СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность по географии» 6 КЛАСС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной и исследовательской работы обучающихся путем создания творческих проектов, подготовить обучающихся к ведению исследовательской работы в старшей школе и разработке более сложных проектов, расширить географический кругозор.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность по географии» 6 КЛАСС»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 69»



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ Л.В. Анисимова

Приказ №____от 01.09.2017г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

А.С. Миронова

Протокол № от 31.08.2017 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Проектная деятельность по географии»


6 КЛАСС

Скворцова Елена Анатольевна





2017 — 2018 гг.

г. Ярославль



  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности (см. ООП ООО)

  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Программа дополнительного образования «Проектная деятельность по географии» предназначена для обучающихся 6-х классов.

Освоение учебного материала программы обеспечивает формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Цель программы: через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной и исследовательской работы обучающихся путем создания творческих проектов, подготовить обучающихся к ведению исследовательской работы в старшей школе и разработке более сложных проектов, расширить географический кругозор.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

  • Развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • Научить применять знания на практике при изучении природы Земли и человека;

  • Проводить различные эксперименты под руководством учителя, самостоятельно и с помощью родителей;

  • Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных природных ситуациях;

  • Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации;

  • Развивать у учащихся познавательные умения и навыки; творческие и коммуникативные способности;

  • Интегрировать знания из различных областей наук;

  • Сформировать умение критически мыслить.

Объем и содержание программы:

Программа курса "Проектная деятельность по географии» рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 6-х классов, изучающих географию в рамках школьной программы.



В основе внеурочного курса лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;

  • развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.

  • обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего общего образования;

  • разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Проектная деятельность по географии»», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Формы организации занятий:

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

  • работа в группах (5-8 человек);

  • проектная работа;

  • подготовка сообщений/ рефератов;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • выполнение практических работ;

  • работа с привлечением родителей.

Возможные результаты (выходы) внеурочной деятельности:


Альбом, паспорт, газета, плакат, журнал, книжка-раскладушка, серия иллюстраций, коллаж, справочник, коллекция, стенгазета, макет, сценарий праздника, игры, модель, учебное пособие, наглядные пособия, фотоальбом



























Тематическое планирование


Тема

Виды деятельности учащихся

1


Что такое проект? Типы проектов.

Формирование творческих групп

Ознакомление с многообразием проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные; монопроекты, межпредметные и др. Предварительный выбор типа проекта.

Распределение обязанностей между членами группы.


2



Тема исследования и ее практическая и научная актуальность. Проблема научного исследования

Объект и предмет научного исследования. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений

Выбор темы исследования. «Что делают члены моей семьи, чтобы использовать для питья чистую воду» Постановка проблемы исследования

Определение объекта и предмета исследования

Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования.


3


Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования.

Методы исследования

Постановка цели и конкретных задач исследования.

Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик).


4



Виды информационных ресурсов и способы работы с ними.

Печатные ресурсы. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии. Техника работы с печатными ресурсами.

Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними.

Работа с каталогами в библиотеке. Составление списка библиографии.

Составление конспектов, выписок, ссылок и т.д.

5


Интернет – ресурсы. Тезисный план

Подбор интернет-ресурсов по теме исследования.

Составление тезисного плана.

6


Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата.

Работа над  введением.

Ознакомление со структурой реферата, с правилами его написания и оформления.

Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

7


Работа над основной частью реферата.

Работа над заключением.

Описание процесса исследования. Формулирование результатов исследования.

8


Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программе Microsoft PowerPoint. Структура доклада. Составление доклада по теме исследования.

Создание презентации

Подготовка к выступлению по теме исследования.

9

Защита проекта

Представление доклада и его обсуждение

10



Тема исследования и ее практическая и научная актуальность. Проблема научного исследования

Объект и предмет научного исследования. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений

Выбор темы исследования. «Народные приметы и прогноз погоды»

Постановка проблемы исследования

Определение объекта и предмета исследования

Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования.


11

Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования.

Методы исследования

Постановка цели и конкретных задач исследования

Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик).

12



Виды информационных ресурсов и способы работы с ними. Печатные ресурсы. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии. Техника работы с печатными ресурсами

Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними.

Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними.

Составление конспектов, выписок, ссылок и т.д.

13


Интернет – ресурсы. Тезисный план

Подбор интернет-ресурсов по теме исследования.

Составление тезисного плана.

14


Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата.

Работа над  введением.

Ознакомление со структурой реферата, с правилами его написания и оформления.

Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

15

Работа над основной частью реферата

Описание процесса исследования.

16

Работа над заключением.

Формулирование результатов исследования.

17

Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программе Microsoft PowerPoint.

Создание презентации

18

Структура доклада. Составление доклада по теме исследования.

Подготовка к выступлению по теме исследования.

19

Защита проекта

Представление доклада и его обсуждение

20

Тема исследования и ее практическая и научная актуальность. Проблема научного исследования


Выбор темы исследования. «Биосфера-дом человека (создание панно с использованием природных материалов)»

Постановка проблемы исследования


21

Объект и предмет научного исследования. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений

Определение объекта и предмета исследования

Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования.


22

Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования.

Постановка цели и конкретных задач исследования


23

Методы исследования

Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик).

24

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними. Печатные ресурсы. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии. Техника работы с печатными ресурсами

Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними.

Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними.

Составление конспектов, выписок, ссылок и т.д.

25

Интернет – ресурсы. Тезисный план

Подбор интернет-ресурсов по теме исследования.

Составление тезисного плана

26

Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата.

Ознакомление со структурой реферата, с правилами его написания и оформления.


27

Работа над  введением.

Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

28

Работа над основной частью реферата

Описание процесса исследования.

29

Работа над заключением.

Формулирование результатов исследования

30

Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программе Microsoft PowerPoint.

Создание презентации

31

Структура доклада. Составление доклада по теме исследования.

Подготовка к выступлению по теме исследования

32

Защита проекта

Представление доклада и его обсуждение

33

Рефлексия

Осуществляется рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других.

34

Рефлексия

Осуществляется рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других.







Система оценивания и контроля проектов

При условии построения факультативного курса как преимущественно практического, наиболее целесообразной формой оценки и контроля усвоения материала является защита проектов.

Критерии оценивания проектной деятельности:

  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;

  • наличие литературного обзора, его качество;

  • соответствие выбранных методик поставленным задачам;

  • умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи;

  • логичность и полнота доказательств;

  • соответствие выводов полученным результатам;

  • культура оформления материалов.

При оценке ученической работы не только проверяется формальное соответствие вышеизложенным критериям, но также оригинальность замысла и построения эксперимента, степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д. На основании данных составляется рецензия на ученическую работу.

Примерное содержание рецензии:

  1. соответствие содержания работы теме и цели;

  2. качество обоснования актуальности и практической ценности;

  3. корректность методик;

  4. объективность полученных данных и аргументированность выводов;

  5. наличие собственных предположений и отношения автора к изучаемой проблеме;

  6. соответствие требованиям к оформлению работы;

  7. оценка литературного стиля и грамотности проекта;

  8. оценка оригинальности проекта;

  9. рекомендации и пожелания.

Формой защиты в рамках данного курса можно считать: выступление учеников с докладами об основных результатах своих работ в ходе тематических семинаров, выступление на конференциях различного уровня и т.д.

Примерные критерии оценивания доклада и защиты проекта: степень владения излагаемым материалом, знания в области науки и владение терминологией, доходчивость и выразительность изложения, умение использовать различные приемы привлечения внимания слушателей; качество иллюстративного сопровождения доклада (в том числе, с использованием информационных технологий), аргументированность ответов на вопросы и умение отстаивать свою точку зрения в рамках научного спора.


Список используемой литературы


  1. В.В. Николина, Е.К. Липкина География. Проекты и творческие работы 5-9. М.: Просвещение, 2012

  2. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности // Школьные технологии. – 2002. - №2

  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011

  4. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся.- М.: 2010

  5. http://sch1552.edusite.ru/p32aa1.html

  6. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

  7. Всемирная география http://wgeo.ru/

  8. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

  9. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

  10. GEO и география (клуб путешествий, экспедиций) http://www.geografia.ru/

  11. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

  12.  http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/library/eksperiment-na-uroke-geografii