А.С. Миронова
Протокол № от 31.08.2017 г.
2017 — 2018 гг.
г. Ярославль
Программа дополнительного образования «Проектная деятельность по географии» предназначена для обучающихся 6-х классов.
Освоение учебного материала программы обеспечивает формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Программа курса "Проектная деятельность по географии» рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 6-х классов, изучающих географию в рамках школьной программы.
В основе внеурочного курса лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
Альбом, паспорт, газета, плакат, журнал, книжка-раскладушка, серия иллюстраций, коллаж, справочник, коллекция, стенгазета, макет, сценарий праздника, игры, модель, учебное пособие, наглядные пособия, фотоальбом
№ | Тема | Виды деятельности учащихся |
1 | Что такое проект? Типы проектов. Формирование творческих групп | Ознакомление с многообразием проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные; монопроекты, межпредметные и др. Предварительный выбор типа проекта. Распределение обязанностей между членами группы. |
2 | Тема исследования и ее практическая и научная актуальность. Проблема научного исследования Объект и предмет научного исследования. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений | Выбор темы исследования. «Что делают члены моей семьи, чтобы использовать для питья чистую воду» Постановка проблемы исследования Определение объекта и предмета исследования Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования. |
3 | Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования. Методы исследования | Постановка цели и конкретных задач исследования. Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик). |
4 | Виды информационных ресурсов и способы работы с ними. Печатные ресурсы. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии. Техника работы с печатными ресурсами. | Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними. Работа с каталогами в библиотеке. Составление списка библиографии. Составление конспектов, выписок, ссылок и т.д. |
5 | Интернет – ресурсы. Тезисный план | Подбор интернет-ресурсов по теме исследования. Составление тезисного плана. |
6 | Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата. Работа над введением. | Ознакомление со структурой реферата, с правилами его написания и оформления. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. |
7 | Работа над основной частью реферата. Работа над заключением. | Описание процесса исследования. Формулирование результатов исследования. |
8 | Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программе Microsoft PowerPoint. Структура доклада. Составление доклада по теме исследования. | Создание презентации Подготовка к выступлению по теме исследования. |
9 | Защита проекта | Представление доклада и его обсуждение |
10 | Тема исследования и ее практическая и научная актуальность. Проблема научного исследования Объект и предмет научного исследования. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений | Выбор темы исследования. «Народные приметы и прогноз погоды» Постановка проблемы исследования Определение объекта и предмета исследования Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования. |
11 | Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования. Методы исследования | Постановка цели и конкретных задач исследования Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик). |
12 | Виды информационных ресурсов и способы работы с ними. Печатные ресурсы. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии. Техника работы с печатными ресурсами | Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними. Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними. Составление конспектов, выписок, ссылок и т.д. |
13 | Интернет – ресурсы. Тезисный план | Подбор интернет-ресурсов по теме исследования. Составление тезисного плана. |
14 | Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата. Работа над введением. | Ознакомление со структурой реферата, с правилами его написания и оформления. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. |
15 | Работа над основной частью реферата | Описание процесса исследования. |
16 | Работа над заключением. | Формулирование результатов исследования. |
17 | Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программе Microsoft PowerPoint. | Создание презентации |
18 | Структура доклада. Составление доклада по теме исследования. | Подготовка к выступлению по теме исследования. |
19 | Защита проекта | Представление доклада и его обсуждение |
20 | Тема исследования и ее практическая и научная актуальность. Проблема научного исследования | Выбор темы исследования. «Биосфера-дом человека (создание панно с использованием природных материалов)» Постановка проблемы исследования |
21 | Объект и предмет научного исследования. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений | Определение объекта и предмета исследования Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования. |
22 | Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования. | Постановка цели и конкретных задач исследования |
23 | Методы исследования | Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик). |
24 | Виды информационных ресурсов и способы работы с ними. Печатные ресурсы. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии. Техника работы с печатными ресурсами | Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними. Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними. Составление конспектов, выписок, ссылок и т.д. |
25 | Интернет – ресурсы. Тезисный план | Подбор интернет-ресурсов по теме исследования. Составление тезисного плана |
26 | Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата. | Ознакомление со структурой реферата, с правилами его написания и оформления. |
27 | Работа над введением. | Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. |
28 | Работа над основной частью реферата | Описание процесса исследования. |
29 | Работа над заключением. | Формулирование результатов исследования |
30 | Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программе Microsoft PowerPoint. | Создание презентации |
31 | Структура доклада. Составление доклада по теме исследования. | Подготовка к выступлению по теме исследования |
32 | Защита проекта | Представление доклада и его обсуждение |
33 | Рефлексия | Осуществляется рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других. |
34 | Рефлексия | Осуществляется рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других. |
При условии построения факультативного курса как преимущественно практического, наиболее целесообразной формой оценки и контроля усвоения материала является защита проектов.
При оценке ученической работы не только проверяется формальное соответствие вышеизложенным критериям, но также оригинальность замысла и построения эксперимента, степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д. На основании данных составляется рецензия на ученическую работу.
Формой защиты в рамках данного курса можно считать: выступление учеников с докладами об основных результатах своих работ в ходе тематических семинаров, выступление на конференциях различного уровня и т.д.
Примерные критерии оценивания доклада и защиты проекта: степень владения излагаемым материалом, знания в области науки и владение терминологией, доходчивость и выразительность изложения, умение использовать различные приемы привлечения внимания слушателей; качество иллюстративного сопровождения доклада (в том числе, с использованием информационных технологий), аргументированность ответов на вопросы и умение отстаивать свою точку зрения в рамках научного спора.