Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты
Личностные:
•формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
•развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-понимание и сохранение учебной задачи;
-понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
-осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Познавательные УУД:
-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-осуществление записи выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-построение сообщения в устной и письменной форме;
-смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов;
-осуществления анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
Коммуникативные УУД:
-использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
-построение монологического высказывания (в том числе и аудиовизуальной поддержкой);
-владение диалогической формой коммуникации ( в том числе с использованием инструментов ИКТ и дистанционного общения).
Содержание курса внеурочной деятельности
Направленность курса «Азбука общения» на формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции нашла своё отражение в структуре программы. В учебном процессе указанные линии неразрывно взаимосвязаны. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, углубляют представление о родном языке.
1 класс
Раздел 1. Я стал учеником.
Правила поведения в школе. Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены. Мы в школьной соловой. Культура принятия пищи.
Раздел 2. О доброте душевной.
Зачем быть вежливым. Зачем нужны вежливые слова? Доброжелательность. какие бывают поступки. Добро и зло в сказках. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Твои поступки и твои родители. Моя семья. Мой учитель.
Раздел 3 .Труд развивает человека. Обязанности ученика в школе и дома. Мои обязанности в классе. Мой учитель. Обязанности ученика в школе и дома. Мои обязанности в классе.
Раздел 4.Правила аккуратности. Бережливость: каждой вещи своё место. Основные правила Мойдодыра. Как я выгляжу. Правила ухода за одеждой.
Раздел 5. Правила поведения на улице и в обществе. Язык красок. Каждой вещи своё место. Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в общественных местах. Праздничный этикет. «Спасибо» и «Пожалуйста». Труд кормит, а лень портит. Как организовать труд.
Раздел 6. Этика и этикет. Этика в общественных местах. Поведение в гостях. Поведение на природе. Культура физического и умственного труда. Осваиваем правило «Так нельзя». «Герои ВОВ – жители нашего города». «Мы любим наш город». Обобщение изученного за год.
2 класс
Раздел 1. Я – фантазёр. Рисунок «Идеальная школа». Просмотр мультфильма «Фантазеры». Рисунок «Рисунок сна». Рисунок к стих. Остера «Вредные советы». Подготовка поздравительных открыток «С днем учителя». Сочинение «Мои мечты». Игровая форма проведения. Занятие мини-диспут.
Раздел 2. Я и моя школа. Я – второклассник. Как я изменился за лето? Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.
Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.
Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать? Сочинение «Моя школа». Игра-драматизация. Сказка «О мальчике Вале». Разбор ситуаций, их инсценировка.
Раздел 3. Я и мои родители. Презентация «Моя семья». Разбор ситуаций, их инсценировка. Тренинг «Изобрази ситуацию».
Раздел 4. Я и мои друзья. Работа с рисунками на тему: «Мой друг». Тренинг «Изобрази ситуацию». Тренинг «Изобрази ситуацию».
Раздел 5. Что такое сотрудничество?
Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:
-из умения понять другого;
- из умения договориться;
- из умения уступить, если это нужно для дела;
-из умения правильно распределить роли в ходе работы.
Что значит понимать другого и как можно этому научиться? Как научиться договариваться с людьми?
Что такое коллективная работа? Занятие мини-диспут. Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать другого?». Рисунок «Мой класс». Способы работы в коллективе. Создание общего рисунка всем коллективом. Коллективный плакат «Мы. Наши таланты. Наши достижения. Мои трудности. Наши мечты». Игра «Мы - команда». Выбор концертных номеров, репетиция, подготовка оформления классной комнаты. Занятие – праздник.
Формы организации и виды деятельности
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы организации:
Используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
№ п\п | Название разделов | Количество часов |
1 | Я стал учеником. | 5 |
2 | О доброте душевной. | 11 |
3 | Труд развивает человека. | 9 |
4 | Правила аккуратности. | 3 |
5 | Правила поведения на улице и в обществе. | 2 |
6 | Этика и этикет. | 3 |
| Итого: | 33 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ п\п | Название разделов | Количество часов |
1 | Я-фантазер. | 9 |
2 | Я и моя школа. | 5 |
3 | Я и мои родители. | 3 |
4 | Я и мои друзья. | 4 |
5 | Что такое сотрудничество? | 14 |
| Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Азбука общения» для 1 класса
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Я стал учеником – 5 часов | | | |
1 | Я стал школьником. | 1 | | |
2 | Наш класс – наш дом. | 1 | | |
3 | Поговорим о вежливости. Игра-конкурс: «Буратино и Мальвина». | 1 | | |
4 | Город дружных ребят. | 1 | | |
5 | Приятное общение в кругу друзей. | 1 | | |
| О доброте душевной – 11 часов. | | | |
6 | Игра: «Давай дружить!» | 1 | | |
7 | Добро и зло. Герои сказок. Нарисуй добро. | 1 | | |
8 | Как стать прилежным и старательным. | 1 | | |
9 | Доброжелательность. | 1 | | |
10 | «Ежели вы вежливы»- прогулка по городу Вежливости. | 1 | | |
11 | Добрые дела на все времена. | 1 | | |
12 | Ты и твои друзья: «Бескорыстная дружба» | 1 | | |
13 | Язык красок. Каждой вещи своё место. | 1 | | |
14 | Помни о других. | 1 | | |
15-16 | Диспут: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Операция: «Покорми птиц». | 2 | | |
| Труд развивает человека – 9 часов. | | | |
17 | Вредные привычки. Скажи им нет!» | 1 | | |
18 | Трудовые дела в классе и дома. | 1 | | |
19 | Что значит быть дисциплинированным? | 1 | | |
20 | Диалог о привычках: плохих и хороших. | 1 | | |
21 | Мамины помощники, папины друзья. | 1 | | |
22 | Как я соблюдаю режим дня. | 1 | | |
23 | «У меня зазвонил телефон…» | 1 | | |
24-25 | Диспут: «Что такое хорошо и что такое плохо?» | 2 | | |
| Правила аккуратности – 3 часа. | | | |
26 | Культура внешнего вида. | 1 | | |
27 | Каждой вещи – своё место. | 1 | | |
28 | Основные правила Мойдодыра. Как я выгляжу. | 1 | | |
| Правила поведения на улице и в обществе – 2 часа. | | | |
29 | Задачи не на сложение, а на уважение. | 1 | | |
30 | Культура общения: приветствия. | 1 | | |
| Этика и этикет – 3 часа | | | |
31 | Красота вокруг нас. | 1 | | |
32 | Встречи с добрыми людьми. | 1 | | |
33 | Конкурсная программа: «Дружба начинается с улыбки». | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Азбука общения» для 2 класса
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Я-фантазер. | 9ч | | |
1 | Я – второклассник. Я-фантазер. | 1 | | |
2 | Я умею фантазировать. | 1 | | |
3 | Мои сны. | 1 | | |
4 | Я умею сочинять. | 1 | | |
5-6 | Я-ученик . | 2 | | |
7 | Мои мечты. | 1 | | |
8 | Фантазии и ложь. | 1 | | |
9 | Ложь большая и маленькая. | 1 | | |
| Я и моя школа. | 5ч | | |
10 | Я и моя школа. | 1 | | |
11 | Что такое лень? | 1 | | |
12-13 | Я и мой учитель. | 2 | | |
14 | Как справляться с «Немогучками» | 1 | | |
| Я и мои родители. | 3ч | | |
15 | Я и мои родители. | 1 | | |
16 | Я умею просить прощения. | 1 | | |
17 | Почему родители наказывают детей? | 1 | | |
| Я и мои друзья. | 4ч | | |
18 | Настоящий друг. | 1 | | |
19 | Умею ли я дружить?. | 1 | | |
20 | Трудности в отношениях с друзьями. | 1 | | |
21 | Ссора и драка. | 1 | | |
| Что такое сотрудничество? | 14 ч | | |
22 | Что такое сотрудничество. | 1 | | |
23-24 | Я умею понимать другого. | 2 | | |
25 | Я умею договариваться с людьми. | 1 | | |
26 | Мы умеем действовать сообща. | 1 | | |
27 | Что такое коллективная работа? | 1 | | |
28-30 | Коллективная работа «Мы» | 3 | | |
31 | Мы умеем действовать сообща. | 1 | | |
32-33 | Коллективная работа «Подготовим вместе праздник» | 2 | | |
34-35 | Праздник «Наш удивительный класс» | 2 | | |