МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Черёмуховка
Утверждаю________________________
Директор МБОУ «СОШ» с.Черёмуховка
Симакова О.Д.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Все цвета, кроме чёрного»
Направление – духовно-нравственное
Вид деятельности - проблемно-ценностное
Возраст- 2 класс
Разработчик - Косолапова В.А.
2015-2016учебный год
Содержание программы:
I. Пояснительная записка.
II. Учебно – тематический план.
III. Содержание курса
IV. Предполагаемые результаты реализации программы.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой.
Цель программы - формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков, снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность.
В таких современных условиях жизни, как информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений, эмоциональная сфера ребенка подвергается перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий – обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с отсутствием внимания взрослых на эту сторону психической жизни ребенка.
Необходимость введения спецкурса «Игровой психотерапии» (ИПТ) обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания таких детей – это и своевременное выявление трудностей обучения, общения ребенка в коллективе, оперативная помощь и коррекция в совокупности с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Содержание программы «Все цвета кроме черного» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Черёмуховка, построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.
Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения.
В большей степени реализация программы предполагается в младших классах с обучающимся, у которых низкая познавательная активность, наиболее выражена зависимостью поведения. Также данная программа может быть реализована в младших классах общеобразовательных учреждений.
Содержание данной программы взаимосвязано с учебными предметами, фрагментарно «Игровую психотерапию» можно применять во внеклассной работе и как элементы разгрузки обучающихся на уроках.
Основу спецкурса составляют адаптационно-пропедевтические занятия, основной формой которых является игра.
Комплект состоит из методического пособия для учителей, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2-4 классов.
Данные занятия реализуют целый ряд функций:
1. развлекательная,
2. коммуникативная,
3. диагностическая,
4. коррекционная,
5. пропедевтическая,
6. игротерапевтическая.
Задачи:
• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий;
• формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку;
Особенности реализации программы:
программа «Все цвета кроме черного» реализуется по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности осуществляется с учащимися один час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год . Программа включает следующие разделы: 1 год обучения - «Учусь понимать себя».
Занятия проводятся в классах начальной школы, в спортивном зале, на свежем воздухе.
Реализация программы предусматривает проведение практических работ, тренингов, бесед, драматизации, активно используется арттерапия, рисование, музыкальная терапия, различные методики определения и коррекции внимания, памяти, мышления, предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, используются игры для активного отдыха, коммуникативно-лингвистические, психотехнические, оздоровительные, для интенсивного отдыха.
Учебно – тематический план.
| Название разделов и тем | Общее кол-во часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий | Формы контроля |
1 | Твои новые друзья | 3 | 2 | 1 | Тест |
2 | Как ты растёшь | 3 | 2 | 1 | Экскурсия |
3 | Что ты знаешь о себе | 3 | 2 | 1 | Прогулка |
4 | Твое настроение | 3 | 2 | 1 | Игра |
5 | Как ты познаёшь мир. | 4 | 1 | 3 | Опыты |
6 | Твои чувства | 3 | 2 | 1 | Игра |
7 | Как изменить настроение | 3 | 1 | 2 | Тест |
8 | Твои поступки | 5 | 2 | 3 | Прогулка |
9 | Твои привычки | 4 | 2 | 2 | Беседа |
10 | Что я знаю о себе. | 3 | 1 | 2 | Игра |
ИТОГО 34часа 17час 17час
Содержание курса
Тема 1. Твои новые друзья. Вводное занятие. Знакомство с курсом. Возникающие у ребёнка проблемы в учёбе.
Тема 2. Как ты растешь. Рост и развитие организма, изменение в нём. Измерение роста, веса, пульса.
Тема 3. Что ты знаешь о себе. Режим дня. Для чего человеку нужны часы?
Всё ли правильно в твоём режиме дня? Самооценка своих способностей. Характер человека.
Тема 4. Твое настроение. Виды настроения человека. Оценка своего эмоционального состояния.
Тема 5. Как ты познаёшь мир. Работоспособность человека. Усталость. Виды внимания. Свойства внимания. Как проверить своё внимание. Проверка внимания. Великая роль внимания. Память - есть кладовая ума. Виды памяти. Как развить память. Век живи, век учись. Решение логических задач. Творческое мышление. Расширение представлений о многообразии мира. Профессии людей в прошлом и настоящем.
Тема 6. Твои чувства. Вкус, запах, зрение. Гигиена слуха и зрения. Забота о своём здоровье. Вред курения. Разнообразие чувств человека.
Тема 7. Как изменить настроение. Изменения настроения. Умение регулировать своё настроение. Интересы.
Тема 8. Твои поступки. Оценка своих поступков. Плохие и хорошие поступки.
Тема 9. Твои привычки. Значение привычек в жизни человека. Полезные привычки.
Тема 10. Что я знаю о себе. Исполнение мечты. Твои возможности.
1. Вводное занятие. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Диагностика «Уровень социальной адаптированности учащихся».
3. Твои новые друзья
4. Режим дня
5. Скозкотерапия. Чтение и обсуждение сказки Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»
6. Как ты растешь (урок-исследование)
7. О вреде курения
8. Конкурс плакатов на тему «Курить здоровью вредить»
9. Что ты знаешь о себе
10. Тестирование «Какой я?»
11. Ты в кругу людей. Правила общения.
12. Твое настроение
13. От чего зависит настроение
14. «Правила общения». Беседа.
15. Сказкотерапия. Просмотр и обсуждение мультфильма «Маугли»
16. Как ты познаешь мир
17. Конкурс плакатов на тему «Будь осторожен с неизвестными веществами.
18. Сказкотерапия. Чтение и обсуждение сказки В.Гауфа «Маленький Мук»
19. Твои чувства
20. «Что такое чувства?» Беседа. Встреча с медицинским работником.
21. «Волшебная страна чувств». Урок творчества.
22. Ролевые игры.
23. Как исправить настроение
24. Сказкотерапия. Сочинение сказки «Как Грусть-Тоска превратилась в Радость-Веселье»
25. Экскурсия в краеведческий музей
26. Твои поступки.
27. «Человек в мире правил». Беседа.
28. «Не делай этого». «Нет школьному хулиганству. Выставка рисунков.
29. «Главные ценности в жизни школы». Театрализация.
30. Твои привычки
31. Как избавиться от вредных привычек.
32. Сказкоткрапия. А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
33. Итоговое занятие. Составление коллажа
34. Диагностика «Уровень социализации учащихся».
4. Предполагаемые результаты реализации программы. Предметными результатами занятий по программе «Все цвета, кроме черного» являются:
создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
сформированность важнейших учебных умений и действий.
Метапредметными результатами являются:
культурно- познавательная, коммуникативная компетентность;
приобретение опыта в преодолении возникших трудностей;
расширение кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.
Личностными результатами занятий являются:
обучение планированию, самоконтролю и взаимоконтролю;
развитие способности эффективно строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками;
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.
Литература:
Все цвета, кроме чёрного. Учусь понимать себя. 2класс рабочая тетрадь
Москва изд. Центр «Вента – граф» 2014 М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова
Методическое пособие для учителя. Все цвета, кроме чёрного. Учусь понимать себя. Москва изд. Центр «Вента – граф» 2014 М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова
9