СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельностив "Азбука добра"4 классе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" имеет духовно -нравственное направление.Программа имеет пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

        Идеи добра и справедливости,проблемы общения-наиболее интересны для детей данного возраста (6-10лет)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельностив "Азбука добра"4 классе»


Пояснительная записка.


Программа внеурочной деятельности «Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576);

- основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Лицей №23», утвержденной приказом №217 от 31.08.2015г., учебного плана, утвержденного приказом №233 от 19.06.2018г.,

-Авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 кл.

Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» духовно-нравственного направления, представляет систему духовно-нравственных развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана в четвёртом классе на 34 часа в год (1 ч в неделю).

Актуальность


Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся и их родителей в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на государственномВ соответствии с учебным планом МОУ «Лицей № 23» на изучение предмета «Азбука добра» в 4 заказе ФГОС НОО, потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста (6-11 лет).

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Кроме этого эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; внушаемость и подражаемость; способность живо откликаться на слово учителя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление их использовать на практике характерна для детей данного возраста.

А глубокая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на все психическое развитие ребенка, в том числе радостное мироощущение, стремление быть лучше рождает волевое усилие в преодолении трудностей, что в свою очередь способствуют формированию фундамента нравственного поведения, усвоения моральных норм и правил поведения личности. Поэтому введение кружка «Этика: азбука добра» именно в начальной школе целесообразно и необходимо.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.



Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

- формирование мотивации дальнейшего изучения природы



Метапредметные результаты:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.



Предметные результаты:


• ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

• познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социальной среде;

• трудовая сфера - владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;

• эстетическая сфера - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

• сфера физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды







Содержание программы



Школьный этикет(6ч.) (понятие об основных правилах поведения в школе).

-Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.



Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).







Правила общения(10 ч.) (взаимоотношения с другими людьми).



- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.



Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии(7ч).



- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

-Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.(5ч.)



- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.



Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.



Внешкольный этикет(6ч).

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.т.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.



Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеурочных активных занятий

Школьный этикет

6

5

1

Правила общения

10

9

1

О трудолюбии

7

4

3

Культура внешнего вида

5

4

1

Внешкольный этикет

6

4

2

Итого

34

26

8






Календарно - тематический план

по внеурочной деятельности

«Азбука добра»на 2018 - 2019 учебный год


п/п.

№ урока в разделе

Наименование разделов и тем

Планируемые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Школьный этикет (6 ч)

1

1.

Отношение к учителю,

03.09-07.09


2

2.

Отношение к одноклассникам

10.09-14.09


3

3.

Отношение к окружающим

17.09-21.09


4

4.

Забота о младших

24.09-28.09


5

5.


Самоконтроль: оценка, самоконтроль.

01.10-05.10


6

6.


Беседа «Протяни руку помощи»

08.10-10.10


Правила общения (10 ч)

7

1

Как я общаюсь с семьёй.

15.10-19.10


8

2

Как я общаюсь с соседями.

22.10-26.10


9

3

Вежлив ли я с одноклассниками?

29.10-02.11


10

4

Игра «Город вежливости»

05.11-09.11


11

5

Вежливость в общественных местах.

12.11-16.11


12

6

Вежлив ли я дома?

26.11-30.12


13

7

Незаменимые правила вежливости

03.12-07.12


14

8

Незаменимые правила вежливости

10.12-14.12


15

9

Выход из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины)

17.12-21.12


16

10

Выход из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины)

24.12-28.12


О трудолюбии (7ч)

17

1

Человек трудолюбивый, кто он?

09.01-11.01


18

2

Культура физического и умственного труда

14.01-18.01


19

3

Книга — источник знаний. Положительные герои в былинах и сказках

21.01-25.01


20

4

Золотые руки

28.01-01.02


21

5

Кем быть?

04.02-08.02


22

6

Твоя малая родина

11.02-15.02


23

7

Герои труда

18.02-20.02


Культура внешнего вида (5 ч)

24

1

Что такое культура внешнего вида?

25.02-01.03


25

2

Что такое вкус и стиль?

04.03-08.03


26

3

Одежда и осанка

11.03-15.03


27

4

Вежливость и внешний вид

18.03-22.03


28

5

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

25.03-29.03


Внешкольный этикет (6 ч)

29

1

Осваиваем правило «так нельзя»

01.04-05.04


30

2

Осваиваем правило «так нельзя»

15.04-19.04


31

3

Услышать собеседника

22.04-26.04


32

4

Поведение в разных жизненных ситуациях.

29.05-08.05


33

5

Что такое хорошо и что такое плохо

13.05-17.05


34

6

В мире мудрых мыслей

20.05-27.05


Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

34

0

0

0

0

выполнено







СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ / ------------------------../

«_____________»2018 г.



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО, рекомендовано к утверждению

протокол № 1 от «______________» 2018 г.

Руководитель ШМО

_____________ ./___________________./