СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учетом интересов и возрастных  особенностей учащихся 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука профессий"»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №120

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

194295, Санкт-Петербург, пр. Художников, д. 24 корп. 2.

тел. 599-25-34, www.school120spb.ru

___________________________________________________________________________________




«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

ГБОУ школы № 120

Выборгского района Санкт-Петербурга

__________________А.С. Козлов

«___» _______________ 2015 года



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ школы № 120

Выборгского района Санкт-Петербурга

_______________Борисова Н.Ю.

«___» _______________ 2015 года





ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для учащихся 5 классов


направленность

социальная

название курса

«Азбука профессий»





РЕЕСТРОВЫЙ НОМЕР:





Составил(а):

Озернюк Нина Владимировна

учитель русского языка и литературы

высшая категория











Санкт-Петербург

2015 год


  1. Пояснительная записка


Нормативно-правовая база


Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Азбука профессий» составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

  3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;

  5. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга от «31» августа 2015 года;

  6. Учебный план внеурочной деятельности ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;


Направленность программы курса внеурочной деятельности


Данная программа внеурочной деятельности имеет социальную направленность.



Курс предназначен для учащихся 5 класса.





Цель программы

Целью курса по внеурочной деятельности является ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.








Задачи программы

Задачи программы:

  1. познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;

  2. формировать положительное отношение к труду и людям труда;

  3. формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

  4. развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности;

  5. развивать интеллектуальные и творческие способности детей;

  6. воспитывать уважение к людям труда;

  7. побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;

  8. содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;

  9. создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.











  1. Общая характеристика курсаВД



Содержание курса «Азбука профессий» определяется возрастными особенностями учащихся 10-12 лет.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Занятия построены таким образом, что дают возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.

В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия проводятся в активной деятельностной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Изучение программы внеурочной деятельности «Азбука профессий» тесно связано с такими дисциплинами, как: «Математика», «Русский язык», «Литература», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка».


Структура занятий:

  1. 1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

  2. 2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):

    1. - что я знаю об этой профессии;

    2. - что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

    3. - какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

    4. - что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.

  3. 3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой профессией.

  4. 4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Режим занятий

Курс внеурочной деятельности «Азбука профессий» реализуется во внеурочное время согласно утвержденному расписанию, 1 час в неделю, 35 часов в год. Продолжительность занятий – 45 минут.

Формы учета знаний: участие в проектной деятельности (проекты), творческие работы, самооценка, наблюдение.



  1. Основное содержание курса ВД


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Введение в мир профессий

3

2.

О профессиях разных, нужных и важных

14

3.

Все профессии нужны, все профессии важны

10

4.

Профессии моих родителей

5

5.

Итоговые занятия. Викторина и защита проектов

3

Итого:

35 часов




Содержание программы внеурочной деятельности способствует созданию условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу.

Содержание курса способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ВД


Содержание программы внеурочной деятельности «Азбука профессий» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

мотивационно личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Азбука профессий» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.



Планируемые результаты:

В результате изучения курса у младших школьников формируются:

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.





  1. Тематическое планирование



п/п

Тема (содержание)

Вид деятельности, необходимые материалы

Количество часов

Дата проведения

Раздел: «Введение в мир профессий»

В мире профессий

составление рассказов, принадлежности для письма

1

02.09

Мир профессий большой, труд в почёте любой

беседа, чтение отрывков произведения

В. Маяковского «Кем быть»

1

09.09

Кем я хочу стать?

рисование, принадлежности для рисования

1

16.09

Раздел: «О профессиях разных, нужных и важных»

Профессия – учитель


работа в группе, инсценирование

1

23.09

Профессия – воспитатель ДОУ

работа в группе,

составление загадок

1

30.09

Профессия - продавец

инсценирование, предметы для инсценирования

1

07.10

Профессия - парикмахер

инсценирование, предметы для инсценирования

1

14.10

Профессия - повар

рисование, принадлежности для рисования

1

21.10

Профессия - почтальон

экскурсия

1

28.10

Профессия - врач

ролевая игра, предметы для инсценирования

1

11.11

Профессия - врач

рисование, принадлежности для рисования

1

18.11

Профессия - врач

работа в группе

1

25.11

Строительные профессии

беседа, работа в группе, компьютер

1

02.12

Профессия - художник

работа с иллюстрациями, репродукции картин и художественные фотографии

1

09.12

Профессии людей, занятых в сельском хозяйстве

работа в группе, рисование, принадлежности для рисования

1

16.12

Профессия - пожарный

экскурсия

1

23.12

Профессия - полицейский

ролевая игра, предметы для инсценирования

1

13.01

Раздел: «Все профессии нужны, все профессии важны»

1.

Самые нужные профессии

беседа, просмотр видеофильма, компьютер, интерактивная доска

1

20.01

2.

Профессии и труд

составление заданий викторины, принадлежности для рисования

1

27.01

3.

Фестиваль профессий

викторина, наборы сюжетных картинок, компьютер, интерактивная доска

1

03.02

4.

Проект «Азбука профессий»

участие в жеребьевке, работа в парах

1

10.02

5.

Представление мини-проектов на буквы А-Д

защита проекта, создание коллажа, компьютер, интерактивная доска

1

17.02

6.

Представление мини-проектов на буквы Е-К

защита проекта, создание коллажа, компьютер, интерактивная доска

1

24.02

7.

Представление мини-проектов на буквы Л-Р

защита проекта, создание коллажа, компьютер, интерактивная доска

1

02.03

8.

Представление мини-проектов на буквы С-Я

защита проекта, создание коллажа, компьютер, интерактивная доска

1

09.03

9.

Оформление результатов проекта

защита проекта, компьютер, интерактивная доска

1

16.03

10.

Труд на радость себе и людям

просмотр видеофильма, работа в парах и группе, компьютер, интерактивная доска

1

30.03

Раздел: «Профессии моих родителей»

1.

Мой труд дома

рисование, принадлежности для рисования

1

06.04

2.

Кем работают мои родители?

составление рассказов, принадлежности для письма

1

13.04

3.

Проект «Профессия моих родителей»

защита проекта, компьютер, интерактивная доска

1

20.04

4.

Все работы хороши, выбирай на вкус

встреча с представителями интересных профессий

1

27.04

5.

Все работы хороши, выбирай на вкус

встреча с представителями интересных профессий

1

04.05

Раздел: «Итоговые занятия. Викторина и защита проектов»

1.

«Парад профессий»

викторина, наборы сюжетных картинок

1

11.05

2.

Защита проектов

защита проекта, компьютер, интерактивная доска

1

18.05

3.

Защита проектов

защита проекта, компьютер, интерактивная доска

1

25.05

  1. Планируемые результаты изучения курса ВД


В результате изучения курса по внеурочной деятельности «Азбука профессий»:


  • Ученик научится:


  1. бережно относиться к труду и творчеству, человеку труда;

  2. бережно и творчески относиться к учебному труду;

  3. творческому сотрудничеству со сверстниками и взрослыми;

  4. получит опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.


  • Ученик получит возможность:

  1. участия в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

  2. расширения кругозора о мире профессий;

  3. развить свои способности;

  4. участвовать в обсуждении и выражении своего отношения к изучаемой профессии;

  5. попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.



  1. Описаниеучебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Учебная и справочная литература


  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010.

  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

  3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. М., Просвещение, 2011.

  4. Багрова О.Е. Введение в мир профессий, Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008.

  6. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 2002.

  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

  8. Что такое? Кто такой? в 3 томах. М., Педагогика – Пресс, 1994.

  9. Лопатина А. Секреты мастерства. 100 уроков о профессиях.- М.: Книжный дом Локус, 2002.


Технические средства обучения: классная доска, интерактивная доска, компьютер, принтер, сканер.