ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №120
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
194295, Санкт-Петербург, пр. Художников, д. 24 корп. 2.
тел. 599-25-34, www.school120spb.ru
___________________________________________________________________________________
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ГБОУ школы № 120 Выборгского района Санкт-Петербурга __________________А.С. Козлов «___» _______________ 2015 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ школы № 120 Выборгского района Санкт-Петербурга _______________Борисова Н.Ю. «___» _______________ 2015 года |
ПРОГРАММА внеурочной деятельности для учащихся 5 классов |
направленность | социальная |
название курса | «Азбука профессий» |
| |
| |
РЕЕСТРОВЫЙ НОМЕР: | |
Составил(а):
Озернюк Нина Владимировна
учитель русского языка и литературы
высшая категория
Санкт-Петербург
2015 год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база | Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Азбука профессий» составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189; Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга от «31» августа 2015 года; Учебный план внеурочной деятельности ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год; |
Направленность программы курса внеурочной деятельности | Данная программа внеурочной деятельности имеет социальную направленность. Курс предназначен для учащихся 5 класса. |
Цель программы | Целью курса по внеурочной деятельности является ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. |
Задачи программы | Задачи программы: познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них; формировать положительное отношение к труду и людям труда; формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности; развивать интеллектуальные и творческие способности детей; воспитывать уважение к людям труда; побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем; содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией; создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений. |
Общая характеристика курсаВД
Содержание курса «Азбука профессий» определяется возрастными особенностями учащихся 10-12 лет.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Занятия построены таким образом, что дают возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия проводятся в активной деятельностной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Изучение программы внеурочной деятельности «Азбука профессий» тесно связано с такими дисциплинами, как: «Математика», «Русский язык», «Литература», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка».
Структура занятий:
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой профессией.
4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Режим занятий
Курс внеурочной деятельности «Азбука профессий» реализуется во внеурочное время согласно утвержденному расписанию, 1 час в неделю, 35 часов в год. Продолжительность занятий – 45 минут.
Формы учета знаний: участие в проектной деятельности (проекты), творческие работы, самооценка, наблюдение.
Основное содержание курса ВД
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Введение в мир профессий | 3 |
2. | О профессиях разных, нужных и важных | 14 |
3. | Все профессии нужны, все профессии важны | 10 |
4. | Профессии моих родителей | 5 |
5. | Итоговые занятия. Викторина и защита проектов | 3 |
Итого: | 35 часов |
Содержание программы внеурочной деятельности способствует созданию условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу.
Содержание курса способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ВД
Содержание программы внеурочной деятельности «Азбука профессий» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Азбука профессий» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Планируемые результаты:
В результате изучения курса у младших школьников формируются:
первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема (содержание) | Вид деятельности, необходимые материалы | Количество часов | Дата проведения |
Раздел: «Введение в мир профессий» |
-
| В мире профессий | составление рассказов, принадлежности для письма | 1 | 02.09 |
-
| Мир профессий большой, труд в почёте любой | беседа, чтение отрывков произведения В. Маяковского «Кем быть» | 1 | 09.09 |
-
| Кем я хочу стать? | рисование, принадлежности для рисования | 1 | 16.09 |
Раздел: «О профессиях разных, нужных и важных» |
-
| Профессия – учитель | работа в группе, инсценирование | 1 | 23.09 |
-
| Профессия – воспитатель ДОУ | работа в группе, составление загадок | 1 | 30.09 |
-
| Профессия - продавец | инсценирование, предметы для инсценирования | 1 | 07.10 |
-
| Профессия - парикмахер | инсценирование, предметы для инсценирования | 1 | 14.10 |
-
| Профессия - повар | рисование, принадлежности для рисования | 1 | 21.10 |
-
| Профессия - почтальон | экскурсия | 1 | 28.10 |
-
| Профессия - врач | ролевая игра, предметы для инсценирования | 1 | 11.11 |
-
| Профессия - врач | рисование, принадлежности для рисования | 1 | 18.11 |
-
| Профессия - врач | работа в группе | 1 | 25.11 |
-
| Строительные профессии | беседа, работа в группе, компьютер | 1 | 02.12 |
-
| Профессия - художник | работа с иллюстрациями, репродукции картин и художественные фотографии | 1 | 09.12 |
-
| Профессии людей, занятых в сельском хозяйстве | работа в группе, рисование, принадлежности для рисования | 1 | 16.12 |
-
| Профессия - пожарный | экскурсия | 1 | 23.12 |
-
| Профессия - полицейский | ролевая игра, предметы для инсценирования | 1 | 13.01 |
Раздел: «Все профессии нужны, все профессии важны» |
1. | Самые нужные профессии | беседа, просмотр видеофильма, компьютер, интерактивная доска | 1 | 20.01 |
2. | Профессии и труд | составление заданий викторины, принадлежности для рисования | 1 | 27.01 |
3. | Фестиваль профессий | викторина, наборы сюжетных картинок, компьютер, интерактивная доска | 1 | 03.02 |
4. | Проект «Азбука профессий» | участие в жеребьевке, работа в парах | 1 | 10.02 |
5. | Представление мини-проектов на буквы А-Д | защита проекта, создание коллажа, компьютер, интерактивная доска | 1 | 17.02 |
6. | Представление мини-проектов на буквы Е-К | защита проекта, создание коллажа, компьютер, интерактивная доска | 1 | 24.02 |
7. | Представление мини-проектов на буквы Л-Р | защита проекта, создание коллажа, компьютер, интерактивная доска | 1 | 02.03 |
8. | Представление мини-проектов на буквы С-Я | защита проекта, создание коллажа, компьютер, интерактивная доска | 1 | 09.03 |
9. | Оформление результатов проекта | защита проекта, компьютер, интерактивная доска | 1 | 16.03 |
10. | Труд на радость себе и людям | просмотр видеофильма, работа в парах и группе, компьютер, интерактивная доска | 1 | 30.03 |
Раздел: «Профессии моих родителей» |
1. | Мой труд дома | рисование, принадлежности для рисования | 1 | 06.04 |
2. | Кем работают мои родители? | составление рассказов, принадлежности для письма | 1 | 13.04 |
3. | Проект «Профессия моих родителей» | защита проекта, компьютер, интерактивная доска | 1 | 20.04 |
4. | Все работы хороши, выбирай на вкус | встреча с представителями интересных профессий | 1 | 27.04 |
5. | Все работы хороши, выбирай на вкус | встреча с представителями интересных профессий | 1 | 04.05 |
Раздел: «Итоговые занятия. Викторина и защита проектов» |
1. | «Парад профессий» | викторина, наборы сюжетных картинок | 1 | 11.05 |
2. | Защита проектов | защита проекта, компьютер, интерактивная доска | 1 | 18.05 |
3. | Защита проектов | защита проекта, компьютер, интерактивная доска | 1 | 25.05 |
Планируемые результаты изучения курса ВД
В результате изучения курса по внеурочной деятельности «Азбука профессий»:
бережно относиться к труду и творчеству, человеку труда;
бережно и творчески относиться к учебному труду;
творческому сотрудничеству со сверстниками и взрослыми;
получит опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.
участия в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
расширения кругозора о мире профессий;
развить свои способности;
участвовать в обсуждении и выражении своего отношения к изучаемой профессии;
попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Описаниеучебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебная и справочная литература
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. М., Просвещение, 2011.
Багрова О.Е. Введение в мир профессий, Волгоград: Учитель, 2009.
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Что такое? Кто такой? в 3 томах. М., Педагогика – Пресс, 1994.
Лопатина А. Секреты мастерства. 100 уроков о профессиях.- М.: Книжный дом Локус, 2002.
Технические средства обучения: классная доска, интерактивная доска, компьютер, принтер, сканер.