |
2 | Виды проектов | 1 | | | |
3 | Исследовательско-творческий проект | 1 | | | |
4 | Творческий проект | 1 | | | |
5 | Ролево-игровой проект | 1 | | | |
6 | Ролево-игровой проект | 1 | | | |
7 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой | 1 | | | |
8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой | 1 | | | |
2 четверть (8 часов) |
9 | Информационно-исследовательский проект | 1 | | | |
10 | Информационно-исследовательский проект | 1 | | | |
11 | Информационно-ориентированный проект | 1 | | | |
12 | Практико-ориентированный проект | 1 | | | |
13 | Монопредметный проект | 1 | | | |
14 | Монопредметный проект | 1 | | | |
15 | Межпредметный проект | 1 | | | |
16 | Виды презентационных проектов | 1 | | | |
3 четверть (10 часов) |
17 | Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции | 1 | | | |
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 1 | | | |
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 | | | |
Часть 2. |
20 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | 1 | | | |
21 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | 1 | | | |
22 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 1 | | | |
23 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 1 | | | |
24 | Типичные ошибки проектантов | 1 | | | |
25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 | | | |
26 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | 1 | | | |
4четверть (8 часов) |
27 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | 1 | | | |
28 | Практическая работа | 1 | | | |
29 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | | | |
30 | Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации | 1 | | | |
31 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев | 1 | | | |
32 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | | | |
33 | Пожелания будущим проектантам | 1 | | | |
34 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы мудрого Дельфина на лето. | 1 | | | |
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов протокол № _1__ «30» августа 2018 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по воспитательной работе ____________ Г.С.Тенишева «31» августа 2018 г. . |