Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Патриот» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания обучающихся детей;
- формировать у детей активную жизненную позицию, желание приносить пользу семье, обществу, государству;
- уметь ценить и уважать культурное наследие, историю, традиции родного края;
- интегрировать внеурочную деятельность в образовательный процесс;
- формировать уважительное отношение к героям России через встречи с ветеранами, посещение музеев, выставок;
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Именно в школьном возрасте необходимо формировать представления о малой Родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края
Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
В основе методики преподавания курса «Патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Занятия курса разделены на теоретические и практические.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Изучение программы «Патриот» ориентировано на межпредметные связи с такими предметами учебного плана как: ОБЖ, физическая культура, география, биология, история.Формы работы: коллективные,групповые, индивидуальные Методы работы: наглядные, практические, теоретические
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала в следующих формах: соревнования, конкурсы, тестирование.
. Рабочая программа курса "Патриот" составлена для 5-го класса, рассчитана на 2 часа в неделю. Количество часов с учетом календарного учебного графика МАОУ СОШ №27 на 2018-2019 уч.год – 68часов.
Содержание курса.
№ | Наименование раздела | Количество часов | Описаие примерного содержания занятий. |
1 | Я-гражданин | 13 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Беседа, конкурс рисунков Родной край – частица России. Символика края.Урок – путешествие. Город мой родной.Учебный диалог, презентация учителя. Экскурсия «Наш Таганрог». Я - ученик.Экскурсия по школе. Родной дом и семья.Беседа . Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.Игра |
2 | Живые страницы прошлого | 53 | Как жили наши предки славяне.Урок – путешествие Богатырская наша сила.Урок . Русские героические сказки.Викторина . Русский солдат сам черт ему не брат.Учебный диалог. Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский. Русские полководцы. А.В. Суворов. Военные забавы юного Петра.Учебный диалог, презентация. Путешествие по городам – героям.Путешествие . Таганрог в годы Великой Отечественной войны.Экскурсия. История школьного памятника. Ученики – герои.Экскурсия. День защитника Отечества.Устный журнал. Проект «Военная летопись нашей семьи». Дети войны.Знакомство с произведениями о ВОВ. День космонавтики.Беседа. День Победы.Лекция. Конкурс рисунков. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Встреча с участниками боевых действий. |
3 | заключение | 2 | Экскурсия в детскую библиотеку. Дети войны.Презентация. Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Зарница.Подведение итогов. |
| ИТОГО | 68 ч | |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Раздел 1. Я-гражданин. |
1-3 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 3 | |
4 | Родной край – частица России. Символика края. | 1 | |
5 | Город мой родной | 1 | |
6 | Экскурсия «Наш Таганрог». | 1 | |
7 | Я - ученик. | 1 | |
8 | Родной дом и семья. | 1 | |
9 | Моя семья. | 1 | |
10 | Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут | 1 | |
11 | Проект “Моя родословная” | 1 | |
12 | Работа с фотоальбомом | 1 | |
13 | Русская народная культура. | 1 | |
|
14 | Как жили наши предки славяне. | 1 | |
15 | Богатырская наша сила | 1 | |
16 | Русские героические сказки. | 1 | |
17 | Русский солдат сам черт ему не брат. | 1 | |
18 | Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский. | 1 | |
19 | Русские полководцы. А.В. Суворов. | 1 | |
20 | Военные забавы юного Петра. | 1 | |
21-24 | Путешествие по городам – героям. | 4 | |
25 | Таганрог в годы Великой Отечественной войны. | 1 | |
26 | История школьного памятника. Ученики – герои. | 1 | |
27 | Славные традиции школы. | 1 | |
28 | Проект «Военная летопись нашей семьи». | 1 | |
29 | О Крещении на Руси. Обряд Крещения. | 1 | |
30 | Отечество. Что вкладываем мы в это понятие? Листаем Великой истории строки: Полководцы Великой Отечественной войны. | 1 | |
31 | История российской символики. | 1 | |
32 | Россия - государство. Истоки возникновения. | 1 | |
33 | Москва-столица нашей родины. Как жили москвичи в древности. | 1 | |
34 | Музеи города | 1 | |
35 | Конкурс сочинений Мои впечатления о музеях города. | 1 | |
36 | Проект Культура народов моей страны. | 1 | |
37 | Богатство культур народов России | 1 | |
38 | Предметы традиционной материальной культуры. | 1 | |
39 | Сбор предметов старинного быта для экспозиции «Русская изба». | 1 | |
40 | Обрядовый словарь местного населения. | 1 | |
41 | День защитника Отечества. | 1 | |
42 | Земля - наш общий дом. Введение. | 1 | |
43 | Есть такая профессия - Родину защищать. Презентация «Служба в Армии - почетная обязанность». | 1 | |
44 | Военная слава земляков Путешествие по Книге памяти. | 1 | |
45 | Города-герои. Презентация. | 1 | |
46 | Имена героев в названии улиц нашего района. | 1 | |
47 | Урок нравственности» Моя культура поведения» | 1 | |
48 | Что для меня в жизни главное. Составление главных постулатов в жизни школьника. Защита своих мини-проектов. | 1 | |
49 | Рассматривание родословной знаменитых личностей (Сталин, Жуков, Суриков). | 1 | |
50 | Презентация « Учитель - слово-то какое!». О роли учителя в школе. | 1 | |
51 | Страницы летописи школьной жизни. По материалам архива школы. | 1 | |
52 | Урок экологии « Я люблю свою Землю буду ее защищать». Индивидуальные выступления учащихся | 1 | |
53 | День космонавтики. | 1 | |
54 | Самые значимые битвы войны. Презентация | 1 | |
55 | Поэты, писатели о войне | 1 | |
56 | Поэты, писатели о войне. | 1 | |
57 | Война в произведениях художников | 1 | |
58 | Книга памяти. | 1 | |
59 | Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа за круглым столом | 1 | |
60 | День Победы. | 1 | |
61 | Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». | 1 | |
62 | Встреча с участниками боевых действий. | 1 | |
63 | Дети войны. | 1 | |
64 | Истоки родного языка. Вещее слово А.Афанасьева. | 1 | |
65 | Конкурс плакатов и устных сообщений «От А до Я» (рождение алфавита), «От камня до бумаги» (орудия письма) | 1 | |
Раздел 3. Заключение |
66 | Экскурсия в детскую библиотеку. | 1 | |
68 | Конкурс рисунков «Мы за Мир!».Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | |
Планируемые результаты курса.
Личностные:
1. Социализация личности;
2. Формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего народа в мировую историю и культуру;
3. Развитие творческого потенциала ученика;
4. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
5. Воспитание интереса к творческой деятельности;
6. Формирование гражданского отношения к Отечеству;
7. Бережное отношение к духовным ценностям;
8. Активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации. Метапредметные :
1. Освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности;
2. Формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
3. Развитие способности осознанно строить речевое высказывание;
4. Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию;
5. Воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение, отношение;
6. Овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль.
Предметные :
1. Сформированность краеведческих знаний;
2. Сформированность интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине, знание своих корней;
3. Развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
1.Развивать патриотизм, гордость за русский народ и его историю;
2.Расширить знания и представления о Родине, родном крае, природе родного края, людях, живущих давно и сейчас;
3.Познакомиться с музеем школы и осуществлять посильный вклад в его развитие;
4.Почувствовать свою принадлежность к многонациональному народу России;
5.Развивать интеллектуальные и творческие способности;
6.Совершенствовать навыки совместной деятельности в коллективе;
7.Формировать навыки работы с информацией;
8.Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
9.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
10.Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Материально-техническое обеспечение.
для учителя
1.И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2015.
2.И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2016
3.Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
4..Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2014.
5.Т.С. Голубева. Государственная символика России// – 2001, №7.
6.О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2016.
для учеников:
1.Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
2.Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2016.
3..Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2018.