МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 18»
Протокол № _____ от ___________________ г. Симферополя
«___» __________ 2017__ г. «_____» __________ 2017__ г. _____________ В. Н. Танова
Приказ № _____ от «___» ____2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
нелинейного направления «Город, в котором я живу»
направление: общественно-полезное
для 5-А класса
Учитель:Максимова Е.Ю
Симферополь, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Город, в котором я живу» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Положения о разработке и утверждении рабочих программ по учебным предметам, элективным, факультативным курсам, курсам по выбору и программам по организации внеурочной деятельности и дополнительного образования МБОУ «СОШ № 18», Положения об организации внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 18» с учетом возрастных особенностей учащихся 5-х классов.
Данная программа ставит своей основной целью формирование всесторонне развитой личности учащегося, достойного гражданина Российской Федерации и представителя Республики Крым посредством расширения эмоционально-чувственной сферы школьников и приобщения их к историческому прошлому и настоящему родного города.
Применение нелинейной формы организации образовательного процесса при реализации данной рабочей программы раскрывает широкие возможности для восприятия школьниками нового материала, так как происходит изменение роли учителя: от транслятора знаний – к координатору, оказывающему помощь и поддержку каждому учащемуся на пути к новым свершениям. Выход за пределы традиционной классно-урочной системы позволяет с большей эффективностью достичь следующих задач, стоящих на пути к обозначенной цели:
– воспитание бережного отношения к истории, культуре, памятникам родного края;
– развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
– формирование у учащихся устойчивого желания продолжить дальнейшее знакомство с историческим, духовным и культурным наследием родного города самостоятельно.
На изучение курса внеурочной деятельности «Город, в котором я живу» в 5 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.
Место проведения занятий: культурно-исторические учреждения Симферополя (театры и музеи различного типа, в том числе под открытым небом, цирк, кинотеатр, городские библиотеки), центральные улицы города, ботанический сад.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
– осознание себя полноправным членом общества и государства;
– воспитание чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
– уважительное отношение к истории и культуре различных народов, проживающих(-вших) в Крыму;
– осознание ответственности за свое поведение в общественных местах, в том числе за умение слушать и вести диалог с экскурсоводами, работниками музеев, театров, кинотеатров, библиотек;
– развитие музыкально-эстетического чувства, понимание функций искусства в жизни человека и общества;
– осознание и идентификация своих эмоций;
– умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, формирование стремления к совершенствованию собственного языка.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
– формулирование темы и целей запланированных мероприятий;
– составление планов работы (совместно с учителем), следование утвержденным планам;
– выработка (совместно с учителем) критериев оценки, определение степени успешности своей деятельности и деятельности других в соответствии с этими критериями;
– умение взаимодействовать с окружающими людьми (со взрослыми и сверстниками);
познавательные УУД:
– умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую;
коммуникативные УУД:
– умение работать в коллективе, осуществляя при этом различные функции: координатор, исполнитель, аналитик;
– использование подходящих речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
– владение монологической и диалогической речью для высказывания и обоснования собственной точки зрения;
– ориентирование на позицию партнера в общении, осознание возможности существования у людей различных точек зрения.
По итогам освоения курса учащиеся должны:
– знать (на уровне обобщенных представлений) поворотные моменты в истории Российского государства и то, как они отразились на судьбе Симферополя;
– уметь рассказывать о родном городе, его достопримечательностях;
– иметь представление о роли театра и музея в жизни современного человека, в его духовно-нравственном развитии;
– развить художественный вкус, интерес к различным видам искусства;
– уметь воспринимать произведения искусства и литературы, выражать свое отношение к ним.
Содержание внеурочной деятельности
Программа курса «Город, в котором я живу» включает в себя четыре раздела:
1. «Ворота» Крыма.
Введение. Ознакомление с содержанием курса. Диагностирование начального уровня знаний учащихся по тематике курса. Обзорная экскурсия по историческому центру Симферополя. Осмотр различных памятников истории, монументального искусства, архитектуры, сакральных сооружений с момента основания города до наших дней (памятник Екатерине II, Долгоруковский обелиск, памятник А.В. Суворову; здание синематографа «Баян», дом О.А. Семерджиева, дом купца Х.К. Чирахова, доходный дом Ф.Ф. Шнейдера; Церковь Константина и Елены, мечеть Кебир-Джами, караимская кенасса; памятный знак в честь воинов и партизан-освободителей г. Симферополя – памятник «Танк Т-34» в сквере Победы; скульптурная композиция «Вежливым людям», памятник Юрию Богатикову и др.). Пешеходная прогулка-экскурсия по археологическому комплексу «Неаполь Скифский».
2. Театральная столица Республики.
Основы театральной культуры. Виды театров. Кто работает в театре: закулисье. Правила поведения в театре. Знакомство с обустройством здания старейшего театра юга России – Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького. Просмотр спектаклей в различных театрах города (драматический, музыкальный, кукольный). Цирк как особый вид искусства. Просмотр циркового представления.
3. Музейное пространство города.
Что такое музей? Роль музея в жизни человека. Особенности работы в музее. Правила поведения в музее. Посещение различных музеев города (исторический, этнографический, художественный, зоологический, музей шоколада).
4. Симферополь – центр науки и просвещения.
Литературные встречи в библиотеках города. Знакомство учащихся с членами литобъединений, современными поэтами, писателями, журналистами. Посещение кинотеатра, просмотр фильма из видеоколлекции «История отечества в зеркале экрана». Обзорная экскурсия в уникальный историко-природный комплекс Симферополя – Ботанический сад им. Н.В. Багрова Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
Формы организации образовательного процесса: просмотр спектаклей/представлений/выставок, экскурсия, литературный вечер, беседа, дискуссия, творческий отчет, урок-викторина.
Формы контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащихся в процессе внеурочной деятельности; промежуточный – подготовка отзывов, рецензий, публикаций на школьный сайт, презентаций, создание фотоальбомов, фотоколлажей, фотоотчетов, книжных (музыкальных, видео-) подборок, серий иллюстраций; итоговый – защита проектов, портфолио, участие в конкурсах и олимпиадах.
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | «Ворота» Крыма | 3 |
2 | Театральная столица Республики | 10 |
3 | Музейное пространство города | 14 |
4 | Симферополь – центр науки и просвещения | 7 |
Итого: | 34 |
| |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Форма организации образовательного процесса | Кол-во часов | Форма контроля |
План | Факт | теоретическая часть | практическая часть | |
1. «Ворота» Крыма (3 ч.) | |
1 | | | Вводное занятие | Урок-викторина | 1 | | Анкетирование |
2 | | | Знакомство с историей «города-собирателя» | Обзорная экскурсия | | 1 | Фотоколлаж |
3 | | | Откуда все начиналось: Неаполь Скифский – центр государства поздних скифов | Пешеходная прогулка-экскурсия | | 1 | Публикация на школьном сайте |
| | | | | | | |
2. Театральная столица Республики (10 ч.) | |
4-5 | | | Театр изнутри: экскурсия по театральному комплексу Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького | Тематическая экскурсия, беседа | 1 | 1 | Конкурс презентаций |
6-7 | | | Посещение Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького | Просмотр спектакля/ представления, беседа | 1,5 | 0,5 | Отзыв (рецензия) |
8-9 | | | Посещение Государственного академического музыкального театра | 1,5 | 0,5 |
10-11 | | | Посещение Крымского академического театра кукол | 1,5 | 0,5 |
12-13 | | | Посещение Симферопольского государственного цирка им. Бориса Тезикова | 1,5 | 0,5 | Фотоотчет |
3. Музейное пространство города (14 ч.) | |
14-15 | | | Посещение Этнографического музея | Обзорная экскурсия, беседа | 1 | 1 | Отзыв (рецензия) |
16-17 | | | Посещение Центрального музея Тавриды | 1 | 1 |
17-19 | | | Посещение Музея истории города Симферополя | 1 | 1 |
20-21 | | | Посещение Симферопольского художественного музея | 1 | 1 |
22-23 | | | Посещение Республиканского крымско-татарского музея искусств | 1 | 1 |
24-25 | | | Посещение Музея шоколада | 1 | 1 |
26-27 | | | Посещение Зоологического музея Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского | 1 | 1 | Серия иллюстраций |
4. Симферополь – центр науки и просвещения (7 ч.) | |
28-30 | | | Посещение городских библиотек | Литературный вечер, дискуссия | 2 | 1 | Книжная (музыкальная, видео-) подборка |
31-33 | | | Посещение кинотеатра | Просмотр кинофильма, беседа | 1,5 | 0,5 | Конкурс презентаций |
33 | | | Ботанический сад им. Н.В. Багрова – одно из семи современных чудес Крыма | Обзорная экскурсия | | 1 | Публикация на школьном сайте |
34 | | | Итоговый урок | Творческий отчет | 1 | | Защита проектов, портфолио |
Список литературы
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. 50 маленьких рассказов о театре. – Л., 1990.
2. Бабенко Г.А., Дюличев В.П. Симферополь – город пользы. – Симферополь., 2007.
3. Некрасова Л.М. Театр как искусство / Педагогика искусства. – 2007. – № 1.
4. Образцов С.В. Всю жизнь я играю в куклы. – М., 1983.
5. Образцов С.В. Моя профессия. – М., 2009.
6. Под шатром цирковым. – Саратов, 1973.
7. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М., 2003.