СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Азбука общения" реализуется за 3 года, с 5 по 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения"»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №120

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

194295, Санкт-Петербург, пр. Художников, д. 24 корп. 2.

тел. 599-25-34, www.school120spb.ru

___________________________________________________________________________________




«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

ГБОУ школы № 120

Выборгского района Санкт-Петербурга

__________________А.С. Козлов

«___» _______________ 2018 года



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ школы № 120

Выборгского района Санкт-Петербурга

_______________Н.Ю.Шумилова

«___» _______________ 2018 года





ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для учащихся 5-7 классов


направленность

общесоциальная

название курса

«Азбука общения»






РЕЕСТРОВЫЙ НОМЕР:





Составил(а):

Озернюк Нина Владимировна

учитель русского языка и литературы

высшая категория











Санкт-Петербург

2018 год


  1. Пояснительная записка


Нормативно-правовая база


Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Чтение – вот лучшее учение» составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

  3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;

  5. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год;

  6. Учебный план внеурочной деятельности ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год;


Направленность программы курса внеурочной деятельности


Данная программа внеурочной деятельности имеет общесоциальную направленность.


Курс предназначен для учащихся 5-7 класса.


Цель программы

  • воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

  • развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

Задачи программы

  • познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения;

  • развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

  • воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия;

  • развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды














  1. Общая характеристика курса ВД


Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

  • организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

  • формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

  • познание людьми друг друга.

Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

В ходе выполнения программы используется вид внеурочной (внеучебной) деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:

  • обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

  • благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

  • вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

Основные мотивы общения:

1.потребность во впечатлениях (познавательный мотив);

2.потребность в активной деятельности;

3.потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.


Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.


Формы занятий:

  1. тренинги (коммуникативные, поведенческие),

  2. этические беседы,

  3. ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,

  4. дебаты,

  5. тематические диспуты,

  6. проблемно-ценностные дискуссии,

Методы:

  1. проигрывание и анализ жизненных ситуаций,

  2. упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).

  3. поведенческий тренинг,

  4. лекции с обратной связью,

  5. психологические игры,

  6. решение коммуникативных речевых задач,

  7. работа в парах,

  8. метод интервью,

  9. проблемное обучение.

Программа «Азбука общения» рассчитана на обучающихся 5-7 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется за 102 часа (34 часа в год).






















  1. Основное содержание курса ВД


Содержание программы внеурочной деятельности способствует созданию условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу.

Содержание курса способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Содержание программы

5 класс

Раздел 1. Знакомство (2 ч)

Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!»


Раздел 2. Правила общения в гостях (6 ч)

Поведение за столом. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость».

Сюжетно-ролевая игра в “гости”.


Раздел 3.Правила приветствия и прощания (2 ч)

Утреннее приветствие. Прощание перед сном.


Раздел 4. О вежливости (4 ч)

Об уступчивости. Вежливая просьба, вежливый отказ.

Практическая часть

Словесно-ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.


Раздел 5. Культура общения в общественных местах (5 ч)

Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в магазине. Поведение в общественных местах.


Раздел 6. Этикет (5 ч)

Этикет. Основные правила знакомства. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. Нормы поведения дома. Чем занять гостя. Игры и развлечения.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Поиграй-ка!»

Словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома».

Сюжетно-ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник.


Раздел 7. Общение с прекрасным (2 ч)

Как слушать музыку. Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия).


Раздел 8. Правила общения в моей жизни (8 ч)

Как писать письма, поздравления.

Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения. Культура общения с телом– гигиена. Поведение в лесу. Общение с природой. Мое поведение. Итоговое занятие.

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого».

Подвижные игры.

Коммуникативный тренинг «Культура общения в разных ситуациях».

Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения».









Содержание программы

6 класс


Раздел 1. Правила этикета (8 ч)

Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка.

Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону.

Поведение за столом. Сервировка стола к обеду.

Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.

Комплименты. Искусство делать комплименты.

Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник. Семейное торжество.

Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.

Неловкие ситуации.


Раздел 2. Полезные привычки (6 ч)

Черты характера.

Внешний вид. “О чем говорит твой портфель”

Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды.

Навещаем больного. Утешение, подбадривание.

Как сформировать полезные привычки.

Общение с природой. Экология природы и человека.


Раздел 3. Красен человек статью (10 ч)

Что такое дружба, товарищество.

Правила хорошего тона, дурной тон.

Поведение в общественных местах и на природе.

Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства.

Приемы. Как провести праздник дома. Подарки.

Поведение за столом. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд.

Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя.

Красен человек статью.

Почему ты нравишься окружающим или нет.

Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости.


Раздел 4. Загляни в себя (5 ч)

Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.

Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?

О чем говорит внешний вид.

Женственность девочек.

Мужественность мальчиков.


Раздел 5. Традиции разных народов (5 ч)

Умение вести себя в путешествии.

Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи.

Традиции разных народов.

Деловой этикет.

Итоговое занятие. Личность как самоценность в процессе общения.










Содержание программы

7 класс



Раздел 1: «Эмоции» (6 ч)


Эмоциональность как свойство личности

Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние»

Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств

Пути саморегуляции.

Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями



Раздел 2: «Общение» (8 ч)


Общение и его функции

Коммуникативная культура личности

Культура общения. Виды общения

Стили общения. Нормы этикета

Конфликты: их причины и последствия


Раздел 3: «Говорение и слушание» (10 ч)


Группа и её законы

Конфликты в группе и пути их преодоления

«Эффективные» слушатели

Умение слушать как метод восприятия информации

Факторы «слушания». Три уровня «слушания»

Язык «поддержки» и язык «подавления»


Раздел 4: «Загляни в себя» (7 ч)


Совершенствование навыков «слушания»

Техника речи

Монолог. Диалог. Полилог

Культура общения – культура личности

Дискуссия


Раздел 5: «Речевая этика» (3 ч)


Этика и речь. Формулы речевого этикета

Поведение человека и культура общения















  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ВД


Содержание программы внеурочной деятельности «Азбука общения» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.

В основе реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

  • формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;

  • развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.

Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.

Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.

Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.

В рамках этической беседы основной канал общения – педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).

Дебаты – это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.

Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.

Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.

1.Оганизация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).

2. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.

3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.

4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.

Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.


Результаты освоения программы

1. Информационный уровень компетентности

Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

2. Деятельностный уровень компетентности

Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

3. Творческий уровень компетентности

Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

  1. Тематическое планирование

5 класс

п/п

Тема (содержание)

Вид деятельности, необходимые материалы

Количество часов

Дата проведения

Раздел 1: «Знакомство»

1.

Что такое этикет? Знакомство

анкетирование учащихся, беседа

1


2.

Этикетные выражения при знакомстве

коммуникативный тренинг

1


Раздел 2: «Правила общения в гостях»

3.

Поведение за столом

поведенческий тренинг

1


4.

У тебя в гостях друг. Поведение в гостях

сюжетно-ролевая игра

1


5.

Чем занять гостя. Прощание с гостем

беседа, игра

1


6.

Ролевая игра в “гости”

сюжетно-ролевая игра

1


Раздел 3: «Правила приветствия и прощания»

7.

Утреннее приветствие

тренинговые упражнения

1


8.

Прощание перед сном

тренинговые упражнения

1


Раздел 4: «О вежливости»

9.

Об уступчивости

словесно-ролевая игра

1


10.

Вежливая просьба. Вежливый отказ

словесно-ролевая игра

1


11.

Ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”

словесно-ролевая игра

1


Раздел 5: «Культура общения в общественных местах»

12.

Поведение в общественном транспорте

беседа, сюжетно-ролевая игра

1


13.

Поведение в театре, кино, цирке, на концерте

беседа, сюжетно-ролевая игра

1


14.

Поведение в поликлинике, парикмахерской

беседа, сюжетно-ролевая игра

1


15.

Поведение в детской библиотеке

беседа, сюжетно-ролевая игра

1


16.

Поведение в магазине

беседа, сюжетно-ролевая игра

1


17.

Поведение в общественных местах

беседа, сюжетно-ролевая игра

1


Раздел 6: «Этикет»

18.

Этикет. Основные правила знакомства

поведенческий тренинг «Поиграй-ка»

1


19.

Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми

поведенческий тренинг «Поиграй-ка»

1


20.

Поведение за столом. Сервировка стола к чаю

словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома»

1


21.

Нормы поведения дома

словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома»

1


22.

Чем занять гостя. Игры и развлечения

сюжетно-ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник

1


23.

Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник

сюжетно-ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник

1


Раздел 7: «Общение с прекрасным»

24.

Как слушать музыку

беседа, практикум

1


25.

Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия)

беседа, практикум

1


26.

Умение понимать другого

проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого», подвижные игры

1


Раздел 8: «Правила общения в моей жизни»

27.

Как писать письма, поздравления

беседа, практикум

1


28.

Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома

беседа, практикум

1


29.

Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения

подвижные игры

1


30.

Культура общения с телом – гигиена

беседа

1


31.

Поведение в лесу. Общение с природой

подвижные игры

1


32.

Мое поведение

проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения»

1


33.

Культура общения

практикум

1


34.

Итоговое занятие. Поведение человека и культура общения

создание памятки

1


























6 класс

п/п

Тема (содержание)

Вид деятельности, необходимые материалы

Количество часов

Дата проведения

Раздел 1: «Правила этикета»

1.

Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка.

анкетирование учащихся, беседа

1


2.

Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону.

коммуникативный тренинг, создание памятки

1


3.

Поведение за столом. Сервировка стола к обеду.

поведенческий тренинг, создание памятки

1


4.

Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.

сюжетно-ролевая игра

1


5.

Комплименты. Искусство делать комплименты.

беседа, игра

1


6.

Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник. Семейное торжество.

сюжетно-ролевая игра

1


7.

Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.

тренинговые упражнения

1


8.

Неловкие ситуации.

тренинговые упражнения

1


Раздел 2: «Полезные привычки»

9.

Черты характера.

беседа

1


10.

Внешний вид. “О чем говорит твой портфель”

беседа, игра

1


11.

Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды.

беседа, игра

1


12.

Навещаем больного. Утешение, подбадривание.

тренинговые упражнения

1


13.

Как сформировать полезные привычки.

беседа, игра, создание памятки

1


14.

Общение с природой. Экология природы и человека.

беседа, игра

1


Раздел 3: «Красен человек статью»

15.

Что такое дружба, товарищество.

беседа, сюжетно-ролевая игра

1


16.

Правила хорошего тона, дурной тон.

беседа, сюжетно-ролевая игра, создание памятки

1


17.

Поведение в общественных местах и на природе.

беседа, сюжетно-ролевая игра, создание памятки

1


18.

Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства.

беседа, сюжетно-ролевая игра, создание памятки

1


19.

Приемы. Как провести праздник дома. Подарки.

беседа, сюжетно-ролевая игра

1


20.

Поведение за столом. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд.

беседа, сюжетно-ролевая игра, создание памятки

1


21.

Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя.

беседа, игра

1


22.

Красен человек статью.

поведенческий тренинг «Поиграй-ка»

1


23.

Почему ты нравишься окружающим или нет.

словесно-ролевая игра

1


24.

Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости.

сюжетно-ролевая игра

1


Раздел 4: «Загляни в себя»

25.

Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.

беседа, практикум

1


26.

Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?

беседа, практикум

1


27.

О чем говорит внешний вид.

беседа, практикум

1


28.

Женственность девочек.

беседа, практикум

1


29.

Мужественность мальчиков.


1


Раздел 5: «Традиции разных народов»

30.

Умение вести себя в путешествии.

сюжетно-ролевая игра

1


31.

Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи.

сюжетно-ролевая игра

1


32.

Традиции разных народов.

подвижные игры

1


33.

Деловой этикет.

беседа, сюжетно-ролевая игра

1


34.

Итоговое занятие. Личность как самоценность в процессе общения.

практикум, подвижные игры

1


























7 класс

п/п

Тема (содержание)

Вид деятельности, необходимые материалы

Количество часов

Дата проведения

Раздел 1: «Эмоции»

1.

Эмоциональность как свойство личности

анкетирование учащихся, беседа

1


2.

Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние»

коммуникативный тренинг, создание памятки

1


3.

Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств

поведенческий тренинг, создание памятки

1


4.

Пути саморегуляции

сюжетно-ролевая игра

1


5.

Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями

беседа, игра

1


6.

Эмоциональная культура личности

беседа, игра

1


Раздел 2: «Общение»

7.

Общение и его функции

тренинговые упражнения

1


8.

Коммуникативная культура личности

тренинговые упражнения

1


9.

Культура общения. Виды общения

беседа

1


10.

Стили общения. Нормы этикета

беседа, игра

1


11.

Конфликты: их причины и последствия

беседа, игра

1


12.

Средства и способы передачи информации в общении

тренинговые упражнения

1


13.

Механизмы взаимопонимания

беседа, игра, создание памятки

1


14.

Осознание способов взаимодействия людей друг с другом

беседа, игра

1


Раздел 3: «Говорение и слушание»

15.

Группа и её законы

беседа, сюжетно-ролевая игра

1


16.

Конфликты в группе и пути их преодоления

беседа, сюжетно-ролевая игра, создание памятки

1


17.

Роль умения слушать в личностном общении

беседа, сюжетно-ролевая игра, создание памятки

1


18.

«Эффективные» слушатели

беседа, сюжетно-ролевая игра, создание памятки

1


19.

Умение слушать как метод восприятия информации

беседа, сюжетно-ролевая игра

1


20.

Факторы «слушания». Три уровня «слушания»

беседа, сюжетно-ролевая игра, создание памятки

1


21.

Речь говорящего и понимание слушателя

беседа, игра

1


22.

Барьеры между говорящими и слушателями

поведенческий тренинг «Поиграй-ка»

1


23.

Язык «поддержки» и язык «подавления»

словесно-ролевая игра

1


24.

Преодоление барьеров в общении

сюжетно-ролевая игра

1


Раздел 4: «Загляни в себя»

25.

Совершенствование навыков «слушания»

беседа, практикум

1


26.

Совершенствование навыков устной речи. Техника речи

беседа, практикум

1


27.

Монолог. Диалог

беседа, практикум

1


28.

Совершенствование навыков устной речи. Полилог

беседа, практикум

1


29.

Совершенствование навыков устной речи. Культура общения – культура личности

беседа, практикум

1


30.

Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия

беседа, практикум

1


31.

Проблемно-ценностная дискуссия

беседа, практикум

1


Раздел 5: «Речевая этика»

32.

Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета

практикум

1


33.

Этика и виды речевой деятельности

беседа, сюжетно-ролевая игра

1


34.

Итоговое занятие. Поведение человека и культура общения

практикум

1


























6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Список информационных источников (для учителя)

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008.

  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.

  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001.

  4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003.

  5. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.

  6. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.

  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.

  8. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники - И.В. Вачков. Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.

  9. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - Генезис, М., 2009.

  10. Электронное пособие. В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Выпуск 4. – М.: Изд-во «Учитель», 2011.




Технические средства обучения: классная доска, интерактивная доска, компьютер, принтер, сканер.