СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по волейболу (4 ч. в неделю)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по волейболу (4 ч. в неделю)»

Министерство образования и науки Республики Дагестан


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа №3 по волейболу»





СОГЛАСОВАНА: на тренерском совете МБУ ДО «ДЮСШ №3 по волейболу»

Протокол № _1_

от « 09»_09__2019 г.

УТВЕРЖДЕНА:

Директор

МБУ ДО «ДЮСШ №3 по волейболу»

от «_09_»_ 09_2019 г.

приказ: № _163_

__________ Шамхалов Я.А.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по волейболу


Количество часов в неделю 4 часа

Срок реализации программы (весь период обучения)

Возраст занимающихся 6-18 лет





Составитель: Шихмагомедов З. Н.






с. Дагни



СОДЕРЖАНИЕ



Стр.


1.

Пояснительная записка………………………………………………..

3

2.

Нормативная часть программы……………………………………….

6


2.1. Учебный план ДЮСШ……………………………………………

7


2.2. Примерный учебный план на 43 недели учебно-тренировочной и соревновательной деятельности………………….

7


2.3. Контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке………………………………………………..

8


2.4. Контроль в учебной программе………………………………….

12

3.

Методическая часть программы……………………………………...

12

4.

Содержание курса……………………………………………………..

14

5.

6.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………...

Литература……………………………………………………………

23

26


















1. Пояснительная записка


Рабочая программа по волейболу для спортивно-оздоровительной группы составлена на основании адаптированной программы многолетней подготовки по волейболу.

Срок реализации программы (весь период обучения)

Возраст занимающихся 6 - 18 лет.

Актуальность рабочей программы заключается в том, что именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко конкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. Поэтому ребенку очень важно движение, именно с детства формируется потребность к занятиям физкультурой и спортом, привычка здорового образа жизни. Выбор методов и средств воздействия на привития обучающимся потребности к двигательной активности, которая определяется заинтересованностью и сознательным участием его в физкультурно-спортивном процессе.

В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по волейболу отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Данная программа дает возможность развивать педагогические и оздоровительные задачи, продуктивно осваивать физические нагрузки, усиливает мотивацию и интерес к занятиям.

Программа отличается тем, что:

  • позволяет в условиях Детско-юношеской спортивной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Физической культуры»;

  • программа ориентирована на развитие творческого потенциала и физических способностей обучающихся разных возрастных групп;

  • содержание рабочей программы является основой для развития двигательных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых обучающихся;

  • программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) многолетней подготовки реализации задач.

Рабочая программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса подготовки на спортивно-оздоровительном этапе.

Программный материал объединен в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и воспитательной работы, предполагая решение следующих задач на спортивно-оздоровительном этапе (весь период):

  • укрепление здоровья, улучшение физического развития;

  • привитие стойкого интереса к занятиям спортом.

Цель - содействие формированию разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, формированию устойчивых мотивов и потребностей, занимающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, воспитание активной жизненной позиции, нравственных и волевых качеств, интеллектуальное и эстетическое воспитание в процессе занятии.

Задачи:

а) образовательные задачи:

  • обучение занимающихся основным двигательным действиям;

  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта, техническими действиями и приемами игры в волейбол;

  • освоение знаний об истории и современном развитии волейбола, роли и формировании здорового образа жизни;

  • обучение навыкам и умениям игры в волейбол.

б) оздоровительные задачи:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

  • повышение уровня разностороннего физического развития, закаливание.

  • Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил личной гигиены.

в) воспитательные задачи:

  • нравственное воспитание в процессе занятий;

  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

  • достижение высокого возрастного уровня воспитания физических качеств;

  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи;

  • подведение занимающихся к выполнению уровней физической подготовленности.

Ориентируясь на решение задач, программа в своем предметном содержании направлена на реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и материально-технической оснащенностью.

Данная программа предполагает её реализацию в пределах 166 часов (4 часа в неделю) в учебный год и 24 часов учебно-тренировочных сборов и период активного отдыха в летний период согласно плану работы учебной группы.

Срок реализации рабочей программы (весь период обучения). Минимальный возраст зачисление детей в группу 6 лет. Количество занятий в неделю два. Продолжительность занятия 2 часа. Минимальная наполняемость СОГ- 12 человек. Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных составов с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Перевод занимающихся осуществляется по итогам сдачи контрольно-переводных нормативов и показанных спортивных результатов. Обучающиеся не выполнившие переводные требования, могут быть оставлены повторно в группе того же года обучения.

Основные формы организации деятельности учащихся на занятии – групповая, подгрупповая, индивидуальная, фронтальная, которые определяются целевыми задачами учебно-тренировочного занятия: развитием выносливости, силы, гибкости, координации движений и т.д.

Основными показателями выполнения программных требований на спортивно-оздоровительном этапе: стабильность состава занимающихся; посещаемость тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся; уровень освоения основ гигиены и самоконтроля, выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке и участие в соревнованиях. В конце учебного года обучающиеся сдают контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке и специальной физической подготовке. Тесты принимаются в виде зачета на занятии и заносятся в журнал.

В зависимости от целевой задачи и организационной формы учебно-тренировочного занятия используются следующие формы проведения занятий: игровая спортивная тренировка, круговая, спортивно-игровая, турнир, товарищеская встреча, кросс, соревнование.

Предполагаемый результат.

Обучающийся должен:

- соблюдать гигиенические требования при занятиях спортом, соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни;

- овладеть элементарной техникой основных элементов волейбола;

- самостоятельно участвовать в соревнованиях школьного и районного уровня.

- выполнение нормативов юношеских разрядов.



2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Условия комплектования учебной группы

и учебно-тренировочный режим


Год подготовки

Минимальный возраст для зачисления, лет

Минимальное число занимающихся в группе

Максимальное число количество учебных часов в неделю

Требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке на конец учебного года

Спортивно-оздоровительные группы (СОГ)

СО

6

12

4

Выполнение нормативов по физической и технической подготовке



Этап спортивно-оздоровительной подготовки (СО). На этом этапе подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. В спортивно-оздоровительной группе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. Основной принцип в учебно-тренировочной работе на данном этапе подготовки – универсальность подготовки учащихся.

Обучающиеся поступившие на учебу в ВУЗы, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения или на работу, могут продолжить занятия в и спортивно-оздоровительных группах.


2.1. Учебный план ДЮСШ

(на 52 недели учебно-тренировочных занятий в школе и в летний период)





Этап обучения



Спортивно-оздоровительный

Количество часов в неделю

4

Количество часов в год

166

летний УТС

24

Итого часов

190

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; медико-восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах.


2.2. Примерный учебный план


Содержание занятий

Этап

спортивно

-оздоровительный

1

Теоретическая подготовка

7

2

Общая физическая подготовка

30

3

Специальная физическая подготовка

45

4

Технико-тактическая подготовка

68

5

Соревнования и товарищеские игры

8

6

Контрольные испытания, медицинский контроль

8


Итого

166

7

Летние учебно-тренировочные сборы (УТС)

24


ИТОГО

190


Задачи и преимущественная направленность тренировки

- укрепление здоровья;

- улучшение физического развития;

- приобретение разносторонней физической подготовленности;

- привитие стойкого интереса к занятиям спортом;

- воспитание черт спортивного характера;

- приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической работоспособности





2.3. Контрольно-переводные нормативы


Для оценки разносторонней физической подготовки обучающихся и для перевода в следующий год обучения проводятся контрольно-переводные нормативы.

Контрольно-переводные нормативы состоят из 8 упражнений, в которые входят:

- 4 упражнения общей физической подготовки

- 4 упражнения специальной физической подготовки

Все упражнения оцениваются по бальной системе, норматив – 16 балов.

Каждое упражнение оценивается: 1бал – ниже норматива;

2 бала – норматив;

3 бала – свыше норматива.

Обучающиеся сдавшие контрольно-переводные нормативы по ОФП И СФП и набравшие в сумме 16 баллов или больше за 8 упражнений переводятся в следующий год обучения.

Обучающиеся набравшие в сумме меньше 16 баллов за 8 упражнений остаются повторно в группе того же года обучения или переводятся в спортивно-оздоровительные группы).


Контрольные упражнения по ОФП и СФП


Для оценки разносторонней физической подготовки обучающихся и для перевода в следующий год обучения проводятся контрольно-переводные нормативы.

Контрольно-переводные нормативы состоят из 8 упражнений (таблица), в которые входят:

- 5 упражнений общей физической подготовки

- 3 упражнения специальной физической подготовки

Все упражнения оцениваются по бальной системе, норматив – 16 балов.

Каждое упражнение оценивается: 1бал – ниже норматива

2 бала – норматив

3 бала – свыше норматива

Обучающие сдавшие контрольно-переводные нормативы по ОФП И СФП и набравшие в сумме 16 баллов или больше за 8 упражнений переводятся на следующий этап обучения. Обучающие набравшие в сумме меньше 16 баллов за 8 упражнений остаются повторно в группе того же года обучения или переводятся в спортивно-оздоровительные группы.

Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности юных спортсменов, календаря соревнований. На начальных этапах рекомендуется использование контрольных соревнований в виде контрольно-педагогических экзаменов. Так как обучающиеся не выступают в официальных соревнованиях, первый опыт соревновательной практики формируется в стенах школы.

Контрольные испытания:

- наблюдения за занимающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;

- проверку выполнения отдельных приемов техники игры;

- выполнение установленных контрольных нормативов;

- систематический анализ игровой деятельности занимающихся.



Нормативные требования, содержание и методика проведения контрольных испытаний



п/п

Содержание требований

Возраст (лет) юноши

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1


Бег челночный 5 по 6 м (с)

11,5

11,2

11,0

10,9

10,7

10,1

10,1

10,0

9,9

9,8

9,7

9,6

9,5

2

Прыжок в длину с места (см)

90

100

110

120

130

140

150

170

190

200

210

220

230

3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

5

9

12

15

18

20

20

25

29

32

34

38

40

4


Поднимание туловища из положения лежа на спине

10

14

17

19

20

23

25

27

29

30

32

34

35

5


Верхняя передача мяча у стенки

1

1

2

4

6

10

12

14

17

20

24

28

32

6


Прием мяча снизу двумя руками.

1

1

2

2

3

4

5

6

7

8

9

9

9

7


Верхняя прямая подача

--

--

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9

9

8


Бег 30м с высокого старта (сек)



5,9



5,7





5,6






5,5



5,4

5,3

5,2

5,1

5,0

4,9

4,8

4,7

4,6

п/п

Содержание требований

Возраст (лет) девушки

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Бег челночный 5 по 6 м (с)

12,8

12,4

12,1

11,9

11,7

11,1

11,1

11,0

10,9

10,8

10,7

10,6

10,5

2

Прыжок в длину с места (см)

60

80

90

100

110

120

130

140

150

160

170

180

195

3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

4

8

11

15

18

20

20

25

25

25

25

25

25

4

Поднимание туловища из положения лежа на спине

10

14

17

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

5

Верхняя передача мяча у стенки

1

1

2

3

5

8

10

12

14

16

18

20

22

6

Прием мяча снизу двумя руками.

1

1

2

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

Верхняя прямая подача

--

--

1

2

2

3

3

4

4

5

6

7

8

8

Бег 30м с высокого старта (сек)


5,9

5,7

5,6

6,3

6,2

6,1

6,0

5,9

5,8

5,7

5,6

5,5

5,4


Содержание и методика проведения контрольных испытаний


Челночный бег 5х6. Выполняется с высокого старта. На расстоянии 6м стоят стойки, испытуемый добегает до стойки, касается пола рукой, после чего начинает бег в обратную сторону. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии финиша.

Бег 30м. Выполняется с высокого старта. Замеряется время преодоления дистанции до пересечения финишной линии.

Прыжок в длину с места. Исходное положение: стать носками ног к стартовой линии, приготовится к прыжку. Выполняется двумя ногами с махом рук. Длина прыжка с 3-х попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания пола ногами испытуемого. Засчитывается лучший результат из 3-х попыток.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Исходной положение: упор лежа, голова – туловище – ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии голова – туловище – ноги. Одна попытка.

Поднимание туловища из положения лежа на спине. Исходное положение: руки за головой, пальцы рук – в замок, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей одной попытке за 30 сек.

Верхняя передача мяча у стенки: Выполняется на расстоянии 2-3м от стены. При выполнении должна сохраняться техника выполнения, руки над головой образуют воронку, локти впереди, ноги согнуты, разгибание происходит во время выполнения передачи. На выполнение дается три попытки.

Прием мяча снизу двумя руками: Выполняется с подачи с противоположной стороны сетки, мяч необходимо довести в зону номер три. Выполняется 10 подач в площадку.

Верхняя прямая подача: С 6 до 12 лет выполняется подача с укороченной площадки и соответственной высотой сетки, с 13 лет с обычной площадки. Мяч во время удара должен находится выше верхнего плечевого пояса. Количество выполняемых подач 10.








2.4. Контроль в учебной программе



Вид контроля

Цель контроля

Методы и формы

Сроки проведения

Отслеживание результатов

Предварительный

Определить уровень физической подготовки обучающихся

Выполнение контрольных норм. тестов

Сентябрь

Согласно подготовленности обучающегося спланировать учебный и индивидуальный план

Текущий

По результатам скорректировать программу

Выполнение контрольных норм. тестов

Январь

Внести изменения, добавления

Итоговый

Определить результат учебной деятельности

Выполнение контрольных нормативов

Май

Внести корректировку в УП по итогам диагностирования обучающихся




3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ



Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам подготовки, рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.

Подготовка строится на основе следующих методических положений:

- использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения (сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования);

- целевая направленность к мастерству и наивысшим спортивным достижениям путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются из года в год в сторону увеличения объема специальной подготовки;

- оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетнего обучения;

- стремление к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Отдача предпочтения упражнениям динамического характера, приучая занимающихся к различному темпу их выполнения;

- поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например: сочетание физической и технической подготовки);

- моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе;

- использование централизованной подготовки наиболее перспективных обучающихся на учебно-тренировочных сборах с привлечением к работе лучших специалистов.

Теоретическая подготовка – это формирование у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в спортивной аэробике, осуществляется в ходе практических занятий и самостоятельно.

Организационно-методические особенности

подготовки юных спортсменов

Подготовка строится на основе следующих методических положений:

- использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения: сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования;

- целевая направленность к мастерству и наивысшим спортивным достижениям путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются из года в год в сторону увеличения объема специальной подготовки;

- оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетнего обучения;

- стремиться к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Отдавать предпочтение упражнениям динамического характера, приучая занимающихся к различному темпу их выполнения,

- поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например: сочетание физической и технической подготовки);

- моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе;

- использование централизованной подготовки наиболее перспективных спортсменов на учебно-тренировочных сборах с привлечением к работе лучших специалистов.

Теоретическая подготовка – формирование у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в баскетболе осуществляется в ходе практических занятий и самостоятельно.

Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.


4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


4.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


История развития волейбола

История развития и зарождение волейбола в СССР. Становление волейбола как вида спорта. Обзор основных этапов развития его в довоенный период. Выступления советских волейболистов на международных соревнованиях. Характеристика сильнейших национальных команд.


Правила игры и методика судейства соревнований

Эволюция правил игры по волейболу. Действующие правила игры. Перспективы дальнейшего развития правил. Влияние правил игры на ее развитие. Упрощенные правила игры. Методика судейства соревнований. Терминология и жестикуляция. Обязанности членов судейской бригады. Ведение документации соревнований. Роль судьи как воспитателя. Значение квалифицированного судейства.


Техника и тактика игры в волейбол

Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития. Классификация технических приемов. Терминология. Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.

Цель и задачи тактической подготовки

Зависимость тактической подготовки от других видов подготовки. Участие в соревнованиях – необходимое условие проверки тактической подготовки игроков и команды. Особенности тактической подготовки с начинающими.


Единая Всероссийская спортивная классификация

Значение классификации и этапы её развития. Научные основы классификации. Обоснование разрядных требований и контрольных упражнений. Разрядные требования в волейболе для присвоения спортивных разрядов. Присуждение судейской категории.

Физическая подготовка

Задачи физической подготовки. Значение физической подготовки волейболистов в связи с особенностями современной игры.

Общая характеристика спортивной тренировки


Самоконтроль на тренировках


Установка на игру и разбор


Интегральная подготовка

  • Двусторонние игры

  • Товарищеские игры

  • Районные соревнования, Республиканские соревнования


4.2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Современный волейбол предъявляет высокие требо­вания к двигательным способностям и функциональным возможностям спортсмена. Для этого необходимо всесто­роннее развитие физических качеств. Физическую подго­товку подразделяют на общую и специальную.

Цель: Гармоничное развитие всех органов и систем спортсмена, повышение работоспособности, а так же создание основы для развития базовых умений и навыков.

Задачи ОФП:

1. Повышение уровня функциональных возможностей организма спортсмена, путем развития работоспособности применительно к широкому кругу упражнений.

2. Стимулировать развитие выносливости, силовых, скоростно-силовых, координационных возможностей.

3. Систематически обогащать фонд двигательных навыков и умений.

Средства ОФП делятся на 2 группы: косвенного и прямого влияния. Косвенные – кроссы, плавание и т.д. Прямые – упражнения направлены на повышение физической подготовленности и должны быть схожи по координации и характеру с действиями в волейболе.

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

Средствами общей физической подготовки являются обшеразвивающие упражнения, направленные на разви­тие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, ме­таний, а также упражнения на различных снарядах, тре­нажерах, занятия другими видами спорта. Общая физическая подготовка. Основной задачей ОФП является по­вышение работоспособности организма в целом.

Предполагаемый результат:

- Развитие у обучающегося основных физических качеств;

- Повышение психологической подготовленности;

- Укрепление опорно-двигательного аппарата.

Общая физическая подготовка может проводиться в самых разнооб­разных условиях: на стадионе, в гимнастическом зале, в лесу, в парке. Многие упражнения можно выполнять без специального оборудования мест занятий, используя гимнастические снаряды, различные отяго­щения, природные материалы и др.

Основными средствами ОФП волейболистов являются широкий круг общеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег и другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнасти­ческие упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, пла­вание и др.

Выбор этих средств неслучаен. Эти упражнения тотальны по своему воздействию, заставляют активно работать все органы и системы, что укрепляет всю мускулатуру, сердечно-сосудистую систему, улучшает возможности органов дыхания, повышает общий обмен веществ в орга­низме.

Общая физическая подготовка проводится на 1 -м этапе подготови­тельного периода, в небольших объемах — на специально-подготовительном этапе и как средство активного отдыха на предсоревновательном этапе и в соревновательном периоде.

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи, третья – для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20, 30, 60 м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30 м . Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока, на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега;

Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

Общая сила. Ни одно физическое упражнение не мыслимо без про­явления силы. Сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения и способствует проявлению выносливости и ловкости.

Общая силовая подготовленность волейболистов характеризуется ком­плексным развитием силы мышц и мышечных групп. Она приобретается посредством выполнения разнообразных физических упражнений в про­цессе ОФП и является фундаментом для специальной силовой подготов­ки. Правильный подбор упражнений должен обеспечивать пропорцио­нальное развитие всех участвующих в соревновательном движении мышц или мышечных групп. Характерная черта развития силы — возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы. Применяя упражнения с отягощениями, необходимо учитывать уро­вень подготовленности спортсменов, их самочувствие в день трениров­ки, и нагрузка должна быть строго индивидуальна.

Взрывная сила. Выполнение большинства технических приемов в волейболе (подачи, нападающие удары и др.) требует проявления взрыв­ной силы. Поэтому, специальная силовая подготовка волейболиста дол­жна быть направлена прежде всего на развитие скоростно-силовых спо­собностей спортсменов.

Эффект скоростно-силовой тренировки зависит от оптимального возбуждения ЦНС, количества мышечных волокон, принимающих импульсы; расхода энергии при растягивании — сокращении мышц. Поэтому интервалы отдыха между сериями упражнений должны быть такими, чтобы восстанавливалась работоспособность организма спорт­сменов.

При развитии взрывной силы можно применять незначительные по весу отягощения, поскольку чрезмерное увлечение отягощениями сдер­живает прирост специальной силовой подготовленности, т.к. в этом случае нагрузка переносится на неспецифические мышечные группы. Вес отя­гощения должен составлять 10-40% от веса спортсмена.

В специальной силовой тренировке должен применяться главным образом тот режим работы, который соответствует режиму функцио­нирования мышц в игре, с тем, чтобы обеспечивать морфологические и биохимические адаптации (локально-направленное воздействие на­грузки). Упражнения должны выполняться с высокой скоростью сокра­щения мышц.

Скоростно-силовые способности совершенствуются на базе общей силовой подготовленности.

Наиболее приемлемыми для силовой подготовки являются:

— упражнения в преодолении собственного веса (приседания, под­тягивания, прыжковые упражнения и др.);

— упражнения с партнером (приседания, перетягивания и др.);

— упражнения с отягощением (с гирями, штангой, гантелями и др.);

основные и имитационные упражнения с небольшими отягоще­ниями (в тренировочном жилете, с манжетами на кистях, бедрах и т.д.).



4.3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (СФП)


СФП является средством спе­циализированного развития физических качеств.

Задачи ее более узки и более специфичны:

1. Развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища;

быстроты перемещения и сложной реакции; скоростной, прыжковой, иг­ровой выносливости; акробатической и прыжковой ловкости, гибкости.

2. Совершенствование функциональных возможностей организма спортсменов.

3. Повышение психологической подготовленности.

Средствами являются:

1. Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (ско­ростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты пере­ключения от одних действий к другим.

2. Упражнения, сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения.

3. Акробатические упражнения.

4. Подвижные и спортивные игры.

Предполагаемый результат:

  1. Подготовка спортсменов к соревнованиям различного уровня;

  2. Совершенствование технических приемов и развитие специальных физических качеств у спортсменов.

  • Развитие силы

Упражнения для развития силы: с резиновыми амортизаторами, набивным мячом, в парах, с гантелями, штангой для различных мышечных групп. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств для защитника, нападающего, пасующего.

  • Развитие быстроты.

Упражнения для воспитания быстроты перемещений с элементами: легкой атлетики (бег, прыжки), баскетбола (ловля, ведение, передачи), акробатика (кувырки, перевороты), быстроты ответных действий, быстроты и ловкости, быстроты и ориентировки

  • Развитие выносливости

Упражнения для развития специальной выносливости волейболиста: скоростная, прыжковая, силовая, игровая

  • Развитие ловкости

Упражнения для воспитания ловкости волейболиста: для защитника – с элементами акробатики, с б/б мячами; для нападающего – на подкидном мостике, с элементами акробатики, с теннисными мячами. Упражнения для развития внимания, периферического зрения, ориентировки, переключения внимания

  • Развитие гибкости

Развитие прыгучести. Упражнения для воспитания прыгучести, прыжковой ловкости, координации: со скакалками, с теннисными мячами на подкидном мостике, на гимнастической скамейке


4.4. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Цель: Формирование и совершенствование соответствующих навыков. И овладение правильной техники.

Выполнение необходимых приемов игры возможно лишь при условии совершенного владения их техникой. Специфической особенностью волейбола является то, что ни один прием нельзя выполнять изолированно, так как он связан с другими приемами, выполняемыми партнерами по команде, либо соперником.

Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в нападении и техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача, передача, нападающий удар. К технике защиты - прием мяча и блокирование. Передвижения в волейболе, как в нападении, так и в защите, идентичны, но с некоторой спецификой, заключающейся в более низком или высоком положений стойки игрока.

  • Техническая подготовка

- техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).

- техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону. Остановки: скачком, шагом.

- техника передачи двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте, после перемещения. Техника нижних подач: прямая, боковая, свечой, методика обучения технике нижних подач. Подача на точность.

-Техника передачи двумя сверху над собой, назад (короткие, средние, длинные).Техника передачи в прыжке: двумя с поворотом, без поворота одной рукой.

-Техника приема снизу двумя, одной (на месте, после перемещения).Техника приема сверху двумя руками после перемещения с падением: на спину, бедро-спину. Техника приема мяча с падением: кувырком (вперед, назад, в сторону), на руки-грудь.

-Техника верхней прямой подачи: силовая, с планирующей траекторией полета мяча.

-Техника прямого нападающего удара на силу.

-Техника нападающего удара с переводом (кистью, с поворотом туловища).

-Техника нападающего удара с имитацией передачи.

-Нападающий удар тихий, после имитации сильного. -Техника блокирования: одиночное, групповое.







4.5. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Решение определенных тактических задач в игровых ситуациях предопределяется методикой подготовки. Здесь можно выделить основные методически взаимосвязанные задачи:

1. Создание предпосылок для успешного обучения так­тике игры. Развитие у игроков тактического мышления, быстроты сложных реакций, ориентировки на площадке, сообразительности, творческой инициативы и способности прогнозирования при решении различных двигательных задач.

2. Обучение индивидуальным действиям и взаимодей­ствиям с партнерами в нападении и защите, командным действиям, которые характеризуются расположением иг­роков на площадке и их функциями.

3. Формирование умения наиболее эффективно исполь­зовать технические приемы и тактические навыки в за­висимости от своих возможностей, особенности игры про­тивника и внешних условий.

4. Развитие способностей гибко и быстро переклю­чаться с одних систем и вариантов командных действий в нападении и защите на другие.

Необходимо отметить, что если две первые задачи в основном относятся к начальному этапу овладения так­тикой, то последующие решаются на протяжении много­летнего этапа совершенствования.

Средства тактической подготовки.

1. Подготовитель­ные упражнения, направленные на развитие быстроты реакции, ориентировки, скорости переключения с одних движений на другие, с одних действий на другие.

2. Подвижные и спортивные игры, специальные эста­феты.

3. Упражнения по тактике (индивидуальные, группо­вые и командные).

4. Двусторонние игры (с заданиями).

5. Контрольные игры и соревнования.

Методы тактической подготовки.

Методы, используе­мые в процессе тактической подготовки, аналогичны ме­тодам технической подготовки, но основываются на спе­цифике тактики. При показе обычно пользуются макета­ми, кинокольцовками, схемами. При изучении в упрощен­ных условиях сложные тактические действия делят на составные, применяют сигналы, ориентиры; усложняют условия с помощью специальных устройств (например, электротренажер при обучении тактике нападающего удара, блокирования, подач и т, д.).

  • При закреплении изученных тактических действий применяет метод анализа действий (своих и противни­ков). Для этого используют видеомагнитофоны, кино­съемку, схемы, макеты. Специфичен для тактической под­готовки метод моделирования действий противника (от­дельных игроков и команды) и поиск оптимальных про­тиводействий. Тактическая подготовка игрока

-Обучение тактике нападающих ударов. Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы.

-Обучение индивидуальным тактическим действиям при приеме подач. Обучение приему мяча от сетки. Обучение индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов. Развитие координации.

-Обучение индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока. Упражнения для развития прыгучести.

-Обучение отвлекающим действиям при нападающем ударе. Нападающий удар толчком одной ноги. Упражнения для развития гибкости. Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений.

-Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями.

-Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов. Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны.

-Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов. Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока.

-Обучение взаимодействиям нападающего и пасующего. Передача мяча одной рукой в прыжке.

-Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии. Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары). Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы.

-Обучение командным действиям в нападении. Учебная игра с заданием.

-Обучение командным действиям в защите. Учебная игра с заданием.

2.3.4. Двусторонняя игра


Этапы развития физических качеств у юных волейболистов

Девушки


Сила

Юноши

Возраст

Возраст

16

15

14

13

12

11

10

9


9

10

11

12

13

14

15

16

+

+

+

+

+




Динамическая




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Взрывная




+

+

+

+

+

Быстрота

+

+

+

+

+




Быстрота реакции




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Одиночного движения




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Перемещения


+

+

+

+

+

+

+

Выносливость

+

+

+

+

+

+

+

+

Аэробная

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+






Скоростная






+

+

+

+

+

+






Прыжковая






+

+

+

+

+

+






Игровая






+

+

+

Ловкость


+

+

+

+

+

+

+

Координация движения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Быстрота и точность действия


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Распределения и переключение внимания



+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

Устойчивость соматических вестибулярных реакций

+

+

+

+

+

+



Гибкость

+

+

+

+

+

+

+

+

Подвижность в суставах рук, ног, плечевого пояса

+

+

+

+

+

+

+

+


+


+


+


+


+


+


+


+

Гибкость позвоночного столба и крестцово- позвоночного сочленения


+


+


+


+


+


+


+


+


4.6. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ


Основные восстановительные средства:

  1. Душ – применять после каждого тренировочного занятия 5-10 минут.

  2. Ванны – за 30 минут до сна и сразу после тренировки (t 36-380 с добавлением «Хвойного экстракта»).

  3. Сауна, парная баня – применять накануне «дня отдыха».

  4. Плавание в бассейне в течение 20-25 минут.

  5. Массаж и самомассаж.


4.7. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ


Цель: Диагностика физического состояния и уровня здоровья обучающихся.

  1. Определение состояния здоровья и уровня функционального состояния спортсменов для занятий волейболом осуществляется ЦРБ района по графику посещения учебно-тренировочных занятий.

  2. Контроль за состоянием здоровья спортсмена осуществляется врачом ЦРБ 2 раза в учебном году (октябрь- апрель).


4.8. Контрольно переводные нормативы и оценка уровня подготовленности на разных этапах подготовки согласно возрасту


КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И СОРЕВНОВАНИЯ


Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности юных спортсменов, календаря соревнований. На начальных этапах рекомендуется использование контрольных соревнований в виде контрольно-педагогических экзаменов. Так как обучающиеся не выступают в официальных соревнованиях, первый опыт соревновательной практики формируется в стенах школы.

Контрольные испытания:

— наблюдения за занимающимися в процессе учебно--тренировочных занятий;

— проверку выполнения отдельных приемов техники игры;

— выполнение установленных контрольных нормативов;

— систематический анализ игровой деятельности занимающихся.




4.9. ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ


В летний период для обучающихся проводятся учебно-тренировочные сборы и восстановительные сборы в спортивно-оздоровительных лагерях, лагерях с дневным пребыванием детей и по индивидуальным планам.


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Раздел

Форма

занятий

методы и приемы организации учебно-тренировочного процесса

Дидактический

материал,

техническое оснащение

Форма

контроля

Теоретическая подготовка





- беседа;

-просмотр фотографий, рисунков и таблиц, учебных видеофильмов

- самостояте-

льное чтение специальной литературы;

-практические занятия


- сообщение новых знаний;

- объяснение;

- работа с учебно-методической литературой;

-работа по фотографиям;

-работа по рисункам;

-работа по таблицам;

-практический показ.

- фотографии;

- рисунки;

-учебные и методические пособия;

-специальная литература;

-учебно-методическая литература;

- журнал «Лыжные гонки»;

-научно-популярная литература;

- волейбольное оборудование и инвентарь.

- участие в беседе;

-краткий пересказ учебного материала;

- семинары;

-устный анализ к рисункам, фотографиям, фильмам.


Общая физическая

подготовка


-учебно-тренировочное занятие

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- самостоятельный показ и подбор упражнений (проблемное обучение)

-учебные и методические пособия;

-учебно-методическая литература.


контрольные нормативы по общей физической подготовке.

- врачебный контроль.

Специальная физическая подготовка

- учебно-тренировочное занятие


- словесный;

- наглядный;

- практический;

- самостоятельный показ и подбор упражнений (проблемное обучение)

- фотографии;

- рисунки;

- учебные и методические пособия;

-учебно-методическая литература;


контрольные нормативы и упражнения

текущий контроль.

Техническая подготовка


-учебно-тренировочное занятие

- групповая, подгрупповая, фронтальная, индивидуально-фронтальная.

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- самостоятельный показ и подбор упражнений (проблемное обучение)

- фотографии;

- рисунки;

- учебные и методические пособия;

-учебно-методическая литература;

- волейбольный инвентарь.


контр.упр. нормативы и контр.

тренировки.

текущий контроль.

Соревнования


- контрольная тренировка;

- соревнование

- практический;


- волейбольный инвентарь



протокол соревнований, промежуточный, итоговый

Контрольно-переводные испытания

фронтальная, индивидуально-фронтальная.

- практический;

- словесный;

-волейбольный инвентарь, методические пособия;


протокол

вводный, текущий.

Медицинский контроль

групповая, подгрупповая, индивидуально-фронтальная.

- практический;

- словесный;

- оборудование для тестирования.

вводный.


Литература

1.Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996.– 83 с.

2. Безмельницын Н.Г., Астафьев Н.В. Подготовка курсовых (дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности»: Учебн. пособие. – Омск: СибГАФК, 1994. – 85 с.

3. Волейбол:Учебник для высших учебных заведений физической культуры /Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 368 с.

4. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.Н.Клещева, А.Г.Айриянца. – 3-е изд., испр., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 270 с.

5. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 132 с. (Правила соревнований)

6. Ивойлов А.В. Волейбол: Учебн. для пед. ин-тов – 3-е изд., испр. и перераб. – Минск: Выш. школа, 1985. – 261 с.

7. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ и ДЮСШОР. – Омск.: ОмГТУ, 1994. – 198 с.

8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.

9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!